Сергей Шишкарёв предложил решать проблему дефицита кадров "на поколение вперед"
21 декабря, 19:15
Сергей Шишкарёв предложил решать проблему дефицита кадров "на поколение вперед"
21 декабря, 19:15
Кухонный хаос: как неудачная расстановка предметов увеличивает ваши счета за ЖКХ
21 декабря, 19:15
Мудрец в строгом костюме: загадка о профессии, меняющей жизни
21 декабря, 19:10
На Камчатке поиски пропавшего самолета АН-2 приостановлены до утра 22 декабря
21 декабря, 18:30
На Камчатке наградили призёров и участников конкурса детских рисунков "Лес — наш главный интерес"
21 декабря, 17:50
Большая часть лесных пожаров на Камчатке в 2024 году была потушена в первые сутки
21 декабря, 15:51
В столице Камчатки состоялось итоговое заседание Совета судей региона
21 декабря, 13:57
Самолёт, летевший на Камчатку, экстренно сел в Магадане
21 декабря, 12:01
На Камчатке продолжаются поиски пропавшего самолета АН-2
21 декабря, 11:25
В рамках Народной программы Владимира Солодова проводится обновление морского и речного флота Камчатки
21 декабря, 10:39
Молодежь Камчатки посетила культурные мероприятия по программе "Пушкинская карта" более 15 тысяч раз
21 декабря, 08:50
Камчатка 21 декабря: становление советской власти и новая городская электростанция
21 декабря, 08:50
21 декабря в календаре: День зимнего солнцестояния
21 декабря, 07:40
Проект ВТБ "Лаборатория бизнес-решений" удостоен премии "Эффективное образование"
20 декабря, 21:35

Камчатка 14 сентября: путешественник Кокрейн и гибель буксира "Кит"

Этот день в истории — листок памятных дат от ИА KamchatkaMedia
Собачья упряжка ительменов из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова.
Собачья упряжка ительменов
Фото: из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова.
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Указ о предоставлении крещеным ительменам десятилетней льготы по уплате ясака

14 сентября 1731 года появился известный указ Сибирского приказа о предоставлении крещеным ительменам десятилетней льготы по уплате ясака. В ноябре 1731 г. ситуация с крещением иноземцев на Камчатке рассматривалась на заседании Синода. Но все эти правительственные предписания начали претворяться в жизнь уже после восстания ительменов. 

Ительмены, со своей стороны, в соответствии с образом жизни и мировосприятием во всех их составляющих компонентах были не готовы к быстрому принятию принесенной русскими системы социально-политических и экономических отношений. 

Уже сами русские, которых представляли преимущественно казаки, в их глазах изначально отличались от "настоящих", "обычных" людей. По свидетельству Крашенинникова, ительмены прозвали русских "брыхтатын" "огненные люди", "по причине огнестрельного оружия, которого они не видая прежде думали, что огонь не из ружья выходит, но что россияне огненное имеют духание". 

По версии Стеллера, "русского человека они называют татах, что на их языке означает давай сюда, выражение, являющее первым требованием русских. Казака же они именуют брахтадт или брахтатах что значило двигайся, подавай и в чем всегда выражался modus precedendi (способ действия) казаков". 

В связи с тем, что об ительменском языке XVIII в. исследователи имеют очень смутное представление, трудно судить, кто Крашенинников или Стеллер более адекватно передал звучание и значение слова, которым ительмены обозначили русских. Крашенинниковское "брыхтатын" созвучно и почти аналогично "этнонимам", применявшимся в то же время чукчами и коряками в отношении русских "мелг-таньги", "мелгы-таннытан", "милхтангата" (чукот.), "мельгытанги", "мильтангата" (коряк.), что означало "огненные чужие, враги" (именно чужие и враги, а не люди, как полагал Крашенинников).

С. Н. Стебницкий отмечал: "Таньгытан (тан нытан, мн. число таньно) слово, существующее как в коряцком, так и в чукотском языке; в древности оно имело значение враг, а в настоящее время совершенно изменило свое первоначальное значение и употребляется в коряцком языке со значением чукча, а в чукотском со значением коряк". 

Это созвучие дает основание для проведения аналогий между восприятием русских ительменами, с одной стороны, и коряками, и чукчами (к последним в то время относили и азиатских эскимосов), с другой. По наблюдениям В. И. Иохельсона, коряки "на всякого чужого смотрели как на возможного врага Отношение к постороннему как к врагу или недоброжелателю выражалось не только в опасении физического вреда от него, но также в опасении злого влияния его дурного глаза, злого языка и слова".

Из энциклопедии

Джон Дандас Кокрейн. Из энциклопедии

Английский путешественник Джон Дандас Кокрейн

14 сентября 1821 года на транспорте "Михаил" в Петропавловск из Охотска прибыл английский путешественник Джон Дандас Кохрейн, проехавший через всю Сибирь. 

Капитан Джон Дандас Кокрейн (14 февраля 1793 — 12 августа 1825) был шотландским офицером Королевского флота, путешественником и исследователем. Внебрачный сын шотландского депутата, командующего армией и мошенника Эндрю Кокрейн-Джонстона, Джон Дандас Кокрейн происходил из обширной военно-морской и армейской семьи — он был двоюродным братом адмирала Томаса Кокрейна, 10-го графа Дандональда.  

Джон Дандас Кокрейн совершил поездки в Испанию и Португалию, прежде чем подать заявление в Адмиралтейство для исследования реки Нигер в Африке. Получив отказ в разрешении, он решил пройтись по Европе и России, пытаясь добраться до Северной Америки. 

Он отправился в феврале 1822 года, пересек Францию ​​и Германию и в апреле достиг Санкт-Петербурга. Продолжая свой путь на восток пешком, на лодке и верхом, он в конце концов достиг Колымска в январе 1821 года. Здесь он узнал, что Берингов пролив отделяет Россию от Северной Америки, поэтому он решил отправиться на Камчатку. 

Он достиг полуострова в августе 1821 года и оставался там до июля 1822 года. В январе он женился на Ксении Ивановне Логиновой, дочери петропавловского дьячка, приёмной дочери адмирала Петра Рикорда, российского губернатора Камчатки. Её было 15 лет. 

Из энциклопедии

Ксения Ивановна, урождённая Логинова, приёмная дочь адмирала Рикорда. Из энциклопедии

В июле 1822 года он и его жена отправились обратно в Санкт-Петербург. По дороге Кокрейн совершил короткое исследовательское путешествие в Кяхту и на границу с Монголией, ненадолго оставив жену в Иркутске. После многих невзгод супруги добрались до Санкт-Петербурга в июне 1823 года, а затем отправились в Лондон.

Путешествие из Дьеппа на Камчатку через Колымск составляло около 8 900 км. Обратный путь до Санкт-Петербурга составил около 4 250 миль (6 840 км).

Вернувшись в Англию, Джон Дандас Кокрейн опубликовал отчет о своих путешествиях в своем "Повествовании о пешеходном путешествии через русскую и сибирскую Тартарию к границам Китая, замерзшего моря и Камчатки". Впервые он был опубликован Джоном Мюрреем в 1823 году; второе и третье издания были напечатаны Чарльзом Найтом в 1824 г. и 1825 годах; и четвертое издание Арчибальда Констебля вышло в 1829 году. 

По некоторым данным, свою малолетнюю жену он поместил в одно из учебных заведений для женщин.

В июне 1824 года Кокрейн отправился в Южную Америку, возможно, чтобы присоединиться к своему двоюродному брату Чарльзу Стюарту Кокрейну, который участвовал в борьбе за независимость Венесуэлы вместе с Симоном Боливаром. Джон вернулся в Лондон в начале 1825 года, чтобы подготовить третье издание своей книги. 

Снова оставив жену в Лондоне, он вернулся в Южную Америку летом 1825 года, планируя либо наблюдать за работой на предприятиях своей семьи по добыче меди в Южной Америке, либо пройти пешком через Анды. Планы пошли прахом — он умер от лихорадки 12 августа 1825 года в Валенсии, Колумбия. Ему было едва за 30 лет. 

Ксения Ивановна, которая стала вдовой в 18 лет, пережила мужа почти на полвека. После смерти Джона Дандаса она вернулась в Санкт-Петербург, где поселилась в доме Рикорда. В 1828 году она вышла замуж за военного моряка, в будущем адмирала Петра Фёдоровича Анжу, исследователя Арктики. В браке родилось шестеро детей, из которых старший, Пётр, также служил в российском флоте и был известным гидрографом, в частности, на фрегате "Паллада" совершил путешествие из Кронштадта к берегам Японии, а затем на шхуне "Восток" плавал к берегам Кореи и по реке Амур.

Из фондов КГБУ ККОМ

Контр-адмирал Дмитрий Петрович Максутов. Из фондов КГБУ ККОМ

Дмитрий Максутов

14 сентября 1854 года на американском бриге "Ноубл" в Охотск и далее в Иркутск и Петербург с рапортом Василия Завойко о Петропавловском сражении отправился лейтенант Дмитрий Максутов. 6 ноября он прибыл в Иркутск, где 7-8 ноября прошли пышные торжества по поводу победы в Петропавловске.

Дмитрий Петрович Максутов — князь, российский государственный дея­тель, контр-адмирал. Окон­чил Морской ка­дет­ский кор­пус (1849 год). Слу­жил на Чер­но­мор­ском фло­те, с 1852 года — на кор­ве­те "Оли­ву­ца" на Ти­хом океане. Вско­ре по­сле на­ча­ла Крым­ской вой­ны 1853-1856 годов ко­ман­ди­ро­ван в Пе­тро­пав­лов­ский порт (ны­не город Пе­тро­пав­ловск-Кам­чат­ский), в ию­не-сентябре 1854 года — по­мощ­ник ка­пи­та­на над Пе­тро­пав­лов­ским пор­том. При от­ра­же­нии на­па­де­ния англо-французской эс­кад­ры на го­род от­ли­чил­ся, ко­ман­дуя бе­ре­го­вой ба­та­ре­ей № 2 (на­гра­ж­дён ор­де­ном Святого Ге­ор­гия 4-й сте­пе­ни); его стар­ший брат Александр Мак­су­тов ко­ман­до­вал ба­та­ре­ей № 3, был ра­нен и скон­чал­ся. В конце 1854 года лич­но пред­ста­вил императору Ни­ко­лаю I до­не­се­ние об ус­пе­хе Пе­тро­пав­лов­ска обо­ро­ны 1854 года.

В 1855-1856 годы — исполняющий должность ка­пи­та­на над Ни­ко­ла­ев­ским по­стом (ны­не город Ни­ко­ла­евск-на-Аму­ре), вновь слу­жил на кор­ве­те "Оли­ву­ца" и при­был на нём в Кронштадт (1857 год). Стар­ший офи­цер па­рус­но-па­ро­во­го ли­ней­но­го ко­раб­ля "Орёл" Балтийского фло­та (1857-1858 годы).

С 19 (31) января 1859 года — по­мощ­ник главного пра­ви­те­ля Рус­ской Аме­ри­ки. В 1861-1862 годы од­но­вре­мен­но ко­ман­до­вал ко­раб­ля­ми Рос­сий­ско-Аме­ри­кан­ской ком­па­нии — транс­пор­том "Кам­чат­ка" и па­ро­хо­дом "Ве­ли­кий князь Кон­стан­тин", на ко­то­ром со­вер­шил экс­пе­ди­цию в устье реки Сти­кин для про­вер­ки со­об­ще­ний о най­ден­ном на ре­ке зо­ло­те (май 1862 года). 

С декабря 1863 года — исполняющий должность главного пра­ви­те­ля Русской Аме­ри­ки, в мае 1864 года всту­пил в долж­ность, в ко­то­рой ут­вер­ждён 1(13) января 1866 года. Про­дол­жил раз­ви­тие от­но­ше­ний с ин­дей­ским на­се­ле­ни­ем Аля­ски и рас­ши­ре­ние тор­гов­ли ме­хом, од­на­ко для эко­но­мии за­крыл 3 за­ку­поч­ные фак­то­рии. 

О про­да­же Русской Аме­ри­ки США был уве­дом­лен российским пра­ви­тель­ст­вом толь­ко по за­клю­че­нии Ва­шинг­тон­ско­го до­го­во­ра 1867 года. В Но­во­ар­хан­гель­ске (ны­не Сит­ка, США) уча­ст­во­вал в пе­ре­да­че Аля­ски американским во­енным вла­стям 6 (18 октября) 1867 года. До января 1869 года российский кон­сул в Сит­ке, ру­ко­во­дил ли­к­ви­да­ци­ей дел ком­па­нии и про­дал большую часть её иму­ще­ст­ва ком­па­нии "Hutchinson, Kohl and Co" в Сан-Фран­ци­ско, пе­ре­име­но­ван­ной в "Alaska Commercial Compa­ny".

По воз­вра­ще­нии в Рос­сию вновь за­чис­лен на флот, в 1871 году от­чис­лен "для служ­бы на ком­мер­че­ских су­дах" и стал пай­щи­ком тор­го­во­го до­ма "Гут­чин­сон, Ко­оль, князь Мак­су­тов и Ко", дей­ст­во­вав­ше­го на российском Даль­нем Вос­то­ке. За­тем член прав­ле­ния ком­па­ний, уча­ст­во­вав­ших в рас­ши­ре­нии Ма­ри­ин­ской вод­ной сис­те­мы. С 1873 года опять за­чис­лен на флот, член во­енно-морского су­да при Санкт-Пе­тербургском пор­те (до 1879 год). С 1882 года в от­став­ке.

из книги С. В. Гаврилова «Вдоль Камчатских берегов»

Пароход «Ставрополь». из книги С. В. Гаврилова «Вдоль Камчатских берегов»

Пароход "Котик", он же "Ставрополь", он же "Ворошиловск"

Утром 14 сентября 1917 года в Петропавловск зашел "Ставрополь", возвращавшийся из полярного рейса к устью реки Колымы. Им командовал Г. М. Гросберг. На судне во Владивосток везли двух живых белых медведей и двух лисиц. 

Пароход, который изначально назывался "Котик", был построен по заказу Камчатского торгово-промышленного общества России в Штеттине (Германия). Предназначался для работы в Беринговом море и Арктике и мог принимать на борт 6 пассажиров в каюты 1-го класса, 14 — 2-го и 130 — палубных. Дальность плавания — 4000 миль.

В августе 1912 г. правление Доброфлота перекупило судно и переименовало в "Ставрополь".В 1915 г. находился в аренде у переселенческого управления Владивостока и ходил на Приморской линии. В 1915 г. "Ставрополь" добирался до устья Колымы.

В июле 1921 г. с грузом прибыл в Чифу, где был задержан китайскими властями по просьбе представителя советского Добровольного флота. Белогвардейцы для его захвата отправили из Владивостока вооруженный отряд на посыльном судне "Магнит". Однако китайцы под угрозой применения оружия выдворили их из порта.

В декабре 1922 г. пароход возвратился в оставленный белыми Владивосток.

16 апреля 1923 г. мобилизован, вооружен двумя 76,2-мм и двумя 75-мм орудиями и как ВСКР включен в состав МСДВ. В период с 26 апреля по 29 июля 1923 г. принимал участие в ликвидации отряда генерала Пепеляева. 6 июня 1923 разоружен и возвращен Доброфлоту. Затем пароход использовался для рейсов на Камчатку, в устье Колымы и на остров Врангеля.

24 декабря 1931 года "Ставрополь" в качестве ГИСУ включен в состав отряда судов УБЕКО МСДВ. 3 мая 1932 г. переоборудован в МЗ с запасом в 268 мин заграждения и вооружением из четырех 76,2-мм орудий и двух счетверенных 7,62-мм пулеметов. Экипаж — 155 человек.

С конца 1934 г. числился минным блокшивом. С 11 января 1935 года вошел в состав Тихоокеанского флота как МЗ и 8 июня 1935 переименован в "Ворошиловск". Зачислен в состав ОВРа Главной базы ТОФ. С 1 июля 1938 по 4 мая 1939 года находился на капитальном ремонте и модернизации.

В 1948 г. направлен в Порт-Артур, где на местном судостроительном заводе прошел докование и средний ремонт. 30 октября 1950 в 8.15 "Ворошиловск" прибыл в бухту Новик и ошвартовался правым бортом у причала мыса Шигина рядом с минным складом. В ходе разгрузки произошел взрыв упавшей на палубу мины АМД-1000. Возник пожар, приведший к новым взрывам мин. Через 20 минут горящий "Ворошиловск" повалился на правый борт и затонул.

В 1951 году останки "Ворошиловска" подняли, 2 июня1952 корабль исключили из состава ВМФ и передали для разборки на металл.

Из фондов КГКУ ГААК

Петропавловский Совдеп. Из фондов КГКУ ГААК

Второй Камчатский областной съезд

14 сентября 1918 года в Петропавловске открылся Второй Камчатский областной съезд. Представители населения одобрили все действия Областного комитета, пополнили постановления Первого съезда и по докладу К. П. Лаврова, признали нужным образование Рыбного управления на Дальнем Востоке, в котором бы концентрировались все вопросы рыбопромышленности, пушного и звериного хозяйства. 

Все внеконвенционные воды должны были перейти в распоряжение местного населения, от эксплуатации которых должны были бы строиться школы, производиться дороги, приобретаться пароходы, создаваться небольшого типа рыбоконсервные заводы, удовлетворяться различные земские и инородческие нужды края. 

Областной съезд переизбрал президиум Областного комитета в прежнем составе и сделал комитет менее громоздким. В его состав вошли по одному представителю от уездов и от инородцев якут В. Г. Сивцев. 

Областному комитету было дано право мобилизовать в случае нужды казачество для борьбы с силами анархии, если она появится в области. Но самым замечательным было постановление, в силу которого Областной комитет не мог быть распущен никакой временной властью впредь до восстановления в России общегосударственного аппарата. 

В этот период на Камчатку прибывает целый ряд различных научных экспедиций. Переселенческое управление присылает свои организации для постройки дороги, гидротехнических работ. Были открыты десятки новых школ и фельдшерских пунктов. Приезжают врачи и учителя. Прибывает много лиц с высшим образованием. Открываются новые магазины. 

Областной продовольственный комитет во главе с П. А. Смирновым энергично производит заготовку продуктов во Владивостоке, Харбине и в Японии и снабжает ими казенные склады. Заготовки этой организации выразились в 10 миллионов рублей. 

Из книги С. В. Гаврилова «Маленькие Камчатские истории»

Порт в Петропавловске в середине 1930-х гг.. Из книги С. В. Гаврилова «Маленькие Камчатские истории»

Паровой спасательный буксир "Кит" 

В 1935 г. АКО получило судно специального назначения паровой спасательный буксир "Кит", построенный в Германии в 1921 году. Буксир, купленный в Бремене, имел машину мощностью 1 050 л.с., его экипаж насчитывал 28 чел. Судно было оборудовано мощной буксирной лебедкой и центробежным водоотливным насосом с часовой производительностью 1 200 т. При наличии на борту 350 т. бункерного угля оно могло находиться в море до сорока суток. Хуже обстояло дело с запасами пресной воды: ее хватало всего на 12-13 суток. Для того чтобы повысить автономность "Кита", руководство АКО решило увеличить вместимость бункеров, перестроив буксир. 

В Петропавловск "Кит" пришел вечером 14 сентября 1935 года. На его борту находилась партия нефтепродуктов в бочках. Всего через пять дней его первого капитана по фамилии Потапов сняли с должности и уволили за нарушение дисциплины и пьянство. А 8 ноября того же года Потапов скончался в городской больнице. Его смерть стала последствием массового отравления в столовый порта, произошедшего в праздничный день 7 ноября.

Буксир сменял капитанов, работал в порту Петропавловска и по побережью. Трагедия произошла, предположительно, вечером 31 октября или ночью 1 ноября 1938 года. Утром 31 октября "Кит" со 100 тоннами горючего в бочках и десятью пассажирами снялся из Петропавловска на восточное побережье Камчатки для снабжения рыбокомбинатов. Последние известия с него получили по радио в этот же день около пяти часов вечера. Капитан Ф. Д. Сорокин сообщил о том, что он проходит траверз мыса Налычево. Более никаких сведений о местоположении и состоянии буксира не поступало.

Поиски пароходами и авиацией, обследование береговой полосы посуху, ведшиеся до конца ноября 1938 года, ни к чему не привели: следов катастрофы обнаружить не удалось.

Сейчас в центре Петропавловска на "Алее флота" установлены обрамленные траурными венками пять черных мраморных досок с именами моряков, навсегда ушедших в свой последний рейс. Открывает эту печальную галерею список погибших осенью 1938 года на буксире "Кит". 

Также в этот день

14 сентября 1910 года было учреждено Камчатское благотворительное братство. Церемонию учреждения братства возглавил архиепископ Евсевий. Председателем совета братства был избран протоиерей Владивостокского кафедрального собора А. Муравьев; его членами — протоиерей Н. Чистяков, камчадал-протоиерей И. Коноплев, начальница женской гимназии А. Г. Кравцова и другие.

Камчатское благотворительное братство через три года после создания насчитывало уже 1900 членов и имело свои отделения во всех уголках Российской империи — от Петербурга до Владивостока.

В 1911-1917 годах Камчатское благотворительное братство имело в своем распоряжении огромные суммы денег, исчислявшиеся сотнями тысяч рублей. В течение пяти лет было выстроено семь новых церквей и открыто восемь новых школ. Таким образом, к 1916 году в Камчатской области существовало 35 церквей, 38 часовен со святыми престолами, 42 школы.

14 сентября 1922 года на пароходе "Инабасан-Мару" на Командоры прибыл новый начальник промыслов П. М. Колтановский, сменивший в этой должности Храмова: "Сего числа я вступил в исполнение административных обязанностей".

14 сентября 1927 года — организована первая Пенжинская партийная партячейка.

14 сентября 1945 года — решением Корякского окрисполкома из колхоза "Ударник" Карагинского района выделен самостоятельный оленеводческий колхоз в с. Рекинники.

14 сентября 1957 года — решением Камчатского облисполкома № 375 Лесновский колхоз им. Молотова переименован в колхоз "Путь Ильича". 

14 сентября 1993 года — приказом Министерства финансов Российской Федерации № 652 на территории Корякского автономного округа создано Управление федерального казначейства.

231409
18
112