— Я добился многого в каратэ — и на всероссийском, и на международном уровне у меня были медали. Есть прекрасные ученики, продолжатели моего дела. Казалось бы, можно уже успокоиться. Но вот эти ребята — моя особенная группа — не дают мне расслабиться. Хочется им помочь. Это не какая-то дополнительная нагрузка, занятия с ними — это для души, — так говорит Алексей Крошкин, президент Камчатской краевой федерации Восточного боевого единоборства о своих учениках — людях с особенностями здоровья. Алексей Николаевич рассказал корреспондентам ИА KamchatkaMedia о том, почему решил развивать каратэ среди людей с ограниченными возможностями.
Тренер особенных бойцов Алексей Крошкин. Фото: Архив А. Крошкина
В середине апреля в Петропавловске-Камчатском прошли первые соревнования по каратэ сетокан среди спортсменов-колясочников. Все участники этого турнира — ученики Алексея Крошкина: Диана Андреева, Виктория Клепалова и Сергей Смирнов. У них у всех один диагноз — детский церебральный паралич. Но, как уверяет их тренер, несмотря на единую проблему, к каждому из них нужен свой особый подход.
Боец Виктория Клепалова. Фото: Архив А. Крошкина
Боец Диана Андреева. Фото: Архив А. Крошкина
Боец Сергей Смирнов. Фото: Архив А. Крошкина
Тренировка. Фото: Архив А. Крошкина
— Я взял за основу японскую программу каратэ для инвалидов-колясочников, но адаптировал ее для своих ребят, — рассказывает Алексей Крошкин. — Спортсмены у меня очень разные — интеллектуально и физически, приходится идти по компромиссному пути, чтобы и тем, и тем удавалось осваивать эту программу. И, в принципе, у нас получается. Наши занятия — это не просто каратэ: в конце тренировок у нас обязательно оздоровительные и общеукрепляющие упражнения. Разрабатываем части тела — ноги, руки, делаем какие-то силовые упражнения, чтобы они развивали свои физические возможности. Иногда и их родители мне подсказывают, мол, а давайте добавим, например, упражнения на растяжку. Я всегда прислушиваюсь к таким советам и дополняю наши тренировки.
— Расскажите, с чего начиналась ваша группа? Или, вернее, с кого. Кто был вашим первым "особенным учеником"?
— Начиналось все очень давно, еще лет 20 назад. К нам на тренировки приходили спортсмены с различными диагнозами: были дети с расстройством вестибулярного аппарата, глухие ребята, в общем, разные. Но они тренировались в общей группе, вместе со всеми. Например, Маша Байчурина — она у меня занималась около 2 лет, довольно усердно, а уже спустя год с нее даже сняли инвалидность. И уже лет 10 у меня занимается Сергей Смирнов, у него тоже диагноз ДЦП, но там ментальные нарушения, а в физическом плане все в порядке. Он просто большой ребенок. При этом занимается с желанием, старается. Его мечта — поехать в Японию на соревнования.
— На соревнования колясочников? Такие проводятся в Японии?
— В разных странах, не только в Японии. И на чемпионате мира есть специальная категория, и на Паралимпийских играх. Каратисты-колясочники могут выступать на мировом уровне. Я тоже очень хочу вывезти своих ребят куда-нибудь на турнир, показать им мир, чтобы они знали, что не зря тренируются, что им, как и всем моим ученикам, каратэ дает возможность выезжать за границу и представлять страну. Год назад мы написали проект на получение президентского гранта для поездки в Японию. Но его нам не одобрили — начались же эти ковидные ограничения, которые надолго затянулись. И тогда мы написали другую программу — уже по развитию каратэ среди лиц с ограниченными возможностями здесь, на Камчатке. И вот по ней мы получили грант, нам выделили финансовые средства, на которые мы купили несколько колясок. И к нам стали приходить ребята. Кто-то сам приходил, кого-то приносили на руках, потому что в нашем зале (мы занимаемся в подвале средней школы 27 на ул. Звездной) конечно, нет никаких пандусов для колясок. Тем не менее, все коляски, которые мы приобрели, стали у нас уже постоянным инвентарем, и мы начали тренировки.
— И теперь вы уже могли объединить ребят в одну группу…
— Да, решили, что нужно давать им возможность развиваться по своей программе. Даже провели среди них соревнования, а 31 мая будут еще одни — общегородской турнир, где мы сделаем для наших колясочников отдельную категорию.
— То есть пока у вас трое учеников?
— Было пятеро. Но у одного из них был тяжелый диагноз — опухоль мозга, и постепенно состояние стало ухудшаться. Даже сложно говорить об этом... Человек при таком заболевании постепенно лишается всего — движений, речи, слуха, зрения. И там, конечно, уже не до занятий. Потом еще один мальчик улетел с Камчатки, не знаю, в отпуск или насовсем, мне пока его родители ничего не говорили, так что, может быть, вернется. Поэтому пока остались трое. Но все они очень настроенные, занимаются самоотверженно. Сергей, как я уже говорил, хочет поехать в Японию на соревнования. Я ему говорю — сейчас Япония вообще закрыта, потерпи. Программу я написал, будем пробиваться. Как только появится такая возможность, конечно, вывезем туда парня. Сейчас Сергей готовится к экзамену на очередной пояс. Правда у него проблема с памятью — забывает последовательность движений. Но мы что-нибудь придумаем — или вместе с ним будем делать, или кого-то из учеников поставлю, а Серега будет повторять. Сейчас у него 5 кю (красный пояс), он хочет сдавать на следующий (синий). При этом он выполняет все по старой программе, единой для всех. Новая программа немного усложнилась, но он полон решимости.
Девочки — Диана и Вика — тоже большие молодцы. Всегда настроенные, подскажут, если что. На днях говорят мне: "Алексей Николаевич, вы обещали дать упражнения с резиной". И всё, приходится на следующее занятие выполнять, раз обещал. Вешаю им фитнес-резину, и они занимаются, тянут ее. Не дадут мне расслабиться, в общем (смеется).
— Набор в эту группу у вас всегда открыт? Готовы принять новых учеников?
— Конечно! Мы давали объявление, но это работает не очень эффективно. Поэтому подходим к набору с другой стороны — одна из моих учениц Евгения Курильская, с которой мы вместе реализуем этот проект, работает психологом с такими ребятами. Через нее они и узнают о нашей группе. Планируем расширяться и в плане помещений — хотим сделать секцию для колясочников в ФОКе "Водник", там уж есть все условия для таких спортсменов. Плюс договорились с директором СОШ 27, что, если у нас наберется человек десять на колясках, будем заниматься в холле школы. А сейчас еще соревнования проведем в конце мая, покажем людям, что каратэ — это, действительно, спорт без границ.