Мотопутешественник Анатолий Чернявский на Камчатку приезжает уже в 3 раз
Фото: Архив А. Чернявского

Анатолий Чернявский: Мир большой, но как бы отцепиться от Камчатки?

Известный мотопутешественник напишет книгу об экстремальных поездках по полуострову 

Общество

1.11.2022

Последние три месяца его железный конь колесил по лунным кратерам, по островам, быстрым рекам и даже по... Африке. Но все это происходило на Камчатке. 

Звучит странно? Но это чистая правда!

Анатолий Чернявский проехал в одиночку на мотоцикле огромные расстояния: Южную Америку, все регионы нашей большой страны и бывшие советские республики. Последние несколько лет он не вылезает с северов и Дальнего Востока. На Камчатке Анатолий уже в третий раз. Прикипел!

Слушая рассказы Анатолия, часто ловишь себя на мысли о том, что он с другой планеты. Трудно себе представить, что человек добровольно обрекает себя на скитания и ежедневные встречи с опасностью. Что-то заставляет этого парня выбираться из теплой рутины, усаживаться на мотоцикл и без сожаления уезжать от благ цивилизации, катить по свету туда, где и дорог-то нормальных нет. Зато есть запредельная жара и лютый холод, дикие звери, ядовитые насекомые, отвесные скалы и ледяные пустыни. 

О том, как утюг и каблуки могут заставить путешествовать в одиночку; как забросить мотоцикл за полярный круг; о том, как плавятся палатки и "находятся" наркотики; о высшем наслаждении — пить с баранами из ручья; а еще о том, как трудно отцепиться от Камчатки — мотопутешественник Анатолий Чернявский рассказал на лекции в Камчатской краевой научной библиотеке, где побывали корреспонденты ИА KamchatkaMedia.  

Анатолий Чернявский

Анатолий Чернявский. Фото: Архив А. Чернявского

Анатолию — 38 лет. 15 из них он путешествует. Он родом из Таджикистана. Оттуда в далекие 90-е в Россию, в небольшой город Удомля в Тверской области, его семья бежала от гражданской войны, оставив на родине квартиру, дачу, машину… 

В это же непростое время в аварии погибла их мама. Папа остался с двумя маленькими мальчишками на руках. Пока отец зарабатывал, пацанов растила улица — со всеми отягчающими… Занятия в школе Анатолий пропускал, на второй год оставался. Но очень любил спорт. Папа шутил по этому поводу: спорт это хорошо, значит, лопатой махать сможешь, не пропадешь. 

Именно благодаря спорту Анатолий стал сотрудником атомной электростанции — его, как перспективного волейболиста, "захантили" в команду, чтобы на корпоративных соревнованиях защищать честь предприятия. Но травма коленей поставила крест на спортивной карьере Анатолия. А ведь спорт был смыслом его жизни. Чем закрыть образовавшуюся пустоту? Анатолий вспомнил, как в юности они с мальчишками были увлечены мотоциклами. 

Анатолий Чернявский

Анатолий Чернявский. Фото: Архив А. Чернявского


А мне не хочется делиться! 

— В первое большое путешествие мы поехали с подругой на море, в Крым, — рассказывает Анатолий. — В маленьких мотоциклетных сумочках везли с собой ее вечерние платья, туфли на каблуках и даже настоящий электрический утюг. В поездке все это, конечно, не пригодилось. Оценив бесполезность этого багажа, мы отправили его домой посылкой. И после этого путешествия я подумал: а неплохо было бы путешествовать одному!

Анатолию часто задают вопросы о его одиночестве в дороге. Вот и на этой встрече публика недоумевала — как можно решиться ехать в такие дали одному? Во-первых, опасно. Во-вторых, поделиться впечатлениями не с кем. Вот видишь ты красоту необычайную, и даже по плечу ударить некого от распирающих чувств! 

— А мне вообще не хочется делиться в поездке! Из меня во время путешествия надо клещами вытаскивать эмоции, — объясняет Чернявский. — Когда я один, я накапливаю всю эту энергию. А вот потом, когда возвращаюсь, то уже с удовольствием делюсь накопленным — и книги пишу, и фото публикую и встречи провожу. И еще мой комфорт заключается в том, что когда я путешествую один, мне не нужно тратить силы на социум. У каждого свои привычки, свое мнение — во сколько проснуться, куда заехать, что поесть... А у меня в дороге есть только я. И я делаю то, что хочу я. В этом — моя свобода. Однако есть очень сложные маршруты, в которые я специально ищу себе попутчиков, поскольку изначально понимаю, что это обязательное условие, без помощи там не обойдешься.

Кстати, именно к этой категории, где в пути жизненно необходима команда, Анатолий относит многие камчатские маршруты. Но о Камчатке чуть позже… 


Первый блин

— В первое самостоятельное путешествие я отправился сразу после Крыма, в сентябре. Мой путь лежал на Байкал. У меня не было достаточно денег на нормальную экипировку, я мало что знал о путешествиях на мотоцикле. Но желание ехать перевешивало все аргументы "против". В Сибири осенью уже бывают довольно ощутимые заморозки. Я мерз в палатке. Когда шел дождь, я просто надевал на ноги мусорные пакеты и обматывал сверху скотчем. Но главная трудность со мной произошла на обратном пути — заклинило мотор и мотоцикл просто встал. И вот стою я в 200 километрах от ближайшего населенного пункта, денег на эвакуатор нет, торможу грузовик... Вы думаете, трудности первого сезона меня остановили? Конечно, нет! Как только вернулся домой, сразу стал придумывать свое следующее путешествие.


После узбекской таможни мне не страшны другие границы

— В следующем году я отправился к себе на родину в Таджикистан. В Средней Азии столкнулся с невероятной жарой — в Узбекистане был просто "запредел": у меня стоял датчик температуры на мотоцикле, он показывал плюс 58 градусов. При такой температуре встречный ветер тебя не охлаждает, а, наоборот, обжигает. Чтобы защититься от этого, приходится надевать дополнительные слои одежды. У меня с собой была пятилитровая канистра воды. И я ее выпил в первый же день. Помимо этого, в тот день я останавливался в чайханах, пил чай, покупал дополнительно воду, и ни разу не сходил за день в туалет, настолько было жарко!

Но самая жесть меня подстерегала на таможне. После узбекской таможни того времени мне уже были не страшны никакие переходы границ! Например, меня там обвинили в том, что мои салфетки влажные не потому, что так задумано производителем, а потому что я пропитал их наркотиками. Открывают мою дорожную аптечку, находят салфетки и говорят, что сейчас придет врач и вынесет свой вердикт.

Там в кабинете висел белый халат. И я так понял, кто его надевает, тот, получается, и врач. Заходит вот такой вот доктор, нюхает мои салфетки и говорит: "Точно, это наркотики!".  Я говорю: "Ребята, давайте добавим объективности, вызовите собаку, что ли...". Они меня продолжают мурыжить, такой я непонятливый оказался… И в конце концов все-таки пришла собака, грустными глазами посмотрела на них, на меня, поняла, что они опять это творят и... отпустила меня.

Но совсем без денег таможенники меня отпустить не смогли. Они опрыскали меня и мой мотоцикл какой-то гадостью, "чтобы я не завез в страну бактерий", и за это обязали меня заплатить. Наверное, сейчас уже такого не встретишь, я надеюсь, что все изменилось к лучшему. Но в 2010 это было в порядке вещей. Когда я вернулся домой, я описал всю эту историю и выиграл в конкурсе на лучший отчет о мотопутешествиях, заработав 500 долларов. Конечно, возомнил себя классным писателем и мотопутешественником и тут же, под стать мне крутому, начал готовить новый крутой маршрут. 

Простые вещи

— Таким маршрутом стало путешествие во Владивосток и обратно. По дороге я должен был зацепить как можно больше регионов и местами выехать за границы России. В итоге получился путь в 25 тысяч километров. Их я проехал за полтора месяца, это довольно быстро. 

В этом путешествии я впервые попал в аварию, произошло это в Монголии. Я не справился с управлением на жаре, упал, у меня лопнула канистра с водой. Организм сильно обезводился. Пить хотелось нереально, а кругом пустыня. И только к вечеру я встретил на пути юрту, которая виднелась на возвышенности. Я добрался до нее и попросил у хозяев попить. Люди принесли мне, видимо, самое дорогое, что у них было из питья — несколько пакетиков растворимого кофе и термос. И вот я стою, вроде, у меня и вожделенная вода в руках, а насладиться я ею не могу, потому что она кипяток!

Смотрю, выше на холме бараны пьют воду из ручья, я быстро преодолеваю это расстояние, подбегаю, становлюсь чуть выше по ручью, опускаю голову в воду и начинаю жадно пить. Как же мне было хорошо в тот момент! Казалось бы, такая простая вещь — вода. А это одно из самых сильных воспоминаний! Как часто мы в нашей обыденной комфортной жизни забываем о таких простых вещах. 


Как выучить испанский и снять канистру со своей головы?

Как-то Анатолий наткнулся в сети на рассказ одного путешественника о приключениях в Латинской Америке. Загорелся и решил отправиться в те края на целый год. Почему так надолго? Во-первых, расходы на организацию и на заброску слишком велики, чтобы ограничиваться коротким путешествием. Во-вторых, жизнь там не очень дорога, что, конечно, сопутствует решению остаться на долгий срок. Ну и, в-третьих, Анатолий мечтал выучить испанский, а для этого нужно время. 

Путешествие по Южной Америке

Путешествие по Южной Америке. Фото: Архив А. Чернявского


— Я начал готовиться финансово, пришел в СМИ подрабатывать рекламным агентом. А поскольку я на тот момент был, наверное, самым мотивированным агентом в мире, у меня получилось заработать 5 тысяч долларов! Примерно столько стоил мой мотоцикл бразильского производства, который я купил в Южной Америке. 

Чили, Аргентина, Перу, Эквадор, Колумбия, Боливия… За год Анатолий преодолел 35 тысяч километров. И приключений за это время он столько намотал на свое колесо, что и книги мало будет, чтобы рассказать обо всем! 

Он два раза попадал здесь в аварии, один из них — в Аргентине, когда радостный и полный впечатлений возвращался с водопадов Игуасу.

Национальный парк Игуасу находится на одноименной реке на севере страны, на самой границе Бразилии и Аргентины, обе части парка внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кроме того, комплекс водопадов входит в 7-ку природных чудес света.

Национальный парк Игуасу находится на одноименной реке на севере страны, на самой границе Бразилии и Аргентины, обе части парка внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кроме того, комплекс водопадов входит в 7-ку природных чудес света.. Фото: Архив А. Чернявского

Несмотря на то, что был в экипировке, сильно стер себе локти, бедра, руки и был вынужден осесть на несколько недель на одном месте. 

— Мне нужно было ждать, пока все мои раны заживут, а заживало это очень долго. Было жарко и влажно настолько, что лейкопластырь там вообще принципиально отказывался липнуть к телу. А пластиковые дуги палатки, которую я приобрел за 10 долларов в супермаркете, просто расплавились на солнце.

А в Боливии Анатолий чуть не попрощался с жизнью. Он нанял проводника из местных, чтобы отправиться в джунгли на длительное время — прочувствовать это место, понять его дух. 

— Мы закупили продуктов и отправились на неделю в джунгли с рюкзаком, — рассказывает Чернявский. — Джунгли — это не совсем то, что показывают в детских мультиках — яркие растения, фрукты и милые животные. На самом деле, это очень агрессивная среда, там огромное количество диких животных и насекомых. И ты их не видишь до поры до времени, потому что они прячутся друг от друга. Там даже растения конкурируют за место под солнцем — их тоже много с шипами и ядовитых. В общем, там нужно быть очень аккуратным. 

Как-то утром мы с проводником решили отправиться на рыбалку. Открываем палатку, вытряхиваем из резиновых сапог всех ночевавших там ядовитых муравьев и пауков, обуваемся и идем на болото. Нам нужно было пройти заводь и выйти на открытую воду, где мы и собирались рыбачить. Болото было достаточно глубокое, выше наших сапог, пришлось разуться и идти босиком до небольшого островка.

Стоим там, теснимся и ловим пиранью. Пиранья, кстати, достаточно вкусная рыба.

Вкусная пиранья

Вкусная пиранья. Фото: Архив А. Чернявского

Только когда ее пожаришь, становится еще страшнее — губы обгорают, и все зубы напоказ! Так вот ловим мы рыбу, а гид меня толкает локтем в бок и шепотом приказывает не двигаться. Я опускаю голову и вижу, как между нашими ногами ползет ярко-зеленая змейка.

Проводник мне говорит: "Если она тебя укусит, я не смогу спасти, ты сразу умрешь". И я уже потом, когда пересматривал фото, увидел, как сильно ноги гида вжались в траву.

Я тихонько спрашиваю его, мол, а как же противоядие, ты же гид, у тебя оно должно быть. На что проводник мне отвечает, что противоядие потребовалось, когда он ходил в джунгли с французами, средство это очень дорогое, поэтому новое он пока не купил. Я был очень рад, что змею не заинтересовали наши ноги и она просто проползла мимо. 

Спасибо, змейка!

Спасибо, змейка!. Фото: Архив А. Чернявского

В той же Боливии, уже колеся на мотоцикле, Анатолий увидел собаку, которая выбежала к дороге. На голову ее была надета канистра. Видимо, она нашла в ней немного воды, засунула голову, чтобы попить, а вылезти не смогла, застряла. 

— Пес сам вышел на дорогу с явным желанием, чтобы ему кто-то помог, но как только я к нему подходил, он убегал, — рассказывает Анатолий. — Мне пришлось долго скакать за ним по пустыне, чтобы освободить. И я подумал, что часто мы хотим изменить что-то в своей жизни, нам что-то не нравится, но как только жизнь нам предоставляет такие возможности, мы, в угоду привычке, от них убегаем, как тот пес. Но мое увлечение мотопутешествиями догнало меня и сорвало эту условную канистру с моей головы.

Тот самый пёс

Тот самый пёс. Фото: Архив А. Чернявского

Финальным аккордом путешествия Анатолия Чернявского по Южной Америке стало восхождение на Аконкагуа в Аргентине. Это высочайшая гора не только в Андах, но и во всей Южной Америке.  Высота ее составляет 6960 метров. Аконкагуа входит в список "Семь вершин". 

В своих дневниках Анатолий подробно описал это восхождение — шаг за шагом. А там, на склоне, и вправду, каждый шаг — маленькая жизнь. 

Восхождение на Аконкагуа

Восхождение на Аконкагуа. Фото: Архив А. Чернявского

— На высоте 6500 метров делал три глубоких вдоха-выдоха на 1 шаг, или точнее — шажок, размером с собственную стопу, шире шагнуть было нереально, — рассказывает Анатолий. — Идешь, как зомби, но главное — идти, не останавливаться, не висеть на палках.

В какой-то критический момент у меня случилась галлюцинация — как будто какая-то воображаемая фирма продала мне баллоны с кислородом и вот этот секретный ритм "три вдоха на шаг". И это меня воодушевило, я шел более-менее уверенно. Но в конце концов воздух и в воображаемых баллонах закончился, и стало очень трудно.

Анатолий признается, что, достигнув вершины, он не испытал эйфории, не стал подпрыгивать от восторга, оглядывая открывшийся вид. Сил хватило только на то, чтобы достать фотоаппарат, сделать фото и упасть навзничь. На отдых времени было мало — минут 15, на вершине уже заметало. Нужно было спускаться. Пройдя несколько метров, он понял, что больше не может идти. 

— Мне трудно объяснить, как это не мочь идти, ты просто понимаешь, что не можешь двигаться. Совсем. Абсолютно. Никак, — рассказывает Анатолий Чернявский. — Начало тошнить, вырвало. Я сел неподвижно. Закрыл глаза, и не было большего удовольствия, чем просто глубоко дышать. В какой-то момент я открыл глаза и увидел, как облака поднимаются наверх. Я-то был на высоте, которая находится над облаками. Уже был закат, мне стало не по себе. Понял, если буду сидеть и дышать, то так и останусь здесь. Стал спускаться: где-то ногами, где-то кувырком, порвал одежду, обморозил пальцы, ногти на следующий день просто отпали. Да еще когда падал,  фотоаппарат потерял. 

На вершине Аконкагуа. "Реальность, где облака не спускаются, а поднимаются"

На вершине Аконкагуа. "Реальность, где облака не спускаются, а поднимаются". Фото: Архив А. Чернявского

Тяжелее этого спуска для Анатолия было, пожалуй, только возвращение домой. 

— После годового путешествия, через несколько дней после прилета в Россию мне нужно было выходить на работу, — рассказывает Анатолий. — Началась серьезная депрессия. Почти сразу, после того как ты встретился с родными и испытал радость, она быстро начинает таять… И ты погружаешься в свою старую новую жизнь. Тебе казалось, что ты за этот год уже стал другим, ты перерос себя прежнего, многому научился и многое узнал, и это естественным образом изменит твою жизнь... Но по факту у меня этого не произошло, я опять хожу на работу на атомную станцию, живу, как будто ничего этого со мною не было.

Я ощущал себя, как будто я пришел домой, открыл платяной шкаф, достал вешалку и повесил на нее себя и сам же за собой закрыл дверь. Решил, что больше не буду заниматься путешествиями и мотоциклами, лучше я обратно привыкну к своей обычной жизни и постараюсь получать от нее удовольствие, без этих возвращений, без этой тоски... 

И, наверное, так и получилось бы… Если бы не один случай. Спустя полгода после того, как я потерял свой фотоаппарат на Аконкагуа, он ко мне чудесным образом вернулся. Его нашел на горе турист из Австрии, у нас с ним получилось списаться через знакомых в Южной Америке, и он мне выслал мою потерю почтой. Из снимков, сделанных этим фотоаппаратом, я сделал выставку. И эта история меня вернула в путешествия.


На север!

Анатолий уже несколько лет не трудится на атомной станции, путешествия стали теперь не только увлечением, но и его работой. Он пишет книги, делает выставки, готовит сложные индивидуальные маршруты для таких же сумасшедших путешественников, как он сам. И, конечно, продолжает колесить. В последние годы все больше по России, точнее — по ее северным территориям и Дальнему Востоку. 

Анатолий Чернявский

Анатолий Чернявский. Фото: Архив А. Чернявского

История любви с севером у Анатолия началась еще когда он работал на АЭС. В 2015 году он впервые поехал за полярный круг — на Кольский полуостров, в 2016 — в длительное путешествие по России ( Алтай, Саяны, Якутия, Магадан), тогда же он впервые посетил Камчатку. 

На север!

На север!. Фото: Архив А. Чернявского


— Побывав почти во всех уголках нашей большой страны, я на тот момент не был только в одном, самом северо-восточном регионе — на Чукотке, — рассказывает Анатолий. — Туда не существует дорог, и я даже не мог мечтать об этом путешествии на мотоцикле. Мне помогла моя работа. В то время на Чукотке, в Певеке — самом северном городе России — ставили первую в мире плавучую атомную станцию.

Для этих целей планировали везти грузы по Северному морскому пути. Я попросил, чтобы меня взяли с собой. И я очень благодарен, что мне не отказали, взяли на большое судно меня вместе с мотоциклом. 

В Архангельске, когда мы грузились, кран сломался, и мы чуть не уронили моего железного коня. Шли мы почти две недели через пять северных морей! В некоторых местах нас сопровождал ледокол, который пробивал нам путь. На Чукотке мне удалось в тот раз проехать на мотоцикле от Певека до Билибино. 

При погрузке на борт, верного коня чуть не уронили

При погрузке на борт, верного коня чуть не уронили. Фото: Архив А. Чернявского

Второй раз на Чукотке Анатолий оказался уже в 2019 году. Вместе с попутчиком из США они проехали порядка 900 километров, очень сложный маршрут — от Северо-Ледовитого океана до Тихого. После этого путешествия в свет вышла первая книга Чернявского — "Между двух океанов".

После третьей поездки на Чукотку Анатолий выпустил книгу "Белая пустыня". Это была трехмесячная экспедиция по самым протяженным зимним дорогам России. 

Книга "Между 2 океанов"

Книга "Между 2 океанов". Фото: Архив А. Чернявского

Книга "Белая пустыня". обе книги можно заказать в интернете

Книга "Белая пустыня". обе книги можно заказать в интернете. Фото: Архив А. Чернявского

— Единственная дорога, по которой можно добраться на Чукотку — это зимник Арктика, — рассказывает Анатолий. — Самая протяженная сезонная дорога России — 1500 километров горных перевалов, замерзших рек, озер и болот. Там же, на Чукотке, расположена ещё одна уникальная сезонная дорога — зимник на остров Айон в Восточно-Сибирском море. Пересекая торосы и трещины, эта дорога соединяет самый северный город России Певек с островом, где в небольшом поселке живут оленеводы. Этот зимник является самой протяженной морской ледовой дорогой в мире. Действует она всего 2 месяца в году. И за это время нужно успеть завезти все продукты, топливо, стройматериалы на целый год, потому что потом возможности не представится.  Всего в этом путешествии я проехал около 3, 5 тысяч километров.

На пересечении Полярного круга и 180 меридиана золотодобытчики поставили монумент, огромную бетонную шайбу, символизирующую солнце. На Чукотке посчитали, что именно в этой точке солнце условно начинает свой путь.

На пересечении Полярного круга и 180 меридиана золотодобытчики поставили монумент, огромную бетонную шайбу, символизирующую солнце. На Чукотке посчитали, что именно в этой точке солнце условно начинает свой путь.. Фото: Архив А. Чернявского


Дичь по-камчатски

И на Камчатку в этом году Чернявский приехал уже в третий раз. Он чувствует себя здесь почти как дома. Хотя где он, дом, у того, кто всегда в пути? Анатолий уже знает, как сэкономить на доставке своего железного коня. Представьте себе, что мотоцикл в разобранном виде, вместе с экипировкой, палаткой и прочими необходимыми в дороге вещами Анатолий научился упаковывать в посылку объемом всего в один кубический метр. Отправлять этот груз надо, правда, сильно заранее, обычно из Тверской области он идет до Камчатки полтора месяца. 

Вот в таком, скромных размеров, ящике мотоцикл Анатолия прибыл на Камчатку

Вот в таком, скромных размеров, ящике мотоцикл Анатолия прибыл на Камчатку. Фото: Архив А. Чернявского

В свои прошлые поездки по Камчатке Анатолий объехал много наших природных достопримечательностей. Он искренне удивлялся, когда узнал, что кто-то из присутствующих на лекции камчатцев не бывал на Толбачике или не поднимался на Авачу. 

Вот на этом красавце, который получил от хозяина ласковое имя Валл-и, Анатолий колесил по Камчатке

Вот на этом красавце, который получил от хозяина ласковое имя Валл-и, Анатолий колесил по Камчатке. Фото: Архив А. Чернявского

Анатолия спросили в "ВК", а много ли он проехал по Камчатке в этом году? 

— Немного, пару тысяч километров, может, — ответил путешественник. — Здесь маршруты такого формата, что в день проезжая несколько десятков километров, радуешься высокой скорости передвижения. 

Камчатские дороги

Камчатские дороги. Фото: Архив А. Чернявского


В этот раз Камчатка началась для Чернявского с экстремального путешествия на вулкан Ксудач, о котором он рассказал в своих путевых заметках: 

— Это место меня привлекло тем, что существовала вероятность спуститься на мотоцикле в огромный кратер, внутри которого очень красивые озера. Честно говоря, я не очень-то надеялся туда добраться. Даже из жителей Камчатки мало кто знает об этом невероятном месте, потому что дороги на большой части маршрута просто нет. Приходилось пробираться по дикому лесу, пересекать реки, крутые подъемы и шлаковые песочные участки. 

Сложные технические маршруты требуют командной помощи. Когда я решил, что попробую добраться до вулкана Ксудач, начал искать желающих из местных. 

Поездка на Ксудач не обещала быть легкой. Но мы не думали, что будет ТАК непросто. Последний участок в 50 км нужно было пробираться по дикому лесу с оврагами и деревьями, раздвигая ветки мотоциклом со скоростью 3-5 км в час. Вернулись мы оттуда побитые ветками деревьев, которые хлестали нас всю дорогу. 

Долгая дорога на Ксудач

Долгая дорога на Ксудач. Фото: Архив А. Чернявского

На подступах к Ксудачу

На подступах к Ксудачу. Фото: Архив А. Чернявского

На подступах ко Ксудачу

На подступах ко Ксудачу. Фото: Архив А. Чернявского

А в один из дней мое камчатское путешествие могло закончиться сильно раньше времени. Я неудачно упал, нога попала под цепь, и ботинок затянуло между колесом и маятником. Нога была сильно зажата, и я не мог ее вытащить. При этом я был прижат лежащим мотоциклом к земле. Хорошо, что я был не один. И пока я корчился от боли и кричал, какими ключами откручивать колесо, парни спасали меня из плена. Под мотоциклом пришлось копать яму, чтобы выкрутить ось колеса. Но все обошлось: несмотря на сильно порезанный мотобот, нога была относительно целая, и я смог продолжать путешествие.

Таких ситуаций было немало, и только взаимовыручка помогла нам достичь цели и выбраться обратно относительно целыми. Спасибо, ребята, что мы вместе смогли это сделать!

За волю к победе, за силу характера и взаимопомощь путешественники были вознаграждены вот такими видами. 

Ксудач

Ксудач. Фото: Архив А. Чернявского


— Кратер активного вулкана Ксудач — это огромная кальдера диаметром 20 км, — рассказывает Чернявский. — Внутри два красивых озера. Спустившись вниз, мы обнаружили на большом озере очень красивые бухты с термальными пляжами. Вода в самом озере холодная, но песок на берегу горячий, из под земли сквозь него бьет горячая вода. Можно выкопать яму в песке, смешать горячую подземную термальную воду с ледниковой холодной озерной. Получается теплая ванна в песке с невероятными видами вокруг.

На наш вопрос, с какими трудностями, которых он не встречал в своих прежних многочисленных путешествиях, ему довелось столкнуться на Камчатке, Анатолий, почти не раздумывая, отвечает: "Медведи!". 

— Когда в прошлую свою поездку по Камчатке я добирался до Курильского озера, встретил тушу кита на Охотском море, а рядом с ней был мишка, — рассказывает путешественник. — Как я мог проехать мимо такого зрелища?! Конечно, я остановился, мотоцикл не глушил на всякий случай, мало ли… Поднимаю дрон, фотографирую все это с камеры.

Медведь пирует

Медведь пирует. Фото: Архив А. Чернявского

Медведь занимается своим делом — ест кита, я занимаюсь своим делом — снимаю эту картину. Друг другу не мешаем, вроде. И тут я смотрю, косолапый начинает уходить… А зачем, я думаю, он уходит? На этом ките ведь можно жить! Поднимаю голову от экрана квадрокоптера и вижу, что у меня сзади стоит ответ на мой вопрос — еще 2 медведя. Я как бы оказываюсь в не очень приятной позиции — между медведями и их потенциальным обедом. Ну я не решился им сказать, что они в этой очереди стоят за мной. Удалось мне ретироваться. Но ситуация была тревожная. 

В путевых заметках Анатолия косолапым посвящено немало страниц.

Заначка от медведя

Заначка от медведя. Фото: Архив А. Чернявского

— В этом мешке на дереве мы спрятали пластиковые бутылки с топливом на обратный путь во время путешествия на вулкан Ксудач, — пишет Чернявский. — Подвесили мы бензин не от людей, а от медведей. Медведей не смущает резкий запах бензина, часто он их наоборот привлекает.

Следы мишки

Следы мишки. Фото: Архив А. Чернявского

В конце второго дня путешествия я повесил на дерево еще один мешок, в него отложив все, что можно было оставить. Нам предстояла очень трудная дорога, хотелось быть налегке. В мешок на дереве я убрал некоторый инструмент, запчасти, консервы, сублимированные продукты и одну буханку хлеба. Когда мы вернулись на это место через несколько дней, мы увидели, что гермомешок на дереве порван, как будто ножом у него срезали дно. Все было разбросано рядом, медведь сожрал только продукты. Эта история может показаться совершенно безумной и страшной, но такова Камчатка. Здесь это обыденно. Бурых медведей здесь очень много, пожалуй, большего всего в мире ...

В еще одной совсем недавней публикации Анатолий поражается увиденным в поселке Озерновском. 

Косолапый прохожий в поселке Озерновский

Косолапый прохожий в поселке Озерновский. Фото: Архив А. Чернявского

Обычное дело?

Обычное дело?. Фото: Архив А. Чернявского

— Больше удивило не присутствие медведя на улице (хотя это стало для меня полной неожиданностью), а то, что люди совсем не обращали на него внимания.

Следующей точкой в большом камчатском маршруте Чернявского стал мыс Африка — самая восточная точка полуострова. 

На пути к Африке

На пути к Африке. Фото: Архив А. Чернявского

— В 19 веке исследователи, приплыв на безымянный мыс, назвали его именем своего крейсера "Африка", — рассказывает Анатолий. — На мысе есть старый маяк и метеостанция, на которой живут автономно несколько человек. Их сменяют раз в полгода, забрасывая морем. Иногда, при острой необходимости, они выбираются на большую землю на гусеничном вездеходе. Этот след по заболоченной тундре и стал моей "дорогой". "Африканцы" меня приняли хорошо и поселили в одной из комнат столетнего барака при маяке, где я прожил несколько дней, пережидая непогоду.

Мыс Африка

Мыс Африка. Фото: Архив А. Чернявского

Чего только наш путешественник за эти годы ни видел в пути, казалось бы, и удивляться уже должен не так сильно. Однако на Камчатке Анатолия поражала не только дикость природы, но и некоторых людских поступков. 

 — Я сначала удивлялся, что на Чукотке есть отделы в магазинах, где почти законно продают просрочку, но когда я побывал в одном кафе на Камчатке, чукотские традиции меня перестали удивлять, — признается путешественник. — Заехали мы по пути на мыс Африка в одну точку общепита поесть супа из оленины, а хозяин предлагает нам к обеду пенного напитка. По акции, говорит, всего 600 рублей за ящик. Ну мы, конечно, захотели в такой акции поучаствовать. Неси, говорим.

Я догадывался, что напиток подешевел потому, что срок годности истек. Но что он истек еще в 2017 году... я в страшном сне не мог представить такой дичи! 5 лет минуло, как его выбросить надо было! Вот такая суровая камчатская просрочка. 

За эти три месяца Анатолий успел повидать на Камчатке немало мест — вновь заезжал на Толбачик; Шивелуч, спускался в кратер действующего вулкана Дзензур; по приглашению Русского Географического Общества, в составе экспедиции ездил на мыс Лопатка обследовать и вывозить из заповедника американский самолет, упавший там в годы Второй Мировой войны. Побывал Анатолий и на Командорах, куда мечтает позже вернуться на более долгий срок и покататься вволю по острову Беринга. А еще Чернявский хотел бы посетить севера — Палану и Тигиль. 

До свидания, Камчатка!

До свидания, Камчатка!. Фото: Архив А. Чернявского



— Я еще ни разу не был на Камчатке зимой, а хотелось бы… Я уже гоню от себя эти мысли, может, хватит сюда ездить снова и снова, — смеется Анатолий. — Я мечтаю уже написать большую книгу о моих путешествиях по Камчатке. Столько материала накопил за это время, столько фотографий! И, конечно, хотелось бы посмотреть и другие края — Центральную Америку и Северную, Пакистан, Индию, Непал… Да столько мест красивых, где я еще не бывал. Мир большой! Как бы только отцепиться от Камчатки? 

223812
Общество