Авторынок Камчатки, так же, как и по всей стране, начало штормить в феврале-марте этого года. В первые недели после начала спецоперации, взлета доллара и банковских ставок жители полуострова, по словам автодилеров, "сметали все, что не приколочено". Цены на авто росли буквально поминутно, ассортимент, находящихся в свободной продаже машин падал: объявления частных продавцов буквально на глазах снимались — люди оставляли решение о продаже до лучших времен.
Особенностью камчатского авторынка остается то, что в основном его наполняют частные продавцы, привозящие подержанные японские иномарки из Владивостока или Японии.
По данным экспертов "Авито Авто" общий спрос на подержанные "японки с пробегом" в Камчатском крае вырос на 25,6% в сравнении с прошлым годом. В топ брендов на рынке вошли Toyota, Nissan, Honda и Mitsubishi.
Статистика. Фото: Авито
"Если рассматривать самые популярные модели по запросу на платформе, примечательно, что 7 из 10 моделей относятся к марке Toyota. Так, в топ этого бренда вошли в порядке убывания по спросу Toyota Corolla, Mark II, Camry, Corona, Vista, Sprinter и Sprinter Carib. Две модели из списка самых востребованных автомобилей в Камчатском крае в начале осени снизились в цене. Стоимость Toyota Camry снизилась на 8%, а Mitsubishi Pajero Sport стал стоить на 12% дешевле", — рассказал ИА KamchatkaMedia руководитель группы аналитики "Авито Авто" Марат Миннекаев.
В целом, средняя цена на автомобиль с пробегом, по данным аналитиков auto.ru, составила 1,1 млн рублей.
"Среди моделей среднего класса лучше всего (и почти быстрее всего) продаются Toyota Camry. В сегменте дорогих машин предпочтение чаще всего отдают внедорожникам Toyota Land Cruiser и Land Cruiser Prado", — отмечают в auto.ru.
Автомобили. Фото: Тимур Ахтямов, ИА KamchatkaMedia
А вот авто отечественного производства с февраля этого года только росли в цене. Основная причина — санкции и возникший из-за них дефицит комплектующих. О торговле "Ладами" и "Нивами" на Камчатке в последние месяцы рассказал ИА KamchatkaMedia представитель официального дилер "УАЗ" в Петропавловске-Камчатском компании "Пеликен-Авто".
"В феврале-марте был резкий рост продаж. Люди кинулись покупать все. Буквально за февраль-март, начало апреля большая часть автомобилей была продана. Дальше санкции, производители столкнулись с проблемой нехватки комплектующих. В связи с этим и меньшее количество поставок автомобилей в салоны, и падение продаж. В принципе, так оно пока и сохраняется. Ну и рост цен. В феврале-марте производители подняли стоимость", — рассказал руководитель продаж "Пеликен-Авто" Сергей Пулинич.
По его словам, в зависимости от модели цены выросли примерно на 30%. Модельный ряд в продажах на Камчатке при этом не изменился.
"Все те же модели, которые мы раньше продавали, также люди и покупают. У нас не столь большой модельный ряд, чтобы выбирать. Раньше самой популярной моделью была "Лада 4х4", она же "Лада Нива". Сейчас наше предприятие перестало поставлять автомобили "Автоваза". То есть мы сейчас занимаемся только автомобилями "УАЗ". Здесь самая популярная модель "УАЗ-СГР". Поскольку их очень много покупают юрлица — организации", — сказал Сергей Пулинич.
После начала в стране масштабной кампании по развитию внутреннего туризма с кэшбэками, дополнительными рейсами и снижением цен на билеты, турпоток россиян на Камчатку увеличился. И возросший спрос на бюджетные автомобильные туры вызвал изменения на рынке машин. Как горячие пирожки летом 2022 года стали разлетаться микроавтобусы типа Mitsubishi Delica. И цены на них выросли сразу и значительно.
Альтернативой подержанным японским "микрикам" могли бы стать родные "Газели" и "Соболи", но и здесь ситуация стала непростой.
Баннер. Фото: .
Как рассказали ИА KamchatkaMedia в компании "АвтоКам", являющейся официальным представителем завода "ГАЗ" на Камчатке, цены на все автомобили с февраля значительно выросли, а продажи упали:
"Цены у нас выросли больше чем на треть. Процентов на 40 минимум и выше, в зависимости от сложности надстроек на автомобиле. Также процентов на 40 снизились продажи. Это очень хорошо прослеживается по плану продаж. Из-за санкций не стало некоторых комплектующих. Сейчас мы находимся в процессе поиска замены. Альтернативу уже нашли, сейчас ее будут запускать, но, к сожалению, на ценообразование в лучшую сторону это никоим образом не повлияет.
В ООО "АвтоКам" отметили, что единственное, что не претерпело изменений, модельный ряд. Но и здесь пришлось внести некоторые коррективы.
"Модельный ряд, как таковой, не изменился. Единственное, у нас пропали дизельные двигатели "Камминс". Правообладатель их США, изготавливались в Китае, но тем не менее... Их там осталось, может быть, пара десятков штук по России. Далее обслуживание их прекращается полностью. Соответственно, проблема с дизельными автомобилями. Мы нашли замену — будет дизель завода "ГАЗ". Они собственный двигатель завода разработали. И будем запускать уже после Нового года. Как пойдут продажи, будет видно, но цена у них остается достаточно высокой. У нас в крае техника, все-таки, среднетоннажная. А если малотоннажная, то, естественно, полноприводная. Заднеприводные — единичные случаи. Скажем так, за неимением полноприводных аналогов. Люди на это все-таки идут, если маршрут не сильно сложный в плане рельефа", — сказали в дилерском центре "ГАЗ".
А вот продукция китайского автопрома, получившая в последние месяцы популярность по всей России, в крае не пошла. Тот же "АвтоКам" продает машины марки JAC, но у консервативных камчатцев особой популярностью они так и не стали пользоваться.
jac. Фото: .
"У этого пикапа достаточно хорошие характеристики. Он дешевле, чем новый "японец", но это китайское производство. У нас на Камчатке еще к этому не совсем привыкли", — отмечают в компании.
В целом, рынок авто на Камчатке штормить перестало. Количество продаж и цены выровнялись, но, как говорится, "на высокой ноте".