В этом году команда Кроноцкого заповедника на Камчатке пополнилась высококвалифицированными специалистами. Одно из ценных приобретений научного отдела — Владимир Гордиенко, опытнейший биолог-охотовед, который посвятил более 30 лет изучению медведей и других наземных млекопитающих Камчатки. Теперь он старший научный сотрудник заповедника. Владимир Николаевич поделился своим опытом работы на полуострове.
В 1986 году Владимир Гордиенко окончил факультет охотоведения престижного в Советском Союзе Иркутского сельскохозяйственного института, куда был очень серьёзный конкурс — до 18 человек на место — и готовились очень грамотные специалисты. Там учились студенты со всей страны и иностранцы.
После получения диплома я приехал на Камчатку, которая считалась престижным местом для охотоведов. С тех пор вся моя жизнь связана с охотничьим хозяйством, охраной природы. Сначала работал охотоведом в обществе охотников, инспектором в Комитете охраны природы, когда он только создался. Затем в управлении охотничьего хозяйства в администрации Камчатской области охотоведом, а потом и главным охотоведом, где проработал достаточно долго — с 1993-го по 2000-й год. Тогда началась коммерческая охота с участием иностранцев, и возникла необходимость получения качественной информации о численности охотничьих ресурсов — медведей, лосей, снежных баранов.
Инспектор облкомприроды, 1991г., контороль работы геофизиков на р. Вахиль. Из архива В. Гордиенко
В начале 1990-х из-за нагрузки на медвежью популяцию встал вопрос о проблеме сокращения её численности. На это повлияла в том числе браконьерская охота и огромный спрос на продукцию типа медвежьей желчи, лап и различных дериватов на чёрном рынке. Тогда зоозащитники, и в их числе сотрудник Кроноцкого заповедника Виталий Александрович Николаенко, который долгие годы наблюдал за медведями, ставили вопрос о полном запрете охоты на вид.
С помощью международного природоохранного фонда в течение трёх лет проводились авиационные учёты зверей. С сотрудниками Кроноцкого заповедника мы применяли существовавшую на то время методику, совершенствовали её. Выяснилось, что катастрофического снижения численности нет и состоянию популяции камчатского бурого медведя ничего не угрожает. Количество зверей в Камчатской области, заявленное в 1995 году в 6 000 особей, было уточнено и составило в действительности не менее 11 000.
Именно в те годы во время наблюдений я получил большой багаж знаний о камчатском буром медведе, как о виде: его экологии, территориальном распределении, предпочтениях, берложном периоде, кормовых районах и так далее. И Камчатку узнал географически. Стал уже ориентироваться по ландшафтам в разных районах полуострова. Позже мы проводили авиаучёты, мониторинг состояния популяций других видов животных.
Владимир Гордиенко и медведь на лиственнице. Из архива В. Гордиенко
К сожалению, на моих глазах произошла деградация популяции дикого северного оленя. Его ареал из всей Камчатки превратился в точки, самое крупное стадо сохранилось лишь в Кроноцком заповеднике. Мы изучали все локации, где животные обитают, какие точки являются ключевыми для их кормления, отдыха, размножения. Подобные учёты велись и параллельно с исследованиями лосей, которые были завезены с Севера на Камчатку в начале 80-х, и популяция только развивалась. С охотуправлением я летал на самолётах Ан-2, стараясь использовать возможность пролёта для учётов всех видов, включая снежного барана и северного оленя. Сейчас учёты дикого северного оленя в Кроноцком заповеднике и на сопредельной территории мы проводим именно по тем локациям, которые были выявлены более трёх десятков лет назад. Поэтому с методиками, способами и организацией этих работ по учёту животных я знаком не понаслышке.
Книга "Лось Камчатского края".jpg. Из архива В. Гордиенко
Периодически проводились всероссийские учёты определённых видов крупных животных по стране. На это выделялись федеральные целевые средства. Совершенствовалась методика учётов, переходили на другой воздушный транспорт, в том числе иностранные летательные аппараты — более комфортные, маневренные и менее шумные.
Все результаты подобных исследований динамики численности, распространения по территории Камчатки разных знаковых видов животных имеют научное значение или научно-популярное выражение. Это аналитические материалы, представленные в цитируемых научных журналах всероссийского и международного уровня, и информационные сообщения в СМИ.
В планах у меня написание диссертации об акклиматизации лося на Камчатке. Моими предшественниками была проведена огромная работа по отлову на Севере и расселению животных в центральной части Камчатки, откуда они заселили весь полуостров. На протяжении долгих лет наблюдений я многое узнал о распространении лосей, их ключевых местах обитания, экологии и биологии, особенностях размножения".
Добавим, что Владимир Гордиенко имеет награду Минприроды России "Почётный работник охотничьего хозяйства" за заслуги в исследовании крупных наземных млекопитающих региона, в том числе путём проведения авиаучётов. Является соавтором нескольких книг. В 2009 году был издан научный труд "Лось Камчатского края" написанный совместно с кандидатом биологических наук Владимиром Филем.
В 2005 году в соавторстве с камчатским биологом-охотоведом Татьяной Гордиенко создал краткое практическое пособие "Бурый медведь Камчатки". Издание посвящено биологии медведя — его физиологии, ареалу, поведению, а также предотвращению конфликтов и минимизации случайных встреч человека со зверем. Работа получила прекрасные отзывы специалистов и ценителей природы. Позднее, в связи с растущим спросом на подобную информацию, в 2019 году в рамках совместного проекта биологов, профессиональных фотографов дикой природы и Кроноцкого заповедника на основе первоначального текста была издана книга-фотоальбом "Медведи Камчатки: основы безопасного общения".
Владимир Годиенко. Из архива В. Гордиенко