Погода на Камчатке 28 июля: облачно с прояснениями
20:00
Новая жизнь колхозников и театралов: Якутия летом 1945 года
18:00
Самые популярные новости ИА KamchatkaMedia с 21 по 27 июля
17:00
Камчатский боец победил на турнире лиги боевых видов спорта "Дикий Восток"
14:20
Губернатор Камчатки поздравил военнослужащих с днём ВМФ
11:05
Камчатский павильон на ВЭФ будет посвящен 80-летию Победы
11:00
Алексей Гнечко: история командующего Камчатским оборонительным районом
11:00
В Вилючинске торжественно отметили День Военно-морского флота
10:44
У берегов Камчатки военные "уничтожили" подводную лодку
09:41
Камчатка 27 июля: острова Беринга и экспедиция в Японию
08:50
Владимир Солодов проконтролировал ход ремонта школ № 27 и № 35 в Петропавловске-Камчатском
26 июля, 19:27
На Камчатке первые два претендента на пост губернатора заявились на участие в выборах
26 июля, 18:21
Экспедиция Тихоокеанского плавучего университета стартовала в Камчатском крае
26 июля, 17:29
Камчатские компании создали 48 временных рабочих мест для подростков
26 июля, 12:40
КамГУ расширяет спектр программ подготовки камчатских педагогов всех уровней
26 июля, 10:58

Владимир Солодов: Введенные санкции не привели к серьезному кризису в экономике

О вызовах уходящего года и ответах на них - в интервью губернатора Камчатского края Владимира Солодова
30 декабря 2022, 16:47 Политика
Владимир Солодов Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
Владимир Солодов
Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Подошел в концу 2022 год — пожалуй, самый сложный в истории современной России. Страна столкнулась с беспрецедентным давлением, введенные санкции отразились на всех без исключения отраслях экономики и сферах общественной жизни. О том, как справляется со всем этим Камчатский край, когда достроят Театр кукол, кто будет работать на новом судоремонтном предприятии, появится ли на Камчатке свой сорт картошки и о канатной дороге на Мишенную сопку корреспондентам ИА KamchatkaMedia рассказал губернатор Камчатского края Владимир Солодов.

— Владимир Викторович, минувший год выдался очень непростым. Мы еще не отошли от последствий пандемии, а началась СВО, против нашей страны ввели санкции… Как региону удается справляться с этими вызовами?

— 2022 год, безусловно, стал годом новых вызовов. Еще год назад нам сложно было представить те реалии, в которых мы живем сегодня. В то же время сейчас, в декабре, можно уже твердо утверждать, что и вся страна, и Камчатский край выстояли перед лицом этих вызовов.

Я считаю главным нашим достижением, что мы показали сплоченность общества. Потому что мы же все помним, что различные сложности, с которыми мы встречались до этого, часто вызывали споры, разногласия, конфликты в обществе. А сегодня мы видим сплочение и единство. 

Ну и, конечно, отдельно хочу отметить, что введенные санкции, сбой многих логистических схем, поиск новых рынков нашими предприятиями, ограничение поставки комплектующих и другие сложности не привели к серьезному кризису в экономике. Это тоже уже можно утверждать. Наш бизнес справился благодаря очень оперативной поддержке государства, которая была оказана, в частности, Камчатке — мы буквально в течение нескольких недель разработали вместе с бизнесом и начали реализовывать план поддержки и малого и среднего предпринимательства, и системообразующих предприятий, и работать с банками, и с федеральными органами власти. В результате ни одно предприятие на Камчатке не закрылось, не потеряло своих работников, и сейчас вовсю идет поиск новых рынков, новых возможностей, которые любой кризис рождает. Поэтому, еще раз повторюсь, самый главный вывод 2022 года — что экономика и общество и России, и Камчатского края показали свою зрелость, эффективность, силу и сплоченность, которая позволила пройти через эти испытания.

— Год назад в интервью ИА KamchatkaMedia вы сказали, что новый аэровокзальный комплекс в Елизово будет запущен в начале 2024 года и назвали общую стоимость в 20 млрд рублей. Но подобные проекты дорожают и сдвигаются вправо по всей стране. Как с этим обстоят дела на Камчатке?

— Строительство одного из главных объектов на Камчатке активно продвигается, мы это можем наблюдать каждый раз при взлете или при посадке, в зависимости от того, с какой стороны заходит самолет. И точно могу сказать, что мы полным ходом идем к завершению этого проекта. По срокам мы видим, что сдвижка произошла, связана она с логистикой, с загрузкой заводов и с поставками ряда оборудования, доставка которого усложнилась в Россию. Мы сегодня фиксируем срок конец 2024 года, в 2024 году в любом случае стройка должна быть завершена, это подтверждают инвесторы.

Что касается стоимости, наверное, преждевременно сейчас об этом говорить, потому что ценовые колебания очень серьезные были в 2022 году, и сейчас рынок более-менее стабилизировался, но все равно точный расчет будет зависеть от целого ряда факторов. Но как бы то ни было, проект полностью обеспечен деньгами, есть серьезная федеральная поддержка. Инфраструктура, которая находилась в зоне ответственности государства, практически завершена, идет завершение строительства подъездной дороги, перроны досрочно к завершению подходят , котельная, очистные сооружения — все эти объекты  будут готовы раньше срока окончания строительства основного комплекса. В этом смысле это тот случай, когда государственная инфраструктура будет готова раньше, чем основной инвестиционный объект. По основному объекту тоже со стороны государства была предоставлена серьезная поддержка за счет выделения льготного финансирования, и мы уверены, что в связи с этим объект будет завершен в 2024 году. Стройка закончится, и 2025 год Камчатка будет встречать с новыми воздушными воротами.

— Еще две долгожданные стройки — краевая больница и театр кукол. И в менее проблемные времена находились причины, из-за которых сроки сдвигались. Какую объективную картину мы имеем на сегодня в связи с поднятием цен на материалы и транспортировку? Повлияла ли мобилизация на обеспечение кадрами этих строек? Возникли ещё какие-то проблемы? На какие даты сегодня запланирована сдача этих объектов?

— По этим объектам никаких сдвижек не предполагается, как мы и планировали, следующий год будет завершающим — подчеркну, для первого этапа строительства краевой больницы. На первом этапе мы введем в эксплуатацию лечебный и палатный корпуса. За ним последует второй этап, будут возведены еще четыре больничных корпуса, то есть создание медицинского кластера на этой площадке еще предстоит реализовать. 

Строящаяся краевая больница

Строящаяся краевая больница. Фото: Фото: правительство Камчатского края

Безусловно, на этот процесс влияют новые вызовы: происходит объективное удорожание, связанное, в первую очередь, с медицинским оборудованием, с импортными компонентами. И я хочу поблагодарить федеральное правительство и лично Михаила Владимировича Мишустина, который держит объект на контроле. Мы получили поддержку со стороны федерального бюджета в размере 1,4 млрд рублей, которая позволяет компенсировать рост цен, было выделено и соответствующее краевое софинансирование. Это позволяет нам снивелировать внешние вызовы и риски.

Что касается театра кукол, то здесь изначально основная проблема связана с периодом, на которое было запланировано федеральное финансирование: на 2022, 23-й и 24-й годы. С точки зрения готовности можно было быстрее начать строительство, но поскольку в федеральном бюджете именно на эти годы было предусмотрено финансирование, мы из них и исходим. В 2024 году объект будет, безусловно, завершен. 

— Проект создания рыбной биржи во Владивостоке провалился, теперь эту идею готов реализовать Камчатский край. На чём основываются ваши расчёты? Если ли уже интересанты со стороны бизнеса?

— Биржей можно называть разные вещи. Во Владивостоке подход был одним, мы исходим из другого. В первую очередь, он основан на том, что мы не предполагаем сразу переходить на биржевую торговлю всеми видами водных биоресурсов. По крайней мере, на первом этапе предполагается начать с максимально стандартизированных товаров: это икра минтая, красная икра, возможно, еще ряд продуктов, но точно не весь спектр водных биоресурсов. Мы внесли соответствующие предложения в правительстве Российской Федерации, в соответствии с поручением президента сейчас прорабатываем нормативно-правовую базу, потому что именно в ней и заключается основа биржевой торговли.

Саму площадку создать несложно, для этого есть все возможности — места хранения продукции, место для проведения торгов. Основное — это определить, какая нормативная база будет определять обязательность или добровольность условий проведения аукционов. Сейчас мы все эти детали прорабатываем. Я сам глубоко убежден, что именно биржевые механизмы торговли позволяют зафиксировать прозрачную, объективно-справедливую цену на стандартизированные — подчеркну еще раз — виды продукции. Камчатка, конечно, самая логичная точка для организации таких торгов. Но мы не исключаем и сетевую логику — и в Мурманске, и в Петропавловске-Камчатском, и во Владивостоке могут быть такие площадки. И, более того, они могут быть совместными с нашими зарубежными партнерами. Например, я не исключаю, что к ним может быть добавлен Дубай или какая-нибудь из торговых столиц Юго-Восточной Азии, для того чтобы торги носили международный характер и позволяли упростить нашим рыбакам доступ на глобальные рынки.

— Строительство судоремонтного предприятия холдинга "Норебо" — один из ключевых проектов для экономики региона. Каковы его параметры на сегодняшний день? Есть ли в наличии трудовые ресурсы для этого предприятия или работников придется привлекать из других регионов?

— Традиционно Камчатка — центр судоремонта. Я все время привожу яркий пример, что у нас даже квартал в городе называется СРВ — судоремонтная верфь. И, конечно, наша задача — возродить эту отрасль экономики, которая абсолютно обоснованно у нас в советское время существовала и развивалась. Обоснованно, потому что основной рыбопромышленный флот ведет промысел вблизи Камчатского края, и Петропавловск-Камчатский — естественный логичный центр обслуживания этих судов.

Первый проект уже есть, инициатором действительно является группа компаний "Норебо" — один из крупнейших рыбопромышленных холдингов в России. Мы знаем, что они реализовали на Камчатке один из инфраструктурных проектов — терминал "Сероглазка", и сейчас занялись таким непростым проектом, связанным с судоремонтом. Непростым, потому что он связан с большими инвестициями в основные фонды, в оборудование, предстоит построить доки, реконструировать причалы, приобрести необходимое оборудование для проведения современного высокотехнологичного судоремонта. 

Владимир Солодов

Владимир Солодов. Фото: Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia

И вы правильно акцентируете вопрос на кадрах, это тоже важная составляющая. Традиционно на Камчатке были кадры для судоремонта, поэтому традиции подготовки промышленных кадров есть, но, конечно, сейчас нужно их перевести на новый уклад в соответствии с новыми технологическими требованиями. Могу сказать, что мы с предприятиями уже начали эту работу: в этом году было организовано специальное направление подготовки по судоремонтным профессиям в одном из наших колледжей. И до запуска самого предприятия мы этой работой будем активно заниматься. При полной загрузке на этом предприятии предполагается занятость до 500 человек. Другие предприятия судостроения, судоремонта, например, Большой Камень в Приморье сталкиваются с кадровыми проблемами. Чтобы их решить, строят жилье для привлеченных специалистов. Я не исключаю, что такие же меры мы тоже будем реализовывать в качестве поддержки нашего судоремонтного предприятия. 

В любом случае, могу сказать, что этим вопросом, наряду с выделением необходимого кредитного финансирования, решением задач обеспечивающей инфраструктуры мы вместе с предприятием занимаемся. Для нас это абсолютно приоритетная ставка: это предприятие может потянуть за собой целый кластер сопутствующих производств и действительно возродить эту мощную в прошлом отрасль нашей экономики. 

— Правительство Камчатского края и АО "Зарубежнефть" на ПМЭФ-2022 подписали соглашение о сотрудничестве в области развития геотермальной энергетики. Какие перспективы у региона сегодня в этой отрасли? Насколько эффективны действующие проекты?

— Перспективы возобновляемых источников энергии очевидны, а для Камчатки энергия земли, геотермальная энергетика — это естественный выбор. На Камчатке проекты, связанные с нею, реализуются не первое десятилетие. Это и геотермальная станция на Паужетке — первая в Советском союзе, и Мутновская станция, которая сейчас обеспечивает выработку до 30 % всей электроэнергии на Камчатке. Сейчас проекты по развитию геотермальной энергетики находятся в трех плоскостях. Первая — это повышение эффективности действующих станций, в первую очередь, Мутновской геотермальной станции. Дебет скважин и месторождений, на которых она размещена, позволяет увеличивать выработку. Для этого необходимы и новые технологии бурения и обслуживания скважин, и новые технологии выработки электроэнергии из пара, который получается на месторождении — так называемый бинарный цикл электростанции, или другие технологии, которые позволяют повысить КПД выработки электроэнергии при задействовании геотермального источника.

Мутновская ГеоЭС

Мутновская ГеоЭС. Фото: Фото: http://www.rushydro.ru/

Второе направление связано с вовлечением новых месторождений, их достаточно много на Камчатке — разведанных, поставленных на баланс. В этом году компания "Зарубежнефть" активно принимала участие в конкурсах на право использования этих недр. В частности, две точки относятся направлениям нашей совместной проработки с этой крупнейшей российской компанией — это так называемые Верхнебанные источники и Корякско-Кеткинское месторождение. Также продолжаются исследовательские работы по Авачинскому вулкану, там проявления не столь очевидны, но, конечно, если бы удалось на Авачинском вулкане обнаружить качественные месторождения, это смогло бы существенно изменить теплоснабжение города. 

Третье направление — это разработка технологий малых станций на геотермальной энергетике, которые бы позволили отдельные изолированные объекты с небольшим запросом на тепловую электроэнергию обеспечивать за счет геотермальных станций. То есть такие небольшие модульные станции, которые позволили бы, например, изолированно обеспечивать энергией отдельно взятый туристический объект.

Это бы привело к настоящему прорыву с точки зрения развития туризма, с точки зрения доступности энергетики в удаленных точках Камчатки.

По этому направлению ведется активная работа и мы надеемся по нему получить позитивный результат. В любом случае, наша задача повышать вклад возобновляемых источников энергии и делать нашу энергетику, выработку тепла более дружественной природе и максимально использовать тот ресурс, который носит возобновляемый характер. 

— На встрече с президентом РФ Владимиром Путиным вы говорили, что для успешной газификации региона готовы привлечь к этой работе компанию "Новатэк". Как это реализуется на практике?

— В 2022 году на федеральном уровне были приняты основные решения о восполнении нехватки дебета природного газа. И я благодарен компании "Новатэк" и лично Леониду Викторовичу Михельсону, который инициативно подтвердил готовность помогать Камчатскому краю в строительстве инфраструктуры. Сейчас по заказу компании "Новатэк" ведется разработка проектно-сметной документации на строительство плавучей регазификационной установки, она будет расположена в бухте Раковая. В федеральном бюджете уже зарезервированы средства для строительства наземной инфраструктуры на 23, 24, 25 годы. И плавучую составляющую компания "Новатэк" готова взять на себя тоже, это большое подспорье Камчатскому краю в реализации этого проекта. И мы понимаем, что это не планы, не какие-то обсуждения, а практическая работа. Она сейчас лежит в плоскости изысканий, проектирования и формирования земельных участков и их выкупа. К середине 2023 года мы уже должны сформировать единый земельный участок и перейти к началу строительных работ.

— Какой сейчас уровень газификации региона? Какие приоритеты на ближайшую перспективу?

— Главный приоритет — это заместить дорогостоящий мазут на ТЭЦ Петропавловска-Камчатского. Я хочу напомнить, что на сегодняшний день 60 % энергобаланса занимает мазут. Это дорого, неэффективно, неэкологично. Поэтому наш главный приоритет — заместить мазут, который сжигается на ТЭЦ Петропавловска-Камчатского, на сжиженный природный газ. Следующим приоритетом является локальная газификация удаленных населенных пунктов, в первую очередь, котельных в них, за счет перевода объектов теплоснабжения на сжиженный природный газ, который будет формироваться в бухте Раковой и затем автомобильным транспортом вдоль нашей основной трассы может доставляться до удаленных поселков. Третье направление связано с догазификацией — эта программа реализуется по поручению президента Российской Федерации по всей стране и она связана с тем, чтобы обеспечить сетями газоснабжения участки, где уже имеются магистральные газопроводы. Мы эту работу активно ведем, в планах догазификация двух тысяч участков, она позволит активнее развивать индивидуальное жилищное строительство, обеспечить комфорт, в первую очередь, в зоне, прилегающей к нашей агломерации — Елизовский район, те населенные пункты, которые сейчас под догазификацию попадают.

Отдельно хочу упомянуть, что в наших планах и газификация Вилючинска, где тоже сейчас генерация идет на базе мазута. Ведется проектирование газопровода, и соответствующая экономия и повышение эффективности будет достигнуто за счет использования газа для нашего третьего по величине населенного пункта ЗАТО Вилючинск.

— Владимир Викторович, какой на сегодня показатель обеспечения региона местными продуктами? Какие есть перспективные проекты в этой отрасли? Есть ощущение, что местное производство развивается довольно быстро и успешно...

— Надо быть честными: за несколько месяцев невозможно развить собственное производство. Поэтому те эффекты, которые мы видим, это результат многолетней работы, которая ведется где-то последние 7-8 лет. Если мы сравним ситуацию с 2014 годом, то по всем основным группам товаров самообеспеченность на Камчатке выросла примерно на 15 %. Кое-где она стопроцентная — например, по мясу охлажденной свинины, которую производит наша компания "Агротек" и ряд других производителей. По яйцу обеспеченность Камчатки порядка 75-80 %, а может быть полной: в принципе, птицефабрика с учетом планов по расширению может полностью обеспечить наших жителей. Приличная самообеспеченность по молоку и молочным продуктам, здесь тоже хорошее движение: в этом году впервые началось производство масла, растет производство сыров и других продуктов.

Чуть хуже с крупным рогатым скотом, с производством говядины, здесь традиционно мы меньше закрываем собственную потребность, но самообеспеченность тоже растет. Ну и, конечно, один из наших существенных приоритетов — это овощи открытого грунта, так называемый борщовой набор. Здесь большая работа еще предстоит. Мы можем не только полностью закрыть собственные потребности, но и обеспечивать картофелем, капустой, свеклой, морковью соседние регионы — Магадан, Сахалин, Чукотку — и сейчас в этом направлении работа ведется: я поручил с 2023 года возобновить программу технического перевооружения предприятий, которые работают в этой сфере. Работаем по вопросу обеспечения собственным семенным материалом картофелеводческих хозяйств, это важное направление. С советского времени у нас есть собственный НИИ сельского хозяйства. А надо понимать, что вывод собственного сорта картофеля — это многолетняя селекционная задача, которая предполагает работу с несколькими поколениями продукции, тестирование, адаптацию… И, собственно, этой работой сейчас НИИ вместе с нашими предприятиями занимается. 

— Турбизнес, который несколько лет работал на Халактырском пляже, сегодня находится в подвешенном состоянии. Люди закрыли бронирование на следующий сезон по этой причине. Появилась ли какая-то ясность в этом вопросе? Когда станет понятно, будет ли перенос построек, когда будут выделены новые конкретные места? Проект благоустройства презентовали год назад, доработали ли его? Когда можно будет увидеть окончательный вариант с подробной схемой и условиями?

— Первое, о чем я хочу сказать: конечно, мы будем развивать Халактырский пляж, развивать его систематично и с централизованным планированием. Это ведущая точка притяжения туристов: в пиковые дни 2022 года это место посещало до 8 тысяч человек в день. Для сравнения: в Долину гейзеров за год столько приезжало. Конечно, наша задача — сделать, чтобы это посещение было максимально комфортным и приятным, а для этого требуется упорядочить инфраструктуру.

Мы готовимся к строительству асфальтовой дороги, которая пойдет через поселок Заозерный, и в рамках подготовки занимаемся продумыванием долгосрочного плана развития этой территории. В том числе проводится исследование цунамиопасности, заказаны соответствующие научные работы, ведется разработка планов застройки. Эта работа проводится с постоянным максимальным привлечением всех тех, кто уже работает на этой территории. Со следующего года должна заработать управляющая компания, которая будет заниматься этим на муниципальном уровне.

Могу сказать, что точно никто не будет ущемлять бизнес, который там работает, но ведь мы с вами понимаем, что глэмпинг или модульный отель несложно перенести — это строение без фундамента, некапитальное.

Есть особенности и связанные с подвижностью береговой линии... И я уверен, что мы найдем правильный и взаимовыгодный подход, который бизнесу позволит дальше развиваться — безусловно, мы только за это. Но одновременно мы хотим, чтобы береговая линия выглядела более гармонично, и от хаотичной спонтанной застройки мы бы перешли уже к системному планированию развития этого выдающегося в масштабах всей страны места отдыха.

— Владимир Викторович, вы рассказывали о том, что краевая столица получит дополнительное федеральное финансирование на развитие, и это значит, что преображение Петропавловска начнётся в ближайшее время. Мы видели красивый мастер-план. Хотелось бы узнать, с каких конкретных шагов начнётся преображение? Может, что-то мы увидим уже в наступающем году?

— Первое и главное — что принципиально определены параметры мастер-плана. Проект предполагает финансирование в объеме 150 миллиардов рублей до 2030 года. 2023 год в основном будет посвящен проектным работам, на это уже выделено соответствующее федеральное финансирование, я хочу поблагодарить Минвостокразвития и Юрия Петровича Трутнева за выделение средств на эту подготовительную работу.

Первыми объектами будет, конечно, наша центральная площадь с новым общественным центром, который здесь нам предстоит построить, благоустройство Мишенной сопки — в том числе, мы предполагаем, что в ближайшие годы мы построим канатную дорогу на вершину, чтобы можно было комфортно добираться до нее прямо из центра. Благоустройство исторической улицы Красинцев, завершение благоустройства Култучного озера и стадиона "Спартак" — эти зоны центра города в первую очередь будут затронуты благоустройством. Но еще раз повторюсь, что поскольку план носит долгосрочный характер, важна вначале полная подготовка и проведение проектных работ, и затем уже активное строительство. Поэтому в 23-м году, скорее, будут точечные изменения, а масштабная стройка может быть начата уже с 2024 года.

— Владимир Викторович, чего бы вы хотели пожелать жителям Камчатского края в новом году?

— Пожелание одно: верить в лучшее. В то, что сложности останутся позади, а мы из них вынесем свои уроки, станем сильнее, сплоченнее, и это позволит нам быстрее достигать нашей общей задачи — развивать вместе Камчатский край.

223732
18
119