Извержение Ключевского вулкана в 2013 году
Ключевская Сопка — действующий стратовулкан на востоке полуострова Камчатка. Является самым высоким активным вулканом на Евразийском материке. Возраст приблизительно 7000 лет. Высота его меняется от 4750 до 4850 метров. Является высочайшей вершиной России за пределами Кавказа. Вулкан расположен на расстоянии 60 км от побережья. Рядом расположены поселки Ключи и Козыревск. Среди вулканов Евразии уступает по активности только Карымской сопке, но значительно превосходит его по мощности. У подножия Ключевской Сопки в поселке Ключи находится вулканологическая станция Института вулканологии и сейсмологии Дальневосточного отделения Российской академии наук.
15 августа 2013 года на вулкане Ключевском началось извержение. В вершинном кратере наблюдалась стромболианская активность. Через десять дней был отмечен первый лавовый поток на юго-западном склоне вулкана, в дальнейшем изливалось 4 лавовых потока.
Сотрудники Камчатского отделения Тихоокеанско¬го института рыбного хозяйства, 1930-е годы. из фондов КГКУ ККОМ
Исследование Бичевинской бухты и иваси
С. В. Гаврилов отмечал, что 15 августа 1934 года судно КО ТИРХ (Камчатское отделение Тихоокеанского института рыбного хозяйства) шхуна "Сосунов" вернулась из исследовательского рейса в Авачинский залив. На нём находились работники КО ТИРХ и Камчатской морской станции Государственного гидрологического института. Они изучали сырьевую базу донных и пелагических рыб (трески, сельди, иваси, лосося), выясняли гидрологический режим, собирали представителей фауны, ловили рыбу обычными дрифтерными сетями, ярусом и на удочки.
Близ мыса Шипунского обнаружена иваси — японская сардина. "Поимка нескольких штук иваси факт очень незначительный, однако даёт некоторые перспективы о возможностях ивасевого промысла у берегов Камчатки", — указывали научные сотрудники Полутов и Виноградов. Экспедиция нашла в различных местах промысловые скопления трески, "вполне обеспечивающие развитие тресколовных баз".
Кроме морских работ, исследована бухта Бичевинская. Её глубины "оказались почти лишёнными кислорода, наполненными жидким сероводородным илом, населённым только небольшим количеством организмов, зато осушная полоса бухты обладает довольно богатой фауной, среди которой особого внимания заслуживают моллюски, являющиеся предметом промысла в Японском море и в США".
Надо отметить, что прогнозы учёных в части развития лова на Камчатке иваси и освоения бухты не оправдались. Иваси стали ловить гораздо позже в районе Южных Курил, а бухта на долгое время превратилась в военно-морскую базу.
Пётр Иванович Рикорд. Портрет работы неизвестного художника, XIX век
Сотрудничество с королём Гавайев
15 августа 1820 года прибыло на Камчатку с Сандвичевых островов от тамошнего короля судно с солью под управлением англичанина, давно поселившегося на островах. Обстоятельство это послужило поводом к сотрудничеству Петра Ивановича Рикорда (первый Начальник Камчатки с 1817 года) с королем Тамеамеа II (второй король Гавайев).
Рикорд от 5 сентября написал к нему письмо, которым просил короля установить торговые связи с Камчаткой, присылая ежегодно соль и вывозя взамен лес и рыбу. При этом Рикорд послал королю в подарок: серебряную медаль с изображением Государя, несколько хрустальной посуды, две фарфоровые вазы, пару оленей и молодого выученного медведя. Привезенная же соль в количестве 2 000 пудов был принята в казну с уплатой за нее разными товарами, привезенными Добеллем.
По отправлении этого судна, Рикорд получил положение комитета, противоречившее всем его предложениям. Не желая лишить жителей Камчатки всех выгод, приобретаемых ими от иностранной торговли, он решился еще раз войти по этому предмету с представлением, рассчитывая на просвещенное содействие в этом деле преобразователя Сибири Сперанского, которому Рикорд представил все причины, заставившие его так настойчиво хлопотать об иностранной торговле.
Сперанский с большим участием взялся за это дело и обо всем этом донес лично Государю, спрашивая при этом разрешения на следующие вопросы Рикорда:
1) Дозволить ли Добеллю поставку в 1822 г. 25 000 пуд. муки по 8 р. 50 к.?
2) Продолжать ли ему и на будущее время доставку жизненных припасов в Камчатку?
3) Разрешить ли ему употреблять португальский флаг?
4) Принимать ли соль с Садвинчевых островов?
23 декабря 1821 г. Государь собственноручно написал по этому делу следующее решение:
— по первому пункту — Дозволить;
— по второму: Продолжать на судах, принадлежащих Добеллю или всякому другому русскому подданному, о чем Рикорду войти в условие с Добеллем;
— по третьему: Употребление португальского флага на судах Добелля дозволить единственно при входе в порт Макао; допущения же португальских судов в Камчатку не разрешать;
— по четвертому: Принимать суда, принадлежащие Сандвичевым островам.
Эта Высочайшая воля была сообщена в Иркутск с фельдъегерем, а в Камчатку с особым курьером.
Благодетельная мера значительно удешевила ценность на все жизненные потребности в Камчатке. Российско-Американская Компания сперва поддержала там свою торговлю, хотя и без прежних выгод; но впоследствии вовсе ее прекратила, благодаря иностранной конкуренции.
Пароход «Сишан». из журнала "Вопросы истории Камчатки". Выпуск 6
Пароход "Сишан"
15 августа 1922 года на пароходе "Сишан" к месту службы прибыл начальник Петропавловского гарнизона 42-летний капитан 1-го ранга Б. П. Ильин.
Пароход "Сишан" — бывший английский товарный пароход Thane. Корпус стальной двухпалубный с двойным дном. Механизмы фирмы Pearce Brothers. Имел две мачты и одну дымовую трубу. Первоначально принадлежал компании J. & R. Mudie и был приписан к Данди. В 1890 г. продан судовладельцу J.D. Munro, переименован в "Sishan" и получил приписку к Лондонскому порту. Затем порт приписки не менялся, а владельцами судна становились: с 1895 г. — T.W. Richardson, а с 1904 г. — S. Spitzel.
В 1906 г. куплен Русско-китайским банком для эксплуатации в дальневосточных водах. Однако приписку во Владивостокском торговом порту под № 97 получил только в 1909 г. Наименование оставлено английское, но в русском написании. В 1909 г. прошел ремонт в Шанхае. 07.04.1911 г. в Петербурге Добровольный флот подписал договор с банком на аренду судна на период с 22.02.1911 г. по 22.02.1914 г. По истечении срока аренды пароход автоматически поступал в полную собственность Добровольного флота, а банку в течение 1911-1914 гг. выплачивалась сумма в размере 55 800 руб. Планировалось переименование в "Лена", однако это намерение осуществлено не было.
Летом 1911 г. выполнил анадырьский рейс, а осень и зиму 1911-1912 гг. плавал в водах Китая. Впоследствии эксплуатировался на линиях Татарского пролива, западно-камчатской, охотской и других, а на зиму уходил в японские и китайские порты. С 1914 г. стал использоваться как товаро-пассажирский пароход и принимал 20 человек в каюты II класса, а также брал 140 палубных пассажиров. К моменту создания в январе 1922 г. советского Добровольного флота находился в распоряжении Владивостокского управления. 22.12.1922 г. вернулся во Владивосток из Хакодате и получил приписку к Владивостокскому торговому порту под № 95. Впоследствии эксплуатировался в числе пароходов советского Добровольного флота в основном на заграничных грузовых линиях.
03.06.1925 г. в связи с прекращением деятельности Добровольного флота товарный пароход "Сишан" вошел в состав судов Дальневосточной главной конторы АО "Совторгфлот". 27.12.1926 г. решением Правления АО "Совторгфлот" выведен из эксплуатации и затем поставлен на прикол во Владивостоке. В 1928 г. после срезания части надводного борта и надстроек превращен в понтон. В 1929 г. затонул во Владивостоке из-за плохого состояния. В 1933 г. поднят ЭПРОНом и затем разобран на металлолом.
Б. П. Ильин — выпускник Морского корпуса 1900 г., в Гражданскую войну воевал на Восточном фронте в составе Сибирской флотилии. Десантную роту, которую Ильин привез на Камчатку, красные вскоре окрестили "батальоном смерти".
В Петропавловске он присоединил к ней 1-ю казачью сотню, а местную команду отправил на сельхозферму "в качестве рабочей или караульной команды". Ферма с 1 сентября была передана военно-морскому ведомству, и начальником её вместо гражданского Ф. Т. Шатинского стал местной команды хорунжий Бодров.
С приездом Ильина, вспоминал Х. П. Бирич (Особоуполномоченный в Охотско-Камчатском крае), дисциплина среди военных немного улучшилась, "но всё-таки часто были случаи безобразных пьяных разгулов в казарме чинов".
Поселение Григория Шелихова на острове Кадьяк. из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова.
Прибытие Шелихова
15 августа 1786 года в Петропавловскую гавань прибыл Григорий Иванович Шелихов, один из инициаторов создания Российско-Американской компании (РАК).
Шелихов Григорий Иванович (1747–1795 гг.), купец, предприниматель, исследователь северной части Тихого океана, член-корреспондент Вольного экономического общества.
Родился в богатой семье, принадлежавшей к старинному купеческому роду. Получил домашнее образование, проявил семейную склонность к коммерции. В 1773 году приехал в Иркутск, занялся скупкой пушнины, разбогател, стал пайщиком восьми различных компаний; женитьба укрепила его финансовое положение. В 1776-1783 годах Шелихов участвовал в делах уже 10 торговых предприятий, в том числе и в крупной государственно-купеческой компании.
В 1775 и 1778-1779 годах Шелихов предпринял две поездки в Охотск. Путешествие в сторону Американского континента начал в 1783 году с острова Беринга (Командоры). Первым правильно представил истинную протяженность (2600 километров) Командоро-Алеутской подводной структуры. На острове Кадьяк основал поселение, в течение 20 лет бывшее центром Русской Америки. Еще несколько пунктов заложил на северо-западных берегах залива Аляска.
По заданию Шелихова отправился в плавание штурман Г. Прибылов и в 1786 году обнаружил небольшой архипелаг, названный Шелиховым в честь первооткрывателя.
Отчет о плавании к американским берегам увидел свет в 1789 году, был переиздан в 1793 году. Работа была переведена на немецкий язык (три издания) и английский (две публикации), в 1971 году была переиздана еще раз на русском языке, а в 1981 году — на английском.
В 1788 году состоящие у Шелихова на службе мореходы Д. Бочаров и Г. Измайлов открыли (частью вторично — после А. Чирикова и Д. Кука) около 800 километров материкового берега залива Аляска от полуострова Кенай до бухты Литуя, включая залив Якутат. Собранные материалы позволили Шелихову составить первую подробную этнографическую характеристику кадьякских эскимосов ("коняг"), а также индейцев Аляски и прибрежных островов.
Шелихов — автор плана хозяйственного освоения Курил и проекта изыскания Байкало-Амурского транспортно-торгового пути, почти совпавшего с Байкало-Амурской магистралью. Устав первого в стране монопольного акционерного предприятия, разработанный им в 1793–1794 годах, стал основой для создания свода правил Российско-Американской компании.
Главная заслуга Шелихова — фактическое присоединение к владениям России Алеутских островов и Аляски. "За усердие… в открытии неизвестных земель и народов" в 1788 году был награжден серебряной шпагой и золотой медалью.
В своей программе "реконструкции" Русской Америки Шелихов предусматривал установление государственных границ российских владений по "матерой земле" и островам Тихого океана, строительство судоверфей, расширение внешней торговли края и развитие его сельского хозяйства, закрепление за Россией земель в Калифорнии. В рапорте (конец 1794 года) он предлагал начать освоение морского пути по Северному Ледовитому океану для налаживания торговли с южными странами.
По отзывам современников, Шелихов обладал необыкновенным умом и энциклопедическими знаниями. У него были недюжинные способности предпринимателя и организатора, умение налаживать деловые связи, чувствовать изменение ситуации и разумно рисковать. Его отличали прекрасная осведомленность в торгово-промышленных и финансовых вопросах, неспешность и гибкость в принятии решений, интуиция.
Но этот выдающийся, почти легендарный человек, сыгравший огромную роль в освоении россиянами Алеутских островов и "создании" Русской Америки, был властолюбив и беспощаден, присвоил себе право "казнить и вешать", дабы установить дисциплину в своих американских факториях (А. Радищев называл его "Царек Шелихов"). Обстоятельства его смерти и поныне остаются загадочными.
За заслуги Шелихова перед Отечеством его вдова и девять детей по указу Павла I были возведены в дворянское достоинство.
Имя Шелихова носят залив Охотского моря, пролив между островом Кадьяк и Аляской, город в Иркутской области и еще четыре мелких объекта.
Здание городской больницы. Петропавловск-Камчатский, 1930-е гг. из фондов ККОМ
Андрей Лукашевский
15 августа 1881 года родился Андрей Савельевич Лукашевской (15 августа 1881 г. — май 1937 г.). Фельдшер, первый заведующий Камчатским областным отделом здравоохранения (1920–1923 гг.), участник борьбы за власть Советов на полуострове.
Родился в Житомирско-Волынской губернии (Украина) в семье рабочего и крестьянки.
Весной 1918 г. А. С. Лукашевский прибыл в Петропавловск, получив место фельдшера в городской больнице. Узнав о том, что его зачислили в число "отбывающих во Владивосток" новобранцев для армии Колчака, Лукашевский сбежал в Усть-Камчатск, где около года проработал фельдшером в первом Усть-Камчатском кооперативе.
В 1920 г. его избрали секретарем Усть-Камчатского волостного комитета, в марте заочно делегировали в члены Камчатского облнарревкома.
На проходившем с 12 марта по 7 апреля 1920 г. Первом Петропавловском уездном съезде Советов было принято постановление об образовании Комиссариата народного здравия и ветеринарии. На должность комиссара был заочно избран фельдшер Лукашевский, который 11 июня приступил к своим обязанностям.
Двенадцать медиков на всю область… Единственная больница и несколько медпунктов, где нет ни оборудования, ни медикаментов, грязь и запущенность. В первые дни работы Лукашевский написал главное распоряжение "Петропавловскому городскому голове", в котором дал уничтожающую оценку санитарного состояния города и предложил навести порядок. По признанию Андрея Савельевича, деятельность на этом посту проходила в довольно трудных обстоятельствах, в "самое тяжелое безфинансовое время, когда снабжение медикаментов губернии составляло одну из труднейших задач. Правда, все фельдшера на мой призыв откликнулись с достоинством понимания государственного момента и служили все без жалованья, за редким исключением, получая то, что могло дать им подчас само общество. В свою очередь и к гражданам Камчатки я обращался о необходимости последними поддержать медпомощь за счет обществ в виду затруднительного положения финансового государственного аппарата — это тоже обществами было принято во внимание".
10 ноября 1922 г., после окончательного установления Советской власти, Лукашевский вплотную приступил к своим профессиональным обязанностям. Возобновив и наладив работу Петропавловской больницы и десяти фельдшерских пунктов, он обратился в исполком с просьбой освободить его "от службы" по причине плохого здоровья. В феврале 1923 г. сдал свои дела. В апреле 1925 г. Лукашевский был направлен в Карагинский район для заведования Дранкинским фельдшерским пунктом, с 1932 г. и до конца своих дней — Карагинским райздравотделом.
В мае 1937 г., несмотря на плохое самочувствие, Андрей Савельевич выехал оказывать срочную медицинскую помощь тяжелобольным рыбакам местного рыбокомбината. Выслушивая одного из больных, он неожиданно потерял сознание и вскоре умер.
30 октября 1967 г. в дань заслуг "красного" комиссара в развитии и становлении камчатского здравоохранения в его честь была названа Областная больница в Петропавловске. Имя Лукашевского носят улицы краевого центра, поселков Карага и Оссора Карагинского района Корякского округа. В 1984 г. в столице полуострова на здании Дома прессы на улице его имени была установлена памятная мемориальная доска.
Крейсер "Африка". из энциклопедии
Крейсер "Африка"
15 августа 1882 года "Африка" посетила Петропавловск. Крейсер пришёл сюда на замену клиперу "Вестник".
"Африка" — парусно-паровой крейсер русского императорского флота. Первоначально американский грузопассажирский пароход "Саратога" (Saratoga). В мае 1877 года спущен на воду. Работал на линии Нью-Йорк — Гавана.
В мае 1878 года приобретен русским правительством за 335 тысяч долларов. Переоборудован на верфи Крампа. 29 декабря 1878 года вышел в Европу.
Летом 1879 года прибыл в Кронштадт для установки артиллерии. Зимой 1891-1892 годов прошел капитальный ремонт с установкой новых котлов. С 1 февраля 1892 года крейсер 2-го ранга.
В 1898 году А. С. Попов впервые практически применил беспроволочный телеграф, установив регулярную связь между крейсером "Африка" и транспортным судном "Европа".
С марта 1906 года учебное судно. В октябре 1918 года сдан в порт на долговременное хранение. В сентябре 1920 года передан Всеобучу. В декабре 1920 года зачислен в Морские силы Балтийского моря, где использовался в качестве транспорта, посыльного судна и плавучего артиллерийского склада.
В сентябре 1923 года продан в Германию на металлолом.
Подводная лодка во время Великой Отечественной войны. из энциклопедии
Первые подводные лодки Камчатки
История базы подводных лодок началась в 30-е годы ХХ века. Ситуация на Дальнем Востоке складывалась тогда сложная. Япония, имевшая сильный флот, чувствовала себя хозяйкой в Охотском, Беринговом морях и в Тихом океане. Ее корабли и авиация, базировавшиеся на Курилах, контролировали рыболовство нашей страны — вытесняли из районов богатых рыбой русских рыбаков и поддерживали своих.
Катера морпогранохраны НКВД, которые находились в то время на Дальнем Востоке, не могли дать отпор японскому военному флоту. Возникла реальная угроза закрытия и контроля Берингова пролива — главных ворот Северного морского пути. Эти обстоятельства сыграли решающую роль в создании на Камчатке Военно-морской базы, способной противостоять враждебным действиям Японии.
15 августа 1938 года в Авачинскую губу вошли первые подводные лодки, от которых и идёт летопись знаменитого "Осиного гнезда" — крупной тихоокеанской базы атомоходов, так долго не дававшей покоя стратегам из НАТО. Это база со всей её военной инфраструктурой плюс судоремонтный завод "Горняк" (СРЗ — 49) заложили основу нынешнего города Вилючинска.
Местом постоянного базирования подводных лодок стала бухта Крашенинникова. Ее выбор был не случаен. Рельеф окружающих берегов превратил эту гавань в естественную крепость. Еще в 1908 году военный генерал-губернатор Флуга писал: "Тареинскую бухту (с 1967 г. — бухта Крашенинникова) следует сохранить для военной гавани, которая в недалеком будущем должна быть оборудована".
Но только спустя 30 лет пришли сюда лодки Л-7, Л-9, Л-10 и плавбаза "Саратов". Передислокация осуществлялась из 6-й бригады, находившейся во Владивостоке. Новое формирование стало именоваться 41-м отдельным дивизионом 4-й бригады подводных лодок Тихоокеанского флота. В сентябре дивизион приступил к реализации плана боевой подготовки: освоение побережья, отработка операций по высадке разведывательных и диверсионных групп. К 1941-му году в его состав входило уже девять лодок.
Авиаторы 128-й смешанной авиадивизии. из фондов КГКУ ККОМ
Камчатский оборонительный район и Курильская операция
В 1944 г. был создан Камчатский оборонительный район (КОР), объединивший воинские подразделения, дислоцировавшиеся на Камчатке (кроме Петропавловского района они находились в Усть-Большерецком и Усть-Камчатском районах). Командующим КОР был назначен генерал-майор А. Р. Гнечко. Ему подчинялись сухопутные войска, а в оперативном отношении — Петропавловская военно-морская база, 128-я смешанная авиадивизия и 60-й Камчатский пограничный отряд
15 августа 1945 года КОР получил приказ о проведении операции по освобождению северных Курильских островов Шумшу и Парамушира, а затем острова Онекотана и других. На подготовку Курильской десантной операции отводилось двое суток. Штаб по руководству операцией был развернут в здании Дома Красной Армии в Петропавловске.
Петропавловский район в одночасье стал прифронтовой территорией. В город, в порт в спешном порядке направлялись части и подразделения КОР, находившиеся на боевых постах и в районах дислокации. Петропавловский городской военкомат призывал в армию запасников.
Также в этот день
15 августа 1933 года — областная чрезвычайная санитарная комиссия предложила горсовету объявить зоной охраны питьевой воды Петровскую гору в той её части, где начинаются и текут ручьи. Предварительно проведено подробное обследование ручьёв по всему их протяжению, обнаружены "крайне антисанитарные условия дворов и улиц", по которым шла вода.
15 августа 1940 года — открыт ветеринарный фельдпункт в с. Палана, который 23 августа 1940 г. реорганизован в ветеринарный врачебный участок.
15 августа 1957 года — решением общего собрания колхоза им. 10-летия национальных округов на южной оконечности о. Карагинского организовано хозяйство по полувольному разведению серебристо-чёрных лисиц.
15 августа 1960 года — решением Камчатского облисполкома № 470 упразднён Воямпольский Оседлый сельский Совет, территория включена в Воямпольский Кочевой сельский Совет.
15 августа 1964 года — решением облисполкома № 429 от 14 августа организован Народный театр юного зрителя. Размещался в Доме культуры Петропавловской судоверфи им. Ленина.
15 августа 1973 года — на базе Манильской музыкальной школы открыт филиал детской музыкальной школы в с. Каменском.
15 августа 1975 года — решением Камчатского облисполкома № 16–40 центр Пахача-Чукотского сельсовета перенесён из с. Верхние Пахачи в с. Средние Пахачи.