Нападение японцев на Петропавловск
13 августа 1905 года Японская эскадра в составе крейсеров 1-го ранга "Суми" и "Идзуми" под командой адмирала Того-младшего подошла к полуострову. Отряд, подходя к Вилючинской бухте разделился. "Идзуми" пошла к маяку на мысе Дальнем, а "Суми" — к Петропавловску. У маяка "Идзуми" высадила отряд, который захватил брошенные вещи и осмотрел окрестности. Далее "Идзуми" пошёл навстречу к "Суми" в Петропавловск.
Затем японцы устроили бомбардировку города: обстреляли Петропавловск из шестидюймовых орудий и высадили десант в 200 человек. Местные жители знали, что японцы высадят десант, поэтому покинули Петропавловск. Увидев, что город пуст, солдаты перерезали оставленный в стойлах и пастбищах домашний скот, затем погрузились на корабли и ушли из Авачинской бухты.
При обстреле было разрушено здание уездного управления, повреждены часовня на братской могиле защитников Петропавловска в 1854 г., несколько частных зданий и похищен архив, также пропали казенные деньги в сумме 40 тысяч рублей.
На рейде Петропавловска японцы конфисковали русский пароход "Австралия".
5 сентября 1905 г. был подписан Портсмутский мир. Россия войну с Японией проиграла, но Камчатка не отошла японцам. На фоне сплошных поражений и неудач, как на сухопутных фронтах, так и на море, оборона Камчатки являлась единственной крупной военной удачей России за всю войну. За оборону Командорских островов 68 человек были награждены медалями. Георгиевские кресты и медали получили 28 дружинников, сражавшихся на побережьях полуострова. Сильницкий (в то время являлся Начальником Камчатки) был награжден орденом Св. Анны. Сотникову был присвоен чин подпоручика запаса. К сожалению, он погиб в стычке с японскими браконьерами в августе 1906 г., погиб с ним и его постоянный спутник и друг М. Ворошилов.
Вид Петропавловска, середина XIX века. из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова.
Плаванье "Аполлона" и "Аякса"
28 сентября 1821 г. вышли из Кронштадта в совместное плавание 28-пушечный шлюп “Аполлон” под командой капитана 1-го ранга Иринарха Степановича Тулубьева и бриг “Аякс” под командой лейтенанта Никандра Ивановича Филатова. Оба корабля должны были доставить грузы на Камчатку и в Ново-Архангельск, а “Аполлон”, кроме того, по приходе в Русскую Америку, должен был охранять там ее поселения и промыслы.
Зайдя по пути в Хельсингёр, суда в Северном море испытали жестокий шторм, во время которого бриг “Аякс” выбросило на мель, а “Аполлон” вынужден был укрыться на рейде Даунс. В Портсмуте для придания шлюпу большей устойчивости был укорочен рангоут и принято до 80 т балласта.
В Рио-де-Жанейро “Аполлон” простоял с 12 февраля по 1 марта 1822 г. и было решено ввиду позднего времени идти не вокруг мыса Горн, а вокруг мыса Доброй Надежды.
В этот день Тулубьев, давно страдавший туберкулезом, не выдержав перемены климата, скончался. В командование шлюпом вступил лейтенант Степан Петрович Хрущев.
В дальнейшем, обогнув Южный мыс Тасмании и зайдя в Сидней, Хрущев направился в Петропавловск-Камчатский, куда и прибыл 13 августа 1822 года, отмечает В. Н. Аров. На пути из Сиднея Хрущев определил координаты камня Балл (у островов лорда Хау) и островов Митре и Черри.
14 сентября “Аполлон” вышел из Петропавловска и 10 октября был в Ново-Архангельске. Недостаток продовольствия и плохое состояние здоровья команды заставили Хрущева провести зиму в Сан-Франциско. Вернулся он в Ново-Архангельск 9 апреля 1823 г., после чего крейсировал по окрестным проливам, одновременно производя опись западного побережья Северной Америки.
Во время этого плавания были описаны: южная часть пролива Чатам, пролив Фредерик, залив Кордова, пролив Кларенс (отделяющий Бобровый остров от североамериканского материка), западные берега островов Королевы Шарлотты и остров Аристасабаль.
3 сентября Хрущев передал охрану Русской Америки фрегату “Крейсер”. От командира “Крейсера” М. П. Лазарева Хрущев получил приказание итти в Сан-Франциско, ждать там шлюп “Ладогу”, которым командовав капитан-лейтенант Андрей Петрович Лазарев и возвращаться с ним вместе в Россию. “Аполлон” прибыл в Сан-Франциско 28 октября, а шлюп “Ладога” — 1 декабря 1823 года. 12 января 1824 г. оба шлюпа отправились в обратный путь. Обогнув мыс Горн, они простояли около месяца на острове Св. Екатерины, для того чтобы поправить здоровье команды. В это время на каждом из судов было по 13 человек больных цынгой.
Зайдя затем в Рио-де-Жанейро и на остров Файал (Азорские острова), суда вернулись в Кронштадт: “Ладога” 13 октября 1824 г., а “Аполлон”, заходивший, кроме того, в Копенгаген, — двумя днями позже.
Самый длительный переход для обоих судов за время плавания (от Калифорнии к острову Св. Екатерины) продолжался 95 дней
Здание Камчатского государственного педагогического института. из фондов КГКУ ГААК
Приказ об открытии педагогического института
В 1956 г. Камчатская область, входившая до этого в состав Хабаровского края, выделяется в самостоятельную область РСФСР с непосредственным подчинением Совету Министров РСФСР. В связи с этим на Камчатке происходит ряд изменений, коснувшихся различных сторон жизни этого края. Появляются новые учреждения, увеличивается население полуострова за счет притока специалистов. Увеличивается количество учащихся в школах: к концу 1957 г. в области оно достигло 37 110 человек.
В школах не хватало учителей с высшим образованием. Направляемые из года в год в камчатскую область Министерством просвещения РСФСР сотни учителей из центральных областей страны, долго не задерживались. Назрела необходимость в открытии собственного педагогического института. 13 августа 1958 года вышел приказ Министра просвещения № 268, гласивший: "Организовать с 1958-1959 учебного года в городе Петропавловске-Камчатском на базе педагогического училища Камчатский институт.
Открыть при Камчатском пединституте заочное отделение. Заочников Хабаровского консультационного пункта по специальностям „Русский язык и литература“, „История“ и „Математика“ передать Камчатскому пединституту. Директорам педагогических институтов: Московского, Калининского в десятидневный срок подобрать и выслать безвозмездно Камчатскому пединституту учебники, учебные пособия и литературу для студентов и преподавателей факультета русского языка и литературы, истории по 25 экземпляров учебников каждого наименования по всем дисциплинам учебного плана и литературу для преподавания по 1-2 экземпляра.
Директорам пединститутов: Казанского, Саратовского, Ярославского и Рязанского в десятидневный срок подобрать и выслать безвозмездно учебники, учебные пособия и литературу для физико-математического факультета по 10 экземпляров каждого названия учебников по всем дисциплинам этого факультета, литературу для преподавателей по 1-2 экземпляра.
Планово-финансовому управлению обеспечить включение в народно-хозяйственный план 1959-1961 гг. строительство учебного здания по типовому проекту школы на 920 мест и общежития на 400 мест для Камчатского пединститута. Главснабу обеспечить выполнение заявки Камчатского пединститута на учебно-лабораторное оборудование текущего года и оформить пединституту поставку в первом полугодии 1959 г. учебно-лабораторного оборудования, наглядных пособий, а также материалов и оборудования, выделенных пединституту по фондам".
В 1958 г. в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР № 897 открылся Камчатский государственный педагогический институт. Он расположился в типовом школьном здании на 440 мест на ул. Набережной, 26 (ныне Камчатский краевой институт повышения квалификации педагогических кадров). Возведение здания в ударном темпе заканчивалось к приему студентов. Существенную помощь строителям оказали будущие студенты факультета начальных классов.
Торжественное открытие состоялось 31 августа 1958 г., а первые занятия — 15 октября 1958 г. Первыми факультетами в институте были: физико-математический, историко-филологический и факультет начальных классов.
Петропавловский порт в Камчатке, гравюра XIX века. из книги С. В. Гаврилова «Океанская гавань России. История Петропавловск-Камчатского морского торгового порта»
Проекты Добелла
Камчатский комендант генерал-майор И. Г. Петровский в 1812 году докладывал из Нижнекамчатска императору Александру I о том, что 13 августа 1812 г. "Соединенных Статов Американских Петр Добелло на двух морских судах, бостонцу сему принадлежащих, “Сильф” и “Брутес”, с грузом разных его товаров коммерческих" прибыл в Петропавловск и "просил моего позволения и содействования как к разгрузке тех судов, так и об определении ему необходимых строений к помещению груза с оных потребных…", пишет С. В. Гаврилов.
Питер Добелл, он же Пётр Васильевич Добель, (англ. Peter Dobell; 1772 года, Ирландия — 1852 года) — российский путешественник, предприниматель, писатель ирландского происхождения. Генеральный консул России на Филиппинах.
Во время своего визита П. В. Добелл приобрел в Петропавловске участок земли для постройки дома и склада для товаров. После знакомства с Камчаткой он предложил организовать в местных водах китобойный промысел, а также установить регулярные торговые связи с зарубежными странами, в частности с Филиппинскими островами.
Проекты Добелла получили поддержку сибирского генерал-губернатора И. Б. Пестеля, видных сановников Н. П. Румянцева, В. К. Нессельроде и самого императора Александра I.
Добелл, принявший русское подданство, в 1818 г. отправился из Петропавловска на Филиппины и Гавайские острова для устройства своего торгового предприятия, деятельность которого, впрочем, оказалась убыточной.
Для обслуживания судов Петропавловская гавань нуждалась в обустройстве. Причальных сооружений она по-прежнему не имела. В 1815 г. Добелл в статье, опубликованной в журнале "Сын Отечества", предлагал устроить в Култучном озере ремонтный док. Он считал, что "при берегах можно скоро и легко построить пристани". В этом же году здесь соорудили казенную кузницу. Вполне возможно, что именно с ее помощью выполнялся несложный ремонт судов.
Так, летом 1816 г. у брига "Рюрик", которым командовал О. Е. Коцебу, заменили медную обшивку подводной части корпуса. В качестве обивочного материала использовали листы меди со шлюпа "Диана".
Также в этот день
13 августа 1933 года — на заседании президиума Корякского окрисполкома рассмотрен вопрос о ликвидации Окружного Союза интегральных кооперативов
13 августа 1945 года — при исполнении служебных обязанностях погиб старший оперуполномоченный отдела по борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью управления рабоче-крестьянской милиции капитан милиции В.И. Милицин.
13 августа 1947 года — решением Корякского окрисполкома № 167 с 1 сентября открыты начальные школы в Олюторском и Карагинском районах: Натальинском, Пахаче № 8, Новоолюторке № 5; на рыбозаводе № 3, Укинском рыбокомбинате и Макарьевской базе.
13 августа 1978 года отмечался День строителя. За достигнутые высокие производственные показатели почетными грамотами награждены инженер РСУ Л. В. Селиванова, маляр Л. П. Степанова, столяр В. З. Жилин, заместитель начальника участка В. П. Корнева, бригадир бетонщиков Р. И Папана, маляр З. Ф. Груздева, главный инженер автотранспортного участка Г. И. Плотников и другие.