Разбитая дорога, дикий пляж, тракторы, загребающие черный песок, мощные океанские волны… Такой мы знаем Халактырку много лет. Но в последнее время на этом пейзаже "рисуют" все новые, и новые детали: сначала аккуратно, сбоку, а теперь, не стесняясь, широкими мазками во все полотно! Визит-центр, кемпинги, глэмпинги, бани и серф-лагеря… И шатры тут ставят, и свадьбы празднуют, и политики пиарятся, и даже целые джазовые многотысячные фестивали проводят.
Стихийное освоение Халактырки. Фото: глэмпинг.рф
А вы знаете, что вся эта бурная жизнь кипит здесь на птичьих правах? Кто тут кому разрешения выдавал? Какие экологические экспертизы проводил? И никому и дела нет? По крайней мере, до недавнего времени власти особого внимания на эту территорию не обращали, может, до задворок просто руки не доходили? Похоже, что приглядеться к этой ситуации заставило экологическое ЧП, связанное с гибелью морских обитателей в прибрежных водах Халактырки, прогремевшее на весь мир осенью 2020 года. Такого скопления начальников разных уровней и мастей Камчатка не видела никогда! Как говорится, не было бы счастья...
В итоге, после несметных совещаний, проходивших прямо на берегу океана, помимо красных водорослей власти смогли разглядеть и масштаб стихийной застройки на пляже… И, наконец, решили реагировать. Мэр Петропавловска-Камчатского Константин Брызгин инициировал разработку проекта развития территории Халактырского пляжа. Задачу этому проекту поставили очень непростую: с одной стороны, обустроить пляж в угоду увеличению туристического потока, а с другой –максимально сохранить его природную красоту и чистоту. Доверили готовить документацию новосибирской компании "Корпус". В декабре этот проект презентовали на общественных слушаниях в столице Камчатки.
Что имеем?
Территория Халактырского пляжа — это 13 километров береговой линии, от устья реки Халактырки до устья реки Таенки. Ориентировочная площадь — порядка 1600 гектаров. В настоящее время, с ростом автомобилизации, значительно возросла доступность этой зоны отдыха. А с 2014 года началось освоение этой территории малым бизнесом — на пляже появилось большое количество нестационарных объектов — тех самых серф-школ, кемпингов и прочего. Причем, никакого градостроительного регулирования этого процесса здесь не велось.
Идет хаотичная, никоим образом не зарегламентированная застройка, в том числе и в водоохранной зоне Тихого океана. Происходит вытаптывание, накатывание дорог, загрязнение бытовым мусором... Все это вскоре может привести к деградации природных комплексов. Океан, конечно, останется океаном, однако уникальной красоте этой территории будет нанесен существенный урон. Но как же примирить в одной точке развитие туризма и заботу об экологии? В мировой практике такие задачки решаются как раз грамотным планированием территории. Что же конкретно предложили разработчики проекта?
Халактырский пляж. Фото: Анастасия Табачинская ИА KamchatkaMedia
Вообще нельзя, но если немножко, то можно?
Проектировщики, как и задумывалось, разделили весь этот большой участок на разные зоны: зоны сельхозиспользования, зоны сохраняемых природных ландшафтов, зоны с рекреационной нагрузкой разной степени "тяжести", зоны коммунальных объектов и пр. Для каждой из них предусмотрен свой индивидуальный "климат" регулирования.
Что предполагается разместить в так называемой активной зоне, куда планируется направить основной поток туристов? Проектировщики успокоили общественность тем, что данный план не предусматривает строительства капитальных объектов. Однако нестационарных объектов проект подразумевает великое множество! Что же здесь разрешено возводить? Панорамные СПА, дровяные купели под открытым небом, кемпинги с комфортабельными жилищными модулями и полноценным отельным обслуживанием, палаточные лагеря, детские и спортивные площадки, место для сбора групп туристов и укрытие от относительно сурового климата, точки общепита... А еще здесь запланировали построить целый "Парк природных скульптур", который (как написано в проекте) "станет настоящей творческой лабораторией, где арт-объекты будут гармонично сочетаться с уникальным ландшафтом и природой Халактырского пляжа". Ну лепота же?
— Скажите, — не унималась общественность, — а вот те объекты, которые уже там находятся, они разве не нарушают закон? Разве многие из них не стоят в водоохранной зоне? И что проект предлагает с ними делать?
Видно было, что проектировщикам и представителям управления архитектуры Петропавловска на этот вопрос отвечать было неловко:
— Водоохранная зона Тихого океана составляет 500 метров, и да, это правда, что некоторые объекты расположены в этой зоне. Данным проектом их перемещение не предусматривается. Вместе с тем, предлагаем предусмотреть в проекте дополнительную зону регулируемого туризма севернее технологического проезда.
"Освоение" Халактырского пляжа. Фото: Анастасия Табачинская ИА KamchatkaMedia
Очевидно, властям именно таким видится компромисс между стимулированием турпотока и сохранением экологии? Тем, кто успел понастроить вне закона, как бы можно, а остальным уже нельзя. То есть данный проект легализует самозахват территорий и прощает нарушение закона? Мы правильно поняли? Но все это, конечно, ради высокой цели развития туризма! Закон ведь порой заставляет людей сносить капитальные постройки, и даже многоэтажные дома... Что, правда нельзя перенести все эти классные туристические объекты за 500 метров от океана? Или можно? Или нужно?
Энергия ветра? Нет, не слышали!
Сегодня все кемпинги и СПА на территории Халактырки работают на генераторах, а воду для своих нужд подвозят на транспорте. Конечно, это неудобно. Ведь современному туристу комфорт подавай! Поэтому активную зону решено было "снабдить" инфраструктурой. Проектом здесь предусмотрен водопровод, канализация в септиках и электрическая подстанция. Вроде все логично? Но почему авторы проекта не подумали о применении здесь "зеленых" технологий? А вот для общественников, собравшихся на слушания, такой подход кажется намного более логичным.
— Халактырский пляж используется сезонно, основной поток отдыхающих — это летний сезон. Предлагаю не тянуть мощную электрическую линию, а использовать возобновляемую природную энергию — ветрогенераторы и солнечные панели. Ведь на Халактырке дефицита ветров точно нет! Ветрогенераторы могли бы решить проблему с энергообеспечением пляжа.
Поедем на автобусе?
Имеющуюся гравийную дорогу (да, ту самую, с колдобинами и буераками, по которой мы привыкли добираться до пляжа) проектировщики решили оставить в качестве технологического проезда для техники, которая трудится на песчаном карьере. А вот для туристов основной въезд планируется по новой четырехкилометровой автомобильной дороге, которая будет идти из микрорайона Заозерного. Какой будет эта трасса — асфальтовой или гравийной — проектировщики пока точно не знают, эти нюансы будут предусмотрены другими проектами и планами. В Заозерном также планируется организовать парковку на 600 машин. Предполагается, что основной поток туристов будет оставлять свои авто на этой стоянке, а дальше на пляж ехать на автобусе или идти пешком.
Проект запретит стихийные парковки. Фото: Анастасия Табачинская ИА KamchatkaMedia
Еще одна парковка ограниченного пользования (вместимостью 200 авто) предполагается в конце подъездной автомобильной дороги непосредственного на территории пляжа. Эта парковка предназначена для маломобильных групп населения, для сотрудников, работающих на территории Халактырского пляжа, а также осуществляющих техническое обслуживание этой зоны. Кроме того, доступ к этой парковке будет свободен во время проведений массовых мероприятий. Третью парковку общего пользования (на 200 машин) планируется построить на границе рекреационной зоны на расстоянии 1 км от активной зоны пляжа.
Фото с трактором — мечта туриста?
К тому, что посреди Халактырского пляжа тракторы роют песок, камчатцы уже привыкли. Добыча здесь ведется более полувека. Однако насколько этот объект вписывается в новую реальность с эколозунгами и развитием туризма? Какую судьбу авторы проекта уготовили песчаному карьеру? Стабильную! Проектировщики планируют оставить его там, где он и был долгие годы. Хотя об уместности карьера в туристической зоне споров сейчас ведется немало. Вот и на слушаниях общественность по этому поводу недоумевала:
— Самое неприглядное на Халактырке — это то, что посреди рекреационной зоны полным ходом идет добыча песка. Летом бывает до 40 машин одновременно друг за другом стоят! Захочет турист сделать фотографию на фоне океана, но ее испортит трактор или грузовик!
Публичные слушания. Фото: Яна Щеголихина ИА KamchatkaMedia
— Этот проект напоминает мне наш город: смесь жилых массивов и промзон. Так и здесь предлагается смешать промзону карьера с местом отдыха. Мы понимаем, что песок, добываемый на этом карьере, необходим для строительства города, однако почему бы карьер не сместить из центра турзоны?
Полного ответа на эти вопросы на слушаниях не прозвучало. Сказано было лишь о том, что карьер — это федеральная вотчина, лезть в которую у городских властей нет полномочий…
Однако, возможно, сторонников закрытия песочного карьера на Халактырском пляже удовлетворит ответ министра природных ресурсов и экологии Камчатского края Алексея Кумарькова? Перед слушаниями он довольно эмоционально высказался на сей счет на своей страничке в FB. Мы позволим себе процитировать мнение министра в усеченном виде:
— Если мы закроем действующее месторождение, экономика Петропавловска и Елизово останется без песка. Это значит, что без песка останутся объекты строительства и дорожное хозяйство (профессии травматолога и инспектора ГИБДД станут востребованней, цены в строительстве вырастут, чистая соль, которой будут посыпать дороги, будет еще больше уничтожать почву и вашу обувь). Песок там добывают десятки лет! Дорога, которой пользуются сейчас все, построена именно к месторождению, и все эти годы обслуживалась недропользователями. Генетически в нашем молодом (в геологическом отношении) регионе месторождения песка тяготеют к водотокам. Есть еще полтора небольших месторождения — в черте Елизово и возле Северных, дай бог памяти, Коряк. Не думаю, что кто-то захочет соседствовать с очередной пылящей дырой в земле. Сдвинуть месторождение на пляже "влево" нельзя — не позволяет действующая редакция Водного кодекса РФ. Перспективы внесения изменений в кодекс стремятся к нулю. Как вариант, можно раскопать лес в 500 метрах от океана — кто с этим согласен? Лес рук! Нарушения природоохранного законодательства, которые случаются, возможные нарушения технологии ведения работ, возможные проблемы с учетом добываемого полезного ископаемого никто не покрывает, и они вызывают не меньшую обеспокоенность и у Минприроды, и у СВТУ Росрыболовства. Нарушения выявляются, меры реагирования принимаются.
А если смоет?
Пока кто-то рассуждал о возможных корректировках проекта, некоторые представители общественности обнародовали свой радикальный взгляд на проблему. Прозвучало мнение о том, что на территории Халактырского пляжа не должно быть не только капитальных, но и вообще никаких строений! Почему? Потому что проектом, как они считают, недооценена цунамиопасность этой зоны.
Есть мнение!. Фото: Яна Щеголихина ИА KamchatkaMedia
— Я не увидел ни у заказчика, ни у проектировщика, что они использовали при подготовке "Правила проектирования зданий и сооружений в цунамиопасных районах", — отметил присутствующий на слушаниях житель края Вадим Задорожный. — Там есть такой пункт, в котором прописано, что строительство и освоение цунамиопасных территорий, на которых прогнозируется возникновение цунами со значением вертикального заплеска более 8 метров, — запрещается.
А вы предусматриваете проектом размещение объектов! Вы тут сказали, что по вашим данным на Халактырке возможна волна до 10 метров? Готов с вами поспорить! Советую вам ознакомиться с методическим пособием 2018 года, где Халактырский пляж отнесен к цунамиопасной зоне с волной до 14, 5 метров! Там людям в принципе находиться опасно, не то что объекты возводить! На территории должны стоять предупреждающие знаки о том, что здесь цунамиопасная зона. И проектом здесь должна быть предусмотрена система оповещения.
Доработают?
Халактырский пляж. Фото: Анастасия Табачинская ИА KamchatkaMedia
Яна Щеголихина