Бой при Явино
В мае 1904 года четыре японских шхуны подошли к устью реки Озерной. С них был высажен отряд в 150 человек под командованием Гундзи. Места там пустынные, японцы стали лагерем, окопались, подняли знамя и выставили полевое орудие. Двое жителей села Явино, которое располагалось в 12 верстах от устья Озерной, заметили японцев и, следуя приказу уездного начальника, предупредили жителей селения. Жители ушли в хребты.
Японцы только через несколько дней предприняли вылазку из своего лагеря небольшой группы, дошли до Явино, и, увидев село пустым, на следующий день прибыли в него всем отрядом. На крыше часовни подняли японский флаг, рядом с часовней вкопали столб, на который повесили доску с надписью: "Смысло на этой тынь писанных слов: именно эта земля уже принадлежался Японию, поэтому кто того трогает это тынь будет убиты. Командир Японского войска Сечу Гунзи".
Японцы занимали Явино около полутора месяцев. Двигаться в глубь полуострова они не решались. За это время к реке Озерной были подтянуты силы дружинников. Сюда прибыла дружина под командованием унтер-офицера Сотникова, морем пришла Петропавловская дружина во главе с прапорщиком Жабой, подошли и дружинники из долины реки Камчатки. Всего собралось 88 бойцов.
В ночь с 16 на 17 июля 1904 года японцы были наголову разбиты, и, потеряв убитыми и ранеными 32 человека, отступили на свои шхуны. Во время боя было захвачено японское знамя, взяты в плен сам Гундзи, врач и два солдата, которые в дальнейшем были интернированы в Мильково, до окончания войны. Но Гундзи отправили в Японию раньше, так как по заключению врача он не мог долго жить в камчатском климате.
Увы, в том бою тяжело ранен был ополченец Ксаверий Бируля. Его несли в Явино, но он по дороге скончался. По обычаю, местных жителей Бирулю похоронили на месте смерти, то есть, прямо в тундре, недалеко от берега Охотского моря у Глиняного мыса.
Прийдя в Явино, дружинники сняли японскую доску и знамя. На доске сделали свою надпись: "Снята 17/VII 1904 г. М. Сотников. с. Явино".
Только через год, 5 сентября 1905 года был подписан Портсмутский мир. Россия войну с Японией проиграла, потеряла много восточных территорий, но Камчатка так и не отошла ни японцам, ни американцам. Эта жемчужина Тихого океана, лакомый кусочек для многих, так и остался у русских.
Место захоронения Ксаверия Бирули всегда было известно, так как примерно в 1910 году на него положили чугунное надгробье с крестом. По данным краеведа В. Г. Спичака, которые он в свою очередь получил от старожилов этих мест, надгробье изготовил на свои средства и привез на Камчатку рыбопромышленник С. Грушецкий. Есть и другие не документальные данные: финансировало изготовление надгробья Российское правительство.
Как бы там ни было, но из-за чудного надгробья могилу знали, к ней приходили местные жители. "Захоронение находилось неподалеку от пешеходной тропы, пролегающей вдоль Охотского моря, в пределах видимости на расстоянии не более 100 метров, — пишет В. Г. Спичак в статье "Захоронение Ксаверия Бирули", газета "Рыбак Камчатки" от 30.10. 2002 г. — Это был основной тракт сообщения между поселениями. И каждый, кто проходил мимо, или проезжал на лошадях, непременно заходил поклониться одинокой могиле. Таким образом, могила ополченца Ксаверия Бирули олицетворяла давнюю героическую историю юго-западных камчатских мест.
На это не могли не обратить внимания идеологические службы партийных органов. В 1968 году необычную надгробную плиту сняли с могилы и перевезли в поселок Озерновский, где из нее соорудили памятник. Ничем, кроме как псевдо-патриотизмом это назвать нельзя. Ведь, соорудив памятник Бирули в поселке, его истинную могилу просто забыли. И она со временем потерялась. Местному краеведу Виктору Григорьевичу Спичаку и его сподвижникам пришлось порядком потрудиться, чтобы отыскать её. Слава Богу, нашли! И власть к этому времени поменялась, озерновская администрация пошла навстречу, разрешила демонтировать памятник в поселке и вернуть плиту на место.
Надпись на восстановленной могиле гласила: "17 июля 1904 года в 4 часа утра на ручье севернее р. Озерной 2 км отряд под командованием М. Сотникова разбил японский десант. В этом бою был тяжело ранен дружинник Ксаверия Бируля. При переносе его до селения Явино по дороге скончался. По местным обычаям похоронен на месте, где наступила смерть — мыс Глиняный".
В. Г. Спичак (слева) и его соратники у восстановленной ими могилы Ксаверия Бирули. Фото: из книги А. А. Смышляева "Популярная история Камчатки от древности до 1917 года"
Несомненно, могила Ксаверия Бирули является одной из интереснейших исторических достопримечательностей Усть-Большерецкого района, главным образом — села Запорожья и поселка городского типа Озерновского.
Слет колхозников
16-17 июля 1933 года в городе Петропавловск-Камчатском проходил Первый областной слёт колхозников. От Елизовского района на нем присутствовала доярка колхоза "Путь Ильича" П.М. Заочная.
Камчатское село. Фото: взято из журнала Будни камчатского села. Выпуск №3
В сентябре 1931 года жители с. Елизово объединились в артель "Путь Ильича". Многие его работники были передовиками сельскохозяйственного производства.
Коллективизация охватила большую часть сел и поселков. В колхоз "Путь Ильича" (село Елизово, сентябрь 1931 г.), например, вошли 19 хозяйств, 67 работоспособных членов и 118 едоков. По национальному составу: русских — 24, камчадалов — 43, в хозяйстве было 20 лошадей и 24 коровы.
9 марта 1935 г. на страницах газеты "Камчатская правда" названы имена женщин-ударниц колхозов, награжденных областных советом профсоюзов. Среди них: П.М. Заочная, лучшая ударница колхоза "Путь Ильича", награждена виктролой с пластинками.
В 1936 году в колхозе "Путь Ильича" подведены итоги и определены десять стахановцев. Среди передовиков — А.А. Краев, тракторист, выработал за год 790 трудодней, план выполнил на 250 %. В полеводстве передовик — У.С. Машихина — 233 трудодня, план выполнен на 180%. Весной 1937 г. создан плодово-ягодный питомник. 20 человек, работающих в питомнике, за сезон 1937 г. высадили 4 гектара ягодных культур.
Вот что писал в газете "Камчатская правда" в своей статье "Из года в год крепнет наш колхоз "Путь Ильича" заместитель председателя колхоза Ф.А. Краев: "Опыт показал, что у нас, на далекой Камчатке, на нашей северной земле, могут произрастать зерновые культуры. В 1938 году мы уже сняли с гектара 40 пудов зерна. Весной 1940 года в колхозе "Путь Ильича" посеяли 10,5 га овса и 15,5 га ячменя. Общая посевная площадь колхоза составляет 80 га. В 1939 году на ферме колхоза содержались 143 головы крупного рогатого скота".
Перед войной в колхозе "Путь Ильича" числилось 4 трактора и грузовой автомобиль. В 1939-1940 гг. здесь были построены скотный двор, конюшня, свинарник, 3 овощехранилища. В 1939 г чистый денежный доход колхоза составил 518 714 рублей.
Огонь, батарея!..
17 июля 1936 года народным комиссаром обороны утверждено строительство 100-милимметровой батареи на м. Станицкого и выбрано место для строительства в 1937 г. Батарея № 961 была построена в 1938 году на мысе Станицкого и была вооружена 4-мя 100-мм орудиями Б-24. Немногим позже для батареи была построена прожекторная станция. Всего в обороне района находилось 12 батарей, вооруженных 45-ю орудиями. При этом пять батарей имели на вооружении орудия калибром от 100-мм до 180-мм, остальные были вооружены 45-мм противокатерными орудиями. Строительство батарей началось в конце 1936 года вместе с формированием 6-го морского укрепленного района, включавшего в себя Камчатский сектор береговой обороны. В июне 1940-го года была создана Петропавловская военно-морская база. В дальнейшем на основе сектора береговой обороны и укреплений военно-морской базы и был создан оборонительный район.
Не разошлись
17 июля 1978 года в 13:55 столкнулись плавбаза "Орочон" ПБТФ и плавбаза "Комсомолец Магадана" Магаданрыброма. У "Орочона" на длине 30 м оказался завален левый фальшборт и повреждены две каюты кормовой надстройки. Расследование показало, что столкновение произошло по вине капитанов и штурманского состава обоих судов, нарушивших требования нормативных документов.
Рыбообрабатывающая плавучая база "Комсомолец Магадана" водоизмещением 10 тысяч тонн была построена в августе 1975 года польскими корабелами на Гданьской судостроительной верфи по заказу Советского Союза.
Плавучая база "Орочон" — бывший японский пароход "KIRISHIMA MARU №6", построенный для японской компании Matsuda Kisen Kabushiki Kaisha верфи Uraga Dock Co., в Ураге. Валовая вместимость по окончании постройки составляла 4736 брт., длина 109,73 м, ширина 15,62 м, высота борта 8,70 м., осадка 7,00 м. Паровая машина тройного расширения мощностью 2400 и.л.с. обеспечивала скорость хода в 9,5 уз.
1918 году куплен американским правительством. 31 октября 1918 года принят U.S. Shipping Board, переименован "EASTERN CROSS", рег. номер 217168. В 1929 году закуплен в США для Акционерного Камчатского общества. Прибыл в Петропавловск под командованием капитана Николая Валериановича Ушакова.
23 августа 1930 года в Петропавловском порту было произведено торжественное поднятие государственного флага на пароходе "ОРОЧОН". 2 апреля 1957 года судно передано вместе со всем флотом Камчатрыбфлота в состав Управления активного морского рыболовства Камчатрыбпрома. В середине 60-х переоборудовано в плавбазу. В июле 1969 года пароход пришел из своего последнего рейса. Чуть позже списан и отправлен на слом в Японию.
Также в этот день
17 июля 1970 года решением Корякского окрисполкома Корякское окружное управление сельского хозяйства переведено из с. Тиличики в окружной центр п. Палана
17 июля 1909 года было издано "Временное положение об управлении Камчатской областью", по которому из Приморской области выделялась Камчатская.
17 июля 1920 года подписано соглашение правительства ДВР и японского военного командования о выводе японских войск из Забайкалья и недопущении советских войск на территорию ДВР. Признавая ДВР, Япония старалась закрепиться на Камчатке.
17 июля 1935 года в Петропавловск пришел пароход "Кижуч" под командованием капитана И. П. Греченкова. Пароход был построен в 1928 году в Германии, грузоподъёмность корабля была 3500 тонн.
Далее "Кижуч" было предложено передать Северному Приморскому тресту. В ноябре 1935 года судно под командованием того же капитана Греченкова И.П. вышло из Петропавловска для передачи. Греченков после передачи судна возвратился в Петропавловск для отчета, после которого в сентябре 1936 года, возвращаясь во Владивосток пассажиром на попутной шхуне "Крестьянка", принадлежавшей Китозвертресту, погиб вместе с судном и экипажем в Охотском море.
17 июля 1965 года в 04:50 в Охотском море в районе устья реки Хайрюзовой на ТРС "Соболево" отказало рулевое устройство. Перо руля перекладывалось от шести градусов "лево" до "лево на борт". Двигатель остановили, судно бросило оба якоря. Проверка рулевой машины причину отказа не выявила. В 15:05 дали малый ход. После этого стало ясно, что утерян гребной винт. "Соболево" прибуксировали в Петропавловск. Затраты на ремонт гребного устройства составили 2 616 руб. Ввиду занятости дока, работы по подгонке и установке гребного винта производились на плаву. На это ушло пятьдесят суток. Винт потерян по вине ПСРВ, где его меняли во время мартовской стоянки в доке.