Будущее круизного туризма в России и, в частности, на Дальнем Востоке, обсудили участники Деловой сессии, прошедшей в рамках форума "Дальний Восток — зима открытий", сообщает ИА KamchatkaMedia.
Деловая сессия "Круизы будущего: что ждем круизный рынок в России?". Фото: Марина Ахтямова, ИА KamchatkaMedia
Открывая обсуждение, модератор сессии — представитель комитета по развитию туризма на Дальнем Востоке и в Арктике Общественного совета при Минвостокразвития России Алена Стратонова — напомнила об изменениях, произошедших в круизном судоходстве с начала пандемии.
"Если раньше под круизными программами мы понимали заходы в порты огромных лайнеров и тысячи иностранцев на улицах наших дальневосточных приморских городов, то сегодня в России к этому уже совсем иные подходы.
Пока практически весь мировой круизный флот стоит на приколе, наше российское экспедиционное судоходство развивается — не всегда так, как мы этого ждем, практически всегда с самыми неожиданными проблемами, но сегодня мы, в отличие от многих стран, хотя бы можем говорить об экспедиционном туризме как о полноценной отрасли даже в период пандемии"
, — сказала Алена Стратонова.
Спикер напомнила о концепции развития круизного туризма в стране, утвержденной Председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным в начале февраля, — долгожданном документе, который предполагает и развитие инфраструктуры круизного судоходства, и поддержку круизных компаний, развития маршрутной сети — в том числе, в Арктике, в том числе, на Дальнем Востоке; упрощение доступа к особо охраняемым природным территориям и много других мер.
Один из наиболее авторитетных экспертов в морском экспедиционном туризме на Дальнем Востоке, генеральный директор Морского терминала Владивостока Валерий Нагорный рассказал о своем видении возобновления круизного судоходства России.
"Во многих регионах мира оно уже возобновлено: Средиземное море уже "работает", Карибский бассейн, Аляска, Ближний Восток. Только страны Азии и Австралия фактически сейчас остались без круизного флота, потому что большие круизные операторы его отсюда увели на те рынки, которые работают. Это, с одной стороны, хорошо, с другой плохо, потому что даже если говорить о развитии российского сегмента рынка, который до 2019 года составлял порядка 100 тысяч пассажиров в год, и если говорить, например, о привлечении флота по модели чартерных круизов, как это делают, например, наши коллеги из Кореи, то сейчас этот дефицит флота ситуацию несколько осложняет".
По словам Валерия Нагорного, один из мировых трендов круизной отрасли в 2020-21 году — это развитие внутренних рынков: круизы для граждан страны между внутренними портами во избежание рисков, связанных с межграничными переходами.
"Что касается российских тенденций, можно сказать, что сейчас есть окно возможностей, поскольку многие выездные направления закрыты и, вместе с тем, перегружены традиционные дестинации внутри страны. Поэтому, конечно, эту возможность стоит использовать.
На Аляске, которую многие приводят в качестве примера или некоего образца, цифры такие: до 2020 года суммарный трафик у нас на Дальнем Востоке составлял до 60 тысяч пассажиров. В то же время на Аляске это был 1 миллион.
Мы, конечно, не говорим о том, что мы должны себе такие цели ставить, но, я думаю, что возможно увеличить в целом российский рынок с тех же 100 тысяч до 200-500 тысяч в год, и какая-то часть придет сюда (на Дальний Восток — прим. ред.), это, мне кажется, абсолютно реально", — считает Валерий Нагорный.
По мнению эксперта, с точки зрения инфраструктуры и туристических объектов динамика, безусловно, есть, но основной вопрос сейчас — это флот.
"Надо отдать должное тем, кто сейчас этим занимается, появляются грузопассажирские суда, которые, в том числе, коллеги из Сахалинской области вовлекают в туристический оборот"
, — говорит Валерий Нагорный.
В качестве "кейса для подражания" эксперт приводит в пример проект частных инвесторов — лайнер "Astoria Grande" вместимостью 1328 пассажиров нового российского круизного оператора. Первый маршрут, в который судно отправится в марте, пройдет через турецкие города Стамбул, Киншасы и Бодрум, кипрский Лимасол, израильскую Хайфу и египетскую Александрию.
Лайнер Astoria Grand. Фото: https://www.cruisetips.ru/
По мнению Нагорного, на сегодня есть два пути формирования флота для круизного судоходства.
"Привлечение международных туристских операторов — то, чем мы занимались с 2018 года, предлагая им разработанные маршруты, связки с рынками и с портами выхода. И это формирование российских круизных операторов либо по модели приобретения флота, в том числе, на вторичном рынке, либо, как вариант, фрахт судов", — считает эксперт.
Также необходимо развивать инфраструктуру в тех точках, где требуется, чтобы обеспечить эту "бесшовную технологию" для работы с крупнотоннажными круизными судами.
"Это, безусловно, проект строительства грузопассажирского терминала в порту Корсаков, поскольку большие пароходы во Владивостоке мы сейчас можем ставить к причалу, на Камчатке можем ставить к причалу. Необходимо центральное звено подтянуть к этой общей технологии. Ну и, с точки зрения въездного турпотока, который привносит деньги в экономику, это корректировака 135-го распоряжения Правительства, которое пока, к сожалению, запрещает въезд иностранных граждан, в том числе, на пассажирских судах, через морские пункты пропуска. При этом аэропорты у нас открыты, там большой список государств, откуда граждане могут летать, но, к сожалению, морские порты пока вот в таком положении находятся".