Пирожки из СССР: не те, что на вокзале, а те, что у бабушки
08:00
18 сентября в календаре: День памяти погибших мотоциклистов
07:40
В столице Камчатки отопительный сезон начнется 19 сентября
17 сентября, 21:57
Эти 5 загадок из советского детства зря кажутся простыми: по зубам только умным
17 сентября, 21:25
Требуйте свое: пять случаев, когда обязаны сделать перерасчет по ЖКХ
17 сентября, 21:10
Погода на Камчатке 18 сентября: ветрено, прохладно, дождливо
17 сентября, 20:30
Тихоокеанский театральный фестиваль состоится при поддержке ВТБ
17 сентября, 19:00
В столице Камчатки джип заехал на крышу двух автомобилей
17 сентября, 18:49
Сбер заявил о росте количества звонков мошенников через мессенджеры до 60%
17 сентября, 18:30
Дальневосточный банк – лауреат премии "Золотой Меркурий"
17 сентября, 18:00
Камчатские депутаты ознакомились с работой образовательного кластера по подготовке кадров для горной промышленности
17 сентября, 17:51
Мэрские дела: чем запомнился Брызгин на посту главы столицы Камчатки?
17 сентября, 16:58
Новая мера поддержки молодых специалистов сельскохозяйственной отрасли появилась на Камчатке
17 сентября, 16:57
Серия книг о камчатских героях СВО готовится к выпуску
17 сентября, 16:19
Камчатским студентам техникумов из многодетных семей компенсируют стоимость обучения
17 сентября, 15:49
Мэрские дела: чем запомнился Брызгин на посту главы столицы Камчатки? 17 сентября, 16:58
Серия книг о камчатских героях СВО готовится к выпуску 17 сентября, 16:19
Соглашения на сумму 27 млрд рублей подписала Камчатка на Восточном экономическом форуме 17 сентября, 15:43
Камчатцев приглашают на панельную сессию "Дальний Восток — Земля приключений" 17 сентября, 13:54
Камчатским студентам из многодетных семей будут компенсировать платное обучение в СПО 17 сентября, 11:06
Губернатор ЕАО: Бизнес в регионе получает все необходимые преференции 17 сентября, 10:00
Представителей камчатских предприятий приглашают обучиться в сфере промышленного туризма 17 сентября, 09:58
Глава Петропавловска-Камчатского подал в отставку 17 сентября, 09:02
Камчатские депутаты планируют вынести на общественное обсуждение вопрос о новой памятной дате 16 сентября, 19:41
Камчатские НКО могут подать заявку на участие в региональном конкурсе грантов 16 сентября, 14:42
Делегация Камчатки на ВЭФ-2024 подписала ряд важных соглашений в сфере туризма, образования и логистики 16 сентября, 12:07
Депутаты предложили использовать "лодочки" для сбора покрышек в столице Камчатки 15 сентября, 17:10
На Камчатке будут сформированы новые составы общественных экспертных советов 13 сентября, 18:48
Глава Камчатки инициирует проверки развлекательных заведений в Петропавловске-Камчатском 13 сентября, 14:22
Глава Камчатки раскритиковал работу городских властей по строительству дороги Ларина – Королёва 13 сентября, 13:26

Камчатка 22 августа: пароход "Якут" и сильное землетрясение

Этот день в истории — листок памятных дат от ИА KamchatkaMedia
Пароход "Якут". Из книги С. В. Гаврилова "Флот Камчатки. Камчатрыбфлот. 1946-1968"
Пароход "Якут".
Фото: Из книги С. В. Гаврилова "Флот Камчатки. Камчатрыбфлот. 1946-1968"

Пароход "Якут"

22 августа 1946 года в реку Камчатку впервые вошёл крупный морской пароход. Им стал "Якут". В середине августа он прибыл на рейд Усть-Камчатска с грузом угля. Непогода шесть суток не давала возможности начать рейдовую разгрузку судна. 

"Якутяне" славно поработали в текущую навигацию — этим рейсом они завершали выполнение своего годового плана. Вынужденное безделье ввиду длительного простоя подсказало молодому капитану Г. А. Козыреву дерзкую мысль: попытаться войти в устье реки Камчатки с быстрым течением и узким фарватером и разгрузить пароход у речного причала. Совещание комсостава одобрило это решение. Тщательно проведенные старшим помощником капитана Н. А. Бурлуцким и матросом 1-го класса И. П. Ступаком промеры глубины устья показали, что судно, хотя и некоторым риском, но вполне может войти в реку. Расчёт полностью оправдался. Пароход благополучно сделал это, но не смог из-за малой глубины приблизиться к причалу. Уголь выгрузили, приняли бочечную клепку, пассажиров и взяли на буксир плот-сигару. Во время выхода из реки "Якут" зацепил илистое дно, не получив при этом повреждений. Наступивший прилив снял пароход с мели, и он благополучно последовал в море.

"Якут" (быв. "Лейк Элмсфорд") — пароход Акционерного камчатского общества (АКО), одно из первых океанских судов торгового флота советского Дальнего Востока.

Принадлежал к многочисленному семейству "лэйкеров" — стальных пароходов, строившихся на частных верфях региона Великих Озер по заказам Совета по судоходству США в 1918-1920 гг. Один из 52 пароходов, построенных по проекту № 1074, разработанному Корпорацией флота военного времени. "Лэйкеры" данного типа проектировались, как работающие на жидком топливе. В действительности многие из них, в том числе и будущий "Якут", имели котлы с угольным отоплением.

Корпус № 237 был заложен на стапеле завода Ривер Руж в г. Экорс (шт.Мичиган). Предприятие принадлежало компании Great Lakes Engineering Works, основанной в 1902 г. Пароход, получивший название Lake Elmsford, был сдан заказчику в 1920 г. и до 1929 г. находился в собственности Совета по судоходству США, не эксплуатировался.

К концу 1928 года АКО располагало небольшим теплоходом "Охотск" и парусно-моторной шхуной "Чукотка" (общей вместимостью 1354 т), а также пароходом "Камчатка" (бывший Lake El Rio проекта 1074) грузоподъёмностью 2520 т. Все эти суда были построены в США в 1918-1919 гг. и приобретены в 1928 г. 

Нехватка собственных кораблей заставляла руководство Общества каждую навигацию прибегать к фрахтованию пароходов Совторгфлота, возможности которого также были ограничены. Транспортная инфраструктура АКО сильно отставала от его растущей промышленной базы, кроме того, Обществу приходилось заниматься снабжением прибрежных населённых пунктов Камчатки, Командорских о-вов и о. Врангеля. 

В 1929 г. было решено увеличить флот АКО путём приобретения за границей — в США и Японии ‒ пяти пароходов, в том числе двух грузоподъёмностью в 5500 т. На эти цели было выделено всего 2100 тыс. рублей. Этой суммы оказалось достаточно для покупки исключительно старых судов с паровыми машинами, работающими на твёрдом топливе. Последнее обстоятельство объяснялось также возможными перебоями в поставках жидкого топлива на Камчатку. 

В феврале 1929 г. начальник коммерческого отдела АКО А. А. Богданов приобрёл в США партию из 4 "лэйкеров" проекта 1074 — Lake Elmsford, Lake El Pueblo (постр. в 1919 г. в Эштэбьюла, шт. Огайо), Lake Elva (постр. там же в 1920 г.) и Lake Elmwood (постр. в 1920 в Экорсе, шт. Мичиган). Суда получили названия, соответственно, "Якут", "Ламут", "Тунгус" и "Юкагир". 

По первоначальному плану "Тунгус" должен был перегоняться в СССР советским экипажем, однако в последний момент было принято решение воспользоваться услугами американских моряков. То же самое было решено относительно парохода "Юкагир". Первый корабль отправился из Сиэтла под командованием капитана Н. Эера (30 чел. экипажа), второй — под командованием Л. Бенсона (43 чел.). Сделав промежуточный заход в Хакодате, в середине июля 1929 г. пароходы благополучно прибыли во Владивосток. 

Для "Якута" и "Ламута" были сформированы советские экипажи под командованием капитанов А. И. Дудника и П. С. Доруховского. По другим сведениям, перегон "Якута" осуществлялся под командованием капитана П. И. Андржеевского, ранее командовавшего шхуной "Чукотка". Команды "Якута" (39 чел.) и "Ламута" (38 чел.) в мае 1929 г. проследовали в Сиэтл через Иокогаму. 

Остановка моряков в Японии была необходима для оформления виз для въезда в США. Экипаж "Якута" проживал в Иокогаме, команда "Ламута" — в Токио. Советские моряки поразили японцев своим культурным поведением: владелец отеля, арендованного для команды "Якута", накануне отъезда даже устроил для них банкет за собственный счет. В Сиэтле за приёмом и отправкой судов наблюдал промышленный директор АКО А. Я. Шерстобоев.

Сразу по прибытии во Владивосток "Якут" был назначен к участию в арктической экспедиции к о. Врангеля, где находилась научно-исследовательская экспедиция под руководством Г. А. Ушакова. Работа полярников протекала в исключительно трудных условиях: из-за тяжёлой ледовой обстановки экспедиция в течение 2 лет не имела связи с большой землёй. Ледорез "Ф. Литке" должен был пробиться к острову, что требовало значительных запасов угля. "Якут" выполнял функции угольного транспорта. Суда вышли из Владивостока 13-15 июля 1929 г. После захода в Петропавловск-Камчатский и б. Провидения, "Ф. Литке" провёл последнюю бункеровку в заливе Св. Лаврентия, после чего "Якут" отправился на юг.

1 июля 1936 г. "Якут" был переподчинён Управлению флота АКО (АКОфлот). В 1930-1931 гг. "Якут" одним из первых начал считавшиеся невозможными зимние плавания на Камчатку.

Пароход "…стал центром внимания жителей Владивостока, которые были уверены, что плыть зимой на Камчатку равносильно нырянию в море с камнем на шее. Однако экипаж готовился. После загрузки продовольствия тщательно укрепили трюмы, подвели дополнительные крепления к мостику: не дай Бог, смоет волной. Команда получила тёплое обмундирование и двойные оклады. Провожать „Якут“ пришло много народу… Погода за время перехода нельзя сказать, чтобы была хорошей, но и не слишком штормовой. Так что через неделю судно ткнулось в лёд у Раковой мели, поскольку Авачинская губа основательно замёрзла. А скоро на собаках и лошадях подъехали Петропавловские жители. Они также не могли скрыть восторг и удивление". (Из воспоминаний капитана Л. И. Кужеля, в то время — матроса п/х "Якут")

Из журнала «Вопросы истории Камчатки. Выпуск 3»

Грузовой теплоход «Аральск».. Из журнала «Вопросы истории Камчатки. Выпуск 3»

В феврале 1931 г., в сложных условиях, "Якут" доставил на Камчатку из Владивостока более 1500 т угля, крайне необходимого судам АКО.

В ходе зимних плаваний в Охотском и Беринговом морях "Якут", неприспособленный к работе во льдах, неоднократно получал пробоины и другие повреждения корпуса.

В 1933 г. "Якут" был временно передан из АКО в распоряжение одной из дальневосточных организаций. В состав АКОфлота пароход вернулся 1 января 1934 г.

С 1940 по 1945 г. капитаном "Якута" был П. Д. Киселёв — известный дальневосточный моряк, впоследствии руководивший Камчатрыбфлотом и Камчатским морским пароходством.

В годы Великой Отечественной войны "Якут" входил в состав Управления военизированного флота Камчатки. Летом 1941 г. пароход прошёл ремонт в г. Сан-Франциско. По некоторым сведениям, на обратном пути доставил в Петропавловск-Камчатский партию зажигательной смеси ("коктейль Молотова"). 

В апреле-мае 1943 г., в ходе ремонта в г. Портленд, пароход получил вооружение — 102-мм орудие и 4 зенитных автомата "Эрликон" калибра 20 мм. Вооружение размещалось по стандартной для судов АКО схеме: пушка и 2 зенитных автомата — на кормовой артиллерийской позиции, ещё 2 автомата — в круглых гнездах, смонтированных над крыльями мостика.

В 1944 г. доставил из Петропавловска-Камчатского в Николаевск-на-Амуре партию взрывчатки американского производства.

В конце июля 1945 г. "Якут" доставил из Усть-Камчатска в Петропавловск солдат и военное снаряжение 302-го стрелкового полка, химвзвод которого позднее участвовал в Курильском десанте.

В 1946 г., в связи с реорганизацией АКО, "Якут" был передан в состав Камчатрыбфлота, а его капитан П. Д. Киселёв позднее стал начальником этой организации. Новым капитаном парохода был назначен Г. А. Козырев. 

В августе 1946 г. "Якут" стал первым крупным океанским судном, вошедшим в устье р. Камчатки. Заход был осуществлён Г. А. Козыревым после промера глубин на фарватере реки. Из-за смены приливно-отливных течений судно 4 раза в сутки вынуждено было совершать манёвры, чтобы удержаться на глубокой воде. Несмотря на это, экипаж в короткий срок благополучно выгрузил необходимый путинный груз и материалы для Ключевского лесокомбината. Таким образом, была окончательно доказана судоходность устья р. Камчатка и положено начало созданию Усть-Камчатского морского торгового порта.

Зимой 1947 г. "Якут" участвовал в операции по спасению персонала Авачинского рыбокомбината (б. Вилючинская), пострадавшего от снежной лавины, а также в буксировке парохода "Немирович-Данченко", обезуглившегося в Тихом океане на пути из Панамы на Камчатку.

В 1960-х гг. капитаном "Якута" был Л. И. Кужель. Вечером 23 ноября 1968 г. на "Якуте", стоявшем в профилактическом ремонте у причала Петропавловской верфи, в носовой каюте средней надстройки левого борта, где жили кочегары, возник пожар, который распространился по всей средней надстройке. В результате погибло четыре человека; один, которого с трудом вытащили через иллюминатор, получил сильные ожоги. Выгорели все помещения средней надстройки и ходового мостика.

В 1968 г. "Якут" был выведен из состава Камчатрыбфлота. В 1970 г. пароход был отправлен в Японию, где в 1971 г. его разрезали на металл. За рубежом последние корабли данного класса были утилизированы к 1960 г. 

В Мурманском пароходстве СССР пароход "Кама" (быв. SS Lake Helen) был списан в 1968 г. Таким образом, "Якут" является одним из самых долгоживущих "лэйкеров". Среди судов АКОфлота по продолжительности службы он уступает только однотипному пароходу "Щорс" (быв. Lake Haresti, постр. в 1920 г.), списанному в 1971 г.

Также в этот день

22 августа 1792 года — произошло землетрясение, ощущавшееся в Петропавловске как 8-балльное.

22 августа 1934 года — заработал ларёк Петропавловского совхоза. Цены "кусались": пучки укропа и лука, четыре репки, огурец шли по рублю. Тем не менее, особым спросом пользовалось "камчатское яблоко" — упругая хрустящая репа.

22 августа 1953 года — после выхода из постройки приняты теплоходы "Аральск" и "Благовещенск".