В настоящее время в Тихоокеанском Медицинском реализуется программа развития на 2022-2030 годы в рамках программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030". Ведущий медицинский вуз Дальнего Востока проводит трансформацию всей своей деятельности, включая молодежную политику. Своими мыслями по этому поводу с корр. ИА PrimaMedia делится проректор Тихоокеанского Медицинского Александр Сергеевич Омельченко.
— Александр Сергеевич, наверняка, молодежной политике в Тихоокеанском Медицинском всегда уделялось большое внимание. И какие-то наработки в этой области имеются. Думается, программа развития вашего вуза на 2022–2030 годы в рамках реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030", придаст молодежной политике новый импульс.
— Несомненно. В нашем университете традиционно развито молодежное движение: молодежные студенческие сообщества по различным направлениям существуют почти с момента образования вуза.
Прежде всего, следует упомянуть студенческое самоуправление — это объединенный совет обучающихся, штаб студенческих отрядов, волонтерские движения: волонтеры-медики и студенты-наставники.
Мы всегда уделяли много внимания внеучебной активности молодежи и старались максимально предоставить ребятам возможности для развития. После того, как мы вошли в число вузов-участников программы академического лидерства "Приоритет-2030", естественно, этих возможностей стало гораздо больше. У нас появилась дополнительная финансовая поддержка со стороны государства и статус участника программы "Приоритет-2030". Это позволило нам расширить партнерство во многих областях, в том числе, в сфере молодежной политики и воспитательной деятельности. Благодаря взаимодействию с центральными медицинскими вузами у нас произошел существенный скачок в области работы с молодежью.
Мы стараемся максимально вовлекать ребят во все процессы, в том числе, связанные с управлением университетом. Благодаря программе развития у нас появилась новая структура внутри системы управления молодежной политикой и воспитательной деятельностью. Раньше у нас действовал объединенный совет обучающихся, который представлял интересы студенческой молодежи, и к мнению которого прислушивалось руководство вуза. В рамках программы развития у нас появилась такая структура, как студенческий ректорат — студенческая структура, симметричная системе управления университетом. Ребята-активисты максимально погружены и в студенческое самоуправление, и в саму программу развития. Они прекрасно понимают, что она собой представляет, какие направления трансформации университета в ней имеются. Предлагают изменения от студенчества, как они их видят и понимают.
Позиция руководства Тихоокеанского Медицинского заключается в том, чтобы максимально учитывать интересы обучающихся и максимально вовлекать студенческую молодежь в развитие университета, поскольку, всё, что мы сейчас делаем, мы, прежде всего, делаем ради будущего молодежи.
Работа управления молодежной политики и воспитательной деятельности направлена на то, чтобы создать условия для личностного развития обучающихся и их комфортного пребывания в вузе и для того, чтобы все они чувствовали себя в вузе уверенно и сами могли выбрать, в каком им направлении развиваться, то есть университет старается максимально расширить спектр возможностей во внеучебной деятельности.
— А что собой представляет студенческий ректорат? Каковы его функции?
— Студенческий ректорат — это группа молодых ребят, выполняющих примерно тот же функционал, который возложен на действующий ректорат. Это консультативный студенческий орган, который имеет определенные полномочия, и к которому максимально прислушивается действующий ректорат, вовлекая этих студентов в процесс управления университетом, в том числе и в образовательной деятельности.
— А что можете сказать о возможностях студентов заниматься наукой? В вашем вузе существуют студенческие научные общества?
— Конечно. У нас есть ряд студенческих научных обществ — СНО. Наиболее популярное в студенческой среде СНО — это хирургический кружок, который базируется на базе аккредитационно-симуляционного центра. Наш центр — один из самых современных и оснащенных в стране. Желающих стать членами хирургического кружка много, поэтому приходится среди них даже объявлять конкурс.
Руководят хирургическим кружком опытные преподаватели и практикующие врачи. Ребята практически ежегодно участвуют во всероссийских конкурсах и неизменно занимают там призовые места — как минимум, входят в первую тройку.
Кроме того, существуют СНО на различных кафедрах. Они носят более локальный характер. В принципе, каждый студент университета может выбрать себе то направление научно-исследовательской деятельности, которая ему ближе, и развиваться в этом направлении.
— Известно, что для многих людей, уже состоявшихся и добившихся в своей профессии определенных достижений, студенческие годы являются одним из самых ярких периодов в их жизни. И во многом благодаря тому, что студенческая жизнь не замыкается только на учебе. Расскажите, какие внеучебные мероприятия проводятся в Тихоокеанском Медицинском, какие традиции существуют, как они влияют на воспитание студентов.
— В нашем университете действительно сложилась некая внутренняя история с элементами корпоративной культуры и атрибутами, которые сопровождают нашу повседневную деятельность.
Наш вуз наш существует с 1958 года, и в этом году мы праздновали свое 65-летие. По современным меркам это, наверное, не очень много, но для нас это довольно значимый возраст.
За этот период в университете появилось много традиций. Например, появился гимн, который исполняется практически на каждом значимом мероприятии, таком, как заседание ученого совета или собрание объединенного совета обучающихся.
Есть флаг и эмблема университета, которая используется практически на всех научно-образовательных и молодежных мероприятиях. Есть свой этический кодекс студентов — будущих медиков, с которым они знакомятся на первом курсе и подписывают его. Он хранится у них в личном деле. В соответствии с этим кодексом ребята принимают на себя дополнительные обязательства, связанные с культурой поведения в стенах высшей медицинской школы, с порядком взаимодействия и общения с преподавателями и между собой, включая элементарную вежливость.
Есть еще один важный аспект, связанный с внешним видом. Исторически сложилось, что специальной одеждой врача является белый халат. И, с первых дней пребывания первокурсников в стенах университета, мы воспитываем в ребятах понимание того, что белый халат — это не просто одежда, а значимый символ врачебного ремесла, поэтому к белому халату следует относиться с уважением. Их халат должен быть всегда идеально чистым, отглаженным и застегнутым на все пуговицы. Кроме того, у каждого уважающего себя студента-медика их должно быть два-три, а то и больше.
Соответственно, студенты впитывают эти правила и неукоснительно соблюдают их в течение всего периода обучения, благодаря чему у будущих специалистов формируется база основополагающих принципов культуры поведения и врачебной этики.
— А есть ли у вас движение волонтеров?
— В 2016 году на базе университета открыто Приморское региональное отделение Всероссийского общественного движения добровольцев в сфере здравоохранения "Волонтеры-медики", достаточно известного в нашей стране.
В региональном отделении движения сейчас состоит больше тысячи человек. Основу составляют студенты-медики, как правило, третьего-четвертого курса.
В движении есть несколько направлений. Это, прежде всего, санитарно-просветительская работа, донорство крови, первая помощь в лечебных учреждениях, профориентация школьников, психологическая помощь, а также реализация различных специальных проектов. Один из них — проект "Добро в село", в рамках которого, начиная с ранней весны и до самой поздней осени, ребята выезжают в отдаленные фельдшерско-акушерские пункты по всему Приморскому краю, где оказывают помощь медицинским специалистам в приеме пациентов и приведении пунктов в порядок, проводят санитарно-просветительскую работу с населением. Движение достаточно популярно, и наши студенты с удовольствием вступают в него.
Волонтеры-медики Тихоокеанского Медицинского — одно из знаковых молодежных сообществ в университете. Они формируют, в том числе, и определенную повестку в молодежной политике.
— А, может быть, ваши студенты старших курсов, как говорится, подрабатывают на скорой помощи? Это ведь не только возможность заработать, но и хорошая практика, которая наверняка пригодится в будущем.
— Знаете, мы, скажем так, настоятельно рекомендуем и приветствуем любую трудовую деятельность наших студентов на базе медицинских организаций. Начиная с четвертого курса, ребята имеют возможность получить так называемые сестринские сертификаты, благодаря которым можно работать медсестрами и медбратьями в медицинских организациях. Ректор Тихоокеанского Медицинского Валентин Борисович Шуматов считает, что это один из элементов как профессионального становления, так и профессионального воспитания будущего врача.
Это очень полезно — пройти все первичные этапы профессии, вникнуть в азы, ещё будучи студентом. И благодаря этому, уже став врачом, глубоко и осознанно относиться к делу, которому ты служишь.
Некоторые ребята (кстати, их достаточное количество), еще не имея сестринских сертификатов, после первого курса работают санитарами и санитарками. И это правильно, мы это приветствуем. Но первокурсникам я всегда говорю, что, прежде всего, им нужно думать об учебе. И пока не сдашь первые две сессии, о работе лучше не думать. Всё-таки учеба в медицинском вузе очень сложна. У наших студентов большая нагрузка, поэтому, определяя приоритеты, в первую очередь нужно стремиться к тому, чтобы справляться с учебной программой.
— В настоящий момент государство уделяет большое внимание патриотическому воспитанию молодежи и студентов. Как обстоят дела с этим в Тихоокеанском Медицинском?
— В июне этого года мы переработали Концепцию развития молодежной политики и воспитательной деятельности университета до 2030 года. Концепция была утверждена ученым советом. Согласно Концепции патриотическое воспитание занимает ключевое место в общей повестке нашей молодежной политики. В университете в прошлом году образован военно-патриотический клуб "Подвиг поколений", в котором состоит более 150 человек. Все участники вступают в клуб самостоятельно и осознанно, без административного нажима. Руководит клубом преподаватель нашего учебного военного центра, а председателем клуба избран студент второго курса учебного военного центра.
Ребята провели уже достаточно большое количество мероприятий. Одно из них уже стало традиционным — это акция "Тихоокеанский Медицинский — защитникам Родины". В рамках этой акции мы собираем гуманитарную помощь для наших ребят, которые участвуют в специальной военной операции. Мы передали уже несколько партий гуманитарной помощи, собранной студентами и преподавателями университета. В данный момент идет очередной этап этой акции, в которой собираем медикаменты. Эти медикаменты мы передаем в подразделения 155 отдельной гвардейской бригады морской пехоты и в подразделения ОМОН Росгвардии, с которыми у нас сложились тесные дружеские отношения.
С отрядом добровольцев из членов клуба и студентов-медиков мы побывали в Ростове-на-Дону, встретились со студенческими активами и преподавателями Ростовского медицинского государственного университета и Луганского медицинского государственного университета и помогали оказывать помощь раненным, находящимся на лечении в Ростовском военном госпитале.
Это важное направление молодежной политики мы будем развивать и всячески поддерживать.
О чем еще важно сказать? В вузе зародилась новая традиция. Начиная с 1 сентября, каждый понедельник во внутреннем сквере мы поднимаем государственный флаг Российской Федерации. В этой церемонии участвует каждый факультет.
Будущие врачи эти дни работают в госпитале Ростова-на Дону
— Если говорить о воспитании будущих врачей, то нужно вспомнить, что в России им всегда давали не только медицинское, но более широкое, гуманитарное образование. Во врачебной среде были и писатели, и музыканты, и художники. Продолжаете ли вы данную традицию?
— Несомненно. У нас широко развито культурно-творческое направление. Имеются творческие коллективы: хор, ансамбль барабанщиц, танцевальный коллектив, коллектив классических гитаристов и многое другое.
Работает молодежный центр, и его творческие коллективы с успехом выступают на традиционном Дальневосточном форуме студентов-медиков, в рамках которого около 15 лет проводится творческий фестиваль, куда приглашаются творческие коллективы студентов-медиков со всего Дальневосточного федерального округа и из зарубежных партнерских университетов.
— Судя по вашему рассказу, молодежная политика и воспитательная работа в Тихоокеанском Медицинском находится на достаточно высоком уровне. Программа "Приоритет 2030" открывает новые перспективы в этом направлении?
— Первое, что я хочу отметить, это то, что сквозь всю программу "Приоритет-2030" проходит такой аспект, как максимальное вовлечение в управление вузом молодежи, причем не только студенческой. Не будем забывать, что молодежью в России, согласно федеральному законодательству, считаются люди от 14-ти до 35 лет.
— То есть это могут быть и молодые преподаватели?
— Совершенно верно. И поэтому в Тихоокеанском Медицинском делается такая большая ставка на молодежь в решении вопросов кадровой политики. Мы уделяем большое внимание привлечению студентов, выпускников, ординаторов и аспирантов в деятельность по развитию университета. Это люди, которые сейчас стоят в начале пути, но при этом уже имеют свой взгляд на то, каким должно быть будущее Тихоокеанского Медицинского. Вот их мы и привлекаем в сферу молодежной политики и воспитательной деятельности, в студенческую науку, в работу по реализации программы развития университета и по другим направлениям.
— Это понятно. Ведь они будущее университета, им предстоит работать в нем многие годы.
— Конечно. Университет развивается и меняется, прежде всего, для них, для того чтобы Тихоокеанский Медицинский был популярен и востребован, чтобы к нам приезжали не только со всего Приморья, но и со всего Дальневосточного федерального округа, из других регионов страны. А для этого мы должны понимать, что необходимо молодежи, что она хочет видеть в современном медицинском вузе, в том числе в области молодежной политики и воспитательной деятельности.
На мой, может быть, субъективный взгляд, современная молодежь, старшие школьники и студенчество — это люди, которые хотят находиться в определенной зоне комфорта. Другими словами, в наши дни инфраструктура высшего учебного заведения приобретает ключевое значение при выборе абитуриентов. Для ребят важно, чтобы и общежития, и учебные корпуса, и прилегающая территория соответствовали всем современным стандартам.
Конечно, мы тоже к этому стремимся. У нас есть над чем работать, и мы понимаем, что инфраструктура молодежной политики должна развиваться. И программа развития в рамках программы "Приоритет-2030", на мой взгляд, дает очень хорошую возможность для трансформации вуза.
— А сами студенты знают об этой программе? Они в курсе того, что предстоит сделать университету? Что они об этом думают?
— Больше всего об этой программе знает студенческий актив: студенческий ректорат, объединенный совет обучающихся, волонтеры-медики, студенты-наставники, штаб студенческих отрядов. Это примерно 15% от всех обучающихся. Все они максимально погружены в эту тему. Мы обсуждаем это буквально на каждой встрече, поскольку наша цель — подключить их к этой работе, потому что активисты знают, что происходит в каждом локальном студенческом сообществе на курсе или на факультете.
Конечно, студенты знают об этой программе. И наша задача — дать им наибольшую информацию о программе развития университета в рамках программы "Приоритет-2030". Что мы и делаем: через деканов, кураторов учебных групп, студентов-наставников и студенческий актив.
Интервью с проректором по развитию университета Сергеем Лебедевым