Эту площадку камчатцы знают очень хорошо: большая часть всех краевых выставок и ярмарок проходит именно здесь — "в КВТЦ на кольце" (удачная рифма не оставляет шансов забыть адрес Центра). Однако мало кто из обывателей догадывается, что выставки — лишь вершина большого процесса, который кипит в стенах этого учреждения.
Именно Камчатский выставочно-туристический центр организует такие глобальные мероприятия, как, например, фестиваль "Берингия"(0+), ставший визитной карточкой полуострова. И возводить невероятно эффектные камчатские павильоны на ВЭФ(16+) во Владивостоке доверяют который год тоже КВТЦ.
О буднях организаторов практически всего самого интересного на Камчатке и о Камчатке — в интервью ИА KamchatkaMedia с директором Камчатского выставочно-туристического центра Александром Журавлёвым.
— Александр Сергеевич, земляки, в основном, воспринимают КВТЦ, как площадку, где проходят тематические ярмарки и выставки, где можно купить что-то наше местное, вкусное, свежее, красивое…
— Да, это вполне понятно, что прежде всего о нас судят по "витрине". На наших площадках уже много лет проходят ежегодные выставки — "Камчатка — твое невероятное приключение"(0+), "Сказочная Камчатка"(0+), "Искусство жить на даче"(0+), а также новогодние и пасхальные ярмарки и. т. д. И выездные выставочные мероприятия за пределами нашего Центра и нашего края мы тоже организуем и помогаем с организацией коллегам. Вот, например, совсем недавно прошла самая масштабная сельскохозяйственная выставка-ярмарка у нас в крае — "Елизовская осень"(0+). КВТЦ традиционно выступил соорганизатором этого мероприятия, мы обеспечили оборудованными торговыми местами наши крупные компании, установили палатки, холодильные лари, подключили электричество, установили сцену и прочее, прочее.
Несмотря на то, что в названии Центра "выставочный" идет первым, а "туристический" вторым, львиная доля наших мероприятий, нашей деятельности посвящена именно развитию туризма. Мы занимаемся реализацией политики министерства туризма.
Наши площади, наши руки и головы постоянно задействованы. Когда мы подводили итоги прошлого года, подсчитали, что нами проведено более 100 мероприятий, около 20 из них — собственные, где организатором является министерство туризма и КВТЦ. Остальное — это мероприятия наших коллег, которые проходили на нашей площадке — стратегические сессии, форумы, выставки. Мы активно помогая коллегам организовывать их на высоком качественном уровне. И довольно большую часть мероприятий мы проводили и за пределами края.
— Те выставки, на которых представляют туристический потенциал Камчатки в Москве, во Владивостоке, тоже ваша команда помогает организовывать?
— Да, в этом году мы нашу экспозицию на Всероссийском туристическом форуме "Путешествуй!"(6+) представили в очень интересном и, уверен, действенном формате. Постарались развенчать миф о том, что отдых на Камчатке — это дорого, далеко и холодно. Акцент регионального стенда был сделан на то, что это доступно, комфортно и качественно.
— Удалось сломать шаблон?
— Думаю, на радикальные подвижки в этом вопросе потребуется время, но восприятие уже поменялось у многих. Потому что мы не абстрактными средствами все это обрисовывали, а вполне конкретными. И собрали все в экспозицию под слоганом "Летим на Камчатку!".
У нас был большой экран, на котором демонстрировалась природа полуострова и его туристические возможности.
Рядом оборудовали тач-панель, где в режиме реального времени на странице сервиса по поиску и покупке авиабилетов можно было приобрести билет по маршруту "Москва-Петропавловск-Камчатский" стоимостью порядка 17 тысяч рублей.
Тут же можно было получить консультацию наших туроператов, которые рассказывали подробно о том, какие конкретно маршруты и программы полуостров может предложить сегодня.
Мы представили там Национальный туристический маршрут — летний тур "Камчатка — здесь начинается Россия". Это шестидневная программа. Туда входит проживание в гостиницах, обзорные экскурсии по столице края, посещение "Вулканариума" и музея "Океанрыбфлота", тематический обед в ресторане, морская прогулка, выезд на Авачинский вулкан, купание в термальных бассейнах Паратунки. Довольно насыщенная программа… И стоимость ее — от 80 тысяч рублей. Вполне доступное, понятное и конкурентоспособное предложение.
— Есть уже реальный отклик?
— Да, наша работа уже дает свои плоды. Министерство туризма края собирает информацию — уже есть немало людей, которые купили туры и прилетели на Камчатку, благодаря этим выставкам. Уверен, что в перпективе таких туристов будет гораздо больше, некоторые заказывали туры на более позднее время.
— Этот формат хорошо сработал, вы решили развивать его и на ВЭФ в нынешнем году? Знаем, что наш павильон многих гостей покорил…
— Мы очень постарались, чтобы Камчатка на "Улицах Дальнего Востока" (6+) на форуме выглядела заметно. Соорудили большой туристско-информационный центр — двухэтажный павильон. В нем можно было ознакомиться с инвестиционным потенциалом полуострова и его туристическими фишками.
Входную зону в этом году мы сделали в стиле нового международного аэропорта, который строится сейчас у нас в крае и совсем скоро будет сдан. Уже в будущем году, как планируется, туристы будут прилетать в новый, красивый, современный аэропорт.
Гости нашего павильона сразу попадали в выставочную зону, где можно было полюбоваться красотами Камчатки и узнать о возможностях, которые край предоставляет. Чтобы человек зашел и сразу произошло полное погружение в Камчатку. В ее уникальность!
Как говорит на презентациях один из наших амбассадоров, Александр Мороз, чтобы увидеть гейзер, нужно съездить в Исландию, чтобы увидеть вулкан, нужно отправиться в Японию, чтобы увидеть лосося и медведя — на Аляску, а чтобы увидеть все в одном месте, нужно просто приехать на Камчатку!
Всю эту красоту мы собрали в ярком приветственном видеоролике.
А затем в режиме "ресторанного меню" каждый гость нашего павильона мог выбрать на свой вкус экскурсии, восхождения, морские прогулки, гостиницы, бассейны, рестораны — таким образом собрать свою индивидуальную программу и тут же отправить ее туроператору. И, конечно, там же была предоставлена возможность воспользоваться онлайн-авиакассой.
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, когда побывал у нас в павильоне накануне открытия форума, высоко оценил нашу задумку, он сказал, что Камчатский край организовал настоящее туристическое агентство на своем стенде — можно сразу купить билет и буквально улететь прямиком на Камчатку. Такую задачу мы себе и ставили!
— Насыщенным у вас получился высокий сезон… Мероприятия идут одно за одним, и все масштабные… Как справляетесь?
— Наш календарь практически без выходных. Даже наоборот — то, что для всех выходные — для нас самая горячая пора. Очень благодарен нашей слаженной команде, в которой трудятся настоящие профи!
Много мероприятий, которые, вроде, уже традиционные для Камчатки, однако они постоянно развиваются и требуют очень больших энергозатрат. Как День вулкана (6+), например. Каждый год помимо основных составляющих добавляется что-то новое, интересное.
День вулкана. kamgov.ru
В этом году, например, для фиксации индивидуальных результатов восхождения впервые применялась автоматизированная система хронометрирования, которая регистрирует время старта и финиша участников путем считывания трек-номеров.
А вообще любое такое масштабное мероприятие состоит из массы нюансов, которые нужно качественно организовать, чтобы работало, как часы, чтобы всё получилось.
— Сейчас много говорится о безопасности в туризме, КВТЦ в этом направлении работает?
— Да, эта важная тема — отдельный пласт нашей работы. Ежегодно совместно с министерством туризма Камчатского края мы проводим ряд мероприятий по безопасности. Изготавливаем и размещаем (в соцсетях, на туристическом портале visitkamchatka и на выставках разного уровня) видеоролики, где в доступной форме рассказываем о правилах поведения на вулканах, например, или в термальных источниках, на снегоходных экскурсиях, вообще — в дикой природе Камчатки.
Также мы участвуем в организации и проведении обязательной аттестации экскурсоводов и гидов-переводчиков. На сегодняшний день на территории Камчатского края обязательную аттестацию прошли 148 экскурсоводов (гидов) и 10 гидов-переводчиков.
Вообще, мы большое внимание уделяем взращиванию профессионалов в сфере туризма. Проводим тематические курсы и образовательные марафоны — по лавинной опасности, по оказанию первой помощи и.т.д
Стараемся мотивировать работников сферы к профессиональному росту. Ежегодно проводим конкурс "Лучший в профессии индустрии туризма".
— Александр Сергеевич, зима не за горами, скоро начнете к "Берингии" готовиться?
— А мы не прекращаем к "Берингии" готовиться никогда (смеется). Это только для гостей праздника "Берингия" начинается в феврале, а для нас, организаторов, она бесконечна. Это сложносоставное событие, в нём столько деталей, которые требуют внимания круглый год. И многое из этого остается за кулисами.
"Берингия", вперед!. КВТЦ
Например, процесс обеспечения участников гонки рыбной продукцией для кормления собак Этим мы занимаемся совместно с краевым минрыбхозом, но каких-то поставщиков находим сами. Например, на нас вышел рыбозавод из Атласова, удалось договориться, и теперь у каюров Быстринского района есть возможность получать рыбу для своих собак.
Когда "Берингия" едет по поселкам, для жителей севера это всегда особенное событие, гонку ждут. И едут ведь не только каюры, но и большая команда сопровождения. Кроме какого-то необходимого оборудования, техники, провизии, мы везем и подарки детям. А подарки надо подготовить заранее. Вот мы занимаемся с нашими предпринимателями и этой подготовкой. С "Бархатятами", например, изготовили пазлы с камчатской тематикой. Привезли в поселки, дети были так рады!
Да обо всей подготовке и не расскажешь, это непрекращающийся процесс, но очень крутой. Я безмерно люблю "Берингию", это для меня и большой кайф, и такой же большой стресс.
"Берингия", вперед!. КВТЦ
Столько всего сделано за эти годы! Во-первых, гонка из спортивных состязаний превратилась в масштабный зимний фестиваль, в рамках которого проходит федеральный туристический форум (12+), межрегиональные выставки с участием коллег из ДФО, детская гонка "Дюлин"(6+)… "Берингия" и сама выросла, и рядом с ней выросло и возмужало три мероприятия-сателлита — "Елизовский спринт" (6+), "Снежный путь" (6+) и возрожденная гонка "Берингия. Авача"(6+), которая проходит вокруг наших домашних вулканов. Она получила уже статус всероссийской, а в будущем году, вероятно, станет международной. Уже поступают заявки от иностранных участников.
— Слышали, что и следующая "Берингия" будет особенной… Что планируется?
— Планируется рекорд! В 2025 году мы будем праздновать 35 лет с момента проведения первой "Берингии". Конечно, хочется отметить это событие ярко! Будет необычный маршрут — упряжки поедут с Камчатки до Чукотки.
Стартовать будут в Усть-Камчатске, финишировать — в Анадыре. За месяц каюры пройдут более 2100 километров (мировой рекорд 1991 года составляет 1980 километров и он тоже принадлежит "Берингии", эта гонка была занесена в Книгу рекордов Гиннесса).
На ВЭФ губернаторы Камчатского края и ЧАО подписали соглашение о совместном проведении новой рекордной гонки, которая будет называться "Берингия Камчатка — Чукотка" (6+). Подготовка уже идет полным ходом. Надеемся, что это мероприятие соберет много гостей и к нам на полуостров, и к соседям на Чукотку.
— Какие еще направления туризма у вас в зоне особого внимания?
— Мы планируем во всех направлениях действовать… Из того, о чем еще не поговорили, это, наверное, гастротуризм. Очень интересная тема! Уже есть у нас первые успехи в этой сфере — наш гастрофестиваль "Папоротникраб", который начинается в июне с массового сбора папоротника.
Было у нас уже два гастрокэмпа — в 2022 году — всероссийский, а в 2023 году уже международный. На Камчатку съезжались именитые шеф-повара, в том числе из мишленовских ресторанов из Индонезии, Перу, Таиланда. Они делились опытом с местными шефами — как из наших традиционных локальных продуктов готовить блюда мирового уровня, и совместно с ними влюбляли студентов Камчатского колледжа технологии и сервиса в их будущую профессию.
А еще к нам на зимний фестиваль "Берингия", на "Снежный путь" мы приглашали знаменитого повара Василия Емельяненко. У него есть в интернете очень популярный канал "Вася накормит"(18+).
— Накормил?
— Еще как! Его задача была сделать блюдо уличной кухни из доступных продуктов, таких как треска, минтай. Мы, как могли, содействовали в выполнении этой задачи: нашли огромный котел, поставили шатер, дрова привезли, пригнали полевую кухню из войсковой части. Позвали в помощь шефу наших камчатских студентов, которые учатся на поваров и технологов. Они большой командой два дня делали заготовки, а на третий развели костер и сварили самый крутой рыбный суп! И раздали тысячу порций гостям и участникам "Снежного пути".
После этого удачного опыта у нашего министра туризма Владимира Русанова возникла идея сделать на Камчатке фестиваль уличной еды. Не заманивать людей в рестораны, как это было на предыдущих гастрокэмпах, а наоборот, вывести рестораны на улицы и показать, что из камчатских продуктов можно готовить и вкусные, быстрые и недорогие блюда.
Чебуреки с кальмаром, бургеры с крабом… Посмотрим, куда заведет фантазия наших шеф-поваров. Мы горим желанием воплотить эту идею в реальность! Надеюсь, следующим летом это получится. То, что на Камчатке вкусно, это уже известно. Хочется показать, что вкусно не только, когда очень дорого и когда тебе это подают в самых фешенебельных ресторанах, а что это еще может быть доступным для всех.
— Очень захотелось доступный бургер с крабом… Спасибо за беседу, будем ждать фестиваль!