В. Шиляев. Битва за Петропавловск-Камчатский, 1854 год
Фото: statehistory.ru

Cегодня день героической обороны Петропавловска от нападения англо-французской эскадры

О событиях 167-летней давности - в материале ИА KamchatkaMedia

Сегодня, 5 сентября, исполняется 167 лет со дня героической обороны Петропавловска-Камчатского от англо-французской эскадры. О событиях августовских дней 1854 года читателям ИА KamchatkaMedia напомнила известный камчатский историк и краевед Наталья Киселева.

В середине XIX в. великие державы мира Великобритания и Франция намеревались отторгнуть от России богатый промысловый район северо-восточной части Тихого океана. Для этого им было необходимо захватить город Петропавловск, который стал бы отправной точкой в овладении ими всей Камчаткой, Командорскими, Алеутскими островами, Аляской. Назначенный на пост губернатора Восточной Сибири граф Николай Муравьев оценил стратегическую важность Камчатки, неотложную необходимость организации её обороны. Он пришёл к выводу, что необходимо сосредоточить главное управление обороны Охотско-Камчатского края в Авачинской губе, особо подчеркнув: 

"Не в Петропавловском порте, а в Авачинской губе; ибо, при распространении там флота нашего, займутся и другие пункты в этой губе, укрепится вход во всю эту губу, и флаг наш встретит пришельцев на первых высотах Авачинской губы". 

Муравьев объехал всё морское побережье вверенного ему региона, побывал на Камчатке, провел рекогносцировку незамерзающей Авачинской губы и Петропавловской гавани, выбрал место для будущих береговых батарей: на Сигнальном мысе, Петропавловской косе и у озера Култучного. Личное знакомство с Камчаткой оставило у Муравьева сильное впечатление. Не боясь преувеличения, он писал министру внутренних дел Льву  Перовскому: 

"...Я много видел портов в России и Европе, но ничего подобного Авачинской губе не встречал…".

2 декабря 1849 года царским указом была образована Камчатская область, управление которой вверялось военному губернатору, назначенному из чинов морского ведомства с непосредственным подчинением губернатору Восточной Сибири. Деятельный Муравьев, лично зная капитана I ранга Василия Степановича Завойко, его честность, предприимчивость, настойчивость, ум и деловую хватку, предложил ему перейти на правительственную службу и возглавить эту губернию. Завойко согласился. 

Василий Степанович Завойко

Службу на флоте Завойко начал после окончания Николаевского штурманского училища, куда семилетнего Василия отправил учиться его отец, морской штаб-лекарь Степан Завойко. В 1821 году Василий сдал комиссии под председательством адмирала Грейга экзамены "по наукам, до морского дела относящимся", и был произведён в гардемарины Черноморского флота и направлен на бриг "Мингрелия" под командованием капитан-лейтенанта Михаила Станюковича. После окончания практического курса в 1826 году Василий Завойко был произведён в мичманы с назначением в 14-й флотский экипаж Балтийского флота. На следующий год 17-летний моряк участвовал в Наваринской сражении вместе с Нахимовым, а потом под его началом служил на корвете "Наварин". 

Вскоре после получения звания лейтенанта Завойко на морском транспорте "Америка" во время кругосветного плавания 1834-1836 гг. под командованием капитана-лейтенанта Ивана Шанца посетил Камчатку. Через год на корвете "Николай" он совершил второе плаванье на Камчатку и Аляску. 

Громадные масштабы хозяйственней деятельности, необъятный простор для применения человеческих сил — всё это привлекало Завойко к изобилующему природными богатствами краю. Новый губернатор развернул кипучую деятельность по организации Петропавловского порта. Он лично обследовал Авачинский залив. Уточнил место для расположения береговой артиллерии, приступил к благоустройству внутренней гавани порта. На территории порта началось строительство различных складов и гостиного двора, где могли бы отдыхать русские и иностранные моряки. Доставку продовольствия (зерна, муки, соли и т.п.) Завойко организовывал двумя транспортными судами из Аяна. Оттуда же привезли жернова для вновь построенной мельницы. Выпечка хлеба и заготовка сухарей, пользовавшихся большим спросом у моряков, была налажена прямо в порту, где построили пекарню. В порту же вырос литейный заводик. В течение двух лет, не выходя из ремонтной суммы, были построены шхуна, бот, плашкоуты, 12-вёсельный катер. По ходатайству Завойко был усилен медицинский штат; устроены больницы и лечебницы при Паратунских и Малкинских горячих ключах. В течение 1850-1851 гг. построили четыре десятка домов, две казармы, несколько магазинов, аптеку, церковь. 

Василий Степанович Завойко уделял большое внимание развитию сельского хозяйства. Он организовал Николаевскую скотоводческую ферму. В селе Ключи построил водяную мельницу и кузницу; в Мильково ткацкую фабрику, в Верхне-Камчатске организовал добычу железной руды. Рос Петропавловск, выросло и население города. По переписи 1852 г. здесь проживало 1593 человека (1177 — мужского и 416 — женского пола). 

Петропавловский порт на Камчатке. Литография середины 19-го века

Петропавловский порт на Камчатке. Литография середины 19-го века. Фото: hrono.ru

Подготовка к обороне

Весной 1854 г. через американского китобоя губернатор Камчатки получает письмо от короля Сандвичевых (Гавайских) островов Камеамеа III с сообщением о том, что англо-французские корабли готовятся идти на север. Затем пришло сообщение от губернатора Восточной Сибири Муравьева о скором разрыве дипломатических отношений Англии и Франции с Россией, а через две недели стало известно и о Крымской войне. 

26 мая 1854 г. на Камчатку прибыл корвет "Оливуца" под командованием капитана Николая Назимова, который специально был послан вице-адмиралом Путятиным, чтобы предупредить Завойко о возможном нападении англо-французской эскадры и с приказом немедленно укрепить порт и до последней возможности обороняться от неприятеля. 

Завойко обратился ко всему населению Камчатки с воззванием:

"Получено известие, что Англия и Франция соединились с врагами христиан (Турцией), флоты их уже сражаются с нашими. Война может возгореться и в этих местах, ибо русские порты Восточного океана объявлены в осадном положении. Петропавловский порт должен быть всегда готов встретить неприятеля.

Сюда, на край родной земли, заброшена горсть нашего народа. У нас мало войск, нет хлеба и пока не от кого ждать помощи. Если вы встретите врага, то не иначе как с винтовкой в руках. В таких случаях топор, вилы и коса тоже идут в дело!

Я пребываю в твёрдой решимости, как бы ни многочисленен был враг, сделать для защиты порта и чести русского оружия всё, что в силах человеческих возможно, и драться до последней капли крови; убеждён, что флаг Петропавловского порта, во всяком случае, будет свидетелем подвигов чести и русской доблести!" 

Моряки, солдаты, жители города и близлежащих селений всеми сердцами откликнулись на это обращение и с воодушевлением стали готовиться к обороне города. В июле на помощь защитника Петропавловска прибыли фрегат "Аврора" (44 пушки, командир капитан-лейтенант Изыльметьев) и транспорт "Двина" (12 пушек, капитан Васильев). По распоряжению Завойко для защиты города было воздвигнуто семь батарей (всего 68 пушек), расположенных вдоль береговой полосы Авачинской губы на важнейших точках порта, контролирующих вход в гавань — от Красного Яра до Озерновской косы. 

Умелая организация и высокий патриотизм сделали в короткий срок невозможное: город и порт были подготовлены к обороне.

Боевые действия

Вечером 16 августа (28 по новому стилю) 1854 г. генерал-майор Завойко получил сообщение с дальних маяков о появлении вражеских кораблей. По распоряжению губернатора в порту ударили тревогу. Неприятельская эскадра состояла из шести кораблей: 2250 человек, 212 орудий. Возглавлял отряд английский адмирал Дэвид Прайс, его заместителем был француз Феврие Пуант. С береговой батареи № 3 пустили первое ядро, неприятель тут же ответил несколькими выстрелами, после чего батареи №№ 1, 2 и 4 открыли огонь. Атака с ходу у противника не получилась. Эскадра отошла в бухту, стала на якорь. Причиной столь странного поведения эскадры явилась внезапная смерть командующего неприятельской эскадрой контр-адмирала Прайса. 

20 августа (1 сентября) враги предприняли новый ожесточенный штурм Петропавловского порта. Военный губернатор В.С. Завойко во время боя находился в самых горячих точках, своим присутствием показывая пример мужества и героизма. По окончании дня офицеры собрались в доме у Завойко, разбирали детали боя, докладывали о погибших и раненых. 

Победа — за нами

24 августа (5 сентября) ранним утром вражеская эскадра пришла в движение: неприятель готовил десантные боты, баркасы и шлюпки для высадки десанта. Заставив замолчать батарею № 4 во главе с мичманом Поповым, перенёс огонь на батарею № 2, которой командовал Дмитрий Максутов. Огонь открыла батарея на перешейке № 3 и сразу же сбила на фрегате "Президент" гафель, и английский флаг упал. Завязался жестокий бой.

Ф.В. Дьяков. Бой в Авачинской бухте

Ф.В. Дьяков. Бой в Авачинской бухте. Фото: statehistory.ru

С берега бухты французы и англичане стали подниматься на гребень Никольской сопки под защитой орудий фрегата "Президент" и парохода. Моряки, прикрываемые деревьями и кустарником, шли навстречу врагу со стороны города. Стрелковые партии поднимались врассыпную на гору. Боевой клич "Ура!" русских воинов привел в трепет и замешательство врагов. Матросы и солдаты 47-го флотского экипажа во главе с капитаном I ранга А.П. Арбузовым ударили в штыки. Гребень сопки превратился в сплошное поле ожесточенной рукопашной схватки.

Первыми у неприятеля пали офицеры, и тогда ряды наступающих дрогнули. Они в панике стали спрыгивать с крутых утёсов Никольской сопки, падая на берег бухты, ломая себе шеи, руки, ноги. Нападение на Петропавловск закончилось для союзников бесславно. В Петропавловском гарнизоне дали отбой тревоге. Защитники, окровавленные, покрытые пороховой копотью и грязью, собрались вокруг военного губернатора Василия Степановича Завойко и священника, преклонив колени, воздали славу Господу "за дарование победы над врагом, втрое сильнейшим". 

Потеря полком морской пехоты знаменитого британского Гибралтарского знамени, гибель более 400 человек, в том числе большинства офицеров, командиров десанта — таков итог сражения 24 августа. На фоне общих неудач России в Крымской войне победа защитников Петропавловска явилась, по мнению известного российского историка Е.В. Тарле "лучом света", который вдруг прорвался "сквозь мрачные тучи". За победу в Петропавловской обороне все офицеры получили повышение в чинах и ордена. Знаки военного ордена были пожалованы всем юнкерам и 18 нижним чинам. 

Победа защитников Петропавловска показала, что Россия может и будет защищать свои границы на Дальнем Востоке. Флаг России всегда будет на флагштоке несмотря на то, какой век ныне на дворе.

223732
Общество