На Камчатке регулярно находят больных или травмированных тюленей. Как правило, люди не знают, как помочь животному, и могут по незнанию нанести ему непоправимый вред — например, пытаясь согреть или напоить молоком. Что делать, если вы встретились со зверем, попавшим в беду, рассказал ИА KamchatkaMedia волонтер приморского реабилитационного центра "Тюлень", наш земляк Максим Красков.
Истощенный тюлень, Халактырский пляж. Александра Галдина
Недавно в Камчатском крае снова заговорили о возрождении службы спасения морских млекопитающих. Идею создания профильной организации поддержала даже зампред правительства РФ Виктория Абрамченко, курирующая вопросы экологии. Среди организационных проблем, которые нужно решить — вопрос завоза специфических усыпляющих препаратов и, главное, поиск тех людей, которые готовы этим заниматься.
Максим Красков — волонтер, который принимал участие в спасении нескольких тюленей на полуострове, а также регулярно выезжает в реабилитационный центр "Тюлень" в Приморье. Максим, наверное, один из немногих людей на Камчатке, которые точно знают, как помочь животным, попавшим в беду.
Максим Красков в реабилитационном центре. из архива Максима Краскова
— Максим, надо ли спасать диких животных? Их гибель — это разве не естественный процесс?
— Рациональности в этом никакой нет. Это исключительно желание людей, с одной стороны, уменьшить страдание животных, с другой — неким образом восстановить справедливость, ибо мы создаем давление на животный мир. То есть кто-то раздельно собирает мусор, кто-то сажает деревья, а кто-то помогает животным.
Проводят ли люди учёт спасенных животных? Нет, не проводят, их дальнейшая судьба неизвестна. Здесь задача другая.
Животное в беде, ему нужно помочь. Оправдываются ли затраты? Нет, не оправдываются. Но вот ты на улице увидел сбитую собаку. Один человек проехал мимо, а второй подобрал, отвез ветеринару.
Тюлень на Халактырском пляже, 2015 год. Александра Галдина
— А тебе это зачем?
— Я этим занимаюсь, потому что я умею. Так совпало, что я могу сделать то, что другой не сделает. Но! Если будет 5-10 человек, которые это тоже умеют, я с удовольствием не буду этим заниматься. Потому что это очень большая нагрузка. Выхаживать дикое животное под названием тюлень — это 2 месяца упорного труда.
— Как неопытный человек может определить, что тюленю нужна помощь?
— Если вы нашли тюленя и животное вас видит, но позволяет к себе подойти, не может убежать — значит, оно в очень плохом состоянии. Фактически оно умирает, прямо на ваших глазах.
— И что делать?
— Первое: не надо суеты. Не надо его хватать. Надо посмотреть, что происходит, проанализировать. Если это белёк, возможно, рядом находится его мать. Не трогаем животное. Подходим не ближе, чем на 20-30 метров, не подпускаем собак. Важно создать зону безопасности: тюлени очень сильно подвержены стрессу, а напуганное животное теряет шансы на выживание.
Иногда животному надо дать просто отдохнуть. Тюлень полежит несколько часов и сам уйдет в воду. Тут главное не помогать — если он вылез на берег, значит, он не хочет быть в воде, не надо его сталкивать.
А потом надо начинать восстановление водно-солевого баланса. Больные животные, как правило, самостоятельно питаться не умеют. Тюлени не пьют воду в виде напитка — они получают ее из еды. Если тюлень худеет, то обезвоживается сразу. Обезвоживание — это тяжёлая смерть. Негуманная.
Кроме того, есть очень скользкое место: независимо от того, какое это животное, этот процесс [вывоз для оказания помощи — прим.ред.] является изъятием его из животного мира. Даже если на время. Законодательство у нас такое, что могут к этому отнестись негативно. Особенно если животное относится к особо охраняемым видам, находится в Красной книге.
— К кому, в какую организацию можно обратиться за помощью?
— На Камчатке не к кому обращаться. Люди звонят в МЧС, там отвечают, что не знают, что с этим делать. Единственная организация на Камчатке, которая знает, что с этим делать, но не имеет ни возможностей, ни ресурсов, ни полномочий — это КамчатНИРО. Они знают, как можно выращивать. Но кто будет это делать? Они там находятся не для выращивания тюленей.
Сухой вольер, КамчатНИРО. из архива Максима Краскова
Обращаются ко мне, к другим волонтерам. Нужно искать людей, которые готовы тратить 16 часов в день на протяжении двух недель. Или трех-четырех человек, которые готовы заниматься грязной работой, кормлением. Нужен ветеринар.
— В спасении тюленя самая большая проблема — это люди?
— Да, это правильно организованный уход.
Контроль состояния — минимум 6 раз в день. И в этот период люди не могут заниматься ничем другим, им поесть некогда. Начинается всё по стандартной схеме. Сначала солевой раствор — чтобы напоить. У тюленёнка маленький желудочек, 100-150 миллилитров всего. Поить его надо через каждые несколько часов.
Маленький тюлень. Александра Галдина
Кормят тюленя селедкой, потому что это рыба, которая позволяет ему набирать вес. Можно и другой, в природе он ест разную рыбу. Но когда организм ослаблен, ему показана диета — как у нас такой-то стол диетический, так же для него жирная рыба является диетическим питанием.
Тюлень — животное, которое самоочищается в воде. Но когда они в плохом состоянии, их содержат в сухом вольере, на пеленках. И их надо мыть, убирать за ними. Стирать. Как часто, я вам не скажу, потому что есть такая поговорка — сколько раз зашел к тюленю, столько раз он... Столько раз его придется мыть.
Уход за больным тюленем — это могут быть уколы, это могут быть закапывания глаз, наложение мази. С тюленями гораздо сложнее, чем с собаками. Им нельзя накладывать швы на открытые повреждения, потому что жировая прослойка не дает нормально срастаться. Им не накладывают гипс, не ставят шины. Почти невозможно дать наркоз, потому что у них нет спонтанного дыхания: тюлень от такого укола просто перестает дышать.
Закапывание глаз животному. Реабилитационный центр. из архива Максима Краскова
Не всегда понятно, чем болеет тюлень. Бывают стандартные вещи — глистная инвазия, когда паразиты едят животное и травят его остатками своей жизнедеятельности. А в этом году у нас был тюлень, который наглотался камней. Полостные операции, напомню, не делают, поэтому вариант один — ждать, что он справится с этим естественным образом.
Бассейн для тюленя это не то же самое, что для человека. Очень много там биологического вещества, части непереваренной рыбы, распотрошённой, плюс фекалии, поэтому бассейн должен быть оборудован мощной очистительной установкой, либо иметь ресурс такой, чтобы загрязненную воду можно было утилизировать и новую получать.
В общем, уборка, уход и кормление — каждые три часа. Такой режим длится около двух недель. Четырехразовое питание длится около месяца. Обычно реабилитация занимает от 2 до 4 месяцев.
— Какие сложности существуют в работе с тюленями?
— У нас нет специализированных ветеринаров. Те врачи, которые есть, работают либо с крупным скотом, либо с домашними животными. У тюленя есть свои особенности, например, непереносимость лактозы.
Проблема с наркозом выходит на первый план, когда тюленя не нужно лечить, а надо убрать, например, сети, если животное где-то застряло.
У новорожденных тюленей отсутствуют хватательный и глотательный рефлексы — кормить его можно только через зонд. А он должен быть определенной жесткости, диаметра, который попадет в желудок, а не в легкое. И надо вывести тюленя на такой режим, чтобы он глотал рыбу сам. Целую рыбу, не кусочки: в море ему никто селедку не нарежет. Если определять в океанариумы — там да. Но наша цель — вернуть его в естественную среду.
Подготовленные для тюленей порции. из архива Максима Краскова
— Я помню тюленя, которого спасали в 2015 году, тогда об этом писали. И я знаю еще два случая. Тюленям часто нужна помощь?
— Я не берусь оценивать, но скажу так: их немало. Раньше думал, что их меньше. Проблема в том, что при отсутствии информации о том, как помочь зверю, люди, которые нашли тюленя, не знают, куда звонить. Мы не знаем об этих случаях, потому что люди не могут нам о них сообщить. В Приморье стоят аншлаги с номером телефона, МЧС дает номер реабилитационного центра. И сотрудники этого центра связывают увеличение числа звонков не с тем, что с тюленями что-то не так, а с тем, что люди быстрее находят, к кому обратиться. Это очень важно.
— Что скажешь про создание службы спасения морских животных на Камчатке?
Я считаю, что это очень хорошая идея. Считаю, что это можно и нужно делать. Можно просить помощи центра ["Тюлень" в Приморье — прим.ред], они сейчас занимаются подготовкой дайверов, они проводили обучение сотрудников заповедника первой помощи — надо знать, на какую глубину вводить зонд, как делать укол. Сотрудники центра с удовольствием эту информацию дают.
— У тебя есть "свой" тюлень, о котором ты вспоминаешь?
Я вспоминаю тюленя, который вообще не мой. Для меня это была уникальная ситуация: тюлень, которого вырастили в Ивашке. Ивашка — рыбацкий поселок, тюлень там это паразит, он конкурирует с людьми за рыбу. Для них это объект промысла. Семья подобрала тюлененка, интересуются, как его выходить, делают стандартные ошибки, пытаются его молоком поить. Но они быстро находят реабилитационный центр в Приморье, через них находят меня. И я этого тюленя дистанционно сопровождал.
Когда я им озвучил, что это на два месяца, они очень удивились. Ко многому относились скептически и на слово мне не верили. У них путина начинается, им не до тюленя. Ну и в Ивашке ведь нет ничего, чтобы заниматься ветеринарией. Какой там силиконовый шланг, какие там антибиотки!.. Я туда собирал стартовый набор, предвидя, что может произойти: зонд, мерный стакан, антибиотки. Для меня было откровением, что селедки в Ивашке нет. Вроде там недалеко до олюторской сельди, но нет. Поэтому селедку несколько раз отправляли туда вертолетом. Причем, я хотел купить блок селедки на рынке, но тогда была запредельная цена. А тюленю нужно около 4 килограммов рыбы в день. Но нашлись неравнодушные люди, которые в рыбных компаниях работают, где-то кто-то своими запасами, которые хранились для наживы, поделился. Рыбодобывающие компании, которые работают в Ивашке, согласились по одному-два блока сельди в свой вертолет класть.
В результате они хорошо его выкормили, судя по фото и видео. Он успел переболеть. И они его выпустили в море.
Это происходило интенсивно, около полутора месяцев. Все делалось чужими руками, я не имел никакого отношения сам, был как бы менеджером этого проекта.
— Есть ли какие-нибудь ресурсы, где можно узнать о том, как ухаживать за тюленем?
— Да, много информации о реабилитации тюленей можно найти в аккаунте центра"Тюлень" @largahelp в сети инстаграм.