Паужетская геотермальная электростанция
31 марта 1965 года на Камчатке дала ток Паужетская экспериментальная геотермальная электростанция (ГеоЭС) — первая ГеоЭС в СССР.
Заработала Паужетская геотермальная электростанция —18 августа 1966 года (то есть спустя 14 месяцев после того, как дала первый ток Паужетская экспериментальная ГеоЭС).
Разведка геотермальных энергоресурсов Камчатской области началась в 1957 г. на Паужетском месторождении, расположенном на юге полуострова. 18 августа 1966 г. здесь заработала Паужетская геотермальная электростанция (ГеоЭС) мощностью 11 МВт.

Переправа у села Лазо, 1970-е гг.. Фото: из фондов КГКУ ГАКК
Село Среднекамчатск
В солидной книге Г. Богуславского "Памятники Сибири", выпущенной издательством "Советская Россия" в 1975 г., помещена фотография с подписью "Место, где находился основанный В. Атласовым в 1697 г. Среднекамчатский острог". Но дело в том, что Атласов на Камчатке основал только один острог — Верхнекамчатский, а Среднекамчатского на полуострове никогда не было. Имелось лишь небольшое село в среднем течении реки Камчатки. Оно возникло в 1923 г. и уже в 1926 г. упоминается в Приполярной переписи: здесь жили 120 чел. и имелись десять хозяйств. Численность нового селения быстро росла.
Агроном В. Голованов, обследовавший в 1928 г. долину реки Камчатки, застал в Среднекамчатске уже 24 двора. Общая площадь здешних огородов составляла 22 101 кв. м, зерновые культуры занимали 782 кв. м. 239 Новые дома строились на правом берегу реки Камчатки, несколько ниже современного села Атласово. Первыми поселенцами стали жители села Толбачик: камчадалы Красильниковы, Плотниковы, Бобряковы, Григорьевы и русские, прибывшие с материка, — Чесноковы, Новиковы, Кочергины, Заяц, Терентьевы и другие.
В 1933 г. в Среднекамчатске имелись 29 хозяйств и 119 жителей (20 русских и 99 камчадалов): 64 мужчины и 55 женщин, в том числе 85 бедняков, 25 середняков, один рабочий и шесть служащих. В 1935 г. сельсовет возглавлял Потапов, в селе работала начальная школа. В 1938 г. здесь жили 165, в 1939 г. — 144 чел.
В конце 1950-х гг. из небольших колхозов в Долиновке, Макарке и Среднекамчатске сформировалось новое хозяйство — совхоз "Долиновский", центр которого располагался в Долиновке.
В период компании укрупнения малых сел Среднекамчатск был упразднен. 31 марта 1965 года состоялось решение Мильковского районного исполнительного комитета "О закрытии села Среднекамчатск". Вот что сообщала записка, обосновывавшая необходимость такого решения. "Село Среднекамчатск Среднекамчатского сельского Совета Мильковского района Камчатской области расположено на правом берегу реки Камчатки в 18 км от центра сельсовета села Лазо и в 155 км от районного центра, возникло в 1923 г. На начало 1964 г. в селе Среднекамчатск числилось 26 дворов, жителей 102 чел. Основная часть населения — лица, осужденные по Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 мая 1961 г. “Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни”, являлись работниками Среднекамчатского отделения Мильковского совхоза. Село Среднекамчатск находится в 12 км от села Макарка (центра отделения Мильковского совхоза), проселочная дорога между селами часто находится в неудовлетворительном состоянии и затрудняет сообщение между селами. В связи с тем, что в конце 1964 г. население Среднекамчатска переселилось в с. Лазо (куда намечено перевести центр Среднекамчатского отделения Мильковского совхоза), в селе закрыты учреждения культурно-бытового назначения, и в настоящее время в нем никто не проживает. Учитывая просьбу исполкома Среднекамчатского сельского Совета депутатов трудящихся о закрытии села Среднекамчатск и то обстоятельство, что село Среднекамчатск решением облисполкома № 338 от 30 июня 1964 г. отнесено к сселяемым населенным пунктам, райисполком просит исполком областного Совета депутатов трудящихся утвердить решение о закрытии села Среднекамчатск". Его жители перебрались в Лазо, Долиновку и Атласово.

Японские рыбаки, 1900 год. Фото: из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова
Россия и Япония
В мае 1897 г. в Петропавловске отмечалось двухсотлетие присоединения Камчатки к России. На торжество прибыл приамурский генерал-губернатор С. М. Духовской. Но и после этого в жизни полуострова не произошло никаких перемен.
Они начались лишь после русско-японской войны 1904-1905 гг. Камчатку отделяли от японских владений лишь двенадцать километров Первого Курильского пролива. С 1880-х гг. японцы безнаказанно вели хищнический лов лосося в реках западного побережья полуострова. Во время войны они высадили на Камчатке десятки вооружённых десантов с целью захвата беззащитной русской окраины здесь не было ни одного солдата. Жители создали добровольные боевые дружины и отразили нападение врага. После войны, в соответствии с Портсмутским мирным договором, Россия и Япония подписали в 1907 г. рыболовную конвенцию. По ней японцы получили право арендовать на равных правах с русско-подданными рыболовные участки на российском побережье. В устье каждой камчатской речки появились японские рыбалки, тысячи японских рабочих с весны и до поздней осени работали на неводах, заготавливали и вывозили на своих пароходах камчатскую рыбу. Возникла угроза мирной аннексии Японией Камчатки, так как летом японцев на полуострове было больше, чем российских граждан.
Этого не могли не видеть и власти. Одним из первых стал бить тревогу приамурский генерал-губернатор П. Ф. Унтербергер, посещавший Камчатку в начале 1890-х гг., будучи ещё военным губернатором Приморской области. В марте 1908 г. он направил правительству секретный доклад "Ближайшие задачи в деле закрепления за нами Приамурского края". Там, в частности, говорилось: "Для ограждения северных окраин, на первой очереди Камчатки, от мирного захвата иностранцами, преимущественно японцами, необходимо настойчиво заняться заселением этих районов русскими. Теперь на Камчатку надвигается стихийно толпа японских рыбопромышленников они входят в общение с местными жителями с целью подчинить их своему экономическому влиянию, последствием которого неминуемо окажется разорение богатств, служащих основой питания тех же жителей. При таких условиях оставлять эту окраину в зависимости от удалённого Владивостока нельзя, и её нужно выделить вместе с остальными северными уездами в отдельную область с губернатором во главе, обеспечив при этом областную администрацию как надёжными средствами надзора, так равно и передвижения. Без этого неминуемо чрез относительно короткий промежуток времени японцы сделаются хозяевами Камчатки. Вместе с тем необходимо связать наши северные округи телеграфом с центральными учреждениями края и прибегнуть к постройке беспроволочного телеграфа".
Об этом же говорил 31 марта 1908 года в Государственной Думе премьер-министр России П. А. Столыпин: "На нашей далёкой окраине на Камчатке и на побережье Охотского моря уже начался какой-то недобрый процесс. В наш государственный организм уже вклинивается постороннее тело. Для того чтобы обнять этот вопрос не только с технической, со стратегической точки зрения, но с более широкой общегосударственной, политической, надо признать, как важно для этой окраины заселение её".
Весной того же года на Камчатку отправился военный губернатор Приморской области В. Е. Флуг. Кстати, Флуг ещё в декабре 1906 г. первым поднял вопрос "о необходимости выделения северных уездов области в особую административную единицу с центром в Петропавловске". С этой целью он и прибыл на Камчатку в 1908 г.
Также в этот день
31 марта 1917 года в с. Гижига был создан Комитет общественной безопасности.
31 марта 1960 года Елизовский райисполком утвердил решение колхозов им. С. М. Кирова, им. И. В. Сталина, и "Красная связь" Елизовского района об объединении их в один рыболовецкий колхоз. Решением Камчатского облисполкома № 238 от 28.04.1960 г. объединенному колхозу было присвоено наименование — колхоз имени Владимира Ильича Ленина. На сегодняшний день колхоз им. В. И. Ленина является одним из крупнейших рыболовецких предприятий в крае.
31 марта 1982 года решением Камчатского облисполкома Рекинниковский сельский Совет Карагинского района упразднён.
31 марта 1992 года после подписания Федеративного Договора "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономных областей, автономных округов в составе Российской Федерации" Корякский автономный округ стал полноправным субъектом Федерации.