Сотрудники Охраны камчатских лесов получили награды Камчатского края
19:30
Лишь мудрец разгадает все загадки за минуту, а вы справитесь?
19:30
Народный фотоклуб "Камчатка" открыл ежегодную отчетную выставку
18:01
Коммуналка станет "золотой": правительство утвердило новые тарифы на услуги ЖКХ
16:30
Три кандидата претендуют на пост главы Карагинского муниципального района
16:08
Больше 100 млн рублей на развитие сферы культуры получит Камчатка в следующем году
14:01
В преддверии дня морской пехоты в столице Камчатки прошло вручение государственных наград
11:55
Камчатка примкнула к проекту "Петербург-на-Амуре"
11:00
В Елизове спасатели обеспечили доступ в квартиру, где пенсионер нуждался в медпомощи
09:07
Камчатка 23 ноября: Неделя мира в 1981 году и день рождения почетного жителя города
08:50
Кольца, свидетели и ЗАГС: праздновать свадьбы в СССР начали лишь в середине века
08:00
23 ноября в календаре: Праздник собак и доброты
07:40
На Экспертном совете по судостроению внесли предложения к профильному закону
22 ноября, 21:50
Глава ГК "Дело" Сергей Шишкарев призвал Россию покорять рынки Азии и Африки
22 ноября, 19:45
Шишкарев: Транспортная отрасль испытывает дефицит кадров по всем видам специальностей
22 ноября, 19:40
Три кандидата претендуют на пост главы Карагинского муниципального района 16:08
Правительство Камчатки содействует семьям участников СВО в решении жилищных вопросов 22 ноября, 14:32
Александр Новак провёл совещание по газификации Камчатского края 22 ноября, 09:00
Камчатская икра не подошла к столу краснодарского бизнесмена 21 ноября, 13:29
Депутаты Городской Думы ПКГО выберут главу Петропавловска-Камчатского 21 ноября, 11:50
Новогодний челлендж, неуловимые яйца и тревожная стройка 21 ноября, 11:00
На Камчатке с 2025 г. появится автоматизированная упрощённая система налогообложения 21 ноября, 10:48
Камчатка выплачивает "подъемные" для привлечения кадров в сельскохозяйственную отрасль 21 ноября, 09:12
Губернатор Камчатки ответил на одно из обращений жителей по поводу нелегальных мигрантов 20 ноября, 17:23
Евгений Беляев: Важно качественно подготовить мероприятия к юбилею Великой Победы 20 ноября, 10:21
Камчатский край стал участником Всероссийского форума поддержки предпринимательства 19 ноября, 14:18
Валентина Матвиенко обсудила с врио главы ЕАО Марией Костюк перспективы развития региона 19 ноября, 11:20
Игорь Шутенков вступил в должность мэра Улан-Удэ 18 ноября, 19:25
Три гражданина претендуют на должность главы Усть-Камчатского муниципального округа 18 ноября, 18:02
Заседание комитета по строительству, транспорту, энергетике и ЖКХ прошло на Камчатке 18 ноября, 10:33

Марина Терентьева: "Заверните глаза вовнутрь! Ваше тело говорит за вас!"

В преддверии "Камчатского Арбата" корреспонденты ИА KamchatkaMedia поговорили с хореографом Мариной Терентьевой о её новом балете
Хореограф Марина Терентьева Из архива Марины Терентьевой
Хореограф Марина Терентьева
Фото: Из архива Марины Терентьевой

Хореограф Марина Терентьева — неиссякаемый источник идей. Даже после многих лет она продолжает удивлять зрителей своими постановками: рисованые мультфильмы, живой оркестр, необычный видеоряд и интересные сценические решения — всё это она использует в своих балетах. Хотя, как говорят её танцовщики, постановки Марины — больше, чем балет, это иное. 

В этом году нас ждёт очередной сюрприз. В своей новой постановке "Gameover" ("Игра окончена") Марина размышляет об играх, в которые играют люди, и о людях, которые играют в игры, под монологи из пьес Шекспира и музыку из компьютерных игр.

"Перед нами была поставлена неожиданная задача — танцевать под текст. Вернее, разложить движения на конкретные слова. Было сложно, но мы настолько доверяем Марине, что не было ни сопротивления, ни споров", — рассказала нам Светлана, одна из участниц студии танца "Голос". 

Накануне премьеры корреспонденты ИА KamchatkaMedia встретились с "мамой" "Камчатского Арбата" Мариной Терентьевой, чтобы поговорить о новом балете, попытках выпрыгнуть из игры и свободе от повседневности.

Балет "Gameover"

Балет "Gameover". Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia

— Марина, с чего начался Камчатский Арбат?

— Первый Арбат состоялся в 2000 году. В то время у нас ещё была такая световая аппаратура: чтобы её перенастроить, надо было опускать штанкеты (металлическая штанга на тросах, служащая для крепления элементов сценических декораций — прим. ред.), делать это надо было на открытом занавесе, чтобы наводить свет, то есть зрителя надо было каким-то образом убрать из зрительного зала. Я долго думала, что же мне делать, и меня осенило: что если я в фойе театра устрою нечто такое, что заинтересует зрителей, и они с удовольствием покинут зрительный зал? Не все же идут в буфет. И мы сделали первый Арбат, на котором я впервые показала зрителям свои два балета. У нас тоже были музыканты и художники, я тогда плотно работала с Союзом художников Камчатского края. Вот с этого всё и началось. Постепенно туда добавлялись люди… Все, кто на Арбате работают в антракте, — это мои личные связи: приятели, знакомые, люди, которых я выискиваю, которые краем уха услышали информацию, перезвонили, мы познакомились. Немало коллективов благодаря Арбату проявились, стали известными и уже могут реализовывать себя в других местах: о них узнали, ими заинтересовались, они начали развиваться.

— Получается, вы "мама" "Камчатского Арбата" и крёстная многих творческих коллективов на Камчатке?

— Да, у меня и цель такая: находить молодых, помогать им, подталкивать, чтобы о них узнавали, привлекать к ним внимание, чтобы они почувствовали свою силу и развивались.

1 / 5

— Брали где-то вдохновение? Было что-то подобное в то время, что натолкнуло вас на мысль об Арбате?

— В 2000 ничего подобного не было. Потом я уже встречала перфомансы различные, в других театрах и в других городах, но в 2000 году это было открытие. Хотя… Знаете, что меня натолкнуло? Я вспомнила. Одно время я в течение 10 лет ездила в Новосибирский Академгородок в Международную школу танцев и дружила там с организаторами, в том числе с Андреем Чешевым. Он проводил фестиваль Crossroads, и мы принимали в нём участие с Евгенией Красных и студией танца "Голос". Там были различные коллективы — музыкальные, драматические, хореографические. И вот там он делал в фойе две точки: в одной был странно двигающийся человек у зеркала, а в другой точке — странная дама, читающая странные стихи. Я это вспомнила и подумала: надо наполнить театр, чтобы было много всего и разного. А был это 1996 год...

— Театр вас поддерживает?

— Театр большой молодец! Мне помогают во всём. Они в этом году столько забот с меня сняли: реклама, помощь в организации и все эти бумажные дела. Ещё они в этом году придумали и сделали смешной аудиогид, который вас будет сопровождать по всем точкам Арбата. Нужно просто скачать приложение в телефоне и слушать. 

— "Голос" к каждому Арбату ставит новый балет?

— Да, каждый год мы показываем премьеру и повторяем балет с прошлого года. К сожалению, у нас есть возможность показать балеты только на Камчатском Арбате, бьльше не получается — ни осенью, ни зимой. Иногда просто до слёз жалко убивать балет: я его тяну до следующего Арбата, держу в форме, репетирую в течение сезона, подправляю, ввожу людей, если у меня меняется состав. В прошлом году было две премьеры, но так получилось из-за пандемии, потому что один Арбат отменился.

— А других площадок нет в городе, чтобы выступать? Ведь балеты интересные.

— Площадок нет, потому что я очень сильно завязана на сцене: свет, звук, иногда использую видео, и, конечно сам Камчатский Арбат в антракте организовать в другом помещении достаточно сложно. Когда вы увидите это, то поймёте: это должно жить в театре! (Смеётся). Потому что это будет нечто!

— Вы умеете заинтриговать! Нас ожидают какие-то сюрпризы в этом году?

— Да, конечно.

— Секреты будем раскрывать?

— Как обычно, будут танцевальные коллективы, без них я как человек, занимающийся хореографией, не могу. Будет молодёжный коллектив и коллектив, который занимается старинными светскими танцами. Я несколько раз наблюдала, как зрители с огромным удовольствием принимают участие в их мастер-классе: движения простые, но музыка особая, средневековая, и колорит особенный этих танцев — это очень привлекает зрителя. Будет у нас совсем молодая, только-только зародившаяся музыкальная группа: две девочки-близняшки, которые поют и играют. В этом году я решила повторить турнир по армрестлингу, мы его давно не делали. Он будет проходить в не очень серьёзной форме: с шуточными призами и ведущим-пиратом. Будет Город Мастеров, естественно. Из нового в этом году у нас Свободная Гитара — будет стоять усилитель, гитара на подставке и стул, и любой желающий может присесть и исполнить что-то своё. Сад Поэтов будет: мы подготовили несколько стихотворений, причём это не просто стихи — это стихи на известные песни, и их читать достаточно легко, потому что в памяти всплывает сразу и фильм, в котором вы слышали эту песню, и мелодия, и актёр, который её исполняет. Это не просто поэзия, а стихи, которые некие приятные воспоминания в нас пробуждают, переносят в какое-то эмоциональное состояние. Поэтому я советую зрителям не стесняться, подходить к Саду Поэтов, брать эти листики, подходить к микрофону, спокойно читать и получать удовольствие.

1 / 6

— Кстати о поэзии: вы показываете премьеру балета "Gameover", в которой вы сочетаете, казалось бы, несочетаемое: поэзию Шекспира и компьютерные игры. Там ещё и видеоряд, и музыка интересная. Расскажите немного об этом балете.

— Это балет об играх, в которые мы играем, отсюда и название: "Gameover" — "Игра окончена". Мы все втянуты в игру. В любой компьютерной игре — в шахматной, спортивной — есть место, есть обстоятельства, в которые ты помещён, есть правила. То же самое в нашей жизни. Но в силах человеческих выйти из игры, хотя бы ненадолго, на какой-то миг: выйти из неё и посмотреть со стороны. Я понимаю, что невозможно жить вне общества — это надо собирать рюкзак и уходить в тайгу, но можно уходить из каких-то ситуаций, чтобы оставаться в свете, в любви, уметь удивляться, не бояться влюбляться, делать ошибки, пробовать, искать, радоваться людям, прощать! Продолжать любить мир и себя в этом мире.

— Тема радости и любви меньше всего просматривается в этом балете...

— Потому что это ушло из нашей жизни, и меня это беспокоит. Ценность прожитого дня, ценность жизни, ценность любви, момент влюблённости — это уходит куда-то на второй план, теряется. А вместо всего этого появляется зашоренность, скорость, какая-то мишура ненужная, ненужные эмоции, агрессия, негатив… Мне печально от этого.

1 / 4

— В вашем балете можно услышать "Гамлета", "Отелло", "Короля Лира"… Что ещё из Шекспира вы взяли и по какому принципу отбирали отрывки?

— Я взяла отрывки, в которых говорится о гибели персонажа. У Шекспира в основном трагедии, заканчивающиеся гибелью героя или даже не одного. Из "Генриха IV” там эпилог — монолог неудачника-танцора, и монолог из "Сна в летнюю ночь".

— То есть вы даже в комедии нашли немного трагедии и смерти?

— Да, мне это удалось! (Смеётся). Я взяла эту тему, потому что мне кажется, что в наше время мы слишком легко относимся к смерти, слишком её много: в компьютерных играх, в детективных сериалах... Ну, умер человек, и умер. А ведь каждый человек — это так ценно, так важно, и надо трепетно относиться к жизни, к окружающим нас людям! Когда я готовила этот балет, у меня был какой-то странный приступ: я несколько дней подряд ехала на работу, смотрела в окно и просила бога: пусть у этого молодого человека всё будет хорошо, пусть у этих людей — они вот идут, смеются, — пусть у них всегда будет всё радостно. Господи, сделай так, чтобы у людей всегда было как можно больше повода к свету, к любви, к счастью, к радости, чтобы меньше было горечи и слёз, потерь! Всё это нужно в жизни нашей, это всё должно быть, но мне в последнее время кажется, что недостаточно трепетно мы относимся друг к другу, какая-то жёсткость пошла в мире, и с чем это связано, сложно сказать. Но театр и нужен для того, чтобы вызывать эмоции у людей, приглашать их эмоционально вернуться в детство, или в первую любовь, или к первому своему осознанию, что есть жизнь и смерть, и что надо очень трепетно относиться к каждому дню, к каждому часу.

— Вы любите Шекспира? Перечитывали, когда готовили этот балет? Как искали отрывки?

— Шекспира я люблю и очень много работала с ним. Во-первых, у нас в театре было очень много спектаклей по Шекспиру. Валентин Васильевич Зверовщиков в своё время сделал великолепные постановки. Для меня огромным открытием стал "Тимон Афинский" — я даже не знала, что у Шекспира есть такое произведение. Антон Коваленко ставил этот спектакль, его очень редко ставят, и почему-то он не входил в программу ни в школьную, ни в институтскую. Обожаю его сонеты — в своё время даже наизусть некоторые знала. У нас в Саду Поэтов будет два сонета Шекспира — и там без него не обошлось.

— Вы просили ваших танцоров перечитать Шекспира? Нужно ли это для понимания замысла, чтобы прочувствовать текст? В вашем балете ведь очень важна актёрская игра...

— Я их не призывала перечитывать Шекспира, но они просили меня распечатать каждому текст, над которым они работают, и мы над печатным текстом ещё дополнительно поработали. Надеюсь, что интерес какой-то появился.

— Актёрский мастер-класс устраивали для них?

— Актёрский мастер-класс у нас как-то был, Лена Зорина нам помогала, но я это не очень часто использую, потому что мне иногда приходится заставлять их убирать эмоции: в танце лексика настолько продуманная, говорящая о конкретности, что я их прошу: "Заверните глаза вовнутрь! Уберите всё! Ваше тело говорит за вас!" Но иногда надо включать актерское мастерство, и тут, конечно, помогают артисты и общение с ними. 

1 / 4

— А музыку к балету как подбирали? Вы используете музыку из компьютерных игр...

— С компьютерной музыкой мне помогли мои сыновья, я от этого мира достаточно далека. Попросила их выбрать такую, чтобы она была узнаваема. Поэтому те, кто в этом вращается, сразу узнают музыку из своих любимых игр.

— То есть часть публики узнает Шекспира, а другая — компьютерные игры? Получается этакий мостик между двумя мирами и двумя поколениями.

— Да. И все они в итоге должны понять, что игры заканчиваются. Но этот мостик, кстати, возник сначала в головах у моих танцовщиков. Когда я всем рассказывала, что будет, сначала был шок: Шекспир? Как это возможно? И как вы это соедините? И что, это можно соединить? И когда мы начали репетировать, они поняли, что да, это соединить можно, и что под музыку для компьютерных игр можно танцевать.

Балет "Gameover"

Балет "Gameover". Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia

— Вы довольны результатом?

— Нет, конечно.

— Будете балет ещё отшлифовывать или никогда нет состояния полного удовлетворения результатом?

— Всегда есть сомнения, страхи, тревоги, муки — невозможные муки. Премьера очень волнительный момент. Уже сколько лет я этим занимаюсь, и каждый год одно и то же: я страдаю, не могу есть, у меня нет сна, у меня куча мыслей в голове. Момент какого-то удовлетворения придёт, наверное, через год-два, когда я посмотрю этот балет на видео, уже придумав очередную премьеру, и подумаю: а кто это придумал? Как классно! Так у меня было со всеми постановками.

— Есть любимый балет?

— Да, "Сны"! Я его очень люблю.

На репетиции

На репетиции. Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia

— Танец для вас — это тоже возможность "выйти из игры"?

— Да. У меня занятие начинается с того, что танцовщики просто ложатся на пол, я заставляю их определённым образом дышать, предлагаю прекратить думать о чём-нибудь другом, кроме своего затылка, лопаток, кистей рук, ягодиц, пяток — всего, чем они касаются пола. Заставляю их сосредотачиваться на своём теле, и постепенно у них улетают все мысли и заботы. Много раз слышала комментарии от своих танцовщиц, что это помогает. У меня ведь любительское объединение, мои танцовщицы занимаются этим в свободное от работы время, и это наполняет их жизнь чем-то особенным. Бывает даже, что какие-то неприятности в личной жизни происходят, но им приходится быть собранными на репетиции, и это помогает. Я наблюдаю такие картины иногда: танцовщицы заходят в балетный класс, только с работы или из дома, руки по полу волочат, в глазах тоска, голова поникшая, но начинается репетиция — и всё раскрывается, позвоночник выпрямляется, они снова становятся красивыми, счастливыми, самодостаточными. Они все мокрые, в поту, у них могут быть в кровь разбиты ноги — но они абсолютно счастливые! Кто прошёл через это, тот меня поймёт. Кто пробовал себя — и не важно, танец это, музыка, спорт, путешествия — без этого потом жить не можешь. Потому что это попытка выпрыгнуть из игры. Свобода от повседневности.

1 / 9
225851
18
112