Юлия Бахарева — педагог с большим опытом, она трудится в средней школе № 33 с углубленным изучением отдельных предметов уже более 20 лет. Очень неординарный и яркий человек. Про таких обычно говорят "больше всех надо".
Ей действительно надо больше. Она считает, что детей надо научить не только писать буквы и решать примеры, но и умножать добро, делиться теплом... быть человеком. Всё это можно сделать, убеждена она, если ваш класс не просто коллектив, а настоящая семья, в которой все — дети, родители и учитель — заняты общим делом. Готовят спектакль, например. Или дружно моют парты. Или покоряют вулкан. Или путешествуют все вместе по разным городам и странам! На эту тему Юлия Бахарева написала авторскую программу воспитания.
Юлия Александровна Бахарева. Фото: ИА KamchatkaMedia
Классные дела руководитель генерирует с легкостью! Знаете, сколько мероприятий в её классе обычно проходит за год? Более 50! Жизнь здесь, как вы понимаете, кипит по-настоящему! В 2023 году Юлия Александровна выиграла городской конкурс профессионального мастерства и стала "Самым классным классным".
Всегда вместе!. Фото: Архив 4 "А" класса школы № 33
Сейчас Юлия Бахарева готовится выпустить в "большое плаванье" своих четвероклашек. В этом году её 4 "А" посвятили в "Орлята", а еще он стал одним из призеров конкурса "Лучший класс". Весной ребята под предводительством Юлии Александровны ездили в Китай на международный конкурс и привезли оттуда диплом за первое место!
Всегда вместе!. Фото: Архив 4 "А" класса школы № 33
А вообще медалей и грамот у ее класса за эти четыре года накопилось несколько сотен. Потому что дети талантливые? Безусловно! А еще потому что им достался Учитель с самой большой буквы.
Подробности — в интервью ИА KamchatkaMedia с Юлией Бахаревой и с родителями ее учеников (узнав, что к классному руководителю собираются наведаться журналисты, мамы и папы не захотели оставаться в стороне).
— Юлия Александровна, а как вы когда-то поняли, что вам надо стать учителем?
— Знаете, какое у меня было прозвище в школе? Классный руководитель!
— (Смеемся) За что вас так?
— Активная была с детства, во всем мне хотелось участвовать, и еще меня мои одноклассники слушались, у меня был авторитет. Если кого-то обидели вдруг, меня зовут разобрать конфликт, если что-то надо организовать, опять на меня надежда. А мне это нравилось. В 7 классе за активную работу меня даже наградили поездкой в Китай. Было так приятно: за мою кандидатуру проголосовало большинство одноклассников. Сколько впечатлений было от этого путешествия!
А что касается профессии, то, несмотря на звучное прозвище и организаторские задатки, почему-то о педагогике я не сразу задумалась. Сначала мы с подружкой хотели быть стоматологами. Просто потому что ее папа был стоматологом. На подготовительные курсы даже ходили. Я занималась дополнительно химией с педагогом.
И вот она-то мое призвание и разглядела, и сказала мне: "Юля, из тебя получится хороший учитель, попробуй, я вижу, что это твое". Я серьезно отнеслась к ее совету. Поступила в педколледж. Затем, уже по приезде на Камчатку, получила высшее педагогическое образование. И вот более 20 лет я в профессии, которую люблю всем сердцем.
— Были у вас в школе учителя, которые оставили в душе яркий след?
— В пятом классе нас взяла Тамара Ивановна Тюменцева. Она и заложила во мне эту основу, каким должен быть учитель. Она хоть и была уже в возрасте, но энергии в ней было столько! Постоянно для нас что-то интересное придумывала.
Я сама из Приморья, жили мы в посёлке Славянка… Но Тамара Ивановна рамками посёлка наш досуг не ограничивала, очень часто мы с ней выезжали во Владивосток. То в театр, то в цирк, то в музей, то на балет или в оперу. Все выходные она проводила с классом.
Она еще и жила в одном с нашей семьей подъезде. Тамара Ивановна пекла очень вкусные булочки, приходила угощать. У нас с учителем были очень теплые дружеские отношения. Очевидно, я переняла эту модель поведения от нее. И теперь мы с родителями моих учеников тоже дружим. Продолжаем встречаться и с теми, чьих детей я давно выпустила. У нас есть такая потребность. Они могут просто мне позвонить и сказать: "Юлия Александровна, мы соскучились!". И вот мы уже сидим на нашем месте, пьем кофе и обсуждаем радости и проблемы, ищем выходы из каких-то непростых ситуаций, да и просто делимся друг с другом тем, что нас волнует.
— А как вам удалось наладить с родителями такой контакт? Вы знаете, как иногда называют родительские чатики? "Филиал ада на земле" (смеемся). Ну ладно, может это и шутка, но в любой шутке, как говорится… Но это правда, бывает, что родители плохо контактируют — и с учителем, и друг с другом: не могут договориться ни о чем, ругаются... Детей можно перевоспитать, а взрослых состоявшихся людей с такими разными взглядами на жизнь… Как объединить?
Тут в разговор вступают родители и честно признаются, что…
— А мы не сразу стали такими дружными, — рассказывает Лидия Недоспасова. — Если вспомнить первый класс, у нас не все так гладко начиналось, бывали и острые моменты. Но Юлия Александровна сказала так: "Подождите, первый класс — это знакомство, второй — это притирка, в третьем классе вы подружитесь, а в четвертом уже будете как семья. Всё, как учитель предсказала, так у нас и получилось.
Юлия Александровна:
— По большому счету, что с родителями, что с детьми есть один главный рецепт — дайте людям дело, поставьте перед ними общую задачу… И они сначала будут вынужденно коммуницировать, затем всё с большим интересом, а потом и сами начнут с инициативой выступать.
Поход на вулкан. Фото: Архив 4 "А" класса школы № 33
Вообще, знакомство с учениками и родителями надо начинать не с какого-то официального мероприятия, а лучше всего — с похода. Вот там, на природе, все люди сразу раскрываются. А потом, например, у вас уже по плану конкурс, и детям нужно всем прийти в желтых галстуках… И вот уже ребята обсуждают, где же взять эти желтые галстуки, озадачиваются родители, одна мама звонит другой, кто-то едет по магазинам. В общем, объединение уже идет полным ходом. У нас в классе родители молодые и очень креативные. Они уже и сами настолько включились в эту бурную деятельность, что не остановить! Мы с ними нашли друг друга...
Всегда вместе!. Фото: Архив 4 "А" класса школы № 33
— Да, мы оценили, насколько у вашего класса интересная жизнь, когда смотрели вашу страницу в соцсетях… Мы сбились со счета, сколько у вас мероприятий за эти годы прошло…
— Один наш папа не поленился и подсчитал, что за год у нас было более 50 мероприятий. Получается, что за 4 года что-то около 200. Несколько лет назад на базе своего школьного класса я создала творческий коллектив под названием "Цветы жизни". Я — руководитель и режиссер, дети — артисты, родители — поддержка и опора. Еще нам помогают настоящие профи, театральные феечки, актрисы Светлана Дударева и Евгения Кевевтегина. В музыкальных номерах всегда оказывает большую помощь моя тетушка Елена Николаевна Селютина
— А семья ваша согласна с таким плотным графиком? Как вы всё это успеваете?
— Успеваю, потому что уже привыкла к такому темпу. Если нет движения — мне скучно! А семья моя… Спасибо ей огромное за любовь и понимание. Дочка моя является наставницей моих учеников, и муж во всем мне помогает. С нашим коллективом мы постоянно участвуем в различных конкурсах — и в городских, и в краевых, и даже в международных. Я уверена, что творчество очень способствует хорошему климату в классе, и успехам в учебе. Я вам сейчас портфолио покажу, чтобы вы сами увидели.
В классном кабинете 4 "А" нас особенно поразили две вещи. Первая — это "большой шкаф с успехами". В нём, как в госархиве, стоят ровными рядами толстенные папки. Каждая папка — именная. Туда педагог заботливо собирает все достижения ребенка — и маленькие, и большие. Грамоты, медали, рисунки, письма, контрольные… На выпускном всё это богатство достанется детям. Как приятно будет получить такой подарок, в котором собрана целая маленькая жизнь!
Тот самый волшебный шкаф с успехами!. Фото: Архив 4 "А" класса школы № 33
Ну и сразу про вторую удивительную вещь расскажем. На столе у учителя, кроме учебников, тетрадей и компьютера, стоит симпатичная ваза с конфетами, которые никогда не заканчиваются.
— Конфеты вредны, если их много есть, — говорит Юлия Александровна. — А если немного, то, наоборот, полезны. Мы же тут мозговой деятельностью занимаемся, нам глюкоза нужна. Сначала я наполняла вазу сама, а теперь это делают все. Как только видят, что конфеты подходят к концу, сразу приносят новые и досыпают доверху.
Пока мы рассматриваем все классные артефакты, к разговору подключается папа одной из учениц Дмитрий Старченко:
— Когда мы про наши классные дела и традиции рассказываем знакомым, они слушают, широко раскрыв глаза. К сожалению, не всем так везёт, как нам. Для кого-то на ёлку раз в году сходить — уже целое дело, а наши ребята где только ни были за эти годы. Все музеи обошли, в соколиный центр в Мильково ездили, на вулкан поднимались все вместе, на Сахалин ездили, во Владивостоке были, в Москве на Кремлевской елке, а в этом году даже в Китае побывали…
— Юлия Александровна, а расскажите про эту поездку в Китай… Что вы там делали?
— Мы туда ездили на международный творческий конкурс-фестиваль "Ритмы Дружбы", показывали нашу постановку "Как мужик корову продавал". Ребята выступили отлично, заняли первое место! В этот раз с нами и родители ездили. И, кстати, одна наша мамочка играла в нашем спектакле. А остальные горячо поддерживали!
Всегда вместе!. Фото: Архив 4 "А" класса школы № 33
Лидия Недоспасова:
— В каждой поездке на конкурс или фестиваль, помимо основного мероприятия, мы всегда вместе с Юлией Александровной продумываем очень насыщенную программу, чтобы дети от путешествия получили максимум впечатлений. Так же было и в Китае. Ходили по стеклянному мосту, посетили буддийский храм, съездили в национальную деревню, побывали в музее динозавров, покупались в термальных источниках…
— Юлия Александровна, вы знаете, не все решаются с таким большим коллективом детей в пределах родного города куда-то поехать, а вы не побоялись даже за границу с ними отправиться. Это такая ответственность…
— Наши ребята уже взрослые, мне с ними легко. Они знают, что в поездках можно и отдохнуть, и почудить, но и определенные правила нужно соблюдать. Вот, например, родители в гостинице вечером спрашивают, а как мы их будем к 9 утра всех на экскурсию собирать? Я отвечаю: они сами вовремя спустятся, их собирать не надо. И правда, в 8:55 все дети были в фойе.
Всегда вместе!. Фото: Архив 4 "А" класса школы № 33
— А как вам удалось воспитать такую пунктуальность?
— Они просто знают, что, если опоздают, то будет…"ой-ой-ой"!
— Интересно, как выглядит этот "ой-ой-ой"?
— Этого лучше не знать (смеется)…
Всегда вместе!. Фото: Архив 4 "А" класса школы № 33
А папа еще одного ученика Алексей Тихонов объясняет:
— Ребята просто не хотят потерять дружбу с учителем, не хотят ее подвести, а ее строгий взгляд или суровый тон — это уже дело второе…
— Они своего классного руководителя очень любят и уважают, в том числе и потому, что она любит и уважает их, воспитывает их личностями, — делится мама Любовь Тихонова. — На День учителя мы ей сделали подарок из дерева: медведица обнимает прильнувших к ней медвежат. Юлия Александровна и правда им, как школьная мама.
Юлия Александровна. Фото: Архив 4 "А" класса школы № 33
— Когда был карантин из-за ковида, в 1-2 классе дети учились временами на дистанционке, — вспоминает Алексей Тихонов. — И иногда мы могли наблюдать, как Юлия Александровна ведет уроки. У нее никогда не было цели кому-то двойку или тройку поставить, наказать за неправильный ответ… Наоборот, она, если видит затруднение, старается натолкнуть на верный путь, делает так, чтобы дети размышляли, и в процессе все-таки находили этот правильный ответ. Ее целью всегда было вызвать интерес у ученика за счет маленьких побед. А еще дети всегда видят, что и у учителя к ним живой интерес.
Всегда вместе!. Фото: Архив 4 "А" класса школы № 33
Как-то на одном дистанционном уроке кто-то из учеников притащил и показал кота в камеру… Юлия Александровна не стала делать ребёнку замечание, а на собрании сказала родителям: "Они первоклашки, устают, им тяжело, тем более в таком непривычном формате заниматься, я не стала их ругать, зато я знаю теперь всех ваших котов и собак, всю вашу живность в лицо". Посмеялись вместе над ситуацией. И стало всем немного теплее посреди этого карантина.
Всегда вместе!. Фото: Архив 4 "А" класса школы № 33
— Она проявила интерес к каждому, для детей важно то, что учитель неравнодушный человек, — рассказывает Алексей Тихонов. — И с ней можно поболтать не только об учебе… Они с ней на одной волне.
И когда ребята это чувствуют, то и учиться легче и приятнее. Когда-то на одном из первых собраний Юлия Александровна сказала, что никого не даст в обиду — если кто-то не сможет решить проблему, обязательно говорить ей, будут вместе разбираться. И они действительно вместе разбирают ситуации: кто кого обидел, почему это произошло и как нужно было поступить. Теперь, когда они повзрослели немного, они и сами уже разбираются, и мнение класса для них очень важно.
Юлия Александровна:
— Таблицу умножения они обязательно выучат, слова правильно научатся писать, но главное, чтобы они с самого детства научились быть человечными, внимательными, добрыми, могли протянуть руку помощи. Когда на конкурсе нас попросили сформулировать секрет "Самого классного класса", мы ответили так: "Слушать, чтобы слышать, смотреть, чтобы увидеть, вникать, чтобы помочь. И быть всегда рядом!".
Всегда вместе!. Фото: Архив 4 "А" класса школы № 33
— А если мы вас попросим закончить известную фразу "Есть такая профессия...", применительно к тому делу, которым занимаетесь вы…
— Есть такая профессия — учитель, человек, который необходим всем и каждому. И без этой профессии, наверное, не было бы других профессий.
— Юлия Александровна, совсем скоро выпускной… Трудно отпускать детей?
— Трудно… очень (в глазах блестит предательская слеза). Я их отпускаю, но мы не прощаемся. Мы же родные теперь.
Всегда вместе. Фото: Архив 4 "А" класса школы № 33
А в сентябре к Юлии Александровне придут новые первоклашки. И мы им уже завидуем.