Первый случай коронавируса в Бурятии зарегистрировали в марте 2020. За полтора года жители республики привыкли жить в новых условиях постоянных ограничений, изменились привычки, сжатые границами самоизоляции. Интернет в этой ситуации остался единственным способом проведения встреч, посещения публичных мест, сближения с культурой. В самой сути виртуальных путешествий, походов в гости, в кинотеатры, в музеи и библиотеки есть реальный сюжет, но нет материальной действительности.
Премьера первого приключенческого фильма бурятских кинематографистов "Золото империи" (12+) состоялась в сентябре этого года в Улан-Удэ и разительно отличалась от премьер прошлых лет. Надо сказать, кино в Бурятии любят. И смотреть, и снимать. Только за 2013 год в Улан-Удэ вышло около десяти фильмов в самых разных жанрах — от боевиков и комедий до мелодрам. И местный зритель всегда рад оценить творчество земляков.
Но не в этот раз. Весь основной материал "Золота" отсняли летом 2019-ом года. В 2020-ом фильм смонтировали, но из-за пандемии премьеру пришлось перенести на текущий год. Премьера всё-таки состоялась, но написать "при большом стечении народа", к сожалению, нельзя.
"Непростая нынешняя ситуация диктует новые правила. По всей стране были введены ограничения на количественное посещение зрительных залов, требования наличия справок о вакцинации. Зачастую люди семьями или с друзьями не могли посмотреть кино в полном составе, что, конечно, сказывается на настроении наших зрителей", — сетует режиссер Юрий Ботоев.
Заместитель Главы Полномочного представительства Республики Бурятия при президенте РФ Юлия Дагданова рассказала, что 25 декабря в легендарном московском кинотеатре "Иллюзион" прошел "Уикэнд бурятского кино" (12+). На большом экране можно было увидеть фильмы бурятских кинематографистов "Золото империи" и "Булаг 2. К новой жизни" (6+). Проект был организован Госфильмофондом России совместно с полпредством Бурятии. Бонусом для зрителей стали встречи с режиссерами кинокартин — Юрием Ботоевым и Солбоном Лыгденовым. Такая поддержка для наших киношников уж точно лишней не будет.
Кинематограф по-бурятски — я спрятался, и я не виноват
В 2020 году в Улан-Удэ должны были приступить к работе над полнометражным фильмом о великом советском спортсмене Виликтоне Баранникове. Нашлись люди, которые захотели участвовать в проекте, предполагался огромный бюджет для Бурятии — 22 миллиона рублей. Но, увы.
Продюсер медиагруппы "Арчи-Фильмс" Булат Цыденешеев:
"Процесс кинопроизводства предусматривает привлечение огромного количества людей, массовые сцены, пришлось сдвинуть всё это, и в итоге мы потеряли нескольких инвесторов. Кинопроект пришлось свернуть, и приступим ли мы к съемкам в нашем регионе в 2022 — большой вопрос. Кино — это бизнес, в тебя вложили деньги, в эти сроки и укладывайся. При этом поддержка от властей минимальная. Обидно за себя и за коллег".
При этом работа, конечно, идет. Снимаются небольшие короткометражные фильмы, клипы для артистов. Кстати, неожиданно выяснилось, что у местных певцов накопилось большое количество песен, которые надо куда-то транслировать. В итоге на региональном "Буряад ТВ" (18+) сейчас подводят итоги конкурса "Лучший клип 2021", всего поступило более 50 работ.
Стриминговые платформы — глобальный выход из ситуации
Летом федеральный телезритель увидел "Маньячелло" (18+) — российский телесериал в жанре чёрной комедии производства компании "Байкал Кино", снятый в Бурятии. Его премьера состоялась 16 августа на телеканале "ТНТ" (16+) и на онлайн-сервисе "Premier". Генеральный директор компании "БайкалКино" Дина Замалиева рассказала, что ограничения сильно изменили способ кинопроизводства.
"Сам съемочный процесс изменился, конечно. Нам отказывали в локациях, хотя мы готовы были проводить необходимые мероприятия по дезинфекции после съемок за свой счет. Найдешь две-три локации в городе, везде отказ. При этом коронавирусные запреты способствовали развитию стриминговых платформ — на самоизоляции для людей просмотр сериалов и фильмов стал чуть ли не единственным развлечением. Мы сейчас плотно сотрудничаем с платформой Premier, она популярна у россиян. За этим будущее однозначно. Я думаю, что в кинотеатры люди будут ходить за погружением в реальность. Мы будем летать на метлах с Гарри Поттером (12+) и ощущать запахи с Рататуем (0+)".
Вернись, я всё прощу!
Трансформация индустрии развлечений уже началась, хотим мы этого или нет. За минувший год люди привыкли смотреть фильмы в стрим-формате у себя дома, они даже находят в этом "кино на диване" определенные преимущества. Например, в любой момент можно выключить непонравившийся фильм, почитать анонсы, рецензии, отзывы зрителей. Поставить на паузу, в конце концов, и нырнуть в холодильник. Откажутся ли от выходов в кинотеатр или всё-таки важнейшее из всех искусств останется и продолжит властвовать в своем храме?
Исполнительный директор "МВ-синема групп" Марина Покацкая:
"Мы по факту не работали ровно год. Потом заполнение зала на 50%, на 75%. Было очень тяжело, но сейчас народ в кино пошел, ситуация начала выравниваться более-менее. Введение QR-кодов, конечно, тоже сыграло свою роль, потому что основные посетители кинотеатров — это подростки, которым пока прививки не ставят, а с родителями уже ходить не хотят. Вот сейчас они на дистанте, ходят в кино "организованной толпой" с одним руководителем. Конечно, мы до сих пор переживаем всё это, последствия печальные, убытки колоссальные. Не секрет, например, что работа фудкорта — это не менее 50 процентов от выручки кинотеатра. Выводы делайте сами. Субсидию от государства получили, но это мизер, конечно. В остальных регионах ситуация получше, в том же Иркутске летом локдаун не объявляли, все ТРЦ работали".
Я знаю, всё еще будет!
Мрачные прогнозы бурятских кинопроизводителей не разделяет журналист Игорь Озеров, продюсер "Золота империи":
"Бесспорно, зарабатывать на региональном кино в классическом смысле этого слова стало сложнее. Но посмотрите, за 2021 год на субсидию на поддержку производства фильмов поступило целых 8 заявок. Для небольшой нашей республики это очень много. Пандемия конечна, история бурятского кино — никогда! Зритель вернется".
Даже если вынести за скобки вопросы, связанные с финансированием, прогнозировать будущее регионального кино очень сложно. Но если очень хочется, можно. Век кинотеатров не проходит безвозвратно и большой экран будет сохранять свое волшебство всегда. Хотя бы в силу зрительских традиций. Особенно это касается теплого, пусть иногда наивного, но такого родного местного кино.