О том, почему мы живем на Камчатке. О том, что нам здесь нравится и... не очень, и очень не. Об интересных путешествиях по родному краю, о любимых местах, об улицах города и людях — в проекте ИА KamchatkaMedia “Камчатка и камчатцы”.
Сегодня своей историей взаимоотношений с Камчаткой делится известный краевед, автор книг о полуострове, почетный гражданин Петропавловска-Камчатского, научный руководитель Камчатско-Курильских историко-географических экспедиций, заслуженный работник культуры РФ — Ирина Васильевна Витер.
Ирина Васильевна Витер. Фото: Из личного архива И. Витер
Откуда родом?
— Родилась я в Комсомольске-на-Амуре. Мои родители в начале Великой Отечественной Войны с авиационным заводом как специалисты приехали в этот город. В возрасте двух лет меня перевезли на новое место работы папы — в Хабаровск. А в Комсомольске я так ни разу после этого не была. Хабаровск стал городом моего детства, там я прожила до 10 лет.
Какими судьбами на Камчатке? Помните свои первые впечатления?
— Приехала на Камчатку с родителями (папу перевели на новую работу). Для меня, 10-летней, это было приключение — ехали на поезде до Владивостока, меня с сестрой сопровождал мой дядя (папа и мама уже были в Петропавловске), затем на пароходе "Можайский". Потом я узнала, что это было одно из самых быстроходных судов того времени. Позже мы ходили во Владивосток на всех судах, которые были тогда на линии П-К — Владивосток: "Русь", "Азия", "Советский Союз", "Ильич". А тогда, в первое наше путешествие, на "Можайском" в одной каюте с нами ехал писатель А. Борщаговский, он подарил нам свою книгу "Русский флаг", которая только что вышла из печати.
Пароход подошел к Петропавловску вечером в середине августа 1954 года — теплый вечер, все зеленое, необычное… Жили мы в доме на Советской, 51, только что введенном в строй, он произвел на меня самое удивительное впечатление — в квартире не было балкона и комнаты были огромными и почти пустыми. После большой семьи в Хабаровске здесь нас было намного меньше…
Город, увиденный мной в том далеком августе, был очень уютным, зеленым и для детского восприятия потрясающим и очень красивым.
Я жила в центре города, все сопки, улицы были для меня родными. Ходили в 1 школу сначала на ул. Советской, но она была начальной, а потом в 4, на ул. Партизанской.
К сожалению, центр города стал хуже, исчезли цветники, клумбы, деревья рубят (причем не в далеком прошлом, а в совсем близком настоящем), город стал менее зеленым, неухоженным. И, даже делая скидку на детское восприятие, имея запас знаний по истории города, отмечаю — да, центр города разрушается, все меньше остается связи с окружающими сопками, старые дома (а для нашего города это 1930-1950 гг.) сносятся, вымывается колорит оригинального города на берегу океана.
Город в настоящее время изменяется по решениям отдельных людей, с учетом их эстетического вкуса и занимаемых ими должностей, но без какого-либо участия самих жителей (не беру во внимание "общественные" слушания).
Почему сейчас Камчатка? Думали уехать отсюда?
— Никогда не думала об отъезде с Камчатки. Жила, училась, работала. И город Петропавловск — мой родной город.
Всегда удивлялась вопросу: "Вы собираетесь уезжать?". Неужели у людей, которые живут "на чемоданах", здесь нет ни друзей, ни привязанностей, ни увлечений. Нельзя же тот город, в котором ты живешь, которому отдаешь какую-то часть жизни, души, считать только временным пристанищем?
Существует термин "отложенная жизнь". Вот это состояние и мешает людям относиться к Камчатке, к нашим населенным пунктам как к месту полной отдачи себя, своих знаний и умений. И это видно по состоянию нашей жизни. Временщики, которые как транзитные пассажиры строят и развивают регион, не вникая в уникальную историю, не стараясь узнать его особенности, не думая о его перспективах — без прожектов и нереальных фантазий.
Какое путешествие по Камчатке оставило самое яркое впечатление? В каких самых дальних точках удалось побывать?
— Больше половины моей трудовой деятельности, связанной с музеем, позволили мне посетить практически все районы Камчатского полуострова. Самой отдаленной точкой моего путешествия было Хаилино — прекрасное, очень интересное село. По Камчатке я путешествовала на всех видах доступного транспорта — самолеты всех типов, собачки, олени, вездеходы, телеги и т. д. С освоением нового вида деятельности, став научным руководителем "Камчатско-Курильских экспедиций", побывала практически на всех крупных Курильских островах, вплоть до Итурупа. К моим знаниям и интересам добавился еще один регион.
Чего не хватает здесь?
— Всего мне хватает на Камчатке, если бы еще и выезжать раз-два в течение года — в архивы, театры (для знакомства и сравнения), посмотреть на пальмы — лучшего и пожелать невозможно.
Район, в котором живу ...
— Живу на южном Горизонте. Так получилось, дали мужу квартиру в только что выстроенном доме. Район вполне устраивает, много преимуществ. Но как всегда и много претензий, но больше к благоустройству, управляющим компаниям… Сам район — прекрасный.
Любимое место в Петропавловске?
— Я люблю окрестности города. То, чего не имеет ни один город более или менее крупный, — вышел из дома, и ты уже среди деревьев и гор, рядом с морем. В самом городе когда-то любила Никольскую сопку, ее неосвоенную часть.
Любимый ресторан, кафе. Без какого камчатского блюда вам сложно представить свою жизнь?
— Среди ресторанов любимого нет, не так часто их посещаю, хотя была и во всех. Раньше нравился "Буш бир" (к сожалению его уже нет). Не совсем понимаю, что такое камчатское блюдо…. Еда не занимает в моей жизни особого места, поэтому ем все, без любого продукта могу прожить. А люблю соленую рыбу и ем только дома, хотя солить не могу.
Какие люди на Камчатке?
-— Люди на Камчатке как и везде — есть доброжелательные, умные, добрые, сочувствующие, есть и рассерженные, и озлобленные (посмотрите комментарии к новостям). Так как мы далеки от Европы и крупных городов, люди у нас более спокойные, реже поддаются панике, отсюда и добрее друг к другу.
С каким цветом ассоциируется Камчатка?
— С зеленым и белым — цветами надежды и чистоты…
Если не Камчатка, то…?
— Я живу здесь и сейчас, и не мечтаю когда-то жить в жарких странах, где будут "молочные реки, кисельные берега". Меня устраивает мое окружение из родственников, друзей, коллег, знакомых. Весь круг этот вряд ли появится на новом месте.