Российско-японская рыболовная конвенция
15 июля 1907 года между Российской Империей и Японией была заключена рыболовная конвенция. Срок ее действия устанавливался на двенадцать лет. Конвенция была для России не выгодной и имела тяжёлые последствия.
Рыболовная конвенция между Союзом ССР и Японией. Фото: prlib.ru
Согласно статьям конвенции, японские рыбопромышленники получили равное с русскими подданными право на аренду морских рыболовных участков в так называемых "конвенционных" водах. К конвенционным водам были отнесены все прибрежные участки, за исключением устьев рек и 34 закрытых бухт, где рыболовство подданным Японской Империи запрещалось полностью.
Деятельность японских рыбопромышленников ограничивалась добычей рыбы, сбором и обработкой морепродуктов. Им запрещался промысел морского зверя. В отношении же хозяйственной деятельности на берегу и в прибрежных водах права японских рыбопромышленников были достаточно широки: им разрешалось возведение хозяйственных построек, беспошлинный ввоз необходимого для промысла оборудования, беспошлинная перевозка оборудования с одного промыслового участка на другой.
В первый же год действия конвенции японцы арендовали 74 морских рыболовных участка. В камчатских водах находились 11 японских пароходов и 93 шхуны. В 1908 году. японцы арендовали на Камчатке 119 рыболовных участков, которые обслуживали 184 промысловых судна; их добыча составила 90 тыс. коку (коку — полтора центнера). В 1912 г. на западном побережье Камчатки из 132 морских рыбопромысловых участков только 3 принадлежали русским, остальные 129 — японцам.
В отчете губернатора В. П. Перфильева приводятся сведения о соотношении добычи и обработки лососей японскими и русскими промышленниками: "… из 38.000.000 шт. рыбы, пойманной в текущем 1911 г. в камчатских водах, японцами добыто около 30.000.000, а русскими в 17 реках и на 20 морских участках только 8.000.000 шт. Да из этого количества отправлено ими в Японию до 2.000.000 рыб, и только 6.000.000 поступило на русские рынки. … В Усть-Камчатске… в текущем году выпущено уже 18.000 ящиков консервов (по 48 банок). Главный сбыт их в Лондоне. Но японцы и тут не отстают, и там же в Усть-Камчатске устроили свой консервный завод, также доставляющий консервы в Лондон, но на 2 рубля за ящик дешевле. Впрочем, и качество консервов слабее".
Российскому правительству всё-таки удалось добиться "уступки" — беспошлинного ввоза на территорию Японии рыбы, выловленной в конвенционных районах. Это должно было поставить отечественных предпринимателей в равное положение с японскими рыбопромышленниками. Однако на деле это привело к тому, что уже в 1908 году большинство участков арендовали японские предприниматели, те же промыслы, что достались российскими рыбопромышленникам, были вынуждены использовать японскую рабочую силу, встраиваться в сложившуюся систему торгов, осваивать иные технологии обработки рыбы на берегу. Более того, японцы через систему покупки подданства поставили под свой контроль и внутренние воды. В какой-то мере они контролировали и скупку рыбы у коренного населения Камчатки. Причем конвенция специально оговаривала право японцев на скупку и переработку добытой местным населением рыбы.
Из истории "Камчадала"
15 июля 1926 года окрревком рассмотрел представление местхоза о посылке шхуны "Камчадал" во Владивосток для ремонта и оформления документов. Выход был разрешен. На судно капитаном пригласили бывшего агента Совторгфлота В. М. Андржеевского. До него шхуной командовал штурман малого плавания Вихман. Он самостоятельно плавал по камчатскому побережью, но рейсы до Владивостока ему не доверяли. Вихман остался на "Камчадале" помощником капитана.
Пароход "Камчадал". Фото: fleetphoto.ru
Для укомплектования экипажа шхуны губместхоз 20 июля 1926 г. начал переговоры с профсоюзом водников (портководом) о приеме на судно матросов, удовлетворяющих требованиям, выставленным капитаном и его помощником. Для выхода в море под парусами требовалось минимум четверо опытных матросов. Андржеевский и Вихман настаивали на приглашении конкретных людей: Кибача, Шубабко, Нен Ги и Кан Понг Не. Два последних, корейцы, особо отмечались как хорошие парусники.
На следующий день порткомвод сообщил о том, что, по его мнению, комплектовать экипаж следует "исключительно гражданами СССР, состоящими членами союза водников". Он направил на судно двух матросов 1-го класса, а также не возражал против приема одного корейца, подданного СССР, одобрял кандидатуру Кибача и предоставлял губместхозу "право взять моториста по Вашему усмотрению".
15 августа "Камчадал" отправился во Владивосток, куда прибыл 10 сентября. В середине октября ремонт закончился, шхуна была "приведена в полную пригодность и ожидает во владивостокском порту распоряжений местхоза о выходе".
Грузовой пароход "Камчадал" был построен в 1892 году. Судно затонуло в результате аварии 1 июля 1933 года.
Открыли Америку!
15 июля 1740 года состоялось открытие Америки со стороны России. Корабль Чирикова "Св. Павел" встретил землю в районе о. Принца Уэльского. Команда Чирикова первой из европейцев достигла прибрежных территорий Северо-Западной Америки (58°36´). Здесь, при исследовании берега, Чириков потерял 2 шлюпки и 15 человек экипажа.
15 июля увидели землю с высокими горами, покрытыми лесом — Америку, у земель тлинкитов, около острова, впоследствии названного островом Чирикова.
Для поиска места, куда можно было бы поставить корабль, была отправлена шлюпка, но подходящего места не нашлось. Тогда корабль снялся и пошёл дальше на восток вдоль берега.
Вторая попытка высадки была предпринята 17 июля под руководством штурмана Абрама Дементьева. Шлюпка не вернулась. 23 июля был замечен огонь, по предположению, зажжённый моряками, которые не могут вернуться на корабль. Им на помощь была направлена вторая, маленькая шлюпка с 4 людьми на борту, из которых двое были плотниками. Лодка пристала к берегу и исчезла так же, как и первая. Предположительно, с ними произошло то же, что и с лодками Лаперуза в 1786 — потоплены водоворотом приливно-отливных течений. Но доказательств этой версии нет, так же, как и другой, связаной с нападением индейцев.
После потери обеих шлюпок высадка и пополнение воды стало невозможным. Тем не менее, была предпринята последняя попытка высадиться на плотах. Но подходящей бухты в течение ближайших 2 дней так и не было обнаружено, и Чириков созвал совет, на котором было решено немедленно возвращаться обратно.
Первой гильдии купец
15 июля 1876 года между купцом Филиппеусом и министерством внутренних дел был заключен новый контракт, в соответствии с которым он течение десяти лет должен был осуществлять "снабжение северных округов Приморской области Восточной Сибири мукой, крупой, порохом, свинцом и солью и, в совокупности с этим снабжением, содержать пароходное сообщение между Владивостоком, Корсаковским постом и всеми снабжаемыми им портами и местечками Камчатского и Охотского морей". Обязательными местами захода судов Филиппеуса назначались Петропавловск, Нижне-Камчатск, Тигиль, Гижига, Охотск.
Вид Охотского порта (конец XIX в.). Фото: flot.com
Контрактом предусматривались перевозки на паровом судне. Первым пароходом Филиппеуса стал "Ровер", затем он приобрел "Курьер" грузоподъемностью 492 т, а в 1881 г. — "Камчатку" с водоизмещением 1000 т. "Камчатка", отправлявшаяся из Владивостока, последовательно обходила пункты побережья и заходила Петропавловск. Ее разгрузжали при помощи парового катера и нескольких деревянных кунгасов грузоподъемностью 8-10 т, которые пароход доставлял с собой. В начале 1880-х гг. к Филиппеусу перешли дела американской торговой фирмы "Кушин и Ко", после чего он занял ведущее положение среди предпринимателей, торговавших в Охотско-Камчатском крае. По окончании срока контракта в 1886 г. Филиппеус отказался от его продления.
Филиппеус Александр Фёдорович (1828–1889) — уроженец Варшавы немецкого происхождения, надворный советник, петропавловский купец 1-й гильдии. В 1867–1869 гг. образовал первую отечественную транспортную компанию на русском Дальнем Востоке "Филиппеус и К°". Получив кредит у американской компании в Японии, начал свою деятельность по доставке иностранных товаров морем через Аян в Якутск. Одновременно компания вела меновую торговлю продовольствием и припасами с местными промысловиками пушнины. В 1870 г. компания купила собственный пароход "Камчатка", совершавший в летне-осенний период довольно регулярные рейсы между портами Японии, Владивостоком, Аяном с заходом в Петропавловск и во все населённые пункты Охотского побережья.
Также в этот день
15 июля 1804 года русские мореплаватели корабля "Надежда" бросили якорь в Петропавловской бухте. За шестинедельную стоянку на Камчатке "Надежда" была отремонтирована и приготовлена к дальнейшему плаванию. Переход из Петропавловска до Японии занял месяц — 8 октября 1804 г. российское посольство прибыло в Нагасаки. Прибытие в Нагасаки, а не в Эдо, где располагалась ставка сегуна, должно было убедить японцев в стремлении российского правительства неукоснительно следовать ранее достигнутым договоренностям.
Однако выданная японцами десять лет назад Лаксману лицензия на посещение Нагасаки русским торговым судном, как оказалось, устарела. К тому же русские прибыли не просто для обмена товарами, а для переговоров с японским правительством, что по японскому представлению могло быть воспринято как "дерзость". Тем не менее "Надежду" отгонять от японских берегов не посмели, хотя и в гавань долго не пускали. О направлявшемся в Японию российском военном корабле власти Японии были предупреждены голландцами за месяц до его прибытия в Нагасаки, но, похоже, так и не пришли к общему мнению о том, как поступить с незванными гостями. На всякий случай местные власти решили поначалу "интернировать" русских — "Надежду" окружили многочисленные сторожевые лодки, на которых находилось не менее 500 вооруженных японцев.
15 июля 1816 года бриг "Рюрик" под командованием Отто Коцебу, который получил задание исследовать наименее изученные области Океании и отыскать Северо-Восточный морской проход из Тихого в Атлантический океан, покинул порт Петропавловска на Камчатке.
В 1930 г. выполнение плана АКО по добыче рыбы составило 76, по крабам — 30,8 %. Причинами такого провала назывались слабый ход лосося и срыв работы Усть-Камчатского завода японцами, поставившими невод, почти полностью перекрывший рыбе проход к берегу. Решить вопрос о неправомерности применения этого невода дипломатическим путем не удалось. Тогда советская сторона стала действовать таким способом: ночью 15 июля 1930 года пограничный сторожевой корабль "Воровский" вошел в хищнический забор и уничтожил часть сетей.
СКР "Воровский". Фото: pogranichnik.ru
15 июля 1939 года был утверждён титульный список капитальных работ в Петропавловском порту на 1939 год, пересоставлявшийся и уточнявшийся два раза, его утвердил начальник отдела капитального строительства Наркомрыбопрома СССР Мальцев. В окончательном варианте он предусматривал: перестройку пирсов для их соединения (порт своими силами восстановил изношенный пирс № 1, но так как пригодного для строительства леса он не получил, то оставшиеся средства использовал на завершение других работ); строительство угольной площадки размером 3 200 кв. м стоимостью 276 000 руб. (его должен был вести трест "Камчатрыбстрой", но денег для него не хватило, начатые работы законсервировали, остатки средств направили на другие объекты); благоустройство территории — асфальтирование и укладка новой узкоколейки (работы не были закончены, так как цемент и асфальт своевременно не пришли); сооружение водопровода на р. Поганке (так же не был закончен, так как запроектированной суммы не хватило на приобретение труб); постройка 50-тонного понтона (к 1 октября 1939 г. он был готов на 75 %, окончание работ задерживалось из-за отсутствия судостроительного леса).
Петропавловский порт, 1931 г.. Фото: forums.airbase.ru
15 июля 1940 года решением Корякского окрисполкома № 217 в целях широкого показа достижений колхозов, комбинатов, передовиков сельского хозяйства проведены ко дню округа сельскохозяйственные выставки во всех районах.
15 июля 1951 года в бухте Чемурнаут в районе Пенжинского залива под действием ураганного ветра выбросило на берег шхуну "Глобус". Экипаж под руководством молодого капитана Т. М. Кривоногова энергично боролся за спасение судна. Судно пострадало, но люди уцелели.
После окончания Великой Отечественной войны, Финляндия обязалась в счёт репараций на сумму 66.2 миллиона долларов построить для СССР некоторое количество транспортных, учебных и научных судов. В это число входило и 90 (девяносто) деревянных трёхмачтовых парусных шхун и баркентин. Камчатрыбфлот получил 26 шхун и 3 баркентины, "Глобус"входил в их число.
Шхуны в Рыбном порту, Петропавловск-Камчатский. Фото: lot1959.livejournal.com
Шхуны и баркентины вошли в состав "Главкамчатрыбпрома" на основании распоряжения Совета Министров СССР № 1006 от 8 мая 1946 г. Эти парусные суда предназначались для транспортных перевозок. Первые шхуны стали прибывать на Камчатку в 1947 г.
15 июля 1956 года в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 мая 1956 г. № 724 "О реорганизации Министерств СССР в связи с передачей предприятий ряда отраслей народного хозяйства в ведение союзных республик" и приказом МРП СССР от 29 июня 1956 г. № 210 ликвидирован политотдел КРФ. Упразднены штатные должности помполитов судов с командами численностью менее 35 чел. Высвобожденных политработников в недельный срок следовало трудоустроить "в соответствии с их специальностью".
15 июля 1956 года многотиражная газета "За высокие уловы" передана в ведение Тралфлота.
15 июля 2005 года приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 686 Камчатский государственный педагогический университет переименован в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Камчатский государственный университет".