8 февраля 185 лет назад состоялась та самая роковая дуэль, которая забрала у России ее великого поэта. По подсчетам биографов Пушкина, столкновение с Дантесом было, как минимум, двадцать первым вызовом на дуэль в жизни Александра Сергеевича. Сам он был инициатором 15 дуэлей, но большая часть из них не состоялась — стараниями друзей поэта сторонам удавалось примириться. 8 февраля (27 января по старому стилю) 1837 года дело закончилось не миром, а смертельным ранением поэта. Спустя два дня Пушкин скончался. А на его столе остались лежать записи о нашем полуострове. ИА KamchatkaMedia в этот день хочет напомнить своим читателям интересный факт — Пушкин готовился написать произведение о Камчатке.
Между прочим, Пушкины отметились в истории Дальнего востока задолго до появления на свет великого поэта. Родственник Александра Сергеевича Василий Никитич Пушкин служил воеводой в Якутске в 40-х годах XVII века, тогда самом восточном форпосте России. Но именно в те годы делались эпохальные географические открытия — основаны первые русские поселения на Колыме и на землях Чукотки, а первопроходец Семен Дежнев пересек пролив, отделяющий Азию от Америки.
А может, и сам Александр Сергеевич бывал на Дальнем Востоке? К сожалению, нет. Хотя, как оказалось, страстно желал этого! Поэт не просто мечтал о путешествии в наши края, но и целенаправленно искал возможность попасть сюда. В конце 1829 года Министерство иностранных дел Российской империи приняло решение отправить на Дальний Восток, к границам Китая, большую дипломатическую и научную экспедицию. И Пушкин имел шансы стать ее участником, ведь возглавить миссию поручили близкому приятелю поэта Павлу Шиллингу. Он с радостью предложил кандидатуру своего друга Пушкина в качестве одного из членов экспедиции. Александр Сергеевич серьезно готовился к этому путешествию, скупая и штудируя книги о дальневосточных землях. Однако император Николай I в список членов дипломатической миссии поэта не включил.
Камчатка — страна печальная...
Но Пушкин был очень увлечен этой темой, отказ императора не заставил его прекратить изучать источники, из которых можно было почерпнуть знания о далеких манящих рубежах. Одним из главных этих источников была книга Степана Крашенинникова "Описания земли Камчатки". И так случилось, что последним литературным произведением, которое Пушкин задумал, была именно история нашего полуострова. В последние месяцы своей жизни Александр Сергеевич конспектировал труд Крашенинникова, на основе конспектов делал свои наброски:
"Камчатка — страна печальная, гористая, влажная. Ветры почти беспрестанные обвевают ее. Снега не тают на высоких горах. Снега выпадают на 3 сажени глубины — и лежат на ней почти 8 месяцев. Ветры и морозы убивают снега; весеннее солнце отражается на их гладкой поверхности и причиняет несносную боль глазам.
Настает лето. Камчатка, от наводнения освобожденная, являет скоро великую силу растительности; но в начале августа уже показывается иней и начинаются морозы.
Недостаток железа и соли чувствителен. Жители соль вываривают из морской воды. Питаются недосушенной рыбой. Климат на Камчатке умеренный и здоровый".
Александра Сергеевича интересовали вопросы завоевания Камчатки Владимиром Атласовым, которого поэт назвал "камчатским Ермаком", и Федотом Алексеевым, а также восстание ительменов, случившееся в 1731 году. Информацию о восстании коренных жителей Камчатки поэт законспектировал подробно: перечислил все этапы восстания, уделил внимание личности вождя восставших — Федора Харчина.
20 января 1837 года, незадолго до роковой дуэли с Дантесом, Пушкин как раз писал одну из частей своих черновиков, озаглавленную "Дела Камчатские". Именно эта дата стояла на его последних рукописях, оставленных на рабочем столе. Через 9 дней поэта не стало. Черновики так и остались черновиками. Однако, признавая важность этих набросков, составители внесли их в собрание сочинений Пушкина. А чем бы они могли стать, если бы жизнь "нашего всего" не оборвалась так рано?
Многие исследователи сходятся в том, что Пушкин планировал использовать эти заготовки для написания масштабной статьи для журнала "Современник". Александр Сергеевич хотел ознакомить читателя с малоизвестной тогда окраиной России, каковой оставалась Камчатка, с ее историей, природой и людьми, со многим необычным в этой "землице" и с трудом Крашенинникова, бывшим уже библиографической редкостью. Но, вместе с тем, есть мнения о том, что статьей в "Современнике" автор бы не ограничился.
Даже первый пушкинист Анненков догадывался, что Александр Сергеевич делал камчатские выписки "для будущего художнического воспроизведения казачьих подвигов и правительственных распоряжений в этой земле". Возможно, из-под пера Пушкина вышла бы красивая поэма о Камчатке…
Если вы хотите узнать об этой теме подробнее — добро пожаловать на сайт Камчатской краевой детской библиотеки им. В. Кручины — сотрудники библиотеки заботливо собрали в дайджест полные тексты материалов, посвященных теме "Пушкин и Камчатка".