Первая коммунальная электространция
Энергетика Камчатского края — сектор экономики региона, обеспечивающий производство, транспортировку и сбыт электрической и тепловой энергии. Особенностью энергетики Камчатского края является изолированность от Единой энергосистемы России и энергосистем других регионов, а также деление на большое количество не связанных друг с другом энергоузлов.
14 августа 1914 года в Петропавловске построили первую коммунальную электростанцию мощностью 12 кВт, которая принадлежала младшему чиновнику по особым поручениям при губернаторе А. П. Журавскому. Электроэнергия предназначалась для работы киноаппаратуры в помещении театра, но уже в сентябре зажглись первые лампочки в ближайших домах. Тариф за пользование энергией составлял: при наличии счетчика — 40 коп. за кВт/ч, без счетчика — 1 руб. в месяц за лампочку в 25 свечей. Освещение центральной улицы Большой осуществлялось фонарями. Основная часть жителей Петропавловска пользовались керосиновыми лампами и свечами.

Парусный военный транспорт начала XIX века. Фото: из журнала "Вопросы истории Камчатки". Выпуск 5.
Кругосветное плавание "Кроткого"
Теплым солнечным днем 14 (26) сентября 1827 года передовые форты Кронштадта салютовали военному транспорту "Кроткий" под командованием опытного мореплавателя капитан-лейтенанта барона Фердинанда Петровича Врангеля. Транспорт возвращался из дальнего похода, который стал уже 25-м кругосветным плаванием русских моряков. Они совершались для защиты дальневосточных владений России, снабжения жителей Камчатки и Русской Америки, а также для проведения научных исследований, которые обеспечили России передовые позиции в изучении Мирового океана.

Фердинанд Петрович Врангель. Фото: из энциклопедии
Прежде чем взойти на мостик "Кроткого" Фердинанд Врангель уже совершил одно кругосветное плавание, а затем возглавил Колымскую экспедицию. Преодолевая все тяготы и невзгоды суровой природы Севера, он уточнил очертания берегов Сибири в обширном районе к востоку от устья реки Индигирки, а также доказал, что море у берегов Сибири зимой не имеет сплошного ледяного покрова. Позднее он станет полным адмиралом, членом Государственного совета, а также почетным членом Петербургской академии наук и одним из учредителей Русского географического общества.
"Кроткий" строили на Охтинской верфи. Длина судна 27,5 метра, ширина 8,8 метра, вооружение — 16 орудий малого и среднего калибра. Транспорт был спущен на воду 2 мая 1825 года. Сразу же началась подготовка к его плаванию с грузом для Камчатки и Новоархангельска — главного порта Русской Америки. Командиром транспорта был назначен Фердинанд Врангель.
Экипаж транспорта состоял из 50 человек: командира, шести офицеров, доктора и 42 матросов. Среди офицеров были хорошие знакомые Врангеля по предыдущим плаваниям лейтенант Матюшкин и штурман Козьмин. Транспорт шел по уже хорошо известному, но весьма опасному и трудному маршруту: Кронштадт — Копенгаген — Портсмут. Затем пересекал Атлантический океан с заходом в Рио-де-Жанейро, огибал Южную Америку у мыса Горн и через Тихий океан шел в Петропавловск на Камчатке.
Наконец, все приготовления были закончены, и 23 августа 1825 года "Кроткий" покинул Кронштадт. Более 40 дней потребовалось ему, чтобы пересечь Атлантический океан. После непродолжительной стоянки в Рио-де-Жанейро для исправления повреждений и отдыха команды, транспорт вновь вышел в море курсом на мыс Горн. Это произошло 14 декабря 1825 года, в день выступления декабристов. Только два года спустя Врангель и Матюшкин узнали о трагической судьбе своих товарищей. Это плавание спасло их обоих от горькой участи декабристов.
Обогнув мыс Горн, и сделав короткую остановку в Вальпараисо (Чили), начали пересекать Тихий океан. Противные ветры и шторма задержали этот переход. Судно нуждалось в ремонте, подходили к концу запасы продовольствия. "Кроткий" зашел на остров Нуку-Хива (Маркизские острова). Здесь произошла трагедия, совершенно необычная для русского мореплавания. Более недели отношения с местными жителями были хорошими, но 16 апреля они неожиданно убили нашего офицера и двух матросов. Фердинанд Врангель решил срочно уходить. На этот раз путь лежал прямо в Петропавловск.
На Камчатке "Кроткий" находился с 11 июня по 14 августа 1826 года, после ушел в Ново-Архангельск, куда прибыл 21 сентября. В это время обстановка вокруг русских поселений была благоприятной, и главный правитель Русской Америки считал, что присутствие военного судна не требуется. В связи с этим 12 октября "Кроткий" вышел в обратный путь. На этот раз его курс пролегал через Гавайские острова и Манилу. В этом районе Фердинанд Врангель тщетно искал острова, показанные на некоторых картах или якобы обнаруженные китобоями, но никаких островов не обнаружил.
Далее транспорт пересек Индийский океан, подошел к мысу Доброй Надежды. Здесь “Кроткий” испытал несколько сильных штормов с дождем и грозой, а порой с градом и снегом. Обогнув этот проклятый моряками мыс, транспорт стал продвигаться на север, зашел на остров Св. Елены, а затем уже по привычному маршруту через Портсмут и Копенгаген вернулся в Кронштадт. В течение всего похода офицеры 4 раза в сутки проводили астрономические и метеорологические наблюдения. Позднее их результаты были изданы отдельной книгой.
Это кругосветное плавание продолжалось 2 года и 21 день, а самый длительный переход от Манилы до острова Св. Елены, длился 109 дней. По возвращении домой, Ф.П. Врангель был награжден орденом Св. Анны 2-й степени и пожизненной пенсией в размере годового капитан-лейтенантского жалования. Вскоре он был произведен в капитаны 2-го ранга, а 29 декабря 1827 года избран член-корреспондентом Императорской Академии Наук.

Илья Гаврилович Вознесенский. Фото: из книги А. И. Алексеева «Илья Гаврилович Вознесенский»
Исследователь Камчатки Илья Вознесенский
Илья Гаврилович Вознесенский (19 июня 1816 года, Санкт-Петербург — 18 мая 1871 года, Санкт-Петербург) — русский учёный-путешественник, исследователь Русской Америки и русского Дальнего Востока, натуралист и зоолог. Около 10 лет провёл в исследовательской экспедиции, задачей которой был сбор ботанических, этнографических и зоологических коллекций для музеев Российской академии наук. По её итогам, было открыто более 400 видов ранее неизвестных представителей флоры и фауны, а Российская академия наук получила крупнейшее на тот момент в мире собрание этнографических экспонатов Русской Америки. После экспедиции был назначен на должность хранителя Зоологического музея в Санкт-Петербурге. Вознесенский был одним из учредителей Русского энтомологического общества в 1859 году.
До прибытия на Камчатку почти семь лет исследовал Аляску и Алеутские острова, работал на западном побережье Охотского моря, на Курильских и Командорских островах (на острове Беринга он провёл всего сорок восемь часов и нашёл целый череп морской коровы и позвоночный столб).

Маршруты И. Г. Вознесенского по Русской Америке и Дальнему Востоку. Фото: из энциклопедии
14 августа 1846 года Вознесенский прибыл в Камчатку. Начать исследование Камчатки он решил с устья реки Камчатка, куда отправился 27 августа на тендере "Камчадал". 30 августа тендер прибыл в Усть-Камчатк, откуда Вознесенский отправился в селение Ключевское, которое стало его штаб-квартирой. 20 сентября Вознесенский выехал в свою первую экспедицию к Харчинскому острожку. Здесь он посетил несколько окрестных достопримечательностей (сопка Шивелуч, озера Кайнычин и Крах), пополнил зоологические и геологические коллекции. 27 сентября он вернулся обратно в Ключевское.
До наступления зимы Вознесенский успел предпринять ещё несколько путешествий, в частности, по реке Камчатка к реке Толбачин, а также на север к Олюторскому острогу. До последнего он добраться не сумел. 9 декабря на собачьих упряжках Вознесенский дошёл до Карагинского острога, откуда спустя 4 дня, 13 декабря, выехал в обратный путь в Ключевское. В Карагинском остроге Вознесенский приобрел несколько экземпляров для коллекций у олюторцев. 12 февраля 1847 года Вознесенский с Дружининым перебрались в Петропавловск. В Петропавловске Вознесенского ждало письмо от секретаря Академии наук П. Н. Фуса об очередном продлении сроков экспедиции на год с основной целью изучения Камчатки, а также выделении на эти цели дополнительных 1000 рублей. Причиной очередного продления экспедиции стало то, что Вознесенский превзошёл возложенные на него ожидания, что было отмечено в докладе непременного секретаря Академии наук П. Н. Фуса.
Вознесенский в столь неожиданной мере оправдал доверие к нему Академии, что смело можно сказать, что доставленные им в течение первого трехлетия предметы и количеством, и редкостью пород, и сохранностью далеко превышают в ценности употребляемые на путешествие его средства. Кроме того, отзывы о нем Главного правителя колоний и даже бывших в тех краях иностранных путешественников выхваляют благородное его поведение, примерное усердие в исполнении данных ему поручений и необыкновенное искусство в собирании и препарировании естественных предметов.
Другим фактором послужило то, что Вознесенскому представилась ещё одна возможность посетить малоизученный в отношении естественных наук Курильский полуостров летом, чего ему не удалось сделать в прошлом году. После получения указаний от Академии наук, Вознесенский с Дружининым немедленно начали готовиться к будущему путешествию по западному берегу Камчатки.
20 апреля 1847 года они выехали в сторону Большерецка. Оставив Дружинина в селе с указанием подготовить все коллекции к отправке, Вознесенский отправился на север, через селения и острожки Укинский, Коловской, Воровской, Компаковский, Крутогоровский к Облуковинскому острогу, откуда он повернул обратно. В Большерецке он отсутствовал с 29 апреля по 23 мая, проехав в общей сложности около 300 километров по западному побережью Камчатки. В пути Вознесенский собирал образцы горных пород и этнографические предметы местного прибрежного населения. 3 июня они вернулись в Петропавловск, где Вознесенский стал готовиться к путешествию на юг полуострова к мысу Лопатка.
2 августа 1847 года Вознесенский отправился в путь. 4 сентября Вознесенский въехал в селение Явино, которое стало его базой в путешествиях по югу Камчатки. В частности, он побывал в экспедиции на мыс Лопатка, где собрал несколько экземпляров горных пород, а также на мысе Октцым, где приобрел экземпляры двух молодых снежных баранов, малоизученных на тот момент. В начале декабря Вознесенский вернулся в Ключевское. На обратном пути Вознесенский получил письмо от Брандта, в котором сообщалось, что его экспедиция завершена, и ему предписывается вернуться в Санкт-Петербург. До отъезда Вознесенский успел предпринять ещё одну экспедицию на западное побережье. Выехав 10 декабря 1847 года из Ключевского, он побывал в крепости Тигиль, поселке Палана, где он пополнил этнографические сборы, в частности, приобретя оленьи сани у коряков и ездовые сани у камчадалов, Кинкильский мыс, и через горы вернулся в Ключевское. В Ключевском он пробыл до середины марта 1848 года, и 9 апреля вернулся в Петропавловск.
13 сентября на корабле Российско-Американской компании "Атха" Вознесенский отправился в Россию через Ново-Архангельск, Гавайи, Бразилию. Кроме отправленных ранее, с собой исследователь вёз 54 ящика с коллекциями. 21 июня 1849 года Вознесенский сошёл на берег в Кронштадте.

Здание Обкома КПСС. Фото: из фондов КГКУ ГААК
Волков — председатель горсовета в 1934 году
С. В. Гаврилов в своём труде "Как и чем жил Петропавловск в 1934 году" отмечал, что 14 августа 1934 года заседал пленум горсовета. В состав президиума введён некто Волков, утверждённый новым председателем (имя и отчество точно установить не удалось, но, возможно, его звали Борис Сергеевич).
Этот руководитель родился в 1904 г., трудиться начал с тринадцати лет. Сначала поступил "мальчиком" в железно-скобяную лавку, затем стал подручным слесаря на водокачке в Оренбурге. В годы гражданской войны ушёл добровольцем в Красную Армию, служил в продотрядах, затем перешёл на работу в финансовые органы. В 1931 г. окончил Финансовую академию. За боевые заслуги награждён грамотой ЦИК Таджикистана и оружием. Последнее время был начальником Камчатского отделения Госстраха.

Камчатка, XVIII век. Фото: из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова.
Тимофей Шмалёв — командир Камчатки
14 августа 1797 г. пришло в Петропавловскую гавань трехмачтовое судно купца Бышева. Шмалев принял его за шведского крейсера и начал было против него неприязненные действия. Но вскоре присланная на берег шлюпка доставила Шмалеву судовые бумаги, и судно было пущено в гавань.
Шмалев Тимофей Иванович (1736 — 1789 гг.) — главный командир Камчатки в 1771 — 1773 г.
Почти вся служба Шмалева прошла на Камчатке. С 1765 по 1769 г. управлял Нижне-Камчатским острогом. В это время, несмотря на неблагоприятные условия, заботился о возможности крестьян заниматься земледелием и скотоводством, для чего раздавал им безвозмездно отпущенные правительством семена, скот и земледельческие орудия. Среди распущенной и жестокой администрации Камчатки Шмалев выгодно выделялся своим гуманным обращением с местными жителями и крестьянами.
В 1771 г. был назначен командиром Камчатки; на него был возложен ряд поручений, как-то: составить планы некоторых поселений, выбрать места для укреплений и построить их, произвести расследование об участниках известного бунта Беневского и т. д.
В 1788 г. был назначен комендантом Охотска, но, не вступив ещё в эту должность, в 1789 г. скоропостижно скончался.
Шмалев Т. И. составил "Краткое описание Камчатки", в котором рассказывает о природе и естественных богатствах полуострова, быте его жителей и т. п. Это произведение помещено в "Опыте трудов вольного Российского собрания при Московском университете", 1774, т. I.
Также в этот день
14 августа 1928 года — на заседании президиума Далькрайисполкома решено организовать мастерскую по резьбе из кости при школе с. Парень Пенжинского района Камчатского округа.
14 августа 1944 года — решением Корякского окрисполкома № 96 рассмотрен вопрос о дорожном строительстве в округе.
14 августа 1945 г. в Петропавловске и его окрестностях на весь период действия военного положения вводилось полное затемнение, "не оставляя ни одной светящейся точки". С наступлением темноты запрещалось движение автотранспорта, необорудованного светомаскировкой.
14 августа 1964 года — решением Камчатского облисполкома № 436 Ново-Олюторский сельский Совет передан в ведение Корфского поселкового Совета, Ветвейский сельский Совет — в ведение Верхне-Вывенского сельского Совета с. Хаилино Олюторского района.