Галерея почетных граждан
24 апреля 1996 года постановлением градоначальника с целью увековечивания памяти почетных граждан г. Петропавловска-Камчатского была создана Галерея почетных граждан города.
Присвоение звания "Почетный гражданин города Петропавловска-Камчатского" является официальным признанием личных заслуг человека перед Петропавловск-Камчатским городским округом и его жителями...Почетным гражданином может быть признан гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, либо лицо без гражданства, внесший значительный вклад в развитие городского округа".
Почетный гражданин наделяется серебряной именной сувенирной медалью, серебряным нагрудным знаком — медальоном с позолоченной колодкой "Почетный гражданин города Петропавловска-Камчатского", удостоверением, свидетельством Почетного гражданина, а также ему выплачивается единовременное вознаграждение в размере 50 000 рублей (без учета НДФЛ). Фотография Почетного гражданина с биографическими сведениями с его согласия размещается на официальном сайте администрации городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Также, кроме, собственно, уважения сограждан и знаков отличия, вместе с присвоением звания Почетные граждане получают ряд привилегий, в числе которых — прием в первоочередном порядке городскими чиновниками и депутатами, бесплатное посещение общегородских зрелищных мероприятий и ряд других.
Францева Александра Вячеславовна. Фото: ru.wikipedia.org
День рождения чемпионки
Александра Вячеславовна Францева — заслуженный мастер спорта России, двухкратная чемпионка и многократный призер XI Зимних Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи.
Александра Францева родилась 24 апреля 1987 года в городе Петропавловск-Камчатский Камчатского края. На лыжи встала благодаря младшему брату. Иван увлекся лыжным спортом, а Александра первое время каталась, чтобы его поддержать. Вскоре девушка получила серьезную травму, долго восстанавливалась. На мысль о том, чтобы заниматься горнолыжным спортом профессионально, ее натолкнул врач-травматолог, сказавший, что риск для здоровья будет оправдан только если лыжи будут для нее делом жизни.
В 2008 году Францева стала абсолютным Чемпионом Первой зимней Спартакиады инвалидов России. В следующем году получила титул абсолютного Чемпиона России, взяв пять золотых медалей на национальном Первенстве.
Не всегда выступления для спортсменки проходили гладко. На зимних Паралимпийских играх 2010 года, проходивших в городах Ванкувер и Уистлер, Францева вышла на старт всего один раз, в скоростном спуске, хотя для тренировок именно по этой дисциплине в России на тот момент не было трассы, так что спортсменка и ее ведущая Полина Попова практически оказались не подготовлены к выступлению. Александра все же заняла шестое место, однако из-за столкновения с гидом на финише, получив синяк под глазом, не была допущена ее к остальным соревнованиям.
Из-за конфликта с руководством родной спортивной школы в дальнейшем Францева вынуждена была ее покинуть и основала вместе с Камчатским обществом слепых свой спортивный клуб, куда пригласила и Полину Попову. После города Ванкувер, спортсменка всерьез задумалась об окончании спортивной карьеры, но все же решила остаться.
В 2011 году, под руководством нового тренера, перешедшего из олимпийской сборной Александра Назарова, Францева на Чемпионате Мира Международного паралимпийского комитета, МПК, завоевала серебряные медали в супер-комбинации, гигантском слаломе и супер-гиганте и бронзовые в слаломе и скоростном спуске.
На финальном этапе Кубка Мира МПК 2013 года одержала победу в скоростных дисциплинах и получила звание абсолютной победительницы Кубка Мира в своей категории. К Паралимпиаде в городе Сочи спортсменка подошла в статусе действующего Чемпиона Мира. И именно ее бронзовая медаль в скоростном спуске стала первой медалью российской сборной. Далее Александра завоевала серебро в супергиганте и золото в слаломе, первую для России награду высшего достоинства на паралимпиадах в горных лыжах.
Александра Францева удостоена Почетного звания "Заслуженный мастер спорта Российской Федерации". Награждена орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени.
Э. Т. Кренкель. Фото: ru.wikipedia.org
Радиостанция имени Эрнста Кренкеля
На фото: Эрнст Кренкель после возвращения со станции "Северный полюс" (1938) вручает приз — свой личный радиоприёмник КУБ-4 — ленинградскому коротковолновику В. С. Салтыкову (позывной U1AD), который первым из советских радиолюбителей установил связь с дрейфующей льдиной 29 июня 1937 года
24 апреля 1934 года "Камчатская правда" сообщила, что Всесоюзный комитет радиофикации при Совнаркоме СССР ходатайствовал о присвоении Петропавловской радиостанции имени Эрнста Кренкеля, радиста экспедиции на "Челюскине", одного из пионеров в освоении диапазона коротких волн не только в СССР, но и в мире. Но на самом деле его именем назвали не радиостанцию, а городской трансляционный узел.
Эрнст Теодорович Кренкель (11 (24) декабря 1903, Белосток, Российская империя — 8 декабря 1971, Москва, СССР) — советский полярник, профессиональный радист, участник первой советской дрейфующей станции "Северный полюс" ("СП") и других арктических экспедиций.
Родился в Белостоке (ныне Польша), в семье инспектора коммерческого училища, статского советника, который в 1906 году был принуждён покинуть государственную службу из-за его жалобы на бездействие полиции во время Белостокского погрома. В некоторых источниках местом рождения Э. Т. Кренкеля ошибочно называется Тарту. Немец по происхождению. В 1910 году вместе с семьёй переехал в Москву. Учился в частной реформатской гимназии при швейцарской церкви.
В годы Первой мировой и гражданской войны вынужден был оставить учёбу и пойти в разнорабочие (в механической мастерской точил ножи для мясорубок, расклеивал афиши, батрачил у подмосковных садоводов). Хотел стать киноартистом. В 1921 году с отличием окончил годичные курсы радиотелеграфистов. Работал на Люберецкой приёмной радиостанции.
Работал радистом на полярных станциях Маточкин Шар (Новая Земля, 1924—1925, 1927—1928), бухта Тихая (Земля Франца-Иосифа, 1929—1930), мыс Оловянный (Северная Земля, 1935—1936), остров Домашний (Северная Земля, 1936).
Участник арктических экспедиций на ледокольном пароходе "Георгий Седов" (1929), на дирижабле "Граф Цеппелин" (1931), пароходах "Сибиряков" (1932), "Челюскин" (1933—1934). После гибели "Челюскина" обеспечивал радиосвязь ледового лагеря О. Ю. Шмидта с материком. Позывной радиостанции "Челюскина" RAEM впоследствии был закреплён за Кренкелем в качестве его личного радиолюбительского позывного.
В 1935 году назначен начальником полярной станции на мысе Оловянном острова Октябрьской Революции архипелага Северной Земли (в составе четырёх человек).
В 1936 году — начальник полярной станции на острове Домашнем в группе островов Сергея Каменева (в составе двух человек).
С 21 мая 1937 года по 19 февраля 1938 года был радистом первой дрейфующей станции "Северный полюс" (позывной UPOL). За участие в исследованиях Северного Ледовитого океана, проведенных во время дрейфа на льдине, он (как и его коллеги по дрейфу) получил в 1938 году учёную степень доктора географических наук (без защиты диссертации) и был избран почётным членом Всесоюзного географического общества.
После дрейфа на станции "Северный полюс" работал начальником Управления полярных станций и связи Главсевморпути. В годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника и членом коллегии Главсевморпути. Руководил эвакуацией семей полярников из Москвы и Ленинграда, участвовал в переброске Арктического института и других подразделений Главсевморпути из осаждённого Ленинграда.
Во время пребывания Главного управления Севморпути в глубоком тылу (в Красноярске), начиная с октября 1941 года, продолжал работать в качестве заместителя начальника Главсевморпути, руководил работой всех советских полярных станций. В его ведении было и налаживание надёжной радиосвязи вдоль маршрута "Алсиб", по которому с октября 1942 по октябрь 1945 года перегоняли с Аляски в Красноярск американские самолёты, поставляемые по ленд-лизу. В сентябре 1945 года замначальника Севморпути подполковник Э. Т. Кренкель был награждён медалью "За победу над Германией", а в декабре 1945 года — орденом Красной Звезды "за успешное выполнение заданий правительства и самоотверженную работу по освоению Северного морского пути в дни Отечественной войны".
Возвратившись после войны в Москву, продолжал работать в Главсевморпути. В 1946 году, когда был снят вызванный войной запрет на любительскую радиосвязь, Кренкель первым в СССР получил лицензию на личную радиостанцию. В 1948 году неожиданно был освобождён от должности начальника Управления полярных станций Главсевморпути и ему было запрещено выезжать на зимовки в Арктику. С этого же времени и по 1956 год был лишён разрешения на работу в радиолюбительском эфире. С 1948 по 1951 год Э. Т. Кренкель работал директором радиозавода № 745 Министерства электропромышленности СССР (впоследствии Московский радиозавод "Волна").
С 1951 года работал начальником лаборатории автоматических радиометеорологических станций НИИ гидрометеорологического приборостроения Главного управления гидрометеорологической службы СССР (ГУГМС). Создание автоматических метеостанций, размещаемых в труднодоступных районах, позволило значительно сгустить сеть наблюдений за погодой. В 1969 году после возвращения из антарктического рейса был назначен директором этого института.
С 15 ноября 1968 года по 15 марта 1969 года Кренкель был начальником рейса научно-исследовательского судна ГУГМС "Профессор Зубов" из Ленинграда в Антарктику. Судно доставило участников 14-й Советской антарктической экспедиции на полярные станции "Мирный" и "Беллинсгаузен" и забрало зимовщиков предыдущей экспедиции. 6 февраля 1969 года на антарктическом острове Кинг-Джордж (Ватерлоо), где расположена станция "Беллинсгаузен", состоялась встреча с президентом Чили Эдуардо Фреем, который посетил находящуюся на том же острове чилийскую полярную станцию.
Во время рейса Э. Т. Кренкель выходил в эфир на коротковолновых радиолюбительских диапазонах под позывным RAEM/mm (две последние буквы означают, что радиостанция расположена на морском судне, находящемся в плавании). На борту судна Кренкель приступил к работе над мемуарами "RAEM — мои позывные". Вскоре после рейса эта книга начала публиковаться в журнале "Новый мир".
Умер 8 декабря 1971 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7). Памятник на могиле символизирует вырывающийся из Северного полюса радиосигнал с позывным RAEM.
1963 год. Баркентина "Штурман" — учебное судно ПКМУ. Фото: из книги С. В. Гаврилова "Камчатское наследие"
Баркентина "Штурман"
24 апреля 1948 года в Петропавловск из Владивостока пришла учебная баркентина "Штурман", специально предназначавшаяся в качестве учебного судна для организованного в 1942 г. Петропавловского морского рыбопромышленного техникума.
Деревянное судно, построенное в Финляндии в счет поставок по репарациям, имело длину 45 метров, ширину 8,9 метров, осадку 4 метра и было оборудовано примитивным калоризаторным двигателем мощностью 225 л. с., позволявшим ему развивать ход в семь узлов. В кубриках "Штурмана" размещались тридцать семь практикантов.
Перегон с Балтики на Камчатку этого небольшого парусника со слабой машиной — почти кругосветное плавание — стал одной из славных страниц истории камчатского "судомореходства". Участники этого рейса сравнивали себя с моряками русского парусного флота, ходившими на Дальний Восток в XIX в. "Под управлением опытного капитана товарища Темпова горсточка смелых советских моряков провела малое судно через четыре моря и два океана. Экипажу пришлось выдержать под различными широтами неравную борьбу со свирепыми штормами, шквалами, ураганами и тропическими ливнями. Восемь месяцев советские моряки были оторваны от родной земли… Экипаж с честью выполнил возложенную на него трудную задачу. Судно прибыло в полном порядке. Оно готово выполнить любое задание".
Баркентину приписали к Камчатрыбфлоту — организации, обеспечивавшей транспортные и пассажирские перевозки по побережьям полуострова и являвшейся одним из основных снабженцев рыбной промышленности. Камчатрыбфлот содержал баркентину и комплектовал ее штатной командой. Первый выход "Штурмана" в учебный рейс состоялся летом 1948 г.
Помимо основной задачи, во время учебных плаваний баркентина являлась своеобразным "агитационным" судном. Отправлявшимся на ней вместе со студентами руководителям практики поручалось проводить на посещаемых комбинатах, рыбозаводах и базах камчатских побережий собрания рабочей молодежи, на которых разъяснять, "кого готовит техникум, как в него поступить, условия учебы…". На обратном пути судно вновь заходило в пункты, где имелись желающие учиться. Если они не могли к тому времени уехать в Петропавловск на попутных пароходах, то "Штурман" принимал их на борт в качестве пассажиров.
Организации полноценных практик на баркентине мешал ряд проблем. Несмотря на то, что еще 9 июля 1951 г. Главкамчатрыбпром предписал начальнику Камчатрыбфлота П. Д. Киселеву "передать в распоряжение Моррыбтехникума учебное судно "Штурман", запретить использовать его на работах, не связанных с плавательской практикой", судовладелец нередко навязывал "Штурману" рейсовые задания, мало соответствовавшие целям и задачам практики. Так, нередко он планировал посещения таких мест, где плавание парусника было затруднено ледовой обстановкой или вообще невозможно. Там нельзя было проводить шлюпочные учения и другие занятия, предусмотренные учебной программой.
В 1952 г. техникум был преобразован в среднее мореходное училище, готовившее штурманов дальнего плавания и механиков. Его питомцы стали называться курсантами. Вот как выглядело рейсовое расписание "Штурмана" на навигацию 1953 г.: "Прием курсантов — 15 мая, вооружение (то есть оснащение) и изучение судна — с 18 мая по 1 июня, рейдовое учение с 1 июня по 5 июня. Выход в море — 6 июня…" В течение практики, которая должна была завершиться 8 августа 1953 г., намечалось посетить порты Корсаков, Владивосток, Советскую Гавань, Находку, Невельск. Затем судно должно было вернуться в Петропавловск. Командовал им в эту навигацию капитан Скворцов.
Один "Штурман" не мог принять всех курсантов-судоводителей, поэтому их приходилось отправлять на пароходы, так и не познакомив с парусами. Длительное ожидание курсантами нерегулярно заходивших в Петропавловск паровых судов, пригодных для прохождения практики, приводило к тому, что они не могли набрать необходимого плавательного ценза. На помощь "Штурману" пришел однотипный собрат "Горизонт". В общей сложности обе баркентины могли разместить около восьмидесяти практикантов-судоводителей, чего, впрочем, тоже было недостаточно.
Также в этот день
24 апреля 1942 года решением Корякского окрисполкома открыт фельдшерский пункт в п. Корн для обслуживания Окружного детского дома (с. Корн), с. Воямполка Кочевая, Усть-Воямполка.
24 апреля 1942 года решением Олюторского райисполкома открыт медицинский пункт в с. Средние Пахачи.
24 апреля 1992 года постановлением главы администрации Корякского автономного округа зарегистрированы в с. Ильпырское ОАО "Анапкинское" и в с. Ивашка — ОАО "Хайлюлинское".