Возле Петропавловска-Камчатского бродит стая волков 
29 ноября, 18:26
Камчатка вошла в ТОП-15 рейтинга инвестиционной привлекательности
11:09
Анатолий Чернявский: Соло через остров Беринга
10:00
Авито Путешествия: На Дальнем Востоке объем сдаваемого жилья посуточно вырос почти вдвое
09:30
Ночью Камчатку немного потрясло
09:00
Камчатка 30 ноября: комиссары в АКОфлоте и слёт стахановцев
08:50
Особая роль свидетелей на свадьбе в СССР: и нет, это не про секс
08:00
30 ноября в календаре: Всемирный день домашних животных
07:40
Новая реформа в ЖКХ: из-за изменения правил плата за услуги вырастет на 25%
29 ноября, 21:25
Самые феноменальные умы сделают 0 ошибок, а вы дотягиваете до этой планки? – ТЕСТ
29 ноября, 21:20
На Камчатке абонентам МТС интернет без ограничений обойдется в символическую цену
29 ноября, 20:08
T2 объявила конкурс "Обучение без границ" для студентов КамГУ имени В. Беринга 
29 ноября, 18:28
Сквозь года: пять лет возрождения судомодельного спорта в Приморье
29 ноября, 17:55
Жители Камчатки могут перевести свой автомобиль на газовое топливо
29 ноября, 17:45
Yota выяснила, в каком возрасте камчатцы больше играют в игры-таймкиллеры
29 ноября, 16:25
Евгений Беляев официально вступил в должность Главы Петропавловска-Камчатского
29 ноября, 16:16

Штеффен Граупнер: "Белые медведи нуждаются в нашей защите!.." (ФОТО)

В День белого медведя ИА KamchatkaMedia публикует интервью с арктическим гидом
27 февраля 2022, 19:14 Общество
Белый медведь Штеффен Граупнер
Белый медведь
Фото: Штеффен Граупнер

Ежегодно 27 февраля в мире отмечается Международный день полярного медведя (International Polar Bear Day) или, в более привычном русском варианте, День белого медведя. Его проведение было инициировано общественной организацией по сохранению белых медведей Polar Bear International (PBI). Основной целью проведения Дня является распространение информации о полярном медведе и привлечение внимания общества к необходимости охраны самого крупного наземного хищника планеты. 

Штеффен Граупнер — немецкий геофизик, фотограф, журналист, полярный исследователь и большой знаток медведей. Он объехал практически весь мир, а потом влюбился в Россию и вот уже много лет подряд приезжает сюда по работе и по зову сердца. Его притягивает север: Камчатка, Чукотка, Земля Франца-Иосифа. За последние лет 20 Штеффен так освоился здесь, что сопровождает экспедиции, в том числе и научные, в качестве так называемого арктического гида — обеспечивает безопасность людей и белых медведей. В День белого медведя ИА KamchatkaMedia публикует эксклюзивное интервью со Штеффеном Граупнером.

Штеффен Граупнер

Штеффен Граупнер. Фото: из личного архива

— Ты помнишь своего первого медведя?

— Да, это было в 2003 году на Камчатке, под Толбачиком. Он был очень далеко — маленькая темная точка на тундре, — так что особых эмоций он не вызвал.

— А первого белого медведя? Страшно было?

— Впервые я увидел следы и берлогу белого медведя в 2008 в окрестностях села Ванкарем (центральная часть арктического побережья Чукотки — прим. ред.), когда гостил у друзей Сергея Горячева и Владилена Кавры. Они работают в "Медвежьем патруле" WWF — патрулируют территорию в период миграции белых медведей. Страшновато было, особенно, когда мы залезли в родовую берлогу.

Мы знали, что там никого нет, но при мысли, что здесь еще недавно была медведица с медвежатами, становилось не по себе.

А первого живого белого медведя я увидел во время экспедиции на Землю Франца-Иосифа. Мы были на борту корабля, так что страшно не было. Я тогда сделал сотни фотографий, не мог остановиться. 

1 / 4

— Разные народы по-разному называют белых медведей. В скандинавских странах это "олень белого моря", "гроза тюленей", "наездник айсбергов", "погибель китов", "мореплаватель на льдине". Северный народ саами называл белых медведей "божьей собакой" или "стариком в шубе". Они избегали произносить его настоящее название, чтобы не рассердить хищника, как и коренные жители Камчатки. У тебя есть специальное слово для обозначения медведя? Ты суеверен?

— Нет. Все-таки я физик, я слишком рационален. Я испытываю очень сильные эмоции — восторг, благоговение, восхищение этими прекрасными животными и их способностью адаптироваться к жизни в Арктике. Меня каждый раз поражает их умение передвигаться совершенно бесшумно и появляться словно из ниоткуда. Но суеверия нет. 

— Ты участвовал в экспедиции MOSAIC —  самой масштабной научной экспедиции в Арктику всех времен. Более года учёные из 37 стран исследовали последствия изменений климата в высокоширотной Арктике и современные условия ледообразования. Ты отвечал за логистику и безопасность на льду. Ты контролировал безопасность людей или медведей?

— Хороший вопрос. На самом деле в нашу задачу входило обеспечить безопасность и тех, и других. Только представь: на Земле живет 8 миллиардов людей и не больше 25 000 белых медведей.

1 / 5

Разумеется, жизнь человека и жизнь медведя сравнить нельзя, но мы не хотели, чтобы хоть один медведь пострадал, даже ради науки. 

— Ты был в принципе первым, кто спускался на лед, и последним, кто поднимался на борт ледокола? 

— Да. В составе экспедиции было около 8 человек, которые отвечали за безопасность. Они следили, чтобы никто не выходил на лед без сопровождения арктического гида. У нас была довольно строгая система контроля, которая исключала возможность того, что мы забудем кого-нибудь на льду. Не считая медведей! (смеется).

— Какие требования предъявляют к тем, кто хочет работать арктическим гидом?

— Никита Овсяников, доктор биологических наук, почетный полярник и специалист по белому медведю, сказал бы: аналитический склад ума, абсолютное спокойствие и железная выдержка. В мире существуют два основных подхода к работе гида в Арктике. Западный, основанный на использовании оружия, которого придерживаются многие. Если, например, ты приедешь на Шпитцберген, даже в качестве туриста, тебе дадут в руки ружьё, отправят на однодневный курс по обращению с оружием и расскажут основные правила — например что можно стрелять по медведю, если тот подошел ближе чем на 100 метров. Но это неправильно, потому что большинство встреч происходит на гораздо меньшем расстоянии. И если каждый раз стрелять в медведя, когда тот подходит очень близко, то медведей просто не останется. 

Другой подход разработал Никита Овсянников. Мне повезло познакомиться и подружиться с ним, я многому у него научился. Никита изучал биологию в 60-70-е гг. В те времена очень популярен был подход австрийского зоолога и зоопсихолога Конрада Лоренца, одного из основоположником этологии (науки о поведении животных — прим. ред.). Это было время, когда в США начали использовать спутниковые передатчики для наблюдения за медведями. В России всего этого не было, поэтому приходилось полагаться на знания поведения животных. 

Никита разработал теорию, что белые медведи — вовсе не безжалостные хищники, которые убивают все на своем пути. Он провел 30 полевых сезонов на острове Врангеля, который считается "роддомом" белого медведя, изучая их поведение. На основе своих наблюдений он вывел систему, как вести себя при встрече с медведем, которая перекликается с тем, что делают чукчи на протяжении уже 6000 лет жизни в Арктике. 

Чукотка. Медведь и моржи

Чукотка. Медведь и моржи. Фото: Штеффен Граупнер

Белые медведи — так считает Никита Овсянников — эта машина по оценке рисков. Им приходится быть любопытными, их выживание зависит от того, насколько хорошо они найдут в этой пустынной Арктике калории.

Они должны исследовать все, что им незнакомо: смогут ли они пополнить запасы энергии этим животным или рискуют быть ранеными или убитыми?

Ранение у белого медведя очень быстро может привести к смерти: он не сможет охотиться или истечет кровью. И единственный, кто может причинить вред белому медведю в дикой природе, не считая человека, это морж. Некоторые тихоокеанские самцы могут весить до 2000 кг, а их клыки достигают метра в длину. На берегу иногда находят мертвых медведей с двумя отверстиями в теле. Поэтому медведи нападают на моржей первыми только если очень голодны.

Эти знания помогают нам в нашей работе. Всё, что нам нужно, чтобы защититься от белого медведя, — длинная палка. Держать её надо так, чтобы медведь подумал: "Какой большой моржовый клык!" И периодически втыкать ее в берег, как это делают моржи. Эти звуки и внешний вид палки в сумме способны отпугнуть медведя. Коренные жители севера тоже пользуются палкой для отпугивания медведей, не имея ни малейшего понятия о Никите Овсянникове и его теории. 

1 / 5

— Получается, чтобы выжить в Арктике, необходимо быть внимательным и учиться у природы и у коренных жителей?

— Да. У местного населения можно перенять эмоциональные основы обращения с медведем — они все невероятно смелые. А у ученых, таких как Никита, научиться рациональному подходу. Ну и, конечно, необходимо иметь мужество, чтобы применить всё это на практике, когда оказываешься лицом к лицу с белым медведем, ведь некоторые из них просто огромны!

Большую роль играет самоконтроль. Чувство страха в такой ситуации естественно. Главное, чтобы страх не начал контролировать тебя самого, потому что ты можешь неправильно среагировать в такой ситуации. И чтобы медведь не заметил твой страх. 

— Тебе приходилось стоять с одной палкой в руках напротив белого медведя? 

— Да, на Чукотке.

— Сколько метров было до него? Ты смог контролировать свой страх? 

— До медведя было 10-15 метров. Эмоций было не так уж и много, потому что у меня за спиной стояли люди, за которых я нёс ответственность. Мне нельзя было терять из виду медведя и одновременно нужно было следить за туристами, чтобы они не разбежались, оставались вместе, медленно отходили назад… И чтобы кто-нибудь из них не полез делать селфи с медведем. Поэтому я был сосредоточен, сфокусирован, и времени на эмоции не было. Медведь был сравнительно спокоен, подошел к нам. Мы запустили несколько сигнальных ракет, после третьей он ушел. Нам повезло — третья была последняя. 

— Люди за твоей спиной тоже должны доверять тебе — они же видят, что ты без оружия.

— Доверять, да. Но и уметь контролировать свои эмоции. Бывало, что туристы очень хотели увидеть медведя, но при встрече с ним вдруг начинали кричать. Бывает, что люди наоборот в восторге бегут к зверю, чтобы сфотографировать его или поцеловать. Нужно держать группу под контролем, поэтому хорошо иметь второго гида — один следит за группой, другой за медведем.

— Можно ли сказать, что нужно больше бояться людей у тебя за спиной, потому что они более непредсказуемы?

— Да, это точно!

— Какое принципиальное отличие между бурыми и белыми медведями? Как вести себя при встречи с ними?

— Основное их отличие в том, что бурый медведь питается ягодами, грибами, рыбой, а у белого выбора меньше, он более мясоедный, чем его бурые собратья. Это значит, что у бурого медведя нет необходимости охотиться на вас. Если на вас напал бурый медведь, можно лечь на землю и не шевелиться — и он оставит вас в покое. С белым медведем этого делать нельзя! Все живые существа в Арктике — его потенциальная еда, поэтому важно избегать поведения добычи. Противоположно себя вести, не лежать на снегу, как нерпа. И сопротивляться до конца.

Один мой коллега рассказал историю пожилой пары эскимосов из Гренландии. Им было лет по 70. Они поехали на снегоходе рыбачить. Сидели на льду, и в это время сзади подошёл белый медведь и напал на мужчину. Тот начал бороться, выиграл пару секунд, и этого хватило женщине, чтобы схватить ружье и убить медведя. Так что никогда нельзя сдаваться!

Ещё одно важное различие: бурый медведь может сделать предупредительные выпады, имитируя нападение. Белый нападает сразу, без прелюдий. 

— Что будет, если бурый и белый медведь встретятся? Они друзья? Враги? Конкуренты?

— Традиционно на Чукотке, например, ореолы обитания бурых и белых медведей перекрываются. Каждое лето, когда начинает таять лед, белые медведи должны решить: оставаться им на льдине и уйти на север, или выйти на берег, например, на остров Врангеля или на материк. И вот лет шесть назад один белый медведь решил остаться на материке. Однажды он увидел, как бурый медведь ловит рыбу на реке, и тоже решил попробовать. У него долго ничего не получалось, но он очень старался, стоял рядом с бурым и учился у него. И в конце лета он уже вполне сносно мог ловить рыбу. Вот один из примеров взаимодействия белых и бурых медведей. А на Аляске и в северной Канаде встречаются пиззли — гибрид белого и бурого медведя. Так что они вполне неплохо уживаются друг с другом.

Кстати, белые медведи очень социальные животные. У них принято делиться добычей. В сентябре 2017 года у основания горы Томас на западном берегу острова Врангеля я наблюдал невероятное зрелище. На берег выбросило тушу кита, и около нее собралось более 200 медведей. Они по очереди подходили и угощались мясом. Не было ссор и драк. Можно сказать, что в тот день в одном месте я увидел 1 % всех белых медведей, населяющих нашу Землю.

1 / 5

Очень необычное чувство — начинаешь понимать, насколько их мало и как сильно они нуждаются в нашей защите!

1 / 9

Беседовала Елена Поддубная

223732
18
112