Фото: Елена Поддубная, KamchatkaMedia
Ольга Ребковец: мой взгляд на КамГУ имени Беринга стал еще глобальнее
И.о. ректора камчатского вуза о программе "Приоритет 2030" и об итогах трёх месяцев работы на новом посту
Три месяца назад, 15 августа, Минобрнауки сообщило, что исполняющей обязанности ректора КамГУ имени Витуса Беринга назначена проректор по стратегическому развитию университета Ольга Ребковец. Что сделано за это время, какие планы уже воплотились в жизнь, а какие ещё только намечены — в интервью ИА KamchatkaMedia.
— Основной вашей задачей, с которой вы приехали на Камчатку, была реализация в вузе программы развития "Приоритет 2030". Можете ли вы для наших читателей определить суть этой программы буквально в одном предложении?
— Это программа стратегического академического лидерства, которая должна привести к тому, чтобы КамГУ имени Беринга, с одной стороны, работал на обеспечении социально-экономического развития Камчатского края, с другой стороны, стал точкой притяжения для молодежи извне и точкой сохранения молодежи внутри Камчатки.
— Уложились. Можно теперь чуть подробнее?
— В России уже достаточно много лет существуют разные программы: федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, международной конкурентоспособности… А в прошлом году была запущена новая программа, в которую вошло беспрецедентное число вузов, — "Приоритет 2030".
Её задача в том, чтобы вузы стали драйверами развития регионов. Особенно это важно на Дальнем Востоке. Мы видим, сколько усилий вкладывается со стороны федеральных властей во всестороннее развитие восточного региона страны.
Понятно, что основная проблема Дальнего Востока — это катастрофический отток населения и нехватка кадров. И кто, как не университеты, должны решать задачу по подготовке специалистов и удержанию молодёжи на территориях?
Поэтому программа развития университета, которая реализуется в рамках проекта "Приоритет 2030" включает в себя развитие ряда научных и образовательных направлений, цифровую трансформацию университета и глобально направлена на развитие всего высшего образования на Камчатке в связке со стратегией социально-экономического развития региона.
![Ольга Ребковец](https://primamediamts.servicecdn.ru/f/big/4051/4050798.jpg)
Ольга Ребковец. Елена Поддубная, KamchatkaMedia
— Программой "Приоритет2030" вы начали заниматься ещё на должности проректора, теперь продолжаете в качестве исполняющей обязанности ректора, проще вам стало или сложнее?
— Конечно, у меня перераспределились задачи, появились новые обязанности, стало ещё меньше времени. Но мой взгляд на университет стал еще глобальнее. И я ещё больше его полюбила, познакомилась со всеми сотрудниками, постоянно на связи со студентами. И сейчас уже видны результаты работы, которой я занималась, начиная с февраля. И это самое важное.
— Какие знаковые мероприятия прошли за это время?
— У нас прошло мероприятие-спутник Конгресса молодых учёных, когда со всей России съехались специалисты в области сейсмики и опасных природных явлений. Они чрезвычайно эффективно отработали на Камчатке. И это была не работа в стол, все проекты продолжаются. Это работа в разных формах: лаборатории, научные изыскания, отдельные проекты сотрудничества с организациями и так далее.
Это был "Тотальный фестиваль", который мне дорог ещё и потому, что я отдала ему в своё время все силы, а теперь к нему подключился университет. Это как будто моё прошлое, настоящее и будущее соединились тоже в этой точке. И университет стал ключевой площадкой. Мы планируем этот фестиваль продолжать, надеюсь, что у него будет финансовая поддержка, и у университета будет такая же ключевая роль.
Мы возобновили работу Камчатского отделения Азиатско-Тихоокеанской ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Его раньше возглавляла Ирина Дмитриевна Чаплыгина, потом она переехала в Москву, работа замерла. А сейчас на базе нашего университета появился новый руководитель из наших филологов. Это Ирина Сергеевна Янченкова, завкафедрой филологии.
И это только малая часть того, что произошло в университете с начала этого учебного года.
— В этом году вы показали неплохой набор. А что вы для этого делаете?
— Это предмет особой гордости. Во-первых, при том, что у нас при зачислении практически на балл повысился средний балл по результатам ЕГЭ, контингент увеличился, первокурсников относительно прошлого года больше на 10 %, а в целом рост контингента — 13 с половиной %. Это очень хороший рост, учитывая, что Камчатка борется с оттоком населения, позитивная динамика — большое достижение для университета.
А во-вторых, мы постоянно работаем над расширением числа специальностей. И начинаем со школ. Так, мы заключили договоры о сетевом взаимодействии со школами Петропавловска и Елизовского района, это позволило на базе старших классов открыть 15 классов естественно-научной, гуманитарной, социально-экономической и технологической направленностей. Надеемся, что среди школьников будут наши будущие студенты.
— Обновляется ли образовательная деятельность университета? Знаю, что есть новые специальности, а появятся ли ещё какие-либо?
— На уровне среднего профессионального образования 40 человек поступило на направления "Туризм" и "Юриспруденция", причём регион выделил 10 бюджетных мест. Там четыре группы, кто-то после 9, кто-то после 11 класса. У наших студентов будет возможность получить и высшее образование, для тех, кто решит продолжить образование, мы ускоряем обучение в индивидуальном порядке. Если это будет востребовано, введём специальность "Туризм" в бакалавриате.
Впервые за долгое время в этом году мы набрали учителей физики и информатики. По этим позициям регион испытывает наибольший кадровый голод. Пока студентов немного, по пять человек на каждое направление, но мы сделали всё возможное, чтобы обучение было качественным. Так, например, по части дисциплин ребята слушают лекции преподавателей Московского физико-технического института, студенты — в нашей аудитории телеприсутствия, лектор — в Москве.
Магистратура в этом году расширилась, студенты занимаются ещё и по направлениям "Биоресурсы и биоразнообразие", продолжается обучение будущих вулканологов и сейсмологов.
На следующий год мы заявили для возобновления направления "Журналистика" в бакалавриате и "Медиаменеджмент" в магистратуре. Кроме того, в качестве магистратуры по лингвистике мы предлагаем программу по этнолингвистике для подготовки специалистов, которые могли бы заниматься сохранением и развитием языков и диалектов. В первую очередь, это касается языков коренных жителей полуострова. Но здесь у нас амбиция большая — стать дальневосточным центром компетенции.
Из новых программ, которые мы подали на магистратуру, это магистерская программа по заповедному делу. Это тоже благодаря программе "Приоритет 2030". Когда разговаривали с представителями Кроноцкого заповедника о возможностях сотрудничества, поняли, что есть дефицит в подготовке квалифицированных кадров для особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Мы решили, что мы попробуем вместе заняться этой проблемой.
Сейчас мы готовимся к запуску магистратуры в следующем году. Для этого на форуме "Россия" подписали соглашение с Росзаповедцентром Министерства природы России и Кроноцким заповедником о сотрудничестве в развитии образования в сфере ООПТ.
А пока совместно с Кроноцким заповедником запускаем сетевую образовательную программу дополнительного профессионального образования. Она стартует 24 ноября и будет работать в дистанционном режиме. Подавляющее большинство записавшихся на эту программу — люди из других регионов, есть и некоторое количество слушателей с Камчатки, всего — чуть больше 50 человек.
Обучение будет вестись по четырём блокам: биология и экология, юридические основы, управление особо охраняемыми природными территориями и блок по коммуникациям, где слушатели будут учиться взаимодействовать с разными аудиториями, такими, как общественность, посетители, представители СМИ.
Всё это результат работы по программе "Приоритет 2030".
— В чём видите трудности? Нехватка педагогов, мало средств?
— Основная трудность у нас с общежитием. С нетерпением ждём строительства кампуса по мастер-плану Петропавловска. Жильё для иногородних — это пока болевая точка. В этом году мы разместили их, где смогли договориться, даже в Елизове. Сейчас постоянно на связи с главой краевой столицы, ищем вариант размещения общежития в Петропавловске.
Мы ищем помещение, которое мы могли бы приспособить, оборудовать под общежитие. Это важная инфраструктурная задача, но мы понимаем, что только так можем привлечь абитуриентов и из районов края, и из-за его пределов.
Кроме того, есть определённая сложность в том, что наш университет небольшой, и по сравнению со многими материковскими вузами студентов немного. Это ограничивает базовое финансирование. При том, что программа "Приоритет 2030" в этом году выделила КамГУ 210 миллионов рублей, получается ситуация, когда в одном кармане пусто, а в другом густо. Простой пример — университету нужно отремонтировать спортзал. Финансирования на это не хватает, а программа на такой ремонт не рассчитана.
Преподавательский состав тоже рассчитывается от контингента студентов, поэтому у наших сотрудников большая нагрузка, плюс ещё научная и внеучебная деятельность. Тем не менее всё равно большое количество наших педагогических работников вошло в состав лабораторий и научных проектов.
С другой стороны, всё, что финансируется программой "Приоритет 2030", мы можем сделать на самом лучшем уровне.
— Действительно, университет — это же не только идеи, мероприятия, учёба, но и пространства, стены, кабинеты. Чем можете похвастаться?
— У нас скоро появится в главном корпусе ещё один коворкинг, он же читальный зал. Обновились помещения буфета, лаборатории региональных проблем образования Камчатского края, то есть научно-образовательное пространство, Центр лингвистических исследований.
Во втором корпусе, на Ленинской, третий этаж превратился в очень классное, современное, яркое пространство, оно используется для студенческих и деловых мероприятий. Там большой зал, малый зал, переговорка и место, где мы сделали небольшую коворкинговую зону, чтобы можно было учиться, работая за ноутбуком.
И на втором этаже там появились современные аудитории для программ допобразования, и мы холл ещё постараемся, видимо, уже в следующем году сделать на первом этаже — там будет школа креативных индустрий, это совместный проект с Колледжем искусств и министерством культуры Камчатского края.
Системы для ВКС будут реализованы и на Ленинской, и в читалке-коворкинге на первом этаже основного здания, чтобы проводить небольшие мероприятия с подключением лекторов, спикеров, гостей из разных часовых поясов.
И всё это делается для главного человека в университете — студента. Очень хочется сделать так, чтобы ребята чувствовали себя комфортно, чтобы им было интересно учиться, чтобы им нравилось учиться.
![Новый читальный зал скоро уже откроется](https://primamediamts.servicecdn.ru/f/big/4052/4051538.jpg)
Новый читальный зал скоро уже откроется. Фото: Елена Поддубная, KamchatkaMedia
— Недавно у вас прошёл конкурс грантов среди студентов. Это тоже "Приоритет"?
— Да, и это стало важным событием для университета. Ребята подали свои проекты, и получили поддержку. Были там небольшие проекты, как чемпионат по сборке биомолекул, который прошёл совсем недавно, были и сложные, как, к примеру, создание студенческого медиацентра, над ними работаем.
Сейчас у нас идет конкурс грантов для научных и педагогических работников и коллективов. До конца этой недели собираем заявки, потом их рассмотрим, и лучшие проекты поддержим. У многих наших специалистов наступает время, когда они могут получить средства на реализацию идей и планов, это здорово!
И следующий конкурс стартует буквально на следующей неделе — мы готовы выделить гранты на лучшие образовательные программы. Всё это позволяет развивать проектную деятельность и поддерживать инициативы, не раздавая задания и поручения, а вовлекая коллег и их коллективы в деятельность, которая им близка и которой им хочется заниматься.
— Что вас вдохновляет на работу?
— Недавно две наших команды ездили в Биробиджан на студенческий чемпионат по педагогическим компетенциям. И там они заняли первое и второе место. Вы бы видели, какой был всплеск гордости у преподавателей, которые увидели своих студентов со стороны, получили независимую оценку своей работы! А как воодушевлены были сами ребята! Я надеюсь, что все они пойдут в школы и станут прекрасными педагогами. Мало того, я в этом уверена.
Мы-то знаем, что у нас хороший университет, и приятно, когда это подтверждается на региональном и всероссийском уровне. А чтобы ребята могли ездить на такие конкурсы и чемпионаты, получали гранты и развивались, нужно иметь ресурсы. И именно такие возможности даёт "Приоритет 2030".