Арсеньев на Камчатке
Неутомимый путешественник, выдающийся ученый и талантливый писатель Владимир Клавдиевич Арсеньев изъездил и исходил почти весь Дальний Восток. Большой вклад он внес и в изучение Камчатки и Командорских островов.
Арсеньев Владимир Клавдиевич. Фото: kmslib.ru
7 июля 1918 года Владимир Арсеньев начал своё первое путешествие на Камчатку. Он был отправлен сюда для проведения статистико-экономического обследования, изучения условий жизни переселенцев и выработки программы будущего заселения далекого полуострова. На Камчатку он прибыл на пароходе "Сишан" 19 июля 1918 г.
Вот каким увидел Арсеньев Петропавловск в том далеком 1918 году: "Петропавловск имеет вид села…Все дома деревянные. Одна улица и один тротуар… Около домиков кое-где есть небольшие огороды. Некоторые дома построены давно из корабельного леса… Это постройки времен Завойко и Невельского. К таким постройкам относятся: дом Завойко, обросший кругом старыми тополями, старинная церковь (против него), казарма и цейхгауз. Чем-то особенно сентиментальным веет от этих построек…".
С тревогой Арсеньев отмечает, что памятники Лаперузу и Берингу, памятник Славы, часовня на братской могиле защитников города, дом В. С. Завойко, руководителя обороны Петропавловска в 1854 г., обветшали и могут разрушиться.
Камчатский дневник Арсеньева содержит массу сведений о природе полуострова, о его животном и растительном мире. Арсеньевым ежедневно велись и метеорологические наблюдения, также зафиксированные в дневнике.
Большой интерес представляют "статистические ведомости" о 15 посещенных Арсеньевым населенных пунктах. В "ведомости" были включены сведения о местоположении поселений, число дворов и жителей, наличие школ, церквей и иных значимых социально-экономических объектов. В этих "ведомостях" скупым "анкетным" языком увековечены вопиющие факты тяжелой жизни камчадалов в период, предшествовавший установлению Советской власти.
"Школы нет, и в ней не имеется надобности, потому что почти все дети в селении вымерли" — запись о селении Ганалы. "Около селения находятся большие болота. Ревматизм и чахотка" — это о селении Кирганик. "Оспа была в зиму 1916/17 г. Медицинской помощи никому не подавалось. Умерло взрослых 8; детей 12. Третья часть населения" — так происходило в селении Щапино. Арсеньев также обращает внимание на трудолюбие коренного населения Камчатки.
"С утра до вечера они в работе, — пишет он о жителях селения Камаки. — Мальчики помогают мужчинам снимать корье с бревен, ловить рыбу. Никто не гуляет, не тратит напрасно времени… Девочки тоже работают и помогают матерям…
В праздничные дни мужчины не работают в поле, а сидят дома, но не сложа руки, а точат топоры, починяют домашние вещи". В дневнике изложено большое количество этнографических материалов, записей о произведенных археологических раскопках. Этнографические описания нередко сопровождаются рисунками путешественника.
Камчатская экспедиция Арсеньева в полном объёме выполнила все поставленные перед собой цели: долина реки Камчатка была тщательна исследована в переселенческом отношении. Земли от селения Мильково до села Пущино были признаны подходящими для земледелия и, следовательно, пригодными для заселения.
Спасение "Симы"
Вечером 2 июля 1936 года, следуя в плотном тумане из Владивостока на восточное побережье Камчатки, сел на камни возле о. Онекотан, принадлежавшего Японии, сухогрузный пароход "Сима". Построен в 1923 г. в Лютене (Германия). Грузоподъемность 3 500 т, дедвейт 5 600 т, скорость 9 узлов. Шесть пассажирских мест. Запасы угля 1 082,5, воды — 940 т. Четыре трюма, девять лебедок грузоподъемностью по 5 т. Длина 102,96, ширина 14,7, осадка в полном грузу 6,7 м. Экипаж 53 человека.
В спасательных операциях принимал участие пароход "Орочон", на который были пересажены пассажиры "Симы" и передана часть ее груза. Вечером 7 июля 1936 года судно сошло с камней и последовало в Петропавловск. Полученные пробоины были заделаны цементом. В результате аварии корпус "Симы" получил серьезные повреждения и требовал докового ремонта.
"Бот аглинской, а не галанской препорции..."
Для Камчатской экспедиции 7 июля 1737 г. в Охотске был спущен на воду бот по английской пропорции с транцевой кормой, известный, как бригантина "Архангел Михаил".
Строили её корабельный мастер ластовых судов М. Ругачёв и мастер шлюпочного и ботового дела А. И. Кузьмин. В рапорте В.И. Берингу от 2 августа 1735 г. М.П. Шпанберг доложил, что "июля 4 дня заложен и строитца бот аглинской, а не галанской препорции длиною и шириною как показано от Коллегии. Для того оной препорции бот в морском плавании будет весьма способен, понеже море везде имеет места глубокие, а плоскодонные галанские боты строятца для проходу чрез мелкие места".
Бригантина "Архангел Михаил" имела длину между штевнями 60 футов (18,29 м), по килю 53 фута (16,15 м). Она была флагманским судном отряда М.П. Шпанберга, исследовавшего Курильские и Японские острова. В судовом журнале упомянуты следующие паруса: кливер, стаксель, фок, грот, топсель, брамсель, бизань — парусное вооружение галиота с грот и бизань-мачтами.
Бригантина "Архангел Михаил". Художник Валерий Шиляев.. Фото: sakhalin-znak.ru
Мартын Петрович Шпанберг (31 декабря 1696, Дания — 26сентября 1761, Кронштадт) — российский мореплаватель. По происхождению датчанин. В 1725-1730 и 1733-1741 годах — участник первой и второй Камчатских экспедиций соответственно. В 1738-1739 годах совершил плавание к берегам Японии и Курильских островов. Принят на русскую службу в 1720 году в чине лейтенанта. В мае 1724 года Шпанберг был назначен командиром пакетбота "Яков", предназначавшегося для перевозки грузов, пассажиров и почты в Любек. С 1725 года принимал деятельное участие в двух Камчатских экспедициях под начальством Витуса Беринга. По списку морских чинов известно, что в 1727 году Мартын Шпанберг произведен в капитан-лейтенанты, в 1730 — в капитаны 3-го ранга, а в 1733 году написан в капитаны полковничьего рангу.
Также в этот день
7 июля 1953 г. Совет Министров СССР своим постановлением № 1687. реорганизовал Учебно-курсовой комбинат в "Школу усовершенствования кадров командного плавсостава и специалистов рыбной промышленности Главкамчатрыбпрома (ШУККПС)".
7 июля — День работников морского и речного флота Утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР 10 октября 1980 г. в честь создания 18 июля 1924 г. АО "Совторгфлот", как основы управления водным транспортом, как единой отрасли народного хозяйства.