Владимир Слабука — полковник запаса, заслуженный работник культуры Российской Федерации, лауреат нескольких творческих премий. Автор девяти публицистических книг, значительная из которых посвящена истории советских и российских органов государственной безопасности и пограничной охраны на северо-востоке страны. В дни, когда Россия празднует окончание Второй мировой войны и победу над милитаристской Японией, ИА KamchatkaMedia публикует историческое исследование Владимира Викентьевича о малоизвестных страницах отношений Японии и нашей страны.
Иероглиф "Ро" в восточной политике Российской Империи
Заключительный месяц зимы в Японии — период традиционного обострения территориальных притязаний к России. 7 февраля в политическом календаре Страны восходящего солнца значится как день Северных территорий. Он установлен в память о подписанном в 1855 году Россией и Японией Симодским трактате, согласно которому Петербург в обмен на торговые соглашения уступал Токио значительную часть Курильской гряды южнее острова Уруп. Граница между двух империй устанавливалась по проливу Фриза.
Соглашение настолько очевидно ущемляло интересы Санкт-Петербурга, что в официальное название Симодского трактата Токио, не скрывая насмешки над партнерами, включил иероглиф "Ро", который в сочетании с написанием на японском языке слова "Россия" имел значение "глупый".
Спустя 20 лет, в 1875 году, Россия и Япония подписывают Санкт-Петербургский договор. Он передавал Токио всю Курильскую гряду, а Россия получала Сахалин, который ранее находился в совместном владении двух стран. Тогда же по настоянию дипломатов недавно продавшего Аляску Александра II японцы, неохотно, но все-таки согласились исключить из названия Симодского трактата уничижительный иероглиф "Ро".
После подписания Санкт-Петербургского договора государственный рубеж между Россией и Японией проходил по Первому Курильскому проливу, разделявшему Камчатку и остров Шумшу.
Очередной пересмотр границ состоялся через 30 лет. В результате поражения в русско-японской войне 1904 — 1905 годов Петербург лишился южной части Сахалина. К Токио отошли и 1022 километра южной ветки принадлежащей России Китайско-Восточной железной дороги. Участок от станции Куаньчэнцзы до Порт-Артура теперь получил название Южно-Маньчжурской железной дороги. Прошу читателя запомнить потерю Россией части КВЖД. В контексте нашего дальнейшего разговора этот факт имеет важное значение.
Прошло еще четыре десятилетия. 2 сентября 1945 года Япония подписывает акт о безоговорочной капитуляции во Второй мировой войне, и Советскому Союзу, согласно договоренностям с союзниками по антигитлеровской коалиции, возвращаются все островные территории, принадлежавшие Российской империи до 1855 года.
Япония, слегка оправившись от поражения во Второй мировой войне и опираясь на поддержку Соединенных Штатов, выразила несогласие с возвращением Советскому Союзу Итурупа, Кунашира, Шикотана и крохотного архипелага Хабомаи — наиболее благоприятных по климатическим условиям островов Курильской гряды. Токио заключение двустороннего мирного договора с Москвой, знаменующего дипломатическое завершение советско-японской и Второй мировой войн, связывает с удовлетворением её территориальных притязаний.
Этим требованиям и посвящается проводимый регулярно в Японии, начиная с 1981 года, день Северных территорий, знаменующийся многолюдными митингами. В текущем году из-за ковидных ограничений (статья написана в 2020 году — прим. редакции) они прошли в основном в режиме видеоконференций. В массовых мероприятиях обязательно участие первых лиц государства, депутатов нижней и верхней палат парламента.
На последнем из таких митингов премьер-министр Японии Фумио Кисида заявил о решимости вести "упорные переговоры с Россией" для решения проблемы "Северных территорий". Министр иностранных дел Есимаса Хаяси охарактеризовал островную коллизию как важнейший нерешенный вопрос в отношениях между Японией и Россией.
В противовес сдержанным заявлениям премьер-министра и членов его кабинета участники митинга 7 февраля 2022 года приняли резолюцию, свободную от дипломатической выверенности: "Мы не можем смириться с тем, что четыре северных острова вот уже 76 лет находятся под оккупацией России без законных на то оснований".
О. Шумшу, на местах былых боев. Фото: Владимир Слабука
Короткая историческая память не позволяет авторам таких вот заявлений вспомнить о событиях, которые привели к нынешней границе между Россией и Японией. Хотя культурные традиции наших островных соседей учат тому, что все в этом мире взаимосвязано. О таких вот последствиях много говорится и в изумительной поэзии этой страны: "Сливы весенний цвет дарит свой аромат человеку… тому, кто ветку сломал".
В свое время наших тихоокеанских соседей после победы в русско-японской войне вполне устраивала аннексия южной части Сахалина, а в годы интервенции и гражданской войны — захват всего острова. Территориальные потери Страны восходящего солнца по итогам Второй мировой войны следует рассматривать как неизбежную расплату Токио за агрессивную политику в первой половине XX века. Исторический календарь текущего года заставляет вспомнить об одной из одиозных страниц милитаристских устремлений Японии.
В 1932 году на территории современной КНР было создано полностью зависимое от Токио марионеточное государство Маньчжоу-го. Формально его возглавлял бывший император Китая Пу И, но реальная власть в стране принадлежала командующим Квантунской армией. Создание марионеточного государства означало политическое закрепление за Страной восходящего солнца территории Маньчжурии, завоевание которой началось с Мукденского инцидента, спровоцированного японской стороной 18 сентября 1931 года.
Выход императорской армии на сухопутный участок соприкосновения с Советским Союзом дал отсчет череде непрерывных пограничных конфликтов, в том числе на морских участках. С 1932 по 1940 годы зафиксировано 891 нарушение советских государственных рубежей японскими и маньчжурскими военнослужащими, 433 обстрела советских торговых, рыболовных судов и военных кораблей, а также территории СССР, в том числе побережья Камчатки. Получены сведения о заброске в Советский Союз японскими спецслужбами в этот период 57 вооруженных банд.
Наиболее крупными эпизодами этого противостояния стали инцидент у Константиновских островов, конфликты на озере Хасан и на реке Халхин-Гол. Об этих событиях известно достаточно хорошо и, кажется, что нет необходимости подробно на них останавливаться. Но внимательному исследователю всегда открывается пласт неизвестного.
В нашей литературе нечасто упоминается о том, что конфликт на озере Хасан японская сторона спровоцировала, откликаясь на просьбу Германии — своего партнера по антикоминтерновскому пакту, направленному против СССР. В 1938 году Берлин готовился к захвату Чехословакии, и у него существовали обоснованные опасения, что на помощь Праге могут прийти Советский Союз и Франция, связанные антигерманским пактом о взаимопомощи, который страны подписали в мае 1935 года.
Обеспокоенная Германия обратилась с просьбой к Японии повысить уровень напряженности на дальневосточных рубежах СССР, чтобы вынудить Москву перебросить с запада на границу с Маньчжурией наиболее боеспособные дивизии Красной Армии. С такой просьбой Гитлер через военного атташе Японии в Германии барона Осима Хироси обращается к официальному Токио. Империя откликнулась на просьбу своего европейского союзника.
Рост напряженности на советско-маньчжурской границе заставит СССР уже после конфликта на озере Хасан усилить дальневосточную группировку Красной Армии, дополнительно направив сюда стрелковые, механизированные соединения и авиацию общей численностью более 100 тысяч человек.
Хочется рассказать читателю и о других эпизодах японской агрессивной политики в отношении Советского Союза, на которые в последнее время обратили внимание российские исследователи и проливают свет недавно рассекреченные ФСБ России документы.
Китай подталкивают к захвату КВЖД
Принято считать, что конфликт 1929 года на Китайско-Восточной железной дороге между Советским Союзом и Китаем спровоцирован президентом Китая Чан Кайши и военным губернатором Маньчжурии Чжан Сюэляном — старшим сыном Чжан Цзолиня — военного правителя Маньчжурии в 1917—1928 годах. Чжан-старший военную карьеру начинал во главе отряда хунхузов, который Токио во время русско-японской войны активно использовал для диверсий в тылу противника.
маршал Чжан Сюэлян. Фото: из открытых источников
Цзолинь, пока следовал в фарватере интересов Страны восходящего солнца, сохранял власть и богатство, но стоило ему начать проявлять строптивость, как раздался взрыв под бронированным вагоном маньчжурского генералиссимуса. Современники не сомневались, что именно японская разведка 4 июня 1928 года организовала успешное покушение на Чжан Цзолиня. Ему наследовал старший сын, который заявил о подчинении президенту Китая и лидеру Гоминьдана (Демократическая партия Китая) Чан Кайши.
Они решили прибрать находившуюся в совместном советско-китайском владении КВЖД к рукам, устранив СССР из числа собственников дороги. Объясняла китайская сторона свои демарши и провокации национальными интересами, среди которых соображения личной выгоды все же превалировали. КВЖД в этот период демонстрировала весьма приличную доходность. Её чистая прибыль в 1927 году превысила 24 миллиона золотых рублей, что в современном эквиваленте составляет около 925 миллионов долларов.
Наши партнеры получали половину чистой прибыли. Конечно, желание иметь все, а не 50 процентов, имело место, но китайская сторона прекрасно понимала, что у неё нет технических и кадровых возможностей для эксплуатации дороги. Нельзя исключать, что они рассчитывали на помощь кого-то третьего, кто катализировал стремление Чан Кайши и Чжан Сюэляна монополизировать права на КВЖД, не раскрывая своих истинных целей. Читатель скоро поймет, почему этой стороной могла выступить только Япония.
У руководства СССР особую досаду вызывала антисоветская риторика Чан Кайши, который еще недавно считался союзником Москвы. Северный сосед поддерживал лидера Гоминьдана в борьбе с многочисленными противниками, снабжая оружием, помогая финансово, оказывая политическое содействие.
Захват Чан Кайши Нанкина и Шанхая за два года до описываемых событий стал возможен благодаря содействию военных специалистов из СССР. Затем начинаются гонения на Коммунистическую партию Китая, которая совместно с Гоминьданом с 1924 года вела борьбу с милитаристскими кликами за объединение страны в единое демократическое государство. Подтолкнут Чан Кайши к расправе над бывшими союзниками его зарубежные партнеры.
Чан Кайши. Фото: history-doc.ru
12 апреля 1927 года началось истребление коммунистов, получившее название Шанхайской резни. В общей сложности уничтожили от 5 до 6 тысяч человек. Коммунистам и подозреваемым в причастности к КПК рубили головы, беспартийных рабочих расстреливали. Чжан Цзолинь попавших к нему в руки коммунистов предпочитал зарывать живьём в землю. Естественно, что после Шанхайской резни помощь Советского Союза режиму Чан Кайши прекращается, и отношения между двумя странами становятся напряженными.
Президент Китая на пленуме Гоминьдана 15 июля 1929 года выступил с антисоветской речью, в которой сделал упор на том, что "красный империализм является более опасным, чем белый". Впрочем, через несколько лет президент Китая, лишившись почти половины страны, поймет, что все же страшнее японского империализма для него ничего нет, и обратится за помощью к СССР. Но все это в будущем, а пока Чан Кайши требует отдать ему КВЖД.
Как соя стала детонатором войны
Китайско-восточная железная дорога была построена в 1897 — 1903 годах Россией и находилась в полной её собственности. Она являлась южной веткой Транссибирской магистрали. Проходящая по Маньчжурии КВЖД значительно сокращала путь из Читы до Владивостока. Дорога укрепляла политическое влияние России в Китае, но как экономическое предприятие с момента своего открытия и до конца 1914 года носила убыточный характер. Для получения железной дорогой прибыли не хватало грузов, которые бы могли по ней перевозить.
Ситуация изменилась с началом Первой мировой войны. КВЖД стала железнодорожной артерией с активным товарным наполнением. По ней перевозились военные грузы, продовольствие, произведенные в США, Японии и Китае для союзной им России. В годы гражданской войны по дороге снабжались армии Колчака, но в целом после 1917 года начинается эксплуатационная, экономическая и финансовая деградация магистрали. КВЖД, получая банковские кредиты, оказывается не в силах их отдать.
Значительные долги дороги способствовали тому, что Китай без сопротивления пошел в 1924 году на соглашение с СССР о паритетном владении магистралью. Новый статус железной дороги открывал беспрепятственный выход товарам из Маньчжурии по кратчайшему пути во Владивостокский порт, что оказывалось чрезвычайно важным в условиях соевого бума, накрывшего мировую экономику вскоре после завершения Первой мировой войны. Повышенный спрос на бобы обеспечило появление новых способов переработки и производства на основе сои более качественных и одновременно дешевых продуктов питания, в которых нуждался послевоенный мир.
До появления советской администрации на КВЖД практически единственным портом, через который бобы и продукты их переработки отправлялись в США и Европу, оставался глубоководный порт Дайрен (Дальний), построенный русскими и перешедший в японскую юрисдикцию после 1905 года. Вела к нему Южно-Маньчжурская железная дорога, также принадлежащая, как уже известно читателю, Стране восходящего солнца.
Торговля маньчжурской соей, составлявшей 55 процентов всего мирового производства, приносила существенные доходы. После появления на КВЖД советской администрации значительная часть морского бобового трафика пошла через Владивосток. Из-за меньшего транспортного плеча путь к морю через Приморье объективно снижал логистические расходы, но бенефициары ЮМЖД искали способы повышения привлекательности своего транспортного маршрута.
Между сторонами разыгрались несколько раундов тарифных войн. Администрации железных дорог сделали попытку договориться о квотах на перевозку бобов, однако практика показала, что технически невозможно контролировать соблюдение соглашений, и от них отказались. Япония прибегала к силовому давлению на производителей бобов, чего советская сторона в той ситуации себе позволить не могла. Ко всем перечисленным бедам на предательство национальных интересов шли некоторые представители советской части администрации КВЖД. По этим и ряду других причин в 1928 году объёмы южного трафика начали нарастать.
Но и такое положение вещей японскую сторону не устраивало. В конце 1928 года Токио по дипломатическим каналам предложил СССР продать половину своих акций КВЖД и таким образом сделать Японию третьим владельцем железной дороги. Москва посчитала такую сделку невыгодной. Токио перешел к политике открытого давления на правительство Чан Кайши, предлагая ему принять меры для аннексии у Советского Союза прав на КВЖД.
Торопиться японскую сторону с решением проблем транспортировки сои заставили начавшиеся переговоры между СССР и Китаем о плавании судов по Амуру и Сунгари. В случае успешного их завершения, бобовый трафик в дополнение к железнодорожной получал дешевую речную логистику, а к морской торговле бобами подключался второй по значимости советский дальневосточный порт на тот период — Николаевск-на-Амуре. Дайрен лишался значительной части своих прибылей.
До горячей стадии конфликта на КВЖД оставались считанные дни. Широкое распространение военных действий, которое могло вообще нарушить бобовый трафик, не входило в планы Японии. Поэтому она отказалась перевозить войска Чжан Сюэляна по ЮМЖД и ультимативно потребовала от Советского Союза после успешного завершения Красной Армией Маньчжуро-чжалайнорской операции в ноябре 1929 года не продвигаться вдоль западной части КВЖД дальше станции Хайлар у Хинганского тоннеля.
22 декабря 1929 года Советский Союз и представители Чжан Сюэляна подписали Хабаровский протокол, согласно которому восстанавливался статус-кво на КВЖД, но дипломатические отношения между СССР и Китаем оставались разорванными. А товарооборот между двумя странами вплоть до появления в 1949 году на политической карте мира КНР больше не достиг уровня 1928 года. Владивосток перестал играть роль одного из центров прибыльной международной торговли бобами. Практически единственным окном в мир для маньчжурской сои стал Дайрен…
Конфликт на КВЖД. Фото: из открытых источников
Изложенная мной версия о причинах конфликта на КВЖД до сих пор имеет гипотетический характер. Очень весомым аргументом в её пользу выступает тот факт, что Япония, не сделавшая в конфликте на КВЖД ни единого выстрела, стала единственным его выгодоприобретателем. Закономерно возникает вопрос: почему Страна восходящего солнца в этот период сама не пошла на обострение отношений с Советским Союзом, а при внешнем сохранении добрососедства подтолкнула к конфликту Китай? Ответ на эту загадку существует.
1 сентября 1923 года на японских островах произошло сильное землетрясение. Оно полностью разрушило Токио и Иокогаму. Советский Союз оказал соседу очень серьезную помощь, направив ему лесоматериалы, продовольствие, медикаменты, пошел на предоставление рыболовных, нефтяных и угольных концессий. Результатом дружественных шагов со стороны СССР стало согласие Японии на установление дипломатических отношений, отказ от оккупации северного Сахалина. Широкие общественные круги Страны восходящего солнца в этот период не скрывали своих симпатий к СССР.
Но официальный Токио не желал видеть Советский Союз в числе равноправных партнеров, а тем более друзей. Москва трижды, в 1926-м, 1927-м и 1929-м годах, предлагая Японии заключить пакт о ненападении, получала отказы.
Токио и в силу экономических причин в 1929 году не мог начать войну. Япония после участия в Первой мировой войне, разрушительного землетрясения испытывала финансовые трудности. Значительная часть её населения прозябало в крайней нищете.
Есть описания, например, что представляли собой японские рыболовные концессии на западном берегу Охотского моря в 1929 году:
"Японские рабочие бараки на концессиях грязны, стары, тесны, без пола и с сомнительными крышами. Прямо на земле и в середине барака навален хворост для костра, нары голы".
Но Япония уже успешно развивается, что отмечается в тех же заметках о концессиях: "Правда, теперь начинают строиться: я видел сам на концессионных промыслах фирмы Нитиро сборку готового барака с крышей из оцинкованного железа".
Нарастает и агрессивность Токио в отношении Советского Союза. В том же 1929 году отмечается первый серьезный конфликт в сфере рыболовства между двумя странами. Вот как его описывает один из современников:
"В апреле 1929 года Японский союз рыбопромышленников в русских водах прервал действие японо-советской рыбной конвенции и дошел до того, что выдал нескольким японским судам своего рода корсарские патенты-свидетельства на право свободного лова в советских водах. Советское правительство на вольных торгах переуступило права бывшего монополиста — компании Нитиро-Геге-Кайся другой японской компании — Уда. Компания Нитиро насела на Уда. В результате последовала нота Наркоминдела и вмешательство японского правительства"…
Возможно, документы об инспирировании третьей стороной конфликта на КВЖД существуют, но хранятся они в закрытых японских и тайваньских архивах, куда доступ российским исследователям абсолютно невозможен. А Китайско-Восточная железная дорога все-таки отойдет японцам. Советский Союз, уступая серьезному давлению, продаст КВЖД Маньчжоу-Го в 1935 году за абсолютно ничтожную сумму, из которой не получит и половины. Именно к этому периоду относятся документы, рассекреченные недавно ФСБ России. В открытой печати о них рассказывается впервые.
Продолжение следует...