Дальневосточный МедиаСаммит (12+)
4–5 июля 2024

осталось 67 дней

Ваш мозг точно аннигилирует от нехватки знаний, если сложно показать результат 7/7 - ТЕСТ
26 апреля, 19:40
География участников Премии им. Арсеньева – от центральной России до Кореи
26 апреля, 19:10
В Хабаровске собрано свыше 19 млн рублей в фонд поддержки хабаровчан - участников СВО
26 апреля, 18:25
Пять способов для дачников сэкономить на воде
26 апреля, 18:15
Раньше обычного закончится отопительный сезон в Хабаровске
26 апреля, 18:00
На Камчатке для поисков пропавших в Усть-Большерецком районе мужчин подняли авиацию
26 апреля, 17:57
Об усилиях государства и бизнеса для повышения рождаемости в стране
26 апреля, 17:25
В субботу, 27 апреля, в центре столицы Камчатки прозвучит учебная сирена
26 апреля, 17:16
В Хабаровске закончена реконструкция одной из ключевых трансформаторных подстанций
26 апреля, 16:55
Камчатские педагоги могут подать участие в IV Форуме классных руководителей
26 апреля, 16:25
Жители Камчатки могут выбрать дополнительные территории для благоустройства до 30 апреля
26 апреля, 16:06
Аналитика Yota: мужчины стали в 2 раза активнее пользоваться маркетплейсами
26 апреля, 15:51
XIV Съезд предпринимателей стартует на Камчатке с 14 мая 
26 апреля, 15:40
Камчатские клиенты Tele2 могут использовать минуты из пакета для звонков из 54 стран мира
26 апреля, 15:09
Ирина Унтилова приняла участие в заседании Комиссии Совета законодателей РФ по вопросам социальной политики
26 апреля, 15:04
Ирина Унтилова приняла участие в заседании Комиссии Совета законодателей РФ по вопросам социальной политики 26 апреля, 15:04
Владимир Солодов: готов и следующий срок отработать на посту губернатора Камчатки 26 апреля, 14:12
Владимир Солодов: все три большие недостройки завершим в ближайшее время 26 апреля, 13:30
Глава Камчатки Владимир Солодов проведёт прямой эфир в соцсетях 28 апреля 25 апреля, 17:24
Рабочая группа по СВО от "ЕР" представила Президенту новые решения по поддержке бойцов 25 апреля, 13:38
В столице Камчатки работает выставка верхней одежды премиальных марок 24 апреля, 20:28
Юрий Трутнев провёл совещание по мастер-плану Петропавловска-Камчатского 24 апреля, 16:52
Два камчатских предприятия стали лауреатами международного конкурса "Лучшие товары и услуги – ГЕММА" 24 апреля, 12:22
Меры по повышению рождаемости обсудили в камчатском парламенте 24 апреля, 10:40
Юрий Трутнев ознакомился с работой мастерских на базе КГПОАУ 24 апреля, 10:24
Юрий Трутнев встретился с инвесторами Камчатского края  24 апреля, 09:51
Юрий Трутнев: "Дальневосточный квартал" должен сделать жильё более доступным 24 апреля, 09:30
Мигранты без шашечек, заповедное село и главная пробка по мастер-плану  24 апреля, 09:00
На Камчатке стартовал досрочный период сдачи ОГЭ 23 апреля, 17:10
Юрий Трутнев посетил новый завод металлоконструкций на Камчатке 23 апреля, 15:33

Сегодня, 5 августа, Международный день светофора

Именно в этот день в 1914 году в Кливленде установили первый светофор, по виду близкий к современному
5 августа 2022, 15:14 Общество
Светофор на ул. Советской в Петропавловске-Камчатском Алина Колган, ИА KamchatkaMedia
Светофор на ул. Советской в Петропавловске-Камчатском
Фото: Алина Колган, ИА KamchatkaMedia

Сегодня, 5 августа, во всем мире отмечают Международный день светофора. Именно в этот день в 1914 году в американском Кливленде появился первый вариант светофора. Он состоял из двух фонарей — зеленого и красного, а смена цветов сопровождалась звуковым сигналом. Об истории привычного нам с детства устройства — в материале ИА KamchatkaMedia.

Изобретательно, но не безопасно

На самом деле, прообраз современного светофора появился еще в XIX веке — его придумал британец Джон Пик Найт, специалист по железнодорожным семафорам. 10 декабря 1868 года изобретение Джона разместили в Лондоне возле здания Британского парламента. Светофор управлялся вручную и имел две семафорные стрелки: поднятые горизонтально означали сигнал "стоп", а опущенные под углом в 45° — движение с осторожностью. В тёмное время суток использовался вращающийся газовый фонарь, с помощью которого подавались, соответственно, сигналы красного и зелёного цветов. Этот выбор цветов, который используется и на современных светофорах, вовсе не случаен. Красный и зеленый относятся к той части спектра, который человеческий глаз воспринимает максимально хорошо. Светофор использовался для облегчения перехода пешеходов через улицу, а его сигналы предназначались для повозок — пока пешеходы идут, повозки должны стоять. Поглазеть на необычное устройство приезжали из самых дальних уголков Великобритании.

"Прадедушка" современного светофора — изобретение Дж. П. Найта

"Прадедушка" современного светофора — изобретение Дж. П. Найта. Фото: rostec.ru

Однако 2 января 1869 года произошел несчастный случай: газовый фонарь светофора взорвался, травмировав управляющего светофором полицейского, после чего в Европе светофоры запретили — почти на полвека.

В 1910 году Эрнст Сиррин из Чикаго разработал и запатентовал первую автоматическую систему светофоров. В его устройстве использовались неподсвеченные надписи Stop и Proceed.

Светофор обретает глаза

Изобретателем первого электрического светофора считается Лестер Вайр из Солт-Лейк-Сити (штат Юта, США). В 1912 году он разработал (но не запатентовал) светофор с двумя круглыми электрическими сигналами (красного и зелёного цвета).

5 августа 1914 года в Кливленде Американская светофорная компания установила на перекрёстке 105-й улицы и Евклид-авеню четыре электрических светофора конструкции Джеймса Хога. Они имели красный и зелёный сигнал и при переключении издавали звук. Системой управлял полицейский, сидящий в стеклянной будке на перекрёстке. Светофоры задавали правила движения, аналогичные принятым в настоящее время в США: поворот направо осуществлялся в любое время при отсутствии помех, а поворот налево — на зелёный сигнал вокруг центра перекрёстка.

В 1920 году трёхцветные светофоры с использованием жёлтого сигнала были установлены в Детройте и Нью-Йорке. Авторами изобретений были соответственно Уильям Поттс (англ. William Potts) и Джон Ф. Харрис (англ. John F. Harriss).

Став свидетелем аварии между автомобилем и конным экипажем, изобретатель Гаррет Морган подал патент США на светофор. Патент № 1 475 024[2] был выдан 20 ноября 1923 года на трёхпозиционный светофор Моргана.

В Европе аналогичные светофоры были впервые установлены в 1922 году в Париже на пересечении Рю де Риволи (фр. Rue de Rivoli) и Севастопольского бульвара (фр. Boulevard de Sebastopol) и в Гамбурге на Штефансплатц (нем. Stephansplatz). В Англии — в 1927 году в городе Вулвергемптоне (англ. Wolverhampton).

Светофоры в СССР

Самый первый светофор в СССР появился в Ленинграде 15 января 1930 года на пересечении Невского и Литейного проспектов (в то время — проспект 25 Октября и Володарский).

В Москве новинка появилась 30 декабря того же года. В качестве эксперимента электрический светофор установили на углу улиц Петровка и Кузнецкий мост. Внешне он напоминал современные, но управлялся вручную. Двумя годами позже "регулировщик" поставили на пересечении улиц Кузнецкий мост и Неглинная. К концу 1933 года тестирование успешно завершилось, и светофоры стали устанавливать повсеместно.

Один из самых любопытных образцов советского светофора — в виде циферблата. По круглой пластине, отмеченной тремя цветами, ходила стрелка. Она указывала на цвет и преимущество в движении. Но такой светофор оказался неудобным в использовании, поэтому от него скоро отказались. Во второй половине 30-х годов уже все светофоры были в классическом исполнении — секционные.

Старый светофор

Старый светофор. Фото: transport.mos.ru

Интересно, что до 1959 года красный и зеленый цвета на советских светофорах были на местах, противоположных нынешним. Позже СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах, и цвета расположились в знакомом нам порядке.

В 1960-х годах появились специальные светофоры для пешеходов. Первоначально они имели прямоугольную форму и состояли из двух секций с лампами, где на стекле красными литерами было написано "стойте", а зелёными — "идите". В частности, такой светофор можно увидеть в новелле "Наваждение", входящей в кинокомедию Леонида Гайдая "Операция Ы и другие приключения Шурика".

К концу 1970-х такие пешеходные светофоры были заменены привычными сегодня моделями с "человечками". Сами дорожные светофоры за последние семь десятилетий тоже претерпели изменения. Первоначально ими управляли сотрудники ОРУДа (позднее ГАИ), размещаемые на перекрёстках в специальных постовых будках, как описано в стихах Сергея Михалкова про "дядю Стёпу", а также показано в художественном фильме "Улица полна неожиданностей".

К 1970-м годам появилась централизованная система автоматического регулирования светофоров, позволяющая, в частности, делать так называемую зелёную волну. Тогда же пешеходам дали возможность самостоятельно регулировать работу светофора. Для этого возле регулируемого пешеходного перехода устанавливали пульты с кнопкой, нажав на которую можно было переключить светофор для пешеходов на зелёный сигнал, а для транспорта соответственно на красный. Кроме того, если первоначально светофоры устанавливались не на всех улицах городов, а лишь на центральных, с наиболее оживлённым и интенсивным движением, то постепенно, с увеличением транспортных потоков, число светофоров стало расти.

Светофор на улице Советской в Петропавловске-Камчатском

Светофор на улице Советской в Петропавловске-Камчатском. Фото: Алина Колган, ИА KamchatkaMedia