Они всегда вдвоем, всегда рядом… Знакомые, по-доброму завидуя, называют их неразлучниками. Друг с другом Вячеслав Таратынов и Татьяна Дерегузова не расстаются более 40 лет, а с камчатской сценой — уже 30. В этом году у них один на двоих творческий юбилей, отметить который они придумали постановкой "Я стою у ресторана...". Этот спектакль видели, наверное, все камчатские театралы, с неизменными аншлагами он шагал из сезона в сезон почти два десятилетия! Но вот уже около 15 лет его в репертуаре нет. Новая встреча с любимой пьесой ждет нас 11 декабря. Между репетициями Татьяна Павловна и Вячеслав Петрович зашли на огонек в редакцию ИА KamchatkaMedia.
О том, как грустного слесаря и несостоявшуюся балерину спас театр, об актерских комплексах, о том, как за одну ночь можно решить уехать на Камчатку, о жизни после "красной зоны" и о том, как дважды войти в одну роль — читайте в нашем интервью.
Иногда они возвращаются…
— Татьяна Павловна, Вячеслав Петрович, поздравляем вас с юбилеем! Почему решили на бенефис возродить именно спектакль "Я стою у ресторана… "?
Вячеслав Петрович: — Наверное, потому, что с этого спектакля 30 лет назад и началась здесь наша творческая биография. Это был наш первый спектакль в Камчатском театре.
Татьяна Павловна: — Мы ведь прилетели сюда в феврале 1990 года — это середина театрального сезона. Все спектакли расписаны, все роли розданы. Муж еще как-то был занят, а я первые месяцы ходила в театр только за зарплатой. А ведь работы очень хотелось. И тогда я предложила Славе поставить "Я стою у ресторана". Пьеса — на двоих! То есть, нам и отвлекать никого для репетиций не потребовалось, и зал мы не занимали, репетировали дома. Этот спектакль сыграл огромную роль в нашей судьбе. Он был еще и первой в этом театре режиссерской работой Вячеслава.
Вячеслав Петрович: — Да, это был важный момент. К новичкам в театре вообще относятся с настороженностью. Что тут скрывать… Артисты — народ завистливый, эгоцентричный и не ко всем приветливый. Нас тоже встретили прохладно. Но руководство театра дало мне шанс показать себя не только в актерской ипостаси, но и в режиссерской. Премьеру, так получилось, мы играли на гастролях во Владивостоке. Коллеги увидели, что я могу и как я могу. Оттаяли. И с тех пор мне как режиссеру стали доверять. Всего я поставил более 25 спектаклей на камчатской сцене. Почему еще на бенефис мы выбрали "Я стою у ресторана"? Нам очень нравится автор — Эдвард Радзинский. Это настоящая литература. Там есть и хороший юмор, и самое главное — в пьесе есть судьба человека. Пустельга разная интереса ни у меня, ни у Тани не вызывает. Зачастую в спектаклях есть история, а судьбы нет. Повествование сплошное… без нерва. А ведь зритель приходит в театр за большой эмоцией.
"Я стою у ресторана" эти эмоции дарит в изобилии! На него в те годы зритель очень хорошо откликался. У нас есть одна знакомая, которая ходила на него 8 раз! Этот спектакль был в репертуаре лет 17 — последний раз мы его сыграли в 2007 году. С тех пор много воды утекло... Но я надеюсь, и сегодня будет отклик. А ведь самое главное не сказал… Я взял эту пьесу потому, что мне захотелось сделать приятное моей жене. Таня тогда очень любила эту роль. Хочется напомнить ей эту радость!
Татьяна Павловна: — Такие роли попадаются нечасто. Их можно по пальцам пересчитать за все эти годы работы…
— А не боязно идти против народной мудрости — входить дважды в одну реку, в данном случае в одну роль?
Татьяна Павловна: — Оно, конечно, боязно, но не по этой причине. "Одной реки" тут точно не будет. Спектакль в этот раз будет другим. Раньше мы были на сцене вдвоем, использовали музыкальную фонограмму … А сейчас с нами на сцене будет целый камерный оркестр! Живая музыка…
Вячеслав Петрович: — А еще мы стилизовали спектакль под читку пьесы… Почему? Ну потому что, во-первых, нам уже далеко не столько лет, сколько ее персонажам. Мы комплексуем на этот счет. Артисты всегда комплексуют, особенно женщины. Даже актрисы, которые для нас молоденькие, и то порой говорят: "Я больше не могу играть эту роль, я стара". И ты думаешь: если эта девочка старушка, то кто ты? Поэтому, как нам кажется, в читке этот диссонанс не будет таким ярким, это будет выглядеть органичней.
Татьяна Павловна: — А, во-вторых, листы с текстом в руках могут и пригодиться! Все же мы не играли пьесу столько времени, пусть будет подстраховка. Хотя, когда начали первый раз репетировать, текст всплывал и лился… Глубоко, видать, засел в памяти.
Дома хорошо, а в гостях лучше?
— Почему бенефис, посвященный юбилею служения Камчатскому театру, будет проходить не на его сцене?
Вячеслав Петрович: — Вопрос и сложный, и простой. Вообще, задумка возродить "Я стою у ресторана" появилась у меня в прошлом году, когда мне стукнуло 70. Я думал сделать этот спектакль к своему юбилею. Но эта пандемия все планы спутала. Как сейчас говорят, "сложные времена"… На них все и списывают! Задумка так и осталась в голове. А в этом году мне позвонил Алексей Высторопец — руководитель нашего Союза театральных деятелей, мы с ним разговорились, и я посетовал, что не удалось к своему юбилею сделать этот спектакль. Алексей заинтересовался, мысль у него уже понеслась… Он же у нас — "вечный двигатель"! Говорит, а ведь у вас с Татьяной в этом году еще один юбилей — общий.
И предлагает такой интересный эксперимент — сыграть спектакль вместе с Камчатским камерным оркестром. Леша вообще горит идеей объединять камчатские творческие коллективы в интересные проекты. Хотя у нас и маленький городок, и все, вроде, друг друга знают, и даже имеют хорошие отношения личные с отдельными артистами…Но коллективы сотрудничают мало, если честно, то почти совсем не сотрудничают. Алексей Высторопец хочет, чтобы Союз театральных деятелей выступил такой вот объединяющей силой. И я верю, что у него получится!
Спасибо филармонии, камерному оркестру и лично Дарье Кадачиговой и Александру Гилеву — они согласились с этой идеей, несмотря на занятость. Ну а поскольку родным залом камерного оркестра является зал Камчатской филармонии "Октябрьский", логичным показалось наш проект реализовать именно там. Нам двоим легче прийти к ним в гости, чем целому оркестру — в театр. Тем более, сейчас эти ограничения повсюду — справки, коды и прочее.
Сегодня у нас даже наших непривитых артистов от работы отстраняют… Сложная пропускная система действует. В общем, хотелось избежать всей этой мороки. Алексей Высторопец выступил продюсером нашего бенефиса, а нам с музыкантами осталась творческая часть. Сейчас у нас полным ходом идут репетиции.
Татьяна Павловна: — Живой оркестр рядом — это очень волнительно и интересно! Я не знаю, делал ли кто-то до нас такой тандем на сцене. По крайней мере, я таких примеров не знаю.
Не хочу думать, что могло быть по-другому...
— Татьяна Павловна, а у вас ведь и у самой музыкантский опыт имеется, да? Правда, что для одной из своих ролей вы научились играть на саксофоне?
— "Научилась играть" — это очень громкое заявление! Но частичка правды в этом есть. Для спектакля "Караул № 8" мне пришлось научиться играть на саксофоне… но всего одну композицию — песню Жанны Агузаровой "Чудесная страна". До этого я саксофон в руках не держала. Поначалу во время обучения у меня от напряжения и волнения даже пальцы сводило!
Вячеслав Петрович: — Таню обучал руководитель военного оркестра! Она отчаянно учила эту мелодию, брала инструмент домой и играла, играла до бесконечности… Однажды к нам в дверь позвонили, на пороге стоит хмурый сосед. Спрашивает: "Это вы на саксофоне играли только что?". Мы киваем. А он заявляет: "Вот у меня ноты завалялись для саксофона, мне без надобности, а вам, я смотрю, пригодятся".
Татьяна Павловна: — В общем, в итоге все получилось. Я даже на спектакле играла соло на саксофоне! Но с окончанием спектакля закончилась и моя "карьера" саксофонистки (смеется). Это было только в рамках одной роли.
Вячеслав Петрович: — А я тоже чуточку музыкантом был. Бренчал на гитаре во дворе. И в самодеятельности на заводе участвовал!
– А вот, кстати, о заводе… У вас обоих, насколько я знаю, был непростой путь на сцену?
Вячеслав Петрович: — Да уж это точно! Папа у меня был офицером, и сначала я поступил в военное училище. Но там совсем немного продержался. На меня хотели повесить ворованные матрасы. Один "деятель" стырил, пропил деньги, а на молоденького хотел свалить. И я сразу понял, что надо бежать! Потом была служба в армии, были безуспешные попытки поступить в театральный…
Рядовой Таратынов. Фото: Архив Т. Дерегузовой и В. Таратынова
Руки у меня опустились, и я пошел работать на завод слесарем. Я все это очень не любил, единственным светлым пятном была самодеятельность, я сразу бросал напильники свои и бежал в дом культуры! Мама пыталась уговорить меня еще раз поехать поступать, она видела, что заводские будни — это не мое, что я чахну. Но я считал, что в 23 года становиться студентом слишком поздно, ровесники-то уже закончили институты. Видимо, нужен был мне какой-то эмоциональный толчок, чтобы решиться на еще один штурм театрального! И он случился…
Девушка, за которой я ухаживал, пригласила меня знакомиться с родителями. И вот мы сидим за столом под абажуром, играем в лото… Смотрю я на это все и понимаю, что вот он мой конец: завод, а после завода лото под абажуром… И так каждый день, и больше ничего не будет! Пошел я домой, а там промозглая погода, ветер пронизывающий, а на мне ужасное пальто… И такая безнадега на меня свалилась! Понял, что надо все это менять.
Поехал в Москву и поступил-таки в ГИТИС. Это была счастливая четвертая попытка! И там я уже оказался в своей тарелке, задышал! И абажуров в нашем с Таней доме никогда не было…
Татьяна Павловна: — А я хотела стать балериной! Я знала в лицо всех балерин, все постановки наизусть знала… Даже когда спустя годы к нам приезжала "Мариинка" с гастролями, я замечала: так, здесь другой поворот головы, тут рука по-другому пошла, не так, как в классической версии. То есть, я была погружена в балет с головой. У меня книжки были, я все изучала. И сама занималась танцами с детства: и бальными, и народными, и балетом! Но мечта так и осталась мечтой… У нас хореографических учебных заведений и близко не было. А кем тогда быть? Я расстерялась. Было несколько попыток поступить в вузы — то в архитектурный, то в электротехнический. Когда после очередной такой попытки вернулась домой, моя подружка мне радостно сообщила, что поступила в театральный. И тут я задумалась! Я поняла, что ведь кроме балета есть и другие дороги на сцену. И по ним не поздно еще идти! Так я и поступила в театральный.
– Зная, какой у вас крепкий союз, страшно подумать, что когда-то вы могли выбрать другой путь. У двух актеров все же чуть больше шансов встретиться, чем у слесаря и балерины…
Вячеслав Петрович: — Да, театр подарил нам и любимую работу, и друг друга. Мы познакомились в Волгоградском театре. Там же, прямо на сцене, я сделал Тане предложение…И думать не хочется, что могло быть по-другому. И вот больше 40 лет мы вместе: и друг с другом, и с театром. У каждого более 50-ти спектаклей за плечами. И большую часть своей театральной жизни мы были с Таней заняты в спектаклях вместе. Для нас это жизненно важно.
— Сегодня вы востребованы в театре?
Татьяна Павловна: — В этом сезоне у меня всего два спектакля — "Клятвенные девы" и "Калека с острова Инишмаан". Приглашаю зрителей посмотреть эти работы! Помимо этого я занята еще в постановках Елены Зориной, которая руководит молодежным театром "Бродячая собака". Мне это очень интересно.
— А вы ведь говорили, что стоите на позициях классического театра и к новым веяниям относитесь не очень хорошо… Зачем вам, актрисе с большой творческой биографией, работать с непрофессионалами, с молодежью?
— Новое новому — рознь. Я нелестно отзываюсь о тех современных спектаклях, где главное — картинка. Где актеру важно вовремя встать в определенную точку сцены. И все! Где нет приложения твоим способностям взаимодействовать со зрителем, перевоплощаться, давать эмоцию. Таких постановок, к сожалению, сейчас очень много. А Лена Зорина — это эпицентр энергии, она задействует и профи, и любителей, но на ее спектаклях невозможно не плакать и не смеяться. Они живые! И к такому новому моя душа открыта.
Вячеслав Петрович: — У нас в театре много хороших молодых ребят. Меня удивляет, что они вообще приезжают сюда — и инфраструктура здесь не бог весть какая, и цены выше, чем по ту сторону моря, а зарплаты вот не выше. Что их тянет сюда? И с ужасом представляю, что они могут уехать…
— Вы ведь тоже когда-то приехали на Камчатку, и не уехали до сих пор…
Вячеслав Петрович: — О, это были 90-е годы! Я не из тех, кто находит в том времени романтизм! Голод, холод, неопределенность. Когда ты не знаешь, сможешь ли ты завтра хотя бы хлебом ребенка накормить… Тогда везде так было. Мы работали в Волгограде, были свои проблемы, и настал момент, когда резко надо было повернуть жизнь.
Татьяна Павловна: — Только билеты у нас были куплены в Калугу, и ехать мы должны были туда уже на следующий день. И тут Слава приходит и говорит: "Сдаем билеты, покупаем новые и летим на Камчатку!".
Вячеслав Петрович: — Я в тот день в театре встретил великолепного актера Мишу Кашаева, который прилетел с Камчатки. Он много рассказывал. Я слушал. И я подумал, если уж и нужен резкий поворот в жизни, то Камчатка на эту роль подходит лучше всего. Дома мы с Таней проговорили всю ночь, спать не могли. И к утру решили ехать. А не улетели отсюда до сих пор, потому что театр стал родным и потому что у нас дети и внуки живут здесь.
— Мы наблюдали из окна за тем, как вы сюда к нам шли, держась за руки… Приятно было смотреть!
Вячеслав Петрович: — А мы вот с Таней как раз шли и рассуждали об этом. Я говорю, Тань, над нами, наверное, опять смеются, мол, идут старые дураки, как юные влюбленные…
– Смеются? По-моему, в мире, где осталось так мало того, что "навсегда", этому можно только радоваться и мечтать, чтобы у тебя тоже такое было… Как вот эти трогательные отношения пронести через годы?
Вячеслав Петрович: — Мы ничего специально для этого не делаем. Просто однажды упало на нас это чувство, свалилось откуда-то! И никуда не девается.
Неразлучники. Фото: Архив Т. Дерегузовой и В. Таратынова
Татьяна Павловна: — Нам хорошо вместе и очень плохо, когда мы разлучаемся… Ровно год назад нас разлучила болезнь. Ковид. Слава оказался в больнице, а я лечилась дома, сама себе ставила уколы. И самое ужасное — я даже не могла его навестить.
Вячеслав Петрович: — Я сейчас с ужасом вспоминаю то время. В больнице со мной такое творилось, что страшно говорить. Все это усугублялось еще и тем, что я знал, что дома Таня из угла в угол бегает, не находит себе места. Разлука — страшнее ковида! Но мы спаслись.
Рубиновая свадьба -— 40 лет вместе. Фото: Архив Т. Дерегузовой и В. Таратынова
Однако последствия этой болезни ощущаются до сих пор. Я вот так смотрю за собой со стороны, я стал очень грустным человеком. А еще, когда постоял на этой грани жизни и смерти, многое перестало быть важным. И много сомнений поселилось в душе: а нужно ли это, а стоит ли делать вот это? Есть такое стихотворение Маршака, которое очень хорошо отражает мои ощущения:
Цветная осень — вечер года –
Мне улыбается светло.
Но между мною и природой
Возникло тонкое стекло.
Весь этот мир — как на ладони,
Но мне обратно не идти.
Еще я с Вами, но в вагоне,
Еще я дома, но в пути.
— Вот и мой мир сейчас состоит из этих сплошных "НО". Они как булыжники на моем пути. Мешают идти спокойно и уверенно. И времени для этих рассуждений прибавилось — из-за долгой болезни и осложнений сегодня в театре я почти не занят, сижу без работы. С пустотой помогает бороться поэзия, которую я читаю. Особенно мои любимые шестидесятники. А еще я начал писать воспоминания, погрузился в события детства и юности, и мне стало гораздо теплее от этого.
Татьяна Павловна: — И работа над возрождением спектакля "Я стою у ресторана..." тоже прибавила сил. Мы сейчас в хорошем рабочем настроении. Хочется верить, что все получится, и что спектакль станет подарком и нам, и зрителям!
Беседовала Яна Щеголихина
Досье:
Вячеслав Петрович Таратынов
Родился 6 августа 1950 года.
Заслуженный артист РФ
Окончил ГИТИС (1977 г.)
Работал в Московском областном театре драмы и комедии (г. Ногинск), в Волгоградском театре драмы.
С 1990 года служит в Камчатском театре драмы и комедии.
Татьяна Павловна Дерегузова
Родилась 31 октября 1953 года.
Заслуженная артистка РФ
Окончила Тюменское училище искусств в 1978 году.
Работала в Волгоградском театре драмы.
С 1990 года служит в Камчатском театре драмы и комедии