Образование Камчатской области
20 октября 1932 года решением ВЦИК и Совета народных комиссаров РСФСР в ДВК было введено новое территориальное деление и районирование. Были образованы Амурская (административный центр — город Благовещенск), Приморская (административный центр — город Владивосток), Сахалинская (административный центр — город Александровск) и Камчатская (административный центр — город Петропавловск-Камчатский) области и Нижне-Амурский округ (административный центр — город Нижне-Амурск). В отдельный район был выделен город Хабаровск. 20 октября 1932 года постановлением ВЦИК и СНК РСФСР на территории Дальневосточного края была образована Камчатская область с центром в г. Петропавловске и районами: Мильковским, Петропавловским, Большерецким, Усть-Камчатским, Алеутским, Быстринским.
Камчатка — Авачинская бухта; город Петропавловск-Камчатский. Фото: telegram-канал "Чёрно-белая Камчатка"
"Разукрупнить" Дальневосточный край
20 октября 1938 года вышел указ президиума Верховного Совета СССР "О разделении Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский края". Именно тогда на карте страны появился Приморский край с центром в городе Владивостоке; с этого исторического момента отсчитывается новейшая история Приморья. "Приморская газета" напомнит, какие соображения привели к такому решению, ставшему основой современного административно-территориального деления Дальнего Востока России.
Огромный Дальневосточный край (ДВК) с центром в городе Хабаровске был образован постановлением Всероссийского Центрального исполнительного комитета (ВЦИК) от 4 января 1926 года. Вместо входивших в упраздненную Дальневосточную область пяти губерний — Амурской, Забайкальской, Камчатской, Приморской и Северного Сахалина — были созданы девять округов (в том числе Владивостокский), разделенные на 75 районов. ДВК стал крупнейшей после Якутской АССР и Казахской ССР административно-территориальной единицей Советского Союза, занимая примерно 12% территории страны.
Камчатская область с центром в Петропавловске была разделена на следующие административные центры: Аяно-Майский — центр селение Аян, Охотский — центр г. Охотск, Алеутский — центр село Никольское, Быстринский — центр село Мильково, Петропавловский — г. Петропавловск, Усть-Большерецкий — центр село Усть-Большерецк, Усть-Камчатский — центр Усть-Камчатск. Кроме того, в состав края входят: Корякский национальный округ с центром в селе Палана, Чукотский национальный округ с центром в селении Анадырь и Колымский национальный округ с центром в г. Магадан.
Площадь Дальневосточного края составляла 2,6 млн кв. км; для сравнения: это примерно 7,5 современных Германий.
Огромная территория была заселена очень слабо: численность населения по переписи 1926 года составляла всего 1,8 млн человек. Ничего странного в этом не было: в состав края входили Камчатка и Чукотка, почти пустынные побережья морей Берингова и Охотского, Северного Ледовитого океана, остров Врангеля, северная часть острова Сахалин (южная принадлежала Японии), Командорские и Шантарские острова.
В крае проживало 153,8 тысячи иностранных граждан; в национальном составе преобладали русские (1,7 млн), на втором месте были украинцы (315,2 тыс.), на третьем — корейцы (168 тыс.). Удельный вес городского населения составлял 25,1%. Относительно хорошо освоенной была территория только современного Приморья и южная часть Хабаровского края, а также нынешняя Амурская область. И если в этих районах ДВК надежное сообщение было обеспечено Транссибом, то северные просторы были связаны с "Большой землей" лишь летней пароходной навигацией и авиацией, делавшей в те годы только первые шаги на северо-востоке страны.
В последующие годы границы и подчиненность округов не раз менялись, что, конечно, не способствовало оптимальному управлению столь огромной территорией. В то же время природные богатства края казались поистине неисчерпаемыми: здесь были золото и серебро, свинец и медь, уголь и стройматериалы, пушнина и женьшень, неговоря о рыбных и лесных запасах. Был, наконец, и выход в Тихий океан, что имело не только торговое, но и важное стратегическое значение.
Известный исследователь Дальнего Востока Владимир Арсеньев проводил изыскания направлений трасс под предполагаемую железную дорогу к будущему Комсомольску-на-Амуре; началось строительство железнодорожной линии Сучан-Находка, был даже поставлен вопрос о тоннеле на Сахалин. Коренной реконструкции подвергся "Дальзавод", который превратился в главную базу судоремонта на Тихом океане. Сооружались новые электростанции; на Сахалине началась промышленная нефтедобыча.
Огромные перспективы развития ДВК просматривались достаточно ясно, но охватить столь огромную территорию общим взглядом было нелегко. Наверное, в Москве это отчетливо понимали. В июне 1938 года на должность секретаря Дальневосточного крайкома ВКП (б) был назначен 33-летний Николай Михайлович Пегов, незадолго до этого переведенный на работу в аппарат ЦК партии. Почти сразу же Николай Пегов выехал в Хабаровск, куда поезд пришел на десятые сутки, и занялся организационной работой на месте.
Но уже в сентябре 1938 года ему сообщили, что в связи с большой территориальной разбросанностью ЦК ВКП (б) принял решение "разукрупнить" Дальневосточный край. Пегова попросили представить свои соображения по этому непростому вопросу.
В своих воспоминаниях, изданных в 1987 году, Николай Пегов писал: "Привлекли к этой работе старожилов, военных и, выработав, как теперь говорят, оптимальный вариант, доложили наши предложения в ЦК". Через несколько дней его вызвали на телеграф (телефонной связи с Москвой тогда тоже еще не было), где он прочитал на ленте: "Ваши предложения по разделению ДВК приняты. В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 октября сего года о разделении ДВК… образованы два края — Хабаровский с центром в г. Хабаровске и Приморский с центром в г. Владивостоке". Николай Пегов был назначен секретарем Оргбюро ЦК ВКП (б) по Приморскому краю, после чего служащий отправился во Владивосток.
Итак, с октября 1938 года Дальневосточный край оказался разделенным на Хабаровский и Приморский края. Первый состоял из Хабаровской, Амурской, Нижнеамурской, Сахалинской, Камчатской (с Корякским и Чукотским национальными округами) областей, Еврейской автономной области и трех северных районов прямого краевого подчинения. В состав Приморского края вошли Приморская и Уссурийская области, но вскоре Николай Пегов предложил объединить их в одно административное образование.
Село Эссо. Фото: essobmr.ru
День рождения "камчатской Швейцарии"
20 октября 1932 года Президиум Камчатского окрисполкома принял постановление о присвоении центру Быстринского национального района названия "село Эссо". Появились первые коровы.
В 1933 году в селе появился спец Культпросвета. Открыта изба-читальня. Сперва находилась в здании школы, а затем в помещении интерната (где раньше были мастерские и спортзал).
В 1934 году открылась райбольница. В ней работал врач, две санитарки, и две учениц медсестер. Пять коек для больных. Изба-читальня преобразована в Библиотеку, фонд её 533 тома. Начал работать периодически клуб. С 1936 года село имеет радиосвязь, и один радист.
В 1937 году сдано в эксплуатацию двухэтажное здание школы (где сейчас администрация. В 1938 году решено построить парк культуры и отдыха в центре села. Решено облагородить горячие ключи (вверх по р. Уксичан). В Эссо доставлено 45 тонн грузов, было 14 лошадей. В сентябре 1938 года прилетел первый самолет.
21 января 1939 года вышел первый номер газеты "За колхозную жизнь". С 1 октября начали слушать радио Хабаровска.
Село Эссо — административный центр Быстринского района — расположилось в живописной котловине между гор, в месте слияния рек Уксичан и Быстрая. Эвенское слово "эссо" означает "лиственница". И вправду, село окружено зеленью — лиственными и хвойными лесами. Благодаря большому количеству деревьев, высокогорью здешний воздух необыкновенно чист и благоприятен для здоровья.
Село находится в Быстринском природном парке самой крупной особо охраняемой природной территории на Камчатке. Парк, созданный в 1995 году, раскинулся на 1,3 млн га в самом сердце полуострова. Он включен в Список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО как часть комплекса "Вулканы Камчатки". Его значимость обусловлена практически нетронутыми природными ландшафтами и сохранившимися здесь традиционными формами природопользования коренных народов. Горные вершины здесь покрыты снежниками и ледниками, самый большой из которых расположен на Ичинском вулкане. Путь к вулкану, к окружающему его хребту с ягельниками в течение тысячелетий был проторен кочевниками-оленеводами.
Бригантина "Святая Екатерина". Фото: ru.wikipedia.org
К берегам Аляски!
Бригантина "Святая Екатерина" — строилась на Охотской верфи специально для Секретной экспедиции капитана П.К. Креницына и лейтенанта М.Д. Левашова, которая должна была описать берега Аляски и исследовать эту часть Тихого океана. Строитель судна корабельный инженер Мошницкий.
Корпус бригантины выполнялся из дерева. Судно строилось и комплектовалось к плаванию четыре года (1762-1766). В носовой части бригантина имела бушприт, утлегарь и бом-утлегарь. Судно несло две мачты; на фок-мачте парусное вооружение состояло из прямых парусов, а на грот-мачте — только из косых парусов. Бригантина комплектовалась вёслами для движения в узостях и в безветренную погоду. Обладая хорошей мореходностью, бригантина хорошо подходила для совершения дальних плаваний.
Главная энергетическая установка судна парусная, фок-мачта несла 4 прямых паруса (фок, фор-марсель, фор-брамсель и фор-бом-брамсель), грот-мачта 2 косых паруса (грота-трисель и гоф-топсель), также к бушприту крепились 2 косых паруса (фор-стаксель и фор-стеньги-стаксель), к утлегарю 1 косой парус (кливер) и к бом-утлегарю ещё 1 косой парус (летучий-кливер), а вспомогательная — вёсла. Бригантина имела 1 руль.
Вооружение бригантины состояло:
Из 6 одноствольных 12-фунтовых (120-мм) пушек с длинного ствола 23 калибра, которые располагались побортно на верхней палубе. Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на неповоротном деревянном станке. Расчёт пушки включал 5 человек. Заряжание ручное ядрами со стороны дула. Угол возвышения пушки доходил до 10° при этом дальность стрельбы составляла около 1,5 км. Орудие весило порядка 1,6 тонны.
Из 6 одноствольных 3-фунтовых (76-мм) фальконетов, которые располагались на планшере фальшборта по обоим бортам. Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на поворотных вертлюгах. Стрельба велась свинцовыми ядрами или картечью. Для перезарядки фальконет разворачивался дулом к заряжающему. Дальность стрельбы орудия не превышала 200 метров. Применялись на кораблях главным образом для поражения живой силы и малоразмерных целей при абордаже.
Бригантина "Святая Екатерина" в составе отряда судов совершила переход из Охотска на Камчатку. В море суда разлучила буря, бригантина во время шторма получила течь, которую удалось законопатить своими силами. Недалеко у Большерецка бригантину волнами выбросило на берег, экипаж, казну экспедиции и секретные документы удалось спасти.
20 октября 1809 года бригантина "Святая Екатерина" разбилась близ Большерецка.
Также в этот день
20 октября 1933 года президиум облисполкома изучал вопрос о введении паспортной системы. Постановили: ввести её в городе (включая совхоз, леспромхоз и Авачинский промрайон) с 10 ноября текущего года по 1 февраля следующего, 1934-го и совместно с горсоветом установить сроки выдачи документов.
20 октября 1937 года — постановлением Президиума Корякского № 188 окрисполкома утверждены средства по содержанию окружной газеты "Корякский большевик".
20 октября 1958 года — в с. Слаутном Пенжинского района открыты детские ясли.
ЦУМ "Петропавловск". Фото: telegram-канал "Чёрно-белая Камчатка"
20 октября 1973 года в Петропавловске-Камчатском был открыт ЦУМ "Петропавловск".
Первым руководителем ЦУМа была Нина Самсоновна Нароушвили.
Подводная лодка "Л-12", Петропавловск-Камчатский.. Фото: из фондов КГКУ ГААК
25-я Краснознамённая дивизия подводных лодок (сокращённо: 25-я дПЛ) — соединение подводных сил Тихоокеанского флота. Сформирована 20 октября 1973 года. Первая в истории ВМФ СССР дивизия атомных подводных ракетоносцев на Тихоокеанском флоте.
История соединения атомных подводных лодок стратегического назначения берёт своё начало в далёком 1973 году, когда в соответствии с директивой ГК ВМФ № 130/1/00157 от 06.02.1973 г., ГШ ВМФ № 730/1/00152 от 05.02.1973. началось формирование дивизии.
01.10.1973 года началось, а 20 октября 1973 года было завершено формирование управления дивизии подводных лодок в бухте Крашенинникова. Изначально в состав дивизии вошли крейсерские подводные лодки К-252, К-258, К-446, К-430, К-436, К-451 и четыре плавучие казармы ПКЗ-182, ПКЗ-2, ПКЗ-94, ПКЗ-155 для личного состава. Ракетные подводные лодки стратегического назначения К-252, К-258 и К-446 вошли в состав из 8-й дивизии подводных лодок. ПЛ К-446 находилась в аварийном ремонте в заводе "Восток". ПЛ К-430, К-436, К-451 находились в расчётной стадии строительства и государственных испытаний. Вторые экипажи этих кораблей проходили обучение в 93-м Учебном центре ВМФ (г. Палдиски, Эстонская ССР). Командиром дивизии был назначен капитан 1 ранга Г. Ф. Авдохин, начальником политического отдела капитан 1 ранга Б. В. Михайленко, начальником штаба капитан 1 ранга В. В. Привалов, заместителем командира дивизии капитан 1 ранга Н. Т. Иванов, заместителем командира по ЭМЧ капитан 2 ранга-инженер Ф. А. Клещев.
Управление дивизии размещалось на ПКЗ-182, экипажи подводных лодок на ПКЗ-2, ПКЗ-94, ПКЗ-155.