Иванна Гараева, выпускница Школы защитников природы
Фото: предоставлено пресс-службой Кроноцкого заповедника

Камчатские заповедные школьники, до встречи осенью!

Выпускники уже шестого по счёту курса Школы защитников природы Кроноцкого заповедника приступили к работе

Во всех общеобразовательных школах России завершается сдача единых государственных экзаменов по разным предметам. Результаты помогут выпускникам поступить в ВУЗы. Выпускники же последней в этом сезоне смены Школы защитников природы по направлению "Гид-экскурсовод" из числа бывалых и только начинающих свой путь проводников получили сертификаты. Они дают право водить путешественников по заповедным тропам и знакомить их с миром хрупкой и неповторимой Камчатки. О Школе защитников природы ИА KamchatkaMedia рассказала пресс-секретарь ФГБУ "Кроноцкий государственный
заповедник" Мария Воронцова.

После серьёзного отбора обучение по программе шестого по счёту курса со дня основания Школы начали около 60 человек. А до конца его прошли 20 самых стойких и заинтересованных в своём профессиональном росте гидов. Настоящих защитников природы. 

Сертификаты

Сертификаты. Фото: предоставлено пресс-службой Кроноцкого заповедника

"Многие мои друзья и знакомые, узнав о том, что я подала заявку на обучение в "Школе защитников природы" Кроноцкого заповедника спрашивали: "А зачем тебе это... Ты уже и в Долине гейзеров была, и на Узоне, да и Курильское озеро часто посещаешь… зачем тратить время???" 

Во-первых, тратить время — это не про Школу. Во-вторых,здесь не тратят, а приобретают. Приобретают знания, друзей и единомышленников. В-третьих, получают возможность проводить экскурсии на территории особо охраняемых природных территорий и совмещать работу и наслаждение от пребывания в заповедных уголках Камчатки. В-четвертых, очень удобно учиться из дома: узнаешь новое, повторяешь, вспоминаешь информацию и прежние навыки, которые помогают оберегать природу. И совсем неважно, сколько тебе лет и кем ты работаешь. Главное, как ты видишь этот мир и что хочешь и можешь сделать, чтобы он сохранился", — сказала Надежда Острик, гид по Камчатке, выпускница Школы защитников природы и волонтёр Кроноцкого заповедника. 

Теория и практика

Традиционно обучение проходило в режиме онлайн. Единственным исключением было очное занятие в интерактивном музее "Океанрыбфлота". Там состоялась встреча в формате вопрос-ответ со старшим методистом Камчатского дома детского и юношеского туризма и экскурсий Татьяной Наймушиной. Опытный профессиональный гид рассказала коллегам и потенциальным преемникам на примерах, как нужно вести экскурсию, чтобы не только показать самые красивые достопримечательности, но и с помощью интерпретации информации заинтересовать путешественников, помочь им усвоить азы верного поведения в дикой природе и увлечь идеей её сохранения.

Из новшеств в этой смене стало занятие по теме "Нюансы и принципиально важные моменты оказания первой помощи в полевых условиях" от Кирилла Горохова — преподавателя, инструктора по обучению первой помощи. В своё время он возглавлял специализированное поисково-спасательное подразделение ДВРПСО МЧС России. Сейчас помогает спасателям в качестве волонтёра. Является членом Российского общества первой помощи.

Одно из важнейших преимуществ Школы защитников природы Кроноцкого заповедника — возможность приглашать преподавателей-практиков, чья работа непосредственно связана с особо охраняемыми природными территориями Камчатки. Будь то обучение экскурсоведению, включая умение сконцентрировать внимание туристической группы, разработке новых маршрутов с учётом антропогенной нагрузки, правилам поведения в дикой природе и так далее. 

Михаил Малин

Михаил Малин. Фото: предоставлено пресс-службой Кроноцкого заповедника

Например, занятие на тему "Поговорим о лососях" в этом году впервые провёл Михаил Малин, научный сотрудник Института биологии внутренних вод им. И. Д. Папанина РАН. Вместе с коллегами он с 2021 года изучает роль нерки в экосистеме Курильского озера в Южно-Камчатском заказнике. Михаил использовал в своей лекции фото— и видеоматериалы, накопленные за годы реализации проекта. Съёмка проходила под водой и с квадрокоптера. Таким образом, занятие обрело практический вид — слушатели своими глазами увидели и поняли, как ведут себя брачные пары тихоокеанских лососей на нерестилищах в своих гнёздах под водой. Такое погружение в мир обитателей дикой природы, конечно, делает обучение более интересным, а новые знания лучше запоминаются. В будущем гиды-экскурсоводы смогут рассказать туристам об интереснейшей жизни рыб, почти побывав рядом с чешуйчатыми. 

"Это был интересный опыт: я впервые читал лекцию на дистанте. Поначалу было непривычно говорить и при этом не видеть и не слышать реакции слушателей. И так два академических часа. Но по окончании, когда стали задавать вопросы, стало понятно, что меня действительно внимательно слушали, информация вызвала интерес. Это и понятно — мы шаг за шагом прошли по жизненному циклу озерновской нерки с демонстрацией высококачественных видеоматериалов, полученных нами в последние несколько лет с помощью дронов. Эти видеоролики раскрывают детали того или иного интересного для широкого круга слушателей аспекта миграционного или репродуктивного поведения лосося: строительства нерестовых гнезд, их охраны и других. Такого нет ни в одном учебнике", — поделился Михаил Малин.

Портал в новый мир

Как рассказали кураторы природоохранного образовательного проекта, многим слушателям в этой смене было непросто пользоваться интернет-платформой, на которой проводятся занятия и принимаются домашние задания. Само понятие "платформа" кто-то из "школьников" случайно обозначил словом "портал", что пришлось кстати. Учёба в Школе действительно стала для кого-то неким порталом — переходом в другой, непривычный мир и круг общения. 

Выпускники Школы

Выпускники Школы. Фото: предоставлено пресс-службой Кроноцкого заповедника

"Даже если в начале каждой смены между слушателями, кураторами и педагогами может возникнуть какое-то недопонимание из-за сложной программы, отсутствия навыков пользования интернет-платформами или чего-то ещё, то за полтора месяца обучения мы так хорошо и плодотворно взаимодействуем, что успеваем узнать, полюбить самых стойких и уверенных в выборе своей профессии проводника в мир природы, прикипеть друг к другу. А наши "школьники" очень быстро начинают ориентироваться в процессе обучения. Иногда люди, которые пока не имеют достаточного опыта в проведении экскурсий, поражают нас своими знаниями, полученными на различных курсах и семинарах, и классными идеями. А Школа становится для них неким триггером новых свершений в сохранении природы и привлечении путешественников к заповедному делу на своём примере", — поделилась Анастасия Харькова, и. о. руководителя Группы проекта "Школа защитников природы" Кроноцкого заповедника. 

Cреди слушателей те, кто искренне любят природу Камчатки, но природоохранная деятельность никогда не была их профессией. А теперь они максимально вовлечены в эту тему и готовы знакомить с ней земляков и гостей полуострова. 

"Было здорово познакомиться с людьми, которые однажды коренным образом решили сделать поворот в своей жизни, сменить прежнюю профессию и стать гидом. 

Константин Конциберов

Константин Конциберов. Фото: предоставлено пресс-службой Кроноцкого заповедника

Один из них  — Константин Конциберов, он работает в сфере энергетики, но планирует в дальнейшем связать свою жизнь с туризмом. Константин уже известен в рядах экскурсоводов, состоит в Союзе гидов Камчатки. По учёбе была видна его хорошая подготовка и большой потенциал для дальнейшего профессионального роста. То есть человек живёт темой природы, Камчатки, экотуризма. 

Ия Куркина

Ия Куркина. Фото: предоставлено пресс-службой Кроноцкого заповедника

Ия Куркина до выхода на пенсию работала бухгалтером. А затем стала искать себя в других направлениях, и дочь подсказала, что у неё может очень хорошо получиться быть гидом. Наверное к этому были определённые предпосылки в окружении друзей и коллег. Она прошла обучение по туристическому направлению везде, где можно, в том числе выбрав нашу Школу. По результатам экзамена стало понятно, что в скором будущем в плеяде гидов появится очень классный, яркий, эмоциональный и позитивный ведущий экскурсионных программ. 

Мария Абрамова

Мария Абрамова. Фото: предоставлено пресс-службой Кроноцкого заповедника

Мария Абрамова — весёлая хохотушка, человек, у которого есть своя танцевальная студия. Очень классная и позитивная. Тем группам туристов, которые попадут к ней на экскурсию, можно только позавидовать. 

Иванна Гараева

Иванна Гараева. Фото: предоставлено пресс-службой Кроноцкого заповедника

Иванна Гараева — человек, который посвятил свою жизнь бальным танцам и творчеству. Она пришла к нам на учёбу уже второй раз — в прошлом году освоила экспресс-курс, который давал ей право проведения экскурсий на один сезон в Кроноцком заповеднике и Южно-Камчатском заказнике. В этот раз она прошла полный курс и получила бейдж экскурсовода по заповедным территориям на три года, с учётом прошлого опыта. То есть это уже вполне подготовленный гид, который прошёл через пробы и ошибки курс молодого бойца и старается совершенствоваться", — рассказала Юлия Иваницкая, специалист по экологическому просвещению Группы проекта "Школа защитников природы" Кроноцкого заповедника. 

Конечно, всех перечислить невозможно, но Школа защитников природы Кроноцкого заповедника, включая её педагогов, слушателей и кураторов — это одна команда. Активно функционирует интернет-сообщество, где природоохранные волонтёры и гиды-экскурсоводы, которые прошли обучение в Школе, делятся различными идеями и проектами в своих регионах. А импровизированный выпускной каждой смены представляет собой симбиоз экзамена и чаепития. Все свои знания защитники природы уже показали в течение курса. 

Экзамен и чаепитие

Экзамен и чаепитие. Фото: предоставлено пресс-службой Кроноцкого заповедника

Следующая, седьмая смена, по направлению "Гид-экскурсовод" начнётся 15 ноября. Набор на обучение будет объявлен в октябре. Прохождение образовательного курса бесплатное. 

Проект "Школа защитников природы" стартовал в 2020 году. Образовательная программа  направлена на подготовку кадрового резерва для природоохранных организаций Камчатского края и других регионов России, усиление охраны заповедных территорий, повышение уровня экологической культуры населения, вовлечение общественности в решение экологических проблем.

231409
Общество