Чуть более ста лет назад Константин Станиславский по кирпичику выстраивал "четвёртую стену" — воображаемую границу между зрителем и сценой, на которой играют актёры. Лаборатории Театра Наций, впервые приехавшей на Камчатку, удалось разрушить эту стену и вовлечь зрителя в живой диалог с режиссёрами, критиками и актёрами. Результатом эксперимента с формой и содержанием стали эскизы спектаклей, которые представили на суд публики. На премьерах побывали корреспонденты ИА KamchatkaMedia.
"Гранатовый браслет". Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
В Камчатском театре драмы и комедии завершилась Творческая лаборатория Государственного театра наций. Выездные лаборатории с участием режиссеров, организаторов, педагогов, критиков являются частью федеральной программы поддержки театров малых городов России, которая много лет реализуется в разных регонах страны Государственным театром наций под руководством народного артиста России Евгения Миронова совместно с Министерством культуры России. В год проводится шесть-семь лабораторий по всей стране, в этом году впервые и на Камчатке.
В Лабораторию входит два направления. Первое — это образовательная часть, в данном случае занятия по сценической речи и сценическому движению под руководством одних из лучших педагогов России: Марины Гарсии Солано, старшего преподавателя кафедры сценической речи Московской театральной школы Олега Табакова, и Владимира Гончарова, старшего преподавателя кафедры пластической выразительности актера театрального института имени Бориса Щукина.
Вторая часть — создание эскизов. На создание одного эскиза отводится пять дней. Достаточно, чтобы успеть закончить работу, и не слишком долго, чтобы сохранить свежесть восприятия и не перегрузить постановку штампами и чрезмерным анализом. Это особый тренинг, который помогает артисту понять свои скрытые способности. Арт-директор Лаборатории, театральный критик Олег Лоевский как-то назвал лаборатории "оздоровительной клизмой репертуарному театру": в таком театре артист часто вписан в жёсткую социальную схему, у него есть определённое амплуа, а главные роли обычно получают одни и те же актёры. Лаборатории позволяют на короткое время сломать эту иерархию и вдохнуть свежий ветер за кулисы театра.
Театральный критик Олег Лоевский. Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
Общая концепция Лаборатории — современное прочтение классики, то есть попытка найти в классических произведениях то, что нас сегодня с ней соединяет, что нам интересно, и попытаться это вывести из контекста музейного в живой контекст нашей жизни. На суд камчатского зрителя представили эскизы трёх спектаклей: "Леди Макбет Мценского уезда" Ярославы Пулинович по одноименному очерку Н.С. Лескова (режиссёр Юрий Квятковский), "Гранатовый браслет" Екатерины Бронниковой по мотивам одноимённой повести А.И. Куприна (режиссёр Алексей Крикливый) и "Алексей Каренин" Василия Сигарева по мотивам романа Л. Н. Толстого "Анна Каренина" (режиссер Алексей Шавлов).
Необычным стал выбор площадок, на которых играли артисты. Так, "Гранатовый браслет" показали в холле театра, "Алексея Каренина" в буфете, а "Леди Макбет" на сцене, причём, тут же, на сцене посадили и зрителей. Это позволило максимально погрузить зрителей в разворачивающееся перед ними действие.
После каждого показа зрители могли высказать свои впечатления о постановке, а также выслушать приглашённых театральных критиков Аллу Михалеву и Олега Лоевского. Эта часть вызвала наибольший отклик. Кроме того зрителям предложили проголосовать за понравившийся эскиз — опустить билет в один из ящиков с надписью "Продолжить работу" или "Забыть как страшный сон". По результатам тайного голосования все эскизы получили одобрение и высокую оценку — большинство зрителей высказалось за продолжение работы над ними. Решение о дальнейшей судьбе эскизов будет принимать дирекция театров.