Музей истории АО "Океанрыбфлот" в Петропавловске-Камчатском открыл свои двери меньше месяца назад, а в его Книге отзывов уже появилось немало восторженных записей от посетителей. Стильно, увлекательно, познавательно, полный восторг — вот только некоторые из них. Сотрудников музея благодарят за вклад в развитие родного края и отмечают, с каким теплом и вниманием они относятся к истории Камчатки. Корреспонденты ИА KamchatkaMedia отправились в музей на экскурсию чтобы посмотреть, чем же он так привлекает горожан.
Музеи давно перестали быть простым собранием пыльных статуй, а экскурсии — сухим перечислением фактов и дат, и новый музей "Океанрыбфлота" тому подтверждение. Это первый интерактивный промышленный музей на Камчатке, в котором с помощью новейших технологий рассказывается о более чем полувековой истории одной из крупнейших и старейших рыбопромышленных компаний полуострова.
Музей истории "Океанрыбфлота", первый зал. Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
Как рассказал заведующий музеем Михаил Рудько, создание корпоративных музеев — тренд последних лет. Они все отличаются друг от друга как по наполнению, так и по функциям: у кого-то это инструмент заработка, для кого-то это социальный или имиджевый проект, кто-то делает упор на образовательную функцию. "Океанрыбфлот" постарался объединить в своём музее все эти задачи: это и укрепление корпоративного духа, и передача знаний, и воспитание интереса и уважения подрастающего поколения к морской профессии и труду в целом, и имиджевая составляющая.
Музей истории "Океанрыбфлота", второй зал. Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
Идея создания такого музея зародилась еще 5 лет назад, а на её реализацию — от реконструкции бывшего ресторана "Вулкан" до запуска проекта, — ушло два года. Главный архитектор Александр Купцов из Москвы вёл проект с момента эскиза до его открытия — от дизайна здания до магнитика и открыток. Как рассказал Михаил, работа шла круглосуточно: когда засыпала Камчатка, на материке просыпались IT-специалисты, инженеры и архитектурное бюро и продолжали работу, а когда засыпал материк, просыпалась Камчатка. Результат оценило жюри Российского смотра-конкурса "Алюминий в архитектуре" — за проект музея архитектурное бюро "Гикало Купцов архитекторы" удостоилось диплома Союза архитекторов России.
Музей состоит из трёх залов. В первом посетители могут узнать о Камчатке и рыболовстве в целом и познакомиться с основными промысловыми рыбами, которые добываются на полуострове. Можно выбрать любую рыбу, посмотреть, как она выглядит, узнать о ней какие-то интересные факты, а потом проверить свои знания, ответив на вопросы викторины. Например, зачем горбуше горб или где у кальмара голова? А ещё обязательно спросите у экскурсовода, зачем американцы сделали кальмару МРТ и что нового они при этом узнали.
Второй зал музея посвящен рыбацкому промыслу, истории и развитию технологий компании. Здесь собраны подлинные образцы орудий труда и быта рыбаков и мореходов: секстант, хронометр, судовые навигационные огни, лопасть винта буксира... Есть интерактивная карта с основными акваториями, где когда-то "Океанрыбфлот" добывал свою продукцию, и стенд, демонстрирующий все этапы производственного процесса — от комплектации судна перед рейсом до реализации произведенной в море продукции. Отдельный стенд посвящён истории создания супертраулера "Георгий Мещеряков", который был построен специально для "Океанрыбфлота". Особый восторг у гостей вызывает виртуальный тур по траулеру: благодаря новейшим технологиям вы можете выбрать любую палубу и заглянуть в любое помещение, даже в каюту капитана.
Третий зал посвящён самому ценному ресурсу "Океанрыбфлота" — людям. На отдельном интерактивном стенде реальные сотрудники компании — механик и электрорадионавигатор, машинист бульдозера и вахтенный матрос, — рассказывают о своей работе. То, что можно назвать сложной фразой "профориентационная инсталляция", скрывает за собой истории простых людей и позволяет заглянуть за кулисы сложных производственных процессов. Как сказал на открытии музея генеральный директор компании Евгений Новосёлов, музей создан для того, чтобы люди знали, каков труд рыбака, как проходят экспедиции в море, и уважали тружеников моря.
Слово, постоянно встречающееся в описании музея — интерактивный, — означает, что лёгким движением руки посетители могут менять картинку на экране. Это не только превращает экскурсию в увлекательный процесс, но и позволяет на сравнительно небольшом пространстве разместить огромный объём информации. Музей словно чемодан Ньюта Саламандера из "Фантастических тварей" (12+), в котором содержался целый зоопарк, вмещает в себя весь Тихий океан и историю "Океанрыбфлота" с момента его основания. Эту историю бережно собирали годами: редкие архивные фотографии и видеоматериалы, воспоминания очевидцев, аутентичные предметы быта и труда рыбаков Океанрыбфлота. Особую благодарность музей выражает КамчатНИРО и Камчатскому филиалу ТИНРО за помощь в подготовке экспозиции.
Интерактивный стенд, посвящённый морским профессиям. Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
Под каждую из зон в музее разработали с нуля специальный софт. Меняя заданные параметры, можно изменить концепцию, визуализацию и механику отображения и взаимодействия человека с этим стендом. Это позволит периодически полностью менять наполняемость музея, поддерживая интерес к нему у горожан. В планах организация различных мероприятий — лекций, выступлений, встреч с интересными людьми, — а также обустройства городского пространства вокруг. В этом смысле удачным Михаил считает соседство с Вулканариумом.
— Задолго до того, как я пришёл работать в компанию, в администрации города велись разговоры о создании музейного квартала. Нам с самого начала было ясно, что мы будем делать музей здесь, рядом с главным управлением "Океанрыбфлота", в здании ресторана "Вулкан". Получается, у нас на самом деле образовывается музейный квартал.
Когда мы открылись, к нам по-соседски зашли сотрудники Вулканариума, мы поговорили о возможностях взаимного сотрудничества. Мне кажется, это перспективно: мы делаем общее дело во благо развития туризма, во благо молодёжи, которая за один день может посетить сразу два интересных места и узнать что-то новое о крае, в котором мы живём, — рассказал Михаил. — О конкретных планах ещё говорить рано, мы только открылись. Надеемся в этом году рядом с музеем установить мотобот на постаменте. Будет смотреться интересно и впечатляюще — он больше 8 метров в длину и необычной формы, чем-то напоминает батискаф. Для моряков это не будет чем-то из ряда вон выходящим, но для простых жителей, которые о морской профессии имеют отдалённое представление, это будет интересно.
На вопрос наших корреспондентов о том, какой экспонат или стенд у него любимый, Михаил задумался, а потом ответил:
— Они все любимые, потому что мы столько труда в них вложили. Как дети.
Практически вся компания была вовлечена в процесс подготовки музея — ветераны, капитаны, рыбаки, профильные специалисты. Каждый внёс свой вклад. Я сам много нового для себя открыл: я не подозревал, например, что у нас такое обилие рыб.
Но наверное я бы выделил карту морей и океанов, над которой мы так долго и упорно работали: собирали информацию, факты, обсуждали, разговаривали. Она позволяет понять масштабы того, что делает наша компания вот уже более полувека. Если посмотреть на эту карту маршрутов лова, то можно понять, что где только не бывали наши моряки: Антарктида, Южная и Северная Америка, Гавайские острова, Канада, Аляска...
Интерактивная карта промысла. Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
— Вы довольны результатом?
— Да, безусловно. С задачей справились, и понял я это наверное тогда, когда на следующий день после открытия к нам пришли две девушки, и под финал экскурсии, когда они смотрели ролик про социальные проекты и благотворительность компании, одна из девушек буквально прослезилась, настолько она растрогалась. В тот момент я понял, что какую-то струнку души мы затронули, а это значит, что наша задача выполнена.
Музей истории "Океанрыбфлота", третий зал. Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
Если вы решите прийти в музей, обязательно возьмите экскурсию — они здесь не менее увлекательны, чем интерактивные стенды. К тому же для групп школьников и студентов они абсолютно бесплатны — работе с подрастающим поколением "Океанрыбфлот" придаёт большое значение. И обязательно оцените, как архитекторы смогли вписать круг, символ компании, в дизайн помещения и пространства вокруг музея.
А закончить хочется словами из видеоролика, с которого начинается каждая экскурсия в этом музее: "Я очень гордился, когда увидел этот сюжет в очередном выпуске Дальневосточного киножурнала. Мой отец рыбачил на Командорах, и глядя на заходящее над Авачинской бухтой солнце, я мечтал тоже однажды выйти в море. Пока, будто вольный ветер, носился вдоль берега, поднимался к вершинам и успокаивался в полях, вбирая свежим вздохом силу родной земли. Теперь, когда за спиной сотни рейсов, а на плечах капитанские погоны, обойдя весь мир, я точно могу сказать: самым удивительным и уникальным местом на земле остаётся моя Камчатка!"
Музей истории "Океанрыбфлота". Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia