Дальневосточный МедиаСаммит (18+)
4–5 июля 2024

осталось 39 дней

Владимир Ефимов
Фото: Анастасия Табачинская/ИА KamchatkaMedia

Кафе "У Командора" и землетрясение в театре:гуляем по Петропавловску с Владимиром Ефимовым

Известный камчатский журналист рассказывает о дорогих сердцу местах в городе в проекте ИА KamchatkaMedia "Ностальгия"

"Ностальгия" — проект ИА KamchatkaMedia, в котором герои — бывшие и нынешние жители полуострова — рассказывают нашим читателям о своих любимых и дорогих сердцу местах на Камчатке. 

О том, как в кинотеатр проникали через кочегарку, как на футбольном матче можно было выиграть автомобиль и о других памятных событиях из детских и юношеских лет знаменитого журналиста Камчатки Владимира Ефимова узнал из первых уст наш корреспондент.

В этом доме сейчас живет Владимир Ефимов

В этом доме сейчас живет Владимир Ефимов. Фото: Анастасия Табачинская/ИА KamchatkaMedia

Партизанская

Эта улица мне очень нравится. Здесь я провел свое детство. Одно время уезжал из этого района, но недавно купил квартиру снова на Партизанской и живу теперь здесь. Улица одновременно и тихая, и зеленая летом, и находится в центре города. Мне знаком практически каждый дом. Я здесь учился, здесь жили и живут мои друзья.

Советская, 34. Здание ФСБ

Советская, 34. Здание ФСБ. Фото: Анастасия Табачинская/ИА KamchatkaMedia

Советская, 34 — это адрес дома, в котором я родился. Дом снесли, на его месте сейчас находится здание ФСБ.

1 / 3

В соседнем доме жили мои друзья, с ними мы учились в школе. Никита Горицков — сын директора театра Георгия Ивановича Горицкова и актрисы Галины Васильевны Астраханкиной, Володя Синетов —  мастер спорта международного класса, сейчас директор ФОКа "Звездный". Вместе с нами учился и Сергей Чаадаев — тоже стал мастером спорта международного класса, член сборной команды СССР и призер всемирной Универсиады, он сейчас директор елизовского ФОКа "Радужный".

1 / 3

Наша школа №4, в которой я учился все 10 лет с 1А по 10А — старейшая в городе. Ей больше 115 лет. Здесь работали легендарные учителя... Учитель физкультуры Станислав Васильевич Кожемякин. Лучший учитель физкультуры, его все знали, обожали. Команда школы №4 на протяжении чуть ли не 20 лет была победителем всяких межшкольных соревнований по баскетболу, легкой атлетике, эстафет мира. А потом, когда построили седьмую школу в районе шестого километра, у нас уже было соперничество. Там тоже работали уникальные и замечательные учителя.

1 / 2

В доме, где сейчас находится Институт географии, раньше был Камчатский гидрометеоцентр. Первая музыкальная радиостанция была здесь и называлась "Камчатка метео". В 70-х, начале 80-х годов они сделали коротковолновую радиостанцию и все время передавали прогноз погоды и включали  музыку. Но не советские патриотические песни, а с пластинок — Ободзинского, Антонова… А раньше приемники не работали в диапазоне коротких волн, и все тогда накупили этих КВ-приемников и слушали музыку. Конечно, и у меня тоже был такой приёмничек. Это была очень популярная радиостанция, она просуществовала недолго, и на ней работали очень веселые ребята.

Здание

Здание. Фото: Анастасия Табачинская/ИА KamchatkaMedia

Советская 

В здании, где сейчас "Gold’s Gym", было кафе "Юность", которое работало днем как столовая, а вечером как кафе. В 60— 70-х годах здесь собирались местные стиляги, играл джаз-бэнд и, помню, мой дядька Александр Сергеевич Зверков здесь играл на кларнете.

1 / 2

Раньше это был дом, где жили работники обкома партии. Здесь жил мой одноклассник Володя Витер — младший брат Ирины Васильевны Витер, почетного жителя Петропавловска-Камчатского, известного краеведа. Их отец был секретарем обкома партии. На новогодние и прочие праздники мы частенько весело собирались в их квартире на втором этаже этого дома всем классом, человек двадцать… Потом этот дом расселили, сделали гостиницу "Октябрьскую", а сейчас планируют его снести — вроде как он сейсмоопасный.

1 / 5

Землетрясение в театре 

Площадь Ленина я всегда называю Театральной. Потому что у нее всегда было такое название, а после появления памятника В. И. Ленину ее переименовали.

Современное здание драматического театра было построено в 1964 году, а до этого здание театра было деревянное и располагалось выше нынешнего, где сейчас скверик. И мои первые школьные выступления в рамках олимпиад по художественной самодеятельности во втором и третьем классе были на сцене именно того театра. И моя любовь к театру появилась еще там — я помню  плюшевый занавес, теплые прожекторы и интересные детские сказочные постановки…

Мое первое место работы и первая запись в трудовой книжке — камчатский драмтеатр. Как это было? Я провалил экзамены в МГУ, потому что сдуру поперся после школы сразу на философский факультет, не имея жизненной практики, да и еще из какого-то провинциального города. Вернулся домой, и до следующего года мне нужно было устраиваться на работу. Мой школьный друг Никита был сыном тогдашнего директора театра Георгия Ивановича Горицкова, да и родители мои были дружны с родителями Никиты, и я пришел устраиваться на работу в театр.

Георгий Иванович говорит: "Кем я тебя возьму? Рабочим сцены?" Отвечаю: "Давайте меня рабочим сцены". Так и начал свою работу, мне было всего 16 лет.

Я проработал здесь недолго — месяца 4-5. Но с этим театром у меня связана интересная история. 25 ноября 1971 года в Петропавловске произошло землетрясение. Очень сильное! Мы тогда жили с родителями в районе "9 школа", нам дали квартиру. Ну и тем утром 25 ноября я проснулся от того, что меня скинуло с кровати этим подземным толчком. Я успел вскочить, и через мгновение на кровать упал книжный шкаф с цветами. У соседей на верхнем этаже разбился большой аквариум с рыбками, вода капала. В общем, была картина маслом. Я к обеду после этого землетрясения пришел в театр на работу и увидел на левой стене, которая тянется вдоль дороги, трещину. Это стена между зрительным залом и сценой. Через эту трещину можно было руку просунуть на улицу, сантиметров 25-30 точно размером.

Все у меня в жизни связано с центром города, так получается...

1 / 2

Здесь был кинотеатр Камчатка, куда мы бегали кино смотреть. Через кочегарку проникали в зал и смотрели фильмы, которые были запрещены к просмотру до 16 лет.

1 / 2

С подачи Ирины Васильевны Витер меня пригласили в камчатский обком комсомола, который находился в здании нынешнего краевого суда. У нас был идеологический отдел, где мы вроде как должны были сеять разумное, доброе, вечное. Воспитывать нравственность, коммунистическое отношение к действительности и исповедовать марксистко-ленинскую идеологию. А получилось так, что это был самый раздолбайский отдел. А в задачи отдела входила культурно-массовая, лекторская работа, подготовка Ленинского зачета…

Нам так было скучно заниматься этим всем: ходить по первичным комсомольским организациям и организовывать методическую помощь. Мы придумали выездные заседания отдела пропаганды и агитации и лекторской группы.

Как они проводились? Мы сообщали, что идем проводить такую работу в первичные организации, а сами шли на сопочку Никольскую. Там было кафе "Лето" и замечательная пивнушка с разливным пивом. У нашего коллеги Сергея Шендрика там официанткой работала девушка, она нам все время по блату приносила неразливное пиво. Мы занимали отдельный кабинетик и очень дружно проводили там выездные заседания отдела. Потом приходили и писали офигенные справки, как мы "сеяли разумное, доброе, вечное" и учили молодежь основам идеологии. Конечно, мы ходили и по первичным организациям, но это мне не запомнилось, а кафе "Лето" запомнилось очень здорово.

1 / 2

Кафе "у Командора" 

Поужинать и потусоваться отделом мы иногда ходили в ресторан "Камчатка" на первом этаже гостиницы "Восток", где сейчас автостоянка — напротив нынешней "Аллеи флота". Там работал хороший оркестр, пел певец из Магадана Юра Закатов. Кстати, на Камчатке, что касается ресторанных музыкантов, были очень знаковые фигуры. Михаил Шуфутинский пел в ресторане "Океан", Юлия Борисовича Любарского и Наталью Златову многие знают. Приезжали музыканты из Харькова и Магадана, работали подолгу и оставались здесь. Мы в этом ресторане примелькались, и нам стали высказывать: "Комсомольцы, где ваша мораль?" и так далее. Поэтому мы стали собираться на квартирах, где устраивали посиделки с шампанским, глинтвейном и политическими анекдотами про Брежнева.  

Гостиница

Гостиница. Фото: pastvu.com

А у меня дома была подшивка журнала "Клуб и художественная самодеятельность" — неплохой журнальчик, всегда можно было что-то интересное почитать. Его подшивка лежала у меня в туалете, и в отсутствие в Советском Союзе туалетной бумаги мы вырывали листы из журнала и пользовались. В один из дней во время наших таких посиделок на квартире я вырвал страницу и  увидел статью в журнале "Практика организации молодежных кафе и клубов в городе Рига", пришел к ребятам с предложением создать такое молодежное кафе. Они говорят: "О, клево! Мы же, в конце концов, идеологический отдел, давайте эту идею продвинем!". Окей, загорелись идеей, пришли к директору Треста общественного питания Валерию Кузнецову, и там нас поддержали. Нам предложили несколько вариантов помещений, не все подходили. А одно было — отдельно стоящее здание "Кафе-блинная"  на четвертом километре рядом с кинотеатром "Родина", где сейчас церковь. Нам отдали это здание, и я придумал название "Кафе-клуб "у Командора". Ребята из института "Камчатгражданпроект" сделали нам проект интерьера, помог и "Торгмортранс" с дефицитной японской техникой — мы тогда купили колонки, усилители, свет, все оборудовали. И в 1976 году мы открыли первое на Дальнем Востоке комсомольское молодежное кафе.

Оно сразу стало таким знаковым местом — караул! Там шли тематические программы, посвященные творчеству не каких-нибудь Юриев Антоновых и Ободзинских, речь шла о группах The Beatles, Led Zeppelin, ABBA и прочих. Были программы по моде. Народ туда повалил!

Билеты красивые такие были, их продавали по три рубля, в стоимость входил бокал вина и какая-то закуска. Так на местном рынке-толкучке их продавали по 15-20 рублей! Конечно, мы перенесли все свои посиделки туда. Моя свадьба, кстати, там была.

А потом нас обвинили в диссидентстве, в очернительстве. Водили на ковер в отдел пропаганды и агитации обкома партии, нами заинтересовалось даже КГБ — "Что это такое? Вы должны заниматься коммунистическим воспитанием молодежи, а вы разводите буржуазную пропаганду!". Тогда появились запретные списки всяких групп — какие можно крутить на дискотеке, а какие нельзя. Кафе просуществовало лет шесть-семь. Ну и потом его закрыли.

1 / 2

Лотерея на стадионе 

В восьмидесятые годы у нас образовалась компашка неспокойных людей. Мы с друзьями из разных творческих областей в перестройку придумали "Центр молодежной инициативы "Поиск" — хозрасчетную контору при горкоме комсомола. Идей было много, деньги появились, мы стали проводить фестивали, конкурсы, концерты. В драмтеатр мы привозили мим-театр "Лицедеи", шоу-показ Таллиннского дома моды, проводили первые на Камчатке конкурсы красоты, организовывали совершенно безумные мероприятия. Одно из таких мероприятий, которое мы провели на стадионе Спартак, — фестиваль рок-музыки "160-й меридиан". Зрителей собиралось по две-три тысячи. Приезжали группы "Зоопарк", "Телевизор", "ДДТ", "Ноль", "АукцЫон". Помню, году в 1987 -1988 мы решили провести здесь еще благотворительную лотерею. Был какой-то футбольный матч, и мы сказали зрителям, что будет разыгрываться машина, а они тогда были в дефиците. Появились новые "Лада-восьмерки", "зубило" они назывались. И мы выцыганили эту машину для розыгрыша и выставили на матче. Мы хотели продать билеты, "отбить" машину и еще пустить часть денег на благотворительность. Билеты тогда напечатать было негде, и наш друг Олег Агульник достал бланки "В баню" — книжка с номерами. Мы продавали эти "лотерейки" по три рубля. А народу собралось тысяч пять — как продавать билеты? Мы пригласили знакомых девчонок из ансамбля танца "Контрасты", человек 20, продавать эти билеты. А куда деньги складывать? Ну, мы им говорим "да в майки складывайте", раздали им еще наволочки.

Они их за пазуху, деньги все скомканные! Нам тогда выделили комнату в здании стадиона, и девчонки приходили и высыпали там деньги. Просто куча бабок была! Мы потом сидели всю ночь, эти купюры расправляли и считали. Такая хохма!

У нас был прямо на стадионе лототрон, мы разыграли эту машину. Помню, девочка выиграла из небогатой семьи. Тут же были работники ГАИ, чтобы оформить. Они потом рассказывали, что когда победительница приехала домой на этой машине, у ее мамы чуть инфаркт от счастья не случился.

Разыгрывали тогда не только машину. Призов было много — цветные телевизоры, холодильники, разная техника. На стадионе стояла эта машина с ленточкой. Ой, ажиотаж, конечно, был на эту лотерею! Мы тогда собрали очень много денег и оплатили призы. На оставшиеся деньги  отправляли творческие коллективы на гастроли, купили телевизоры и технику и раздали в детские дома.

А газета "Правда" и ее собкор на Камчатке Алла Овчинникова тогда написала на нас фельетон "Чем торгуете, мальчики?" и разбила нас в этой статье в пух и прах. Дескать, мы спекулируем на дефиците, страна живет тяжело. Нам выдали таких звездюлей тогда — секретать горкома комсомола Валерий Федоров и Олег Агульник получили выговоры по партийной линии.

1 / 2

ТВК 

Здесь находилась телекомпания ТВК. У нас был весь третий этаж. Шли перестроечные годы, витал дух свободы, но определенная скованность все равно была.  Я уже работал на телевидении, и образовалась инициативная группа журналистов, куда вошли Сергей Белов, Олег Эппорт, Юрий Егин, Олег Агульник и я. Мы создали производственный кооператив "Пресса", который занимался негосударственной издательской и прочей деятельностью. Издавали независимую газету "Диалог", которая пользовалась успехом на Камчатке. Потом решили создать еще и телекомпанию. Назначили меня главным редактором еще несуществующей компании, поскольку я телевизионщик. Это был 1990 год, мы зарегистрировали акционерное общество "КамКО" совместно с крупными камчатскими организациями, которые прониклись идеей независимого вещания. 25 февраля 1991 года мы вышли в эфир, а лицензия была получена еще в сентябре 1990 года, тогда еще был СССР и КПСС была при всех делах. Это была первая в Советском Союзе негосударственная телекомпания — ТВК. У меня даже до сих пор есть диплом Гиннеса. Она создана раньше российского телевидения, НТВ и т. д.

Владимир Ефимов

Владимир Ефимов. Фото: Анастасия Табачинская/ИА KamchatkaMedia

С того момента мы 17 лет отработали. Я руководил коллективом из 30 человек. Вещали по 4-5 часов в день, в субботу было восьмичасовое вещание. Долгое время мы были единственной конторой, потом появилась "Тройка" с радио и телевидением, "Лукоморье", "Радио СВ", в дальнейшем еще больше конкуренции появилось. В современной России очень сложно делать независимое средство массовой информации, а мы тогда были именно независимым СМИ. Ну и чисто по экономике стало сложно, в 2007 году я закрыл проект.