Представители федеральных ведомств, региональных властей, парламента и бизнеса высказали свое мнение по законопроекту о втором этапе инвестквот и аукционов на совещании, которое провел председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин. Консолидированную позицию Камчатского края на обсуждении высказали и представители Камчатки — в регион представляли председатель Законодательного Собрания Ирина Унтилова, первый вице-спикер краевого парламента Андрей Копылов, председатель ассоциации добытчиков лосося Камчатки Владимир Галицын и член региональной Общественной палаты Татьяна Михайлова, сообщает ИА KamchatkaMedia.
В центре обсуждения — внесенный в конце июля Правительством РФ в Госдуму законопроект, который предусматривает в 2023 году перераспределение 24% ОДУ минтая и сельди в Дальневосточном бассейне на инвестиционные цели, а также продажу путем аукционов 50% крабовых квот и 100% квот на добычу тихоокеанских моллюсков в Северном и Дальневосточном бассейнах. При этом на новых пользователей инвестквот налагается обязательство по строительству новых рыбоперерабатывающих заводов и рыбопромысловых судов.
Рыбацкая общественность Дальнего Востока не первый раз активно высказывается против второго этапа "квот под киль". В начале августа круглый стол по обсуждению законопроекта об инвестквотах, организованный Общественной палатой РФ, прошел на Камчатке. По итогам дискуссии была составлена резолюция и направлена разработчикам законопроекта и в Государственную Думу РФ. Очередное обсуждение законопроекта уже в Госдуме РФ получилось более чем горячим — свои мнение высказали представители рыбацкой общественности, региональные власти и бизнес. Риторика большинства выступлений такова: закон требует значительной доработки, учета мнений региональных властей, бизнеса и выводов Счетной Палаты РФ об итогах первого этапа "квотной реформы".
Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев обратил внимание на то, что законопроект предусматривает перераспределение почти 500 тыс. тонн водных биоресурсов и напрямую влияет на социально-экономическое состояние семи прибрежных регионов. Однако, в пояснительной записке к законопроекту не приводится анализа результатов первого этапа, нет баланса между интересами отраслевого регулятора и субъектов Федерации. Также нет сравнения альтернативных способов достижения заявленной цели — модернизации рыбного хозяйства. Между тем ВАРПЭ предлагала свой путь, как обеспечить поступления в бюджеты и заказы для верфей — повышение ставок сбора за пользование и введение инвестобязательств для краболовных предприятий, у которых остается "историческая" квота.
Обсуждаемый законопроект сформирует будущее отрасли на ближайшее десятилетие, акцентировал Герман Зверев. От принятого решения зависит, будет ли 90% ресурса принадлежать крупным и сверхкрупным корпорациям или в ней все-таки останется место малому и среднему бизнесу?".
О том, что закон нанесет урон малым и средним региональным предприятиям, говорит и председатель Законодательного собрания Камчатского края Ирина Унтилова. По ее словам, в случае реализации второго этапа, потери камчатских предприятий составят более 180 млрд рублей, закроется более 2 тыс. рабочих мест, созданных для береговой обработки.
"На местах нет ни у кого сомнения, что запуск второй волны "квот под киль" в предлагаемом виде — это уничтожение малых и средних предприятий, а их больше половины. С учетом непростой экономической ситуации и санкций в отношении нашей страны, переход ко второму этапу распределения инвестквот нарушит баланс в рыбной отрасли и вызовет негативные последствия. Это сокращение налоговых поступлений в бюджет, закрытие рабочих мест, социальная напряженность. Под угрозой банкротства окажутся малые и средние предприятия. Такое решение идет вразрез с государственной задачей по развитию Дальнего Востока", — сообщила спикер камчатского Заксобрания.
Она подчеркнула, что позиция камчатского парламента опирается на мнение регионального отраслевого сообщества, предприятий рыбохозяйственного комплекса и Общественной палаты Камчатского края. О необходимости принятия взвешенного решения при проведении второго этапа программы инвестиционных квот в письме председателю Государственной Думы РФ Вячеславу Володину сообщил губернатор Камчатского края Владимир Солодов. Глава региона подчеркнул, что принятие законопроекта может лишить предприятия рыбной отрасли Камчатки трети вылова, что, в свою очередь, неблагоприятно отразится на социально-экономическом положении всего региона.
Рыбаки высказались против введения второго этапа "квот под киль", поскольку это чревато социальной напряженностью, и мы разделяем это мнение. Надеемся, что голос Камчатки будет услышан, тем более, что нашу позицию поддерживают и другие прибрежные субъекты", сообщила Ирина Унтилова.
Представитель Счетной палаты, аудитор Сергей Мамедов также критически высказался о результатах "квотной реформы". Хотя окончательные итоги проверки влияния на отрасль квот под инвестиции еще не подведены, уже можно констатировать значительные проблемы в реализации программы. Из 129 инвестиционных проектов, запланированных в первую волну, выполнено 30. С запуском береговых заводов ситуация оценивается как относительно благополучная, а вот со строительством судов, по словам аудитора, "дела обстоят гораздо хуже".
Из 105 запланированных единиц флота построено 9 (6 под рыбные инвестквоты и 3 краболова). "По 20 рыболовным судам, по словам представителя Счетной Палаты, строительство не начато даже с учетом переноса сроков. В части краболовных судов завершена реализация всего 3 из 41 проекта, при том, что строительство 40 судов должно быть завершено к 2025 году, а одного — к 2026-му", — привел цифры аудитор.
За пять лет реализации программы обновлено менее 1% отечественного рыбопромыслового флота — такой акцент сделал Сергей Мамедов. Он заявил, что в связи с невозможностью продолжить серийное строительство, начатое в рамках первого этапа, ряд заказчиков и верфей рассматривают вопрос о прекращении и расторжении судостроительных контрактов.
Аудитор напомнил о задаче, которая стоит по импортозамещению на рынке оборудования для судов. "Правда, для этого требуется разработать проекты данного оборудования и внедрить его в серийное производство. Кроме того, дальнейшее выполнение заказов от рыбаков на отечественных судоверфях будет во многом зависеть от того, насколько оперативно с участием государства удастся решить и технологические, и финансово-экономические проблемы", — заявил Сергей Мамедов.
Председатель комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов также считает разработанный законопроект в нынешних условиях неприемлемым.
"Второй этап существенно сократит ресурсную базу предприятий, увеличив потери рыбохозяйственного комплекса края до трети уловов, что неблагоприятно отразится на социально-экономическом положении региона, где в секторе занято 18 тыс. человек, 30% валового регионального продукта. Мы считаем, что нужно дать всестороннюю оценку реализации первого этапа с корректировкой негативных эффектов, организовать широкую профессиональную дискуссию с участием всех прибрежных регионов Дальнего Востока и Севера. Нужно также принять во внимание позиции Всероссийской Ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров, Опоры России, Российского Союза промышленных предпринимателей", — отметил Николай Харитонов.
Спикер также отметил, что к дальнейшей доработке законопроекта необходимо подключить комитет Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики в качестве соисполнителя.
Первый вице-президент ОПОРЫ РОССИИ Азат Газизов заявил, что предприниматели на Дальнем Востоке — штучный "товар". Государство тратит огромные деньги на то, чтобы предпринимательство в регионе развивалось. А данный закон ставит под угрозу существование малого и среднего бизнеса в ведущей отрасли Дальнего Востока.
Президент ВАРПЭ Герман Зверев, в свою очередь отметил, что в документе отсутствует региональная оптика: нет информации о том, какие последствия для конкретного региона — для Приморского края, Камчатского края, Сахалинской области — повлечет этот законопроект. Сколько рабочих мест будет создано в конкретном регионе, а сколько исчезнет? Сколько налогов добавится в конкретном регионе, а сколько уменьшится? Доступность рыбы для этих регионов, ее стоимость изменится или нет? Эта информация в региональных органах исполнительной и представительной власти есть. А площадкой, на которой она может быть озвучена, могут стать парламентские слушания, "за" проведение которых высказались практически все участники дискуссии.
В завершении дискуссии Владимир Кашин сообщил, что парламентские слушания состоятся. Он также рассказал о графике, в котором планируется действовать: по итогам обсуждения в Комитете ГД по аграрным вопросам была определена "дорожная карта" по рассмотрению законопроекта. В сентябре законопроект направят в регионы для обсуждения. Это позволит собрать мнения депутатов и органов исполнительной власти со всей страны, чтобы в дальнейшем принять взвешенное решение по закону.