Фрегат "Паллада"
10 июля 1989 года на caмолете в Ригу на вновь построенный в Польше трехмачтовый парусник "Паллада" впервые отправились 110 курсантов СВО во главе с преподавателями Б. С. Бублыком, Г. И. Котриховой и командиром роты В. М. Коханом. Старшим руководителем практики был назначен Б. С. Бублык.
Фрегат "Паллада", наши дни. Фото: правительство Камчатского края
Первый Фрегат "Паллада" был построен по проекту полковника-инженера В.Ф. Стоке. За основу проекта им был взят проект конструкций английского фрегата "Президент". Средств для строительства не экономили, так как изначально судно предназначалось для нанесения заграничных визитов императорской семьи.
Для корпуса и обшивки доставили древесину дуба и не менее ценной лиственницы, на отделку палубы — тиковое дерево, а для обшивки подводной части использовали медные листы. Весьма необычно выглядели бронзовые, с очень толстым стеклом, иллюминаторы.
Построенный фрегат был спущен на воду в сентябре 1832 года на Охтинском адмиралтействе, а командиром был назначен позднее ставший великим флотоводцев П.С. Нахимов. На борту красовалась золотая надпись — "Паллада". Длина корабля составляла 52,7 м, а ширина 13,3 м. Его укомплектовали 44 орудиями. Осадка — 4,3 м. Корабль почти двадцать лет состоял на службе отечества, ходил к испанским и португальским берегам, к острову Мадейра, в Англию возил золото. "Паллада" была в составе эскорта кораблей, сопровождавших судно с германским принцем.
Самое значимое плавание "Паллады" состоялось в 1852-1854 гг. На его борту в Японию отправилась дипломатическая миссия под руководством вице-адмирала Е.В. Путятина, а ее секретарем был писатель Иван Гончаров. Впоследствии из-под его пера вышла серия очерков, посвященная этому походу. Весь путь корабль преследовали ураганы и штормы. Из-за сильной течи и значительных повреждений парусов ему пришлось встать на ремонт в Портсмуте. После посещения мыса Доброй Надежды фрегат за месяц пересек Индийский океан. О начале Крымской войны члены экипажа корабля узнал у берегов Сингапура. Остерегаясь встреч с англо-французскими суднами, Путятин завернул "Палладу" в порт Нагасаки и на близлежащие японские острова.
Рапорт Беринга
Рапорт Витуса Беринга в Адмиралтейство от 10 июля 1728 года гласил: "А для оставших от нас вещей построили мы анбар при ключах, где церковь, растоянием от нижнего Камчадальского острогу верст с 6… а при астроге построить не смел, для того что по вся годы топит водою и стоит воды июня с первых чисел и до половины июля месяца".
Нижнекамчатский острог — бывшее село Усть-Камчатского района в нижнем течении реки Камчатка. Основан в 1703 году. Острог несколько раз менял место расположения и название. Так, в 1731 году он стоял на месте современного поселка Ключи, и после разорения в этом году восставшими ительменами был восстановлен, но уже в другом месте и с другим названием.
Новый острог выстроили в 90 километрах ниже по реке, близ озера Шантал, и, соответственно новому расположению, назвали Нижнешантальским. Но уже в 1732 году его именовали Нижним Камчадальским острогом, с 1742 года — Нижним Камчатским. Поселок Нижнекамчатск исключен из списка населенных пунктов (из учета данных) 29 марта 1968 года.
Нижне-Камчатск, 1901 г. Церковь Успения Пресвятой Богородицы и жилые дома. Фото: А. Сильницкий
В 1728-1729 гг. Нижнекамчатский острог становится базой Первой Камчатской экспедиции. По тем временам он являлся одним самых крупных на полуострове. Витус Беринг сообщал: "…а при нижнем Камчатском остроге дворов с 50. Да в другом месте, где церковь, с 15". В журнале мичмана П. Чаплина записано: "Жилья имеется дворов с 40, а распространяется по берегу близ версты".
Комендант Кошелев
18 января 1802 года П. И. Кошелев получил звание генерал-майора, а также назначения: комендантом в Нижнекамчатск и командиром Камчатского гарнизонного полка, сменив на этих должностях генерал-майора А. А. Сомова.
Павел Иванович Кошелев происходил из дворянского рода Кошелевых из Орловской губернии. Его младший брат — поручик Дмитрий Иванович Кошелев (ум. 1807) — составитель первого словаря чукотского языка.
Новый камчатский комендант Кошелев 10 июля 1802 года прибыл в Охотск, где, ознакомясь с положением охотских и камчатских дел, донес Государю, что охотское начальство не заботится о доставке провианта в Камчатку. "На казенных судах, — писал он, — перевозятся преимущественно грузы Российско-Американской Ко, а провиант и купеческие товары остаются не отправленными.
Компания же, не имея на Камчатке конкурентов, продает предметы продовольствия по самым высоким ценам; например: пуд масла по 60 руб., а флягу водки, около 3-х ведр, от 700 руб. до 1 000 руб.!..
Так что я вынужденным нашелся написать вице-адмиралу Фомину, что если и на будущий год он отправит товары компании, то я их конфискую и на эти деньги куплю оленей у коряк для продовольствия нижних чинов. В Охотске компанейские суда строятся казенными людьми в один год, а казенные транспорты по три года".
Высказав в этом рапорте еще несколько злоупотреблений охотского начальства, в заключение Кошелев просил подчинить Охотск камчатскому коменданту.
Порт Охотск. Фото: ocean-media.su
Государь, получив это донесение, Высочайше повелел для приискания мер к устранению всех беспорядков в Охотске и Камчатке составить особый комитет из министров: коммерции, военного, морского и сибирского генерал-губернатора.
Комитет после нескольких совещаний пришел к нижеследующим заключениям: "Охотский порт не подчинять камчатскому коменданту, а для управления Камчаткою учредить областное правление из судьи, исправника и двух заседателей под председательством коменданта, которому именоваться правителем Камчатской области. Кроме того, в Ижиге иметь коммисара и при коменданте секретаря, почтового экспедитора и двух писцов, с отпуском из государственного казначейства исчисленных на этот предмет расходов по 8 800 руб. в год. Ижигинский округ подчинить коменданту, а областное правление — иркутскому губернатору; по части же судной — иркутской уголовной палате. Камчатскому гарнизону состоять из 5-ти рот: четырем находиться в Камчатке и одной в Ижиге. Из 4-х камчатских рот две иметь на ландмилицком положении, а остальные на положении гарнизонном. В учрежденное при баталионе отделение военно-сиротского дома назначить учителей и служителей и иметь в школе 50 учеников. Местопребыванием коменданта назначить Верхнекамчатск".
Постановление это 11 августа 1803 года Высочайше утверждено, а 17 июня 1804 г. последовало Высочайшее повеление об упразднении города Акланска и Ижиги с их округами и присутственными местами.
Обличительное письмо Ларина
10 июля 1922 года И. Е. Ларин пишет неофициальное письмо Е. А. Колмакову, поведение которого объявляет "величайшим преступлением", а его самого — вне закона с конфискацией имущества.
Ларин подчеркивает, что в прошлом, "насколько мог", не применял репрессий к политическим противникам, но теперь, когда "борьба крайне обострилась не на жизнь, а на смерть", он снимает с себя всякую моральную ответственность и предупреждает городского голову: дни его сочтены. "Вы […] будете убиты, или, в лучшем случае, уведены в сопки". Этого не случится, добавляет Ларин, если Колмаков станет "работать на пользу Советской России и, в частности, Камчатского Областного Комитета".
Адресат Ларина вечером 10 июля заседал в Думе. Заседание началось с выборов представителей от города на Земский Собор, открывающийся через пять дней во Владивостоке. Наметили Е. А. Колмакова и Е. Ф. Одынца. В случае избрания Колмакова, кто-то должен его заменить в городской Управе. Сняли свои кандидатуры двое из троих: И. Д. Грызлов и И. Т. Новограбленов. Брат последнего, Прокопий Трифонович, согласился баллотироваться в заместители городского головы при условии, если закон допускает совмещение двух должностей лицом, состоящим на государственной службе. Оказалось, однако, что не допускает…
10 июля Дума рассмотрела заявление от граждан о наделении их сенокосными участками и проект сдачи земельных участков под застройку складами, приносящими доход, а также единогласно постановила: всех владельцев рогатого скота, не желающих отдавать его пастуху, обложить налогом "за выгон в городские угодья по 1 руб. с большой и по 50 коп. с малой рогатой скотины в месяц".
На следующий день в газете "Камчатский листок" появилась заметка такого характера: "За последнее время, несмотря на обязательное постановление городской Думы, по улицам свободно разгуливают коровы, которые, должно быть, не читая этого постановления, взрывают земли, оставляют свои "визитные карточки" на тротуарах, мешают хождению по ним и т. п.
Пароход "Орочон"
10 июля 1938 года судно "Орочон" завершило очередное плавание по западной Камчатке и вернулось в Петропавловск. 27 июля оно пришло во Владивосток, где простояло до 3 августа. Здесь капитан Г. И. Александров покинул судно. 10 августа капитаном "Орочона" был назначен Е. Д. Бессмертный. По сведениям, сообщенным капитаном П. М. Ивановым, Александров умер в конце 1938 г. или в начале 1939 г. в Ленинграде на трамвайной остановке — отказало сердце.
Судно "Орочон" было построено в 1917 году в Японии как сухогруз "Kirishima Maru No.6". В середине 1930 г. флот АКО пополнился судами зарубежной постройки, названными "Ительмен" и "Орочон". В Петропавловск их привели капитаны Е. Д. Бессмертный и Н. В. Ушаков.
"Орочон" имел грузоподъемность немногим более 5 000 т, в его вместительных трюмах могли расположиться до 1 200 человек. В течение многих лет "Орочон" из самых больших пароходов АКОфлота перевозил грузы для рыбной промышленности и пассажиров — рабочих рыбокомбинатов, переселенцев, переезжавших на Камчатку на постоянное место жительства. В годы Великой Отечественной войны пароход выполнял рейсы в США, откуда вез в СССР груз, поставляемый как союзническая помощь.
После войны пароход по-прежнему возил на Камчатку снабжение и людей, а к концу 1950-х гг. он превратился в плавучую рыбообрабатывающую базу.
Также в этот день
10 июля 1905 года в устье Опалы произошел бой с довольно крупным десантом из 40 японцев. Искусно используя местность, 16 дружинников разгромили десант. Удалось уйти только семи японцам. Были захвачены ружья и, в том числе, многозарядные американские винчестеры. В рукопашной схватке один из дружинников, Осинкин, получил одиннадцать ножевых ран.
На открытке — японское судно "KANTO". Фото: odynokiy.livejournal.com
10 июля 1964 года решением Камчатского облисполкома был организован проектный институт гражданского строительства, планировки и застройки городов и поселков — Камчатгражданпроект.
Новостройки района "Горизонт", 1980-е годы. Фото: okamchatke.ru
10 июля 1968 года бюро Камчатского обкома КПСС и облисполкома приняли постановление о преобразовании рабочего поселка Елизово в город областного подчинения.
Елизово в 1960-е годы. Фото: pastvu.com
10 июля 1975 года село Быстрое было исключено из списка населённых пунктов. Быстрое — бывшее село Быстринского района. Возникло в 1947 году. Названо по расположению на берегу реки Быстрой.
Перевал через Быстринские хребты. Фото: из книги М. А. Сергеева "Народное хозяйство Камчатского края"