Детективные триллеры, оформленные как сериалы, в последние годы в российском кино не редкость. "Черное солнце" (18+) — это история о загадочных убийствах в лесу под Выборгом, которую расследуют два следователя, у которых еще давно не сложились отношения. Но ради поиска убийцы они должны забыть о старых обидах... Новый сериал посмотрел дальневосточный кинокритик Сергей Хамзин и делится впечатлениями.
Автором идеи этого сериала стал продюсер Вадим Островский, создавший немало интересных телевизионных проектов ("За час до рассвета" (18+) с Константином Хабенским, "Топор 1943"(16+) с Андреем Смоляковым). А режиссером выступила актриса Анна Носатова, для которой это уже вторая режиссерская работа (после "Лыжника" (16+), снятого в 2018 г.).
О сериале заговорили сразу, как только прошла его премьера в 2023 г. на фестивале в Иваново. Не случайно же один из исполнителей главных ролей Максим Стоянов был там признан лучшим актером сериалов. Вторая главная роль у актера Юрия Чурсина. И нужно сказать, что выбор актеров получился очень удачным, им удалось показать полную противоположность в характерах друг друга.
Один — педант и аккуратист, второй — весьма бесшабашная личность. Но именно эта противоположность и помогает им успешно заниматься общим делом. И конфликт характеров — это лучшее, что есть в сериале. Видно, что и актерам доставляет удовольствие вживаться в образы, постоянно менять траектории взаимоотношений. Главные герои — живые люди, у которых есть свои достоинства и недостатки. При этом каждый из них имеет свои представления как должен работать современный следователь. Соглашаться с этим или нет — это уже выбор зрителя.

Кадр из сериала "Черное солнце" (18+). Фото: Фото: Скриншот
Отдадим должное авторам сериала за очень деликатный показ сцен с места преступлений. Вроде бы они и натуралистичны, но они не пугают, не вызывают отторжения. Такая деликатность заслуживает только уважения.
В целом киноповествование получилось слишком уж неторопливым: в некоторых моментах явно не хватает динамизма. Слишком много многозначительных взглядов героев, показа красивых пейзажей окрестностей Санкт-Петербурга, неторопливых диалогов. Иногда даже хотелось героев "подтолкнуть", чтобы всё они делали быстрее.
Интересно, что в сериале, снятом женщиной, главные герои — практически только мужчины. Порой складывается впечатление, что дамы — лишь фон для отважных мужчин. Довольно редкий случай для современных российских сериалов.
Финал сериала вызывает разные чувства. С одной стороны, вроде бы авторы всё разложили по полочкам. Но с другой, чувствуется какая-то недосказанность. Возможно, в планах было создание продолжения и изначально решили оставить возможность дописать сценарий. Но у зрителя это может вызвать недоумение: зачем столько серий он внимательно смотрел, если вопросы еще остаются? Но, с другой стороны, качественный детектив тем и хорош, что зритель должен сам быть вовлеченным в процесс расследования и уметь делать правильные выводы...