Первое сражение с англо-французской эскадрой
Петропавловская оборона в августе 1854 года, в ходе которой была одержана победа над англо-французской эскадрой, одна из славных страниц истории Петропавловска. Небольшой военный гарнизон на задворках Российской империи взял верх над неприятелем, превосходившим его в военной силе в несколько раз. На фоне неудач России в ходе Крымской войны (1853–1856) этот незначительный по масштабам военных действий эпизод был единственной победой России в этой войне. О защитниках Петропавловска узнала не только Россия, но и весь мир.
17 августа 1854 года неприятельская эскадра в составе шести кораблей появилась у входа в Авачинскую губу. С дальнего маяка сообщили: "Вижу эскадру, состоящую из шести судов". В Петропавловском порту объявили тревогу. Теперь в течение десяти дней город находился на военном положении. В тот же день пароход "Вираго" из эскадры с целью разведки заходил в губу. 18 августа англо-французская эскадра вошла в нее в составе трех английских судов (фрегат "Президент" — 52 пушки, фрегат "Пайк" — 44 пушки и пароход "Вираго" — 6 пушек) и трех французских (фрегат "Форт" — 60 пушек, фрегат "Эвридика" — 32 пушки и бриг "Облигадо" — 18 пушек)
20 августа состоялось первое сражение. В шесть часов утра на неприятельской эскадре были замечены приготовления к снятию с якоря. Тогда, следуя батарее № 1, ударили тревогу. В семь часов три фрегата снялись с якоря, и пароход стал буксировать их к батарее № 1. В девять часов они приблизились к Сигнальному мысу, тогда с батареи № 3 сделан был пушечный выстрел, за ней приняли батареи № 1, 2 и 4.
По сигналу с батареи № 1 прекратили пальбу; батарея же № 4 продолжила стрелять. Вскоре неприятель стал приближаться, тогда батареи № 2 и 4 начала опять стрелять; пароход отдал буксир, фрегаты неприятеля расположились на якоря.
Пароход выходил несколько раз из-за Сигнального мыса и задним ходом скрывался обратно, когда фрегат "Аврора" и от нас стреляли по нём. Пароход бросил несколько бомб, и несколько осколков попало в баргоут транспорта и одно ядро в форштевень ниже грузовой ватерлинии.
В половине десятого часа батарея № 1 сигналом дала знать: "Неприятель намерен высадить десант". В три четверти десятого часа увидели идущие с неприятельских судов три больших гребных судна с десантом по направлению к Раковой губе под прикрытием парохода. Тогда от фрегата "Аврора" сделано было до двенадцати пушечных выстрелов, но ядра фрегата не долетали в неприятеля, а потому пальбу фрегат прекратил.
В десять часов десант был высажен на мыс Кислого яра, южнее батареи № 4. Тогда береговая стрелковая партия мичмана Михайлова пошла на помощь к батарее № 4, туда же отправилась и вторая стрелковая партия г. подпоручика Губарева. В три четверти одиннадцатого часа командир и прислуга с батареи № 4 отступили к стрелкам, тогда переправились в помощь к стрелкам команды с батарей № 1 и 3. С батареи № 1 перенесли гюйс на батарею № 2, а потом в город на флагшток у гаубтвахты.
Десант продолжал переправляться на берег под прикрытием парохода, который обстреливаясь в бриг бомбами и картечью, от нас и с фрегата "Аврора" палили по нём. В одиннадцать часов мы увидели ружейную пальбу, тогда командир порта потребовал от фрегата "Аврора" тридцать человек, почему и послан был мичман Фесун с унтер-офицером и тридцать человек рядовых.
Неприятель, заняв батарею № 4, поставил на ней французский флаг. Но сделанные нами и фрегатом "Аврора" пушечные выстрелы по батарее и идущие туда стрелки заставили неприятеля отступить. В три четверти двенадцатого часа пароход отконвоировал тринадцать шлюпок с десантом назад к своим фрегатам.
В четверть первого часа стрелки фрегата "Аврора" достигли реки Поганки, но командиром порта были возвращены. В половине первого часа команде дано время обедать. В три четверти первого часа по приказанию командира порта от фрегата "Аврора" был послан г. лейтенант Анкудинов и артиллерии прапорщик г. Можайский, один кондуктор и пять рядовых для исправления батареи № 3, на которой расклепали пушки посредством заряда.
В это же время шли под батареей один французский фрегат и бриг, но сделанные с батареи № 3 выстрела заставили их отойти. В половине второго часа батарея была сдана исправлена прибывшему командиру лейтенанту князю Максутову 2-му, а лейтенант Анкудинов с командой возвратился на фрегат.
Канонада с неприятельской стороны по батарее № 2 продолжалась до пяти часов вечера, на которую она не переставала отвечать. В пять часов неприятель стал сбивать батарею № 3 бомбами и двухпудовыми ядрами. В шесть часов неприятель прекратил канонаду. В продолжение дня сделаны с транспорта (пропущено) пушечных выстрела.
Вечером пароль был дан "Город Осташков". В ночи на неприятельских судах слышна была плотничная работа. В полночь слышен от неприятельской эскадры греблю вёсел, почему били тревогу, но, когда стихло, ударили отбой.
В результате противнику удалось подавить батареи № 1 на Сигнальном мысе и № 4 на Красном Яру, куда был высажен десант из шестисот человек, который, захватив батарею, отступил, так как его по ошибке обстрелял английский пароход "Вираго". На двух русских батареях погибли шесть человек нижних чинов, был ранен командир батареи № 1 поручик Гаврилов, отмечает А. А. Пурин.
Петропавловский порт в годы Великой Отечественной войны. Из фондов КГКУ ККОМ
Петропавловский порт в начале Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война внесла изменения в работу флота: теперь он ориентировался на бесперебойную доставку снабжения и вывоз рыбопродукции для фронта.
Для решения этой важнейшей задачи 20 августа 1941 года начальник АКО издал приказ следующего содержания:
"Обеспечить ежедневные диспетчерские сводки… Ежедневно к 10 часам утра предоставлять сводки мне. Начало предоставления устанавливаю 21 августа. Для выполнения этой задачи установить круглосуточное дежурство диспетчеров АКОфлота, назначив диспетчерами Матусевича А. З., Жаркова Н. Е., Ирхина В. И. Диспетчерам иметь пост связи через радиостанцию порта и управления АКО с капитанами судов и директорами рыбокомбинатов.
Вменить в обязанность капитанам флота рыбокомбинатов ежедневно давать информацию о приходе, отходе судов и их обработке. Временно исполняющему дела начальника Петропавловского рыбного порта Завадскому беспрепятственно, по первому требованию, предоставлять диспетчерам АКОфлота для поездок на суда катер.
Радиостанции Петропавловского рыбпорта и управления АКО сводки передавать вне очереди…".
В этот же день, 20 августа 1941 г., для скорейшего окончания работ в принятый ранее план капитального ремонта порта были внесены изменения: сумма, выделяемая для этой цели, выросла до 7,61 млн руб.
Пароход «Орочон», 1930-е гг. Из статьи «Морской Транспортный флот АКО в 1928-1936 гг.» С. В. Гаврилов.
Пароходы "Орочон" и "Ительмен"
20 августа 1930 года в Петропавловск прибыл пароход "Ительмен", приобретённый АКО в США вместе с таким же "Орочоном". В Петропавловск их привели капитаны Е. Д. Бессмертный и Н. В. Ушаков, отмечал С. В. Гаврилов.
Во время пребывания в США экипаж "Орочона" на личные средства приобрел трактор "Фордзон", который 20 августа 1930 года торжественно передал колхозу "Имени XVI партсъезда". Этот трактор не только работал на полях, но и использовался как привод лесопилки.
В конце сентября 1930 г. "Ительмен" отправился в рейс из Петропавловска на западное побережье Камчатки. Значительная часть этого плавания проходила во льдах. Сдав груз, пароход в начале декабря без повреждений вернулся в порт. Так были развеяны утверждения о невозможности плавания вдоль берегов полуострова в зимнее время.
"Ительмен" и "Орочон" имели грузоподъемность немногим более 5 000 т, в их вместительных трюмах могли расположиться до 1 200 человек. В течение многих лет эти самые большие пароходы АКОфлота перевозили грузы для рыбной промышленности и пассажиров — рабочих рыбокомбинатов, переселенцев, переезжавших на Камчатку на постоянное место жительства.
В годы Великой Отечественной войны пароходы выполняли рейсы в США, откуда везли в СССР грузы, поставляемые как союзническая помощь. В августе 1945 г. "Ительмен" перебрасывал войска и снаряжение, участвуя в Курильской десантной операции.
После войны пароходы по-прежнему возили на Камчатку снабжение и людей, а к концу 1950-х гг. они превратились в плавучие рыбообрабатывающие базы. В этот период камчатский траловый флот активно пополнялся среднетоннажными дизельными промысловыми судами.
Организация оперативной сдачи уловов и увеличение времени траулеров, которое они проводили на лове, требовало роста численности приемно-перерабатывающего флота. В его состав вошли старые тихоходные пароходы "Ительмен", "Орочон", "Эскимос" и другие, которые уже не могли конкурировать на морских дорогах с современными транспортами.
В середине 1960-х гг. "Ительмен" попрощался с родным портом тремя длинными гудками: ему предстоял последний рейс, после которого стальной ветеран исчез в пламени плавильных печей. А его собрат "Орочон" продолжал трудиться на благо рыбной промышленности Камчатки еще несколько лет.
В субботу 5 августа 1967 г. над старым, заслуженным судном взвились праздничные флаги и алый транспарант с надписью: "Орочону — 50 лет". На плавбазе состоялось торжественное собрание, во время которого ее моряки принимали поздравления от городских организаций. Второму механику Василию Пахомовичу Юрикову, проработавшему на "Орочоне" шестнадцать лет, вручили знак "Отличник социалистического соревнования рыбной промышленности". Вечером моряки встретились с бывшим матросом "Орочона" Башкирцевым, одним из первых механиков этого судна Желудковым и другими ветеранами флота.
В свое последнее плавание "Орочон" готовился отправиться в июле 1969 г. В конце июня 1969 г. "Орочон" вернулся с промысла. За рейс он обработал более 160 тысяч центнеров минтая и освоил обработку новой породы рыбы, приняв свыше 2 300 центнеров терпуга. Экипаж старейшего камчатского судна (построенного в 1917 г.), готовясь к последнему плаванию, намеревался "провести его так, чтобы не уронить чести морского ветерана, досрочно выполнить план и обязательство: принять 30 тысяч центнеров жирной сельди".
Славная традиция русского флота передавать по наследству имена отличившихся судов и кораблей сохранила камчатцам и "Ительмен", и "Орочон". "Ительменом" стал современный большой морозильный траулер, "Орочоном" — мощная плавучая рыбообрабатывающая база.
Также в этот день
20 августа 1933 года — постановлением ВЦИК и СНК РСФСР утверждено положение о кочевых Советах в национальных округах и районах северных окраин РСФСР. Туземные Советы переименованы в Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
20 августа 1933 года — был образован Исполнительный комитет Воямпольского Кочевого сельского Совета рабочих, крестьянских, красноармейских депутатов.
20 августа 1934 года вышел первый номер новой газеты "Камчатский колхозник", органа политотдела Петропавловской машинно-тракторной станции. Её пробный выпуск, посвящённый ходу прополки, уборки сена и силосования, был напечатан ещё 12-го числа. "Таким образом, в ряды большевистской печати Камчатки вошёл ещё один новый боевой помощник партии".