3,5 года, 28 000 километров на велосипеде, почти два десятка действующих вулканов — звучит как захватывающее приключение, на которое решится не каждый взрослый. А теперь представьте, что это путешествие молодые родители совершили со своими сыновьями, которым на момент старта было всего полтора и три года! О том, как они решились на такую экспедицию и что у них из этого получилось, они рассказали корреспондентам ИА KamchatkaMedia.
Оливер Шмидт, Елена Поддубная, Якоб и Артур. Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
Елену Поддубную и Оливера Шмидта свела любовь к путешествиям. В 2001 году немецкий студент-географ проехал на велосипеде от Германии до Магадана, а затем прилетел на Камчатку. Здесь он познакомился с Еленой, которая незадолго до этого получила корочку гида-проводника и решила потренироваться на немце — показать ему Камчатку. Как рассказал Оливер, особенно его впечатлило, как ловко Елене удавалось разжечь костёр в дождь. Решив, что такие умения всегда могут пригодиться, он позвал её в совместную велоэкспедицию по зимнему Байкалу. Ночёвки на льду и иней, покрывающий по утрам их спальники, Елену не отпугнули — потом было совместное путешествие по Киргизии и Тибету и кругосветная экспедиция — разумеется, на велосипедах.
Последствия извержения вулкана Толбачик, Камчатка, 2012 год. Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
Кроме любви к путешествиям молодых людей объединило увлечение вулканами.
— Я выросла в небольшом посёлке в окрестностях Петропавловска-Камчатского, и из окна моей комнаты были видны наши домашние вулканы. Я помню извержение Авачи зимой 1991 года и тонкий слой серого пепла на машинах. Позже, когда я начала работать гидом, влюбилась в вулканы — для меня это живые существа, каждый со своим характером, и к каждому нужен особый подход. В какой-то момент возникло желание увидеть и подняться на другие действующие вулканы Тихоокеанского огненного кольца, так родилась идея этой экспедиции. Оливер меня поддержал, ну а над выбором транспортного средства мы долго не думали, — рассказывает Елена.
В планах было проехать от Камчатки вокруг Тихого океана до США и по дороге подняться на максимальное количество вулканов, но старт пришлось отложить — буквально за 2 недели до вылета из Германии, когда практически всё уже было упаковано, Елена узнала, что беременна. Молодые люди заказали специальный детский велоприцеп по собственному эскизу, дождались, когда первенцу Якобу исполнится полтора года, и прилетели на Камчатку. Правда, им даже не пришлось распаковывать багаж — очередная беременность Елены вынудила их вернуться в Германию. Там и появился на свет младший ребенок — Артур.
Первый вариант велоприцепа. Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
— Почему вы всё-таки решились отправиться в путь с детьми?
— Знаете, когда столько лет живёшь этой мечтой, очень сложно отказаться от неё просто потому, что у тебя появились дети — хочется разделить её с ними. Ведь дети приходят в этот мир не для того, чтобы мешать нам делать то, что нам нравится, а скорее наоборот — принимать в этом участие! У моего отца тоже была мечта — он хотел построить плот и сплавиться на нём со мной и моей сестрой по реке своего детства под Хабаровском. Я помню, как он рассказывал нам, как мы будем связывать брёвна канатами и спать на плоту в палатке, рыбачить и не бояться диких зверей. Но каждый раз добавлял: "Потом, когда вы немного подрастёте." А в 51 год папа внезапно умер, и с ним умерла его мечта. Я тогда подумала, что никогда не скажу своим детям: потом, когда вы подрастёте. Лучшего момента, чем сейчас, не будет...
— Сколько времени необходимо, чтобы подготовиться к подобной экспедиции?
— Две беременности (смеется). Этого более чем достаточно, чтобы захотеть уехать из дома подальше!
— Если серьёзно, не надо тратить время на долгие сборы, подготовки, тренировки — надо просто сделать первый шаг и посмотреть, что получится. Понятно, что важно адекватно оценивать свои силы, но мы с Оливером оба работали горными гидами и у нас за плечами были продолжительные экспедиции на велосипедах. Мы были уверены, что справимся!
Филиппины. Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
— Как показало рождение наших детей, планирование — не самая сильная наша сторона, — смеётся Оливер. — Мы и раньше не планировали свои экспедиции по дням и километрам — чем меньше ожиданий, тем меньше разочарований. С детьми путешествие стало ещё более непредсказуемым. Бывало, что мы просто хотели перекусить в придорожном кафе, а нас зазывали в гости и оставляли на ночь. Иногда дети находили себе друзей, и мы оставались на несколько недель в одном месте.
Примерный маршрут экспедиции — вдоль Тихоокеанского огненного кольца, протянувшегося вокруг Тихого океана. В нём находится большинство действующих наземных вулканов — 328 из 540 известных на Земле. На самые красивые из них планировали подняться наши герои, по крайней мере до рождения детей. Официальный старт был дан на Камчатке в январе 2014 года, потом были Япония, Китай, Филиппины, Индонезия, Океания, Новая Зеландия, Австралия, Чили, Перу, Коста-Рика, Никарагуа, Эль-Сальвадор, Гватемала, Мексика и США. В августе 2017 года надо было вернуться домой, поскольку у Якоба начиналась учёба в школе.
Было понятно, что дети изменят характер путешествия: вместо экстремальной экспедиции налегке через джунгли или по узким горным тропам получилась неторопливая семейная поездка с кучей вещей, растянувшаяся на три с половиной года. Первый этап, по Японии, был самым сложным: зима, снег, низкие температуры и крутые подъёмы сильно тормозили. К тому же, это было первое подобное путешествие с детьми, и молодые родители переживали, как малыши перенесут поездку. Но всё оказалось намного проще, чем они думали.
Япония. Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
— Мы с самого начала решили, что не потащим детей за собой против их воли — если им не понравится, вернемся домой. Но дети превосходно чувствовали себя в велоприцепе: мы укрывали их спальниками, подвешивали фонарики, давали им игрушки и книги и опускали дождевик, закрывающий их от ветра и снега. Получалась такая небольшая светящаяся детская комната на колёсах. Дети часто засыпали там, и мы могли подолгу ехать без остановок. Мы им даже немного завидовали! — говорит Оливер.
Бангка -— традиционная лодка на Филиппинах. Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
Заметно менялся характер путешествия и по мере взросления Якоба и Артура. В Японии и Китае они были ещё очень маленькие, почти всё время сидели в велоприцепе, много спали и практически никак не влияли на выбор маршрута. На Филиппинах, в Индонезии и на островах Южного Тихого океана они начали активно изучать окружающий мир: не пропускали ни одного пляжа, научились плавать, нырять и стоять на доске для сёрфинга и поднялись на свои первые вулканы. Вместо 70 км в день удавалось проехать лишь 50 км — в неделю. В Новой Зеландии и Австралии у Якоба появился собственный велосипед — ему как раз исполнилось 6 лет, и он решил, что уже достаточно взрослый. Правда, он всё-таки немного переоценил свои силы и на особенно крутые подъёмы поднимался пешком.
В Чили Артур тоже захотел ехать самостоятельно.
Ему было 4 года, и мы понимали, что это будет нас сильно тормозить, но не стали отказывать ребенку... Нам не так важна была цель экспедиции, мы не считали километры. Намного важнее было дать младшему сыну почувствовать себя частью команды
, — рассказывает Елена.
Правда, запала малыша хватило ненадолго, и из Перу детские велосипеды с прицепом улетели в Германию, а семья налегке отправилась в Центральную Америку.
Этот принцип замечательно работает и в воспитании — не запрещать, а дать попробовать. В лучшем случае у ребёнка появится повод гордиться собой, в худшем — у нас всегда под рукой пластырь и йод
, — говорит Елена то ли в шутку, то ли всерьёз.
Попробовать Якоб с Артуром и в самом деле смогли многое, в том числе и экзотическую еду. Что они только не ели в дороге: суши в Японии; бамбук с начинкой из риса с курицей в Китае, свежепойманную сырую рыбу на Филиппинах, жареных летучих мышей на Вануату, целиком запечённую в пальмовых листьях свинью на Соломоновых островах, дуриан в Индонезии... Проблем не было никогда, потому что выбирать было не из чего. На любой каприз можно было ответить: "Хорошо, поехали до следующей деревни, поищем еду там, но не факт, что там будет что-то другое." Дети быстро поняли, что методы, которые срабатывали дома или в супермаркете, не работают в джунглях, где на десятки километров ничего нет. К тому же у них с самого начала была договорённость: надо всё попробовать, но не обязательно всё есть, и этот принцип замечательно работает до сих пор.
— Как и любая мама, я вначале переживала, как мы будем обустраивать быт. Например, как помыть ребёнка в дороге? Оказывается, надо просто бросить его в воду. Ну а если поблизости нет подходящего водоёма, значит, ребёнок не грязный (смеётся). В путешествии исчезают многие проблемы, например, не надо убирать игрушки, потому что их практически нет. Дети играли с камнями, палками, обожали собирать крабов на пляжах и даже научились выманивать их из песка. Очень любили различную живность: ящериц, котят, змей. В принципе, что поднял с земли, то и игрушка. Правда, дети пытались всё забрать с собой, Оливер очень удивлялся, когда обнаруживал в велоприцепе коллекцию тяжеленных камней. Он их постоянно тайком выкидывал, а дети так же тайком подкладывали новые, — рассказывает Елена.
На удивление быстро Якоб и Артур находили общий язык с местными детьми. Для Елены до сих пор остаётся загадкой, как им удавалось объясняться, не зная языков друг друга. Например, в одной деревушке на острове Танна (Вануату) маленькие путешественники научили местных детей играть в снежки (правда, за неимением снега они использовали грязь), а ещё печь пироги из песка, украшать их цветами и водить вокруг хоровод. Позже, в школе, Якоб и Артур без проблем находили общий язык со всеми одноклассниками. У Якоба в классе в Германии учился мальчик с дефектом речи, с ним никто не хотел играть, потому что его не понимали. Якоб был его единственным другом, потому что привык общаться без слов, от сердца к сердцу.
"Не было проблем и с дневным сном, особенно у Артура: он мог заснуть в любом месте", — рассказывает Елена.
Третий этап экспедиции — от Чили на север до Сиэтла в США — оказался самым интересным. Дети уже подросли и могли осознанно воспринимать окружающий мир. Если раньше их брали не на все вулканы, то сейчас они практически всегда сопровождали родителей. Елена и Оливер впервые с удивлением заметили, насколько отличается восприятие детьми окружающего мира от их собственного.
— Я помню, как мы поднялись на вулкан Сан-Кристобаль, высочайший в Никарагуа. Там очень красиво наверху — несколько кратеров, вид на соседний вулкан и на джунгли, — но дети не обращали на это никакого внимания. Зато их очень заинтересовали блестящие жуки, которых они нашли у кромки кратера. И так было везде: они чаще смотрели себе под ноги, пока мы с Оливером всматривались вдаль.
Мы заметили, что благодаря нашим детям мы увидели то, что раньше просто пропусти ли бы. Как будто в мозаике появились недостающие детали и картина мира стала более полной, объёмной.
Кстати, когда мы с детьми недавно были на Халактырском пляже, я поняла, что у нас словно поменялся фокус восприятия: я им показывала красивые камушки, а они восторгались видом бескрайнего океана, — говорит Елена.
Коста-Рика. Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
Именно с этого этапа у детей осталось большинство воспоминаний, поэтому когда их спрашивают, где им больше всего понравилось, они чаще всего называют Коста-Рику — из-за огромного количества животных и лягушек, которых они там наблюдали. Ещё им вспоминается Чили, правда по другой причине — там семью впервые за всё путешествие ограбили, причём, дважды в одном и том же городе, Арике, на севере страны. Путешественники потеряли фотокамеру, все наличные деньги, кредитные карточки и паспорт Оливера. Из-за последнего обстоятельства они застряли в Арике на несколько недель — ждали, пока Оливер получит новый документ. К счастью, у Елены были припрятаны 100 долларов, на которые им предстояло жить неопределённое время. Гостиницу они не могли себе позволить, поэтому разбили палатку на пляже. Вначале старались экономить на всём.
Фиеста в Арике, Чили. Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
— Нас хватило всего на пару дней, потом мы подумали, что если деньги и закончатся, мы что-нибудь наверняка придумаем. Поэтому пошли и купили практически на последние деньги мороженое детям и бутылку вина себе. Потом случайно познакомились с владельцем небольшой гостиницы в Арике, и он пригласил нас пожить у него бесплатно, сколько нам надо. Ещё и подкармливал нас... Такой хороший человек! Это укрепило нашу веру в то, что всё будет хорошо — Вселенная о нас заботится. С нами в путешествии не раз случались такие вещи...
Гватемала. Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
К счастью, это была единственная неприятность за все три с половиной года. За всю поездку дети ни разу серьёзно не заболели, и даже когда в Чили семья забралась на высоту 4300 метров над уровнем моря и заночевала там, единственной, кто страдал от горной болезни, была Елена.
— Конечно, мы подготовили детей к подъему, давали им витамины, богатые железом, постепенно набирали высоту и заставляли много пить. Возможно, за этими хлопотами я забыла о себе, и когда вечером лежала в палатке с сильной головной болью и смотрела, как дети бегают вокруг лагуны и гоняют фламинго, подумала: они намного сильнее, выносливее, любоытнее, чем мы. Нам нужно больше доверять им. И верить в них — потому что кто, если не мы? — говорит Елена
Арика, Чили. Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
В августе 2017 года Якобу нужно было идти в школу. Возвращение домой оказалось самым сложным — нелегко было привыкнуть жить по расписанию после стольких лет свободы.
— Как-то вскоре после возвращения домой я пошёл в супермаркет купить еды и минут 15 просто стоял в торговом зале и не мог сориентироваться. А главное, не понимал: зачем нам столько вещей? Мы так привыкли обходиться в путешествии минимумом, что в больших магазинах поначалу терялись. Но позже привыкли, и дети, к сожалению, тоже, — говорит Оливер.
Якоб и Артур очень изменились благодаря этой поездке. Как говорит Елена, они стали "трудновоспитуемыми" — больше не принимают безоговорочно на веру указания взрослых. Например, почему нельзя есть руками, сидеть на полу, отращивать длинные волосы? Ведь они путешествовали по странам, в которых это всё норма. С ними стало интереснее — длинные вечера с разговорами в палатке и ответы на бесчисленные "почему" в 18 странах мира не прошли даром. Они стали сильными и ловкими, потому что никто не запрещал им лазать по скалам, нырять в море или ездить на лошади. Им можно было сидеть на траве, пачкать одежду, бегать голышом, разжигать костры, брать в руки жуткого вида насекомых, гладить каждую встречную кошку, купаться в горных ручьях, стоять у кромки извергающегося вулкана и чувствовать кожей его горячее дыхание — и всеми другими мыслимыми и немыслимыми способами познавать этот мир.
— Мы уехали в путешествие с двумя детьми, а вернулись с двумя лучшими друзьями. Это самое ценное, — говорит Елена.