Когда-то чемпион Камчатского края по биатлону и 12-кратный чемпион страны по ски-альпинизму Никита Филиппов не любил ходить на лыжах — отцу и дедушке с трудом удавалось заставить маленького Никиту выйти на лыжню. Но мальчик рос, и постепенно лыжные прогулки стали его увлекать и захватывать. И вот теперь Никита Филиппов — лидер мужской сборной России по ски-альпинизму, и без спорта и лыж он своей жизни уже не представляет. Корреспонденты ИА KamchatkaMedia побеседовали с чемпионом о круглосуточном спорте, о том, как это — соревноваться с собственным отцом, о том, как из биатлониста вырос ски-альпинист, об "интимных" талисманах, неправильных приметах и новых "жертвах"…
— Никита, мы знаем, что личный тренер у тебя — твой отец Алексей Филиппов. Наверное, с таким наставником спорт у тебя по жизни был круглосуточно? Или после тренировки папа все-таки превращается в папу?
— Папа всегда успешно совмещал тренерскую деятельность и отцовскую, так что тут все в порядке. Но спорт да, был в моей жизни постоянно — безделье в нашей семье не приветствуется, всегда нужно было двигаться, что-то делать. Я, в принципе, и сейчас стараюсь поддерживать этот образ жизни, когда нужно как можно меньше времени тратить впустую, а необходимо постоянно чем-то полезным заниматься.
— Но голову-то тоже надо разгружать. Чем занимаешься в свободное время?
— С друзьями встречаюсь, книги читаю. "1984" Оруэлла у меня самая любимая.
Отец и сын. Тренер и спортсмен. Алексей и Никита Филипповы. Фото: Из личного архива Н. Филиппова
— Вообще говорят, что тренировать собственных детей — самое тяжелое. С них обычно спрашивают вдвойне, а то и втройне. Папа — строгий тренер или демократичный?
— Демократичный. Мы с ним работаем в связке "думающий спортсмен с думающим тренером". Всегда обсуждаем планы, и если мне что-то не нравится в тренировочном процессе, всегда это можем скорректировать.
— Твой папа же сейчас и сам продолжает соревноваться? Бывало, что вы с ним оказывались соперниками?
— Года 4-5 назад еще было такое, что мы с ним прям зарубались на гонках.
— И как ощущения — с отцом зарубиться?
— Необычные. Не скажу, конечно, что я бы пропустил его, если бы у нас была какая-то финишная разборка… В любом случае ощущения другие, чем соперничать с незнакомым человеком.
Но больше всего эмоций приносило, когда мы были не соперниками, а вместе гонки бегали. Например, мы выиграли эстафету на чемпионате России в 2020 году, на Камчатке тогда проходили соревнования. Там была волевая победа, пришлось довольно солидный отрыв сокращать… Мы с папой, конечно, были тогда очень рады нашей победе.
Разминка перед стартом под руководством папы-тренера. Фото: Из личного архива Н. Филиппова
— Папа и поставил тебя на лыжи? Помнишь тот знаменательный момент?
— Да, поставили меня на лыжи папа с дедушкой. Мне было 3 года, они вывели меня на "Лыжню здоровья". Честно говоря, лет до 10 я вообще эти лыжи ненавидел. Меня с трудом затаскивали на лыжню (смеется). А потом вдруг понравилось, стало получаться, появился азарт какой-то. И я пошел в секцию к моему дяде — он тренер по биатлону. Но первым туда пришел мой друг, с которым у нас во всем было постоянное соперничество. Мне и тут нужно было его обогнать, поэтому я тоже записался на биатлон. И там мы с ним постоянно гонялись.
— И кто кого в итоге?
— Я. Я же такой упертый, на своем настоял.
— Почему ты не остался в биатлоне? Очень популярный вид спорта в стране.
— В то время на Камчатке сложно было сделать серьезную карьеру в биатлоне. Я выигрывал чемпионаты края, но выездов в другие регионы практически не было, финансирования тоже. И именно в тот момент, в 2017 году, тренер сборной Камчатского края ски-альпинизму Лариса Анатольевна Соболева мне предложила поехать на чемпионат мира, выступить там среди юношей.
Естественно, я согласился, и это меня подстегнуло к более усердным занятиям ски-альпинизмом — манили перспективы ездить в разные города и страны, участвовать в сборах. Правда, 2-3 года я занимался параллельно и биатлоном, и ски-альпинизмом, а в 2018 году уже полностью перешел в ски-мо. Это случилось после чемпионата Европы — я тогда хорошо выступил, стал четвертым по юношам в индивидуальной гонке и решил, что надо сосредоточиться на этом виде спорта.
Начиналось все с побед в биатлоне. Фото: Из личного архива Н. Филиппова
— Для человека, который никуда не выезжал с Камчатки, вдруг сразу поехать на чемпионат мира — это крутой виток карьеры, надо сказать.
— Да, мне тоже понравилось (смеется).
— Волновался? Все-таки целую страну уже представлял.
— Конечно, я всегда чувствую ответственность, когда представляю свою страну, свой флаг. На том чемпионате мира и амбиции были большие, правда и конкуренция, конечно, очень сильная, особенно для той физической подготовленности, которая у меня была в то время. Но зато потом у меня появилась мотивация еще больше заниматься, чтобы подтянуться к топовым спортсменам.
— Было что-то, что тебя на том чемпионате мира особенно удивило?
— Да, было. Турнир проходил в Италии, и там абсолютно все знают, что такое ски-альпинизм, многие ходят в ски-туры, постоянно на снегоступах на горе. Выходишь в 7 утра на гору, а там уже есть следы какого-то ски-турщика. Бабушка просто какая-то вышла на лыжах в гору забраться перед завтраком. Вот такой у них образ жизни, особенно в горных деревнях.
— А в России в то время ски-альпинизм еще не был особо популярным, да?
— Он и сейчас не самый массовый в нашей стране. Мало кто о нем знает. Но хотя бы с июля прошлого года, когда его включили в программу Олимпийских игр, он стал более привлекательным, особенно для спортсменов из других видов спорта — перспектив и финансирования стало больше.
— На чемпионате мира в Италии кого из известных спортсменов увидел?
— Моего кумира — Килиана Жорнета. Он — легенда ски-альпинизма и скайранинга, и на том чемпионате мира я увидел его вживую. Так получилось, что мы вышли на тренировку с командой, а Света Малышева забыла воду. Я оставил ей свой термос и пошел наверх в гору, написав Свете на снегу "Забери с собой". Но Света что-то видимо не так прочитала или просто забыла, и в итоге мой термос оказался у Килиана. Я пошел забирать его, так и увиделся со своим кумиром. И потом мы с ним всей командой сфотографировались.
— Вот это история! Наверное, тот термос ты поставил потом дома на самую почетную полочку?
— Да, так и было. Это теперь мой любимый термос (улыбается).
— А через три года — в 2020 году — ты выступал на юношеских Олимпийских играх в Лозанне. Именно там тестировали ски-альпинизм в качестве олимпийской дисциплины, и вы еще с одной камчатской спортсменкой Евгенией Долженковой стали первыми из россиян, кто обкатал свой вид спорта на таком уровне.
— Да, это было очень круто! Приятно быть первым.
Фото. Фото: Из личного архива Н. Филиппова
— Успехом было, наверное, уже само участие в таких Играх? Вы проходили какой-то отбор?
— Да, был отбор среди юниоров. Во-первых, смотрели по результатам первенства России 2019 года, и в конце 2019 года были еще две отборочных гонки. И в ноябре уже все решилось — что еду я и Женя Долженкова. Я очень обрадовался. Это же круто — выступать на юношеских Олимпийских играх. Конечно, это не взрослые Игры, но тоже статус. Плюс еще удалось неплохо пробежать — я стал шестым в спринте. Хорошо все сложилось, в общем.
— Расскажи, как ты вообще познакомился со ски-альпинизмом?
— В 2014 году у нас состоялись международные соревнования "Камчатка RACE", гонка проводилась на Авачинском перевале. А тогда мой отец только начинал бегать в ски-альпинизме и взял меня туда с собой, просто посмотреть, помочь судьям, если понадобится, в общем, быть на подхвате и насладиться процессом.
Мне было 11 лет. Меня тогда прям захватило — сам я был на беговых лыжах, но смотреть, как другие взбираются на вулкан и потом съезжают с него — это было круто. В том же 2014 году мы с отцом сделали ски-альпинистские лыжи из горнолыжных — поставили нужные крепления и просверлили специальный вырез для камуса, и я первый раз попробовал ходить на таких лыжах. А потом пробежал спринт на "Камчатка RACE", тогда еще в гонке участвовал лыжник Александр Панжинский, серебряный призер Олимпиады в Ванкувере.
— Ты его обогнал?
— (смеется) Нет, не обогнал.
Фото. Фото: Из личного архива Н. Филиппова
— Реально ли только на Камчатке готовиться к соревнованиям? Или все-таки нужны выездные сборы? И где, на твой взгляд, идеальное место для подготовки к стартам?
— Идеальное место — это Красная поляна в Сочи. Там подходящая высота, склоны хорошие, спуски, похожие на европейские, и в этом году было особенно много снега. И даже туристы там относятся к тебе с уважением, не так, как например в Приэльбрусье — там тебя постоянно выгоняют со склона, даже если есть договоренности с курортом, все равно останавливают и говорят, чтобы мы спускались вниз. Ходить спокойно можно только вне трасс. А на Красной поляне такого нет. На Камчатке можно готовиться, но не хватает высоты — "Морозка" почти на нуле над уровнем моря находится, поэтому все равно перед соревнованиями придется ехать куда-то на высоту, акклиматизироваться.
— В 2015 году на Камчатке открыли первую в России спортивную школу по ски-альпинизму. С тех пор этот вид спорта набрал популярность в крае и в стране в целом, как считаешь? Растет ли конкуренция, появляются ли новые лидеры, открываются ли новые локации для соревнований?
— Да, конечно, и лидеры меняются, и новые спортсмены приходят, например, из других видов спорта, мастера международного класса из легкой атлетики, триатлона. География соревнований расширяется, например, этапы Кубка России всегда проводятся в новых местах — в этом году таким местом стал Белорецк, в следующем году планируют проводить в Шерегеше. Ну, и старые, проверенные временем локации остаются. Мне комфортнее всего на Кавказе — нравится температурный режим, да и просто очень красиво там.
А летом лыжи сменяются кроссовками. Фото: Из личного архива Н. Филиппова
— Недавно ты написал в своих соцсетях, что развеял для себя миф о бритье перед стартом. То есть было у тебя такое суеверие, да?
— Да, я года два назад услышал такую легенду, что нельзя бриться перед соревнованиями. Пробовал не бриться и, действительно, побеждал. Решил, что теперь бриться не буду, чтобы удачу сохранить.
А в прошлом году на Кубке России выиграл вертикальную гонку, самочувствие было отличное, ничего, как говорится, не предвещало. И я думаю, ну все, надо развеивать этот миф. Побрился и стал…четвертым в индивидуальной гонке. Больше не стал экспериментировать. А в этом сезоне решил, что пора. Брился перед каждой гонкой чемпионата России — и в Москве, и в Сочи. И в итоге оказалось, что дело все-таки не в бритье (смеется).
— Спортсмены вообще народ суеверный. Кроме бритья что-то еще есть у тебя такое…может, талисман или ритуал какой-то счастливый?
— У меня есть еще счастливые трусы. Серьезно. Я всегда их на гонку надеваю (смеется). Когда они состарятся, придется делать счастливыми другие, конечно. Несколько раз надо в них выиграть — и тогда вещь считается счастливой.
— Ты очень активно ведешь свои соцсети, даже канал свой в телеграме завел, где делишься секретами своей подготовки. Когда успеваешь еще и этим заниматься?
— Мне просто нравится, делаю это с удовольствием. Не напрягает. Сейчас такое время, что порой медийность для спортсмена — часть работы, необходимость. Например, когда есть спонсоры, и они хотят, чтобы их амбассадор был всегда на виду. Поэтому я занимаюсь соцсетями, стараюсь регулярно что-то выкладывать.
— Из всех твоих выигранных гонок какая тебе больше всех запомнилась?
— Наверное, спринт на чемпионате России в 2019 году. Я тогда в первый раз стал чемпионом России. Была очень эмоциональная гонка, я когда на финиш приехал, был очень рад своему результату, эмоции переполняли целый день. Тогда я понял, что могу становиться лучшим в стране, обгонять соперников, которые раньше мне казались непобедимыми. Хотя перед гонкой я не ожидал, думал, ну, посмотрю, как будет на квалификации. А когда пробежал квалификацию, понял, что нужно выигрывать, что это реально.
— И после этого ты выиграл еще 11 гонок чемпионата России. И сколько всего еще впереди — тебе всего 19 лет. Ты самый молодой чемпион России?
— Да, среди мужчин я — самый молодой чемпион страны и самый молодой мастер спорта. Среди женщин, наверное, наша Катя Осичкина, дочка Ларисы Соболевой. Она очень хорошо выступала, и чемпионат мира по юниорам выигрывала.
12-кратный чемпион РФ по ски-альпинизму Никита Филиппов. Фото: Из личного архива Н. Филиппова
— Если ты сейчас уже 12-кратный чемпион России, то сколько же титулов у тебя будет к 25 годам? До какого возраста у вас вообще можно соревноваться?
— Обычно после 24 лет у спортсмена наступает пик формы, который можно держать несколько лет. До 30 лет спокойно можно бегать, ски-альпинизм — относительно возрастной вид спорта. Главное, чтобы здоровье позволяло. Но мы за этим очень следим, стараемся так составлять тренировочный план, чтобы не перегружать организм.
— В этом сезоне на чемпионате России ты выиграл 4 гонки из 5 — то есть все, кроме эстафеты. Откуда такая сумасшедшая функциональная подготовка?
— На самом деле сезон прошел неровно. Оптимальную форму я набрал только к весне, к марту. В начале зимы часто болел, поэтому на чемпионате Европы не удалось показать свой максимум. А на чемпионате страны задачи мне ставили выиграть все личные гонки, а в командной и эстафете — уже как получится, там ведь не все зависело только от меня.
Плотная борьба на трассе. Фото: Из личного архива Н. Филиппова
— В итоге задачи на чемпионат России ты выполнил и даже местами перевыполнил — выиграл все личные гонки плюс еще и командную. Кстати, личная медаль и командная — есть разница для тебя?
— Если бы выиграли эстафету — это было бы для меня еще радостнее и значимее. Это сразу четыре золотые медали для Камчатки, ну и за товарищей по команде я был бы рад больше, чем за себя.
-— Но ничего, идем дальше, есть, к чему стремиться. Нынешний сезон для меня завершен, будем готовиться к следующему.
— То есть на домашнем этапе Кубка России в конце апреля болельщики тебя не увидят?
— Да, к сожалению, приехать не смогу — дела по учебе. Я учусь в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма на 2 курсе, и сейчас мне нужно сдать зимнюю сессию, потом срочно закрывать летнюю, чтобы в начале мая спокойно уехать в составе сборной России на тренировочные сборы в Кисловодск.
Очень важно правильно настроиться на гонку. Фото: Из личного архива Н. Филиппова
— В прошлом сезоне ты говорил, что одна из твоих целей — обогнать Виталия Чернова. В этом году тебе это удалось. Кто следующая "жертва"? Остался кто-то из российских ски-альпинистов, кого ты еще не побеждал?
— На уровне России, пожалуй, уже нет таких принципиальных соперников, которых хочется обязательно обогнать, которых опасаешься и готовишься к личному противостоянию. А вот в мире… Есть два швейцарских спортсмена, парни моего возраста — братья-близнецы Робин и Томас Бюссард. Они часто побеждают на этапах Кубка мира, на чемпионате Европы тоже взяли несколько медалей. Вот они сейчас для меня — принципиальные соперники.
— В связи с последними событиями, в условиях отстранения российских атлетов от всех международных стартов, не пропадает ли мотивация у молодых спортсменов? Если раньше все боролись за попадание в сборную команду и за возможность выступить на чемпионатах Европы и мира, то сейчас к чему готовиться и о чем мечтать?
— У меня мотивация не пропадет точно! Моя цель — выступить на Олимпийских играх. А за 4 года, я думаю, все устаканится, и мы вернемся на мировую арену.