KamchatkaMedia, 28 ноября. Совсем скоро, 10 декабря, исполнится 95 лет Корякскому округу. В 1930-м году он был образован как национальный округ в составе Дальневосточного края, с 1934 года входил в состав Камчатской области. В 1977 году стал автономным, а в 2007 году объединился с Камчатской областью, образовав Камчатский край. О Корякии, её людях, проблемах и радостях корреспонденты ИА KamchatkaMedia поговорили с Анной Рудковской, депутатом Законодательного Собрания Камчатского края. В камчатском парламенте она является заместителем председателя постоянного комитета по строительству, транспорту, энергетике и вопросам жилищно-коммунального хозяйства.
Анна Владимировна, расскажите, пожалуйста, о своём детстве в Корякии
— Я родилась в поселке Палана. Детство моё было замечательное. Мы были абсолютно свободны. Ходили куда угодно, на велосипедах ездили на озера, были самостоятельные и рассчитывали сами на себя. Родители до вечера не знали, где мы, и не было таких случаев, чтобы кто-то потерялся, погиб или утонул.
Тогда не было сотовых телефонов, естественно, и помню, как нам поставили стационарный, с диском. Можно было бабушке позвонить на другой конец Паланы. Счастье!
У меня папа охотник и рыбак, он брал меня с собой везде, мы отправлялись в путь и на лодке, и на аэросанях. Я и уток щипала, и грибы собирала, и цветы в горах и вдоль речки мы с ним рвали для мамы — папа был романтик и часто приносил маме полевые цветы.
Когда я окончила обычную школу и музыкальную, решила стать учителем и поступила в государственный пединститут в Комсомольске-на-Амуре. Несмотря на то, что учили нас там заочно, это был очень сильный вуз с крепкой педагогической базой. В результате я выпустилась специалистом по дошкольной педагогике, детской психологии, и через запятую шло "методист дошкольного учреждения".
Это образование пригодилось, когда я вернулась в Палану и начала работать в Государственном комитете по охране окружающей среды по Корякскому округу. С 8 до 10 утра преподавала в педучилище педагогику, дошкольную и детскую психологию, а потом шла на основную работу, отрабатывая в вечерние часы пропущенный утром час. Начальство было строгое. Помню все три выпуска педучилища, иногда встречаюсь со своими бывшими студентками, это всегда приятные встречи.
Вместе с участницами группы по шейпингу, Оссора, 2005 год. Фото: Из личного архива Анна Рудковской
Отсюда, из Петропавловска, кажется, что Корякия — это тундра, море, реки, может быть немного гор, а на самом деле как?
— Это место, про которое никто не знает, кроме его жителей. Если здесь, в южной части полуострова, туристами всё вытоптано, то там действительно девственная природа, очень нежная и очень красивая. Да, на Курильском озере можно наблюдать медведей, но там много людей и все уже настроено на огромный поток туристов, это уже так себе дикая природа. А вот мы с мужем в отпуске ездим на Паланское озеро, там всё настоящее, с лодки можно наблюдать, как медведица воспитывает медвежат, как они ловят рыбу.
И в Корякии кстати тоже есть свои "домашние" вулканы, их былая деятельность является причиной, например, возникновения Паланского озера. На Парапольском доле гнездятся водоплавающие птицы. А горы какие в окрестностях! Грибы, как на ладошке, княженика, морошка…
Пенжинский район — изумительное место, там северное сияние, лиственничные леса, разноцветная тундра, река Пенжина широченная, ей река Камчатка, наверное, в половодье даже уступает. Есть настоящие фьорды. Просто бери и картины пиши.
Лето у нас настоящее, тёплое. Год назад в Палане была такая жара летом, что просто всё высыхало, было далеко за 30 градусов. Но и зимой морозы, особенно в Пенжинском районе. Даже школу иногда отменяют, когда совсем холодно.
Там иные места и иные люди. И природа другая, не уступающая природе южной части полуострова.
На горнолыжный базе в посёлке Палана, 2003 год. Фото: Из личного архива Анна Рудковской
Вы сказали, что в Корякском округе люди иные, а какие черты характера вы бы отметили?
— Открытые люди, искренние, здесь уже мало таких отношений. Внутри каждого поселка люди друг с другом общаются очень по-доброму, с готовностью к взаимовыручке.
Причём это люди с большим достоинством, особенно это касается коренных жителей, которые работают в сфере культуры, трепетно сохраняют свои традиции. Они веками жили на этой земле, знают её, уважают природу и привержены своей национальной культуре, это вызывает большое уважение.
Насколько я знаю, ваша мама, Наталья Александровна, создала приёмную семью, в которой было немало ребят из коренных народов Корякии. Как это произошло?
— Моя мама вышла замуж за коряка Виктора Кихляпа. Замечательный мужчина, с юмором, исключительно добрый, я его вспоминаю с теплотой, мой сын Вовка его любил безумно. И вот они с мамой однажды путешествовали на лошадях и приехали в гости на мыс Пятибратский (это порядка 30 км от Паланы), где вдалеке от всех много лет жил коряк Гаврил Кихляп с семьёй. Жил как традиционно жили коряки: в землянке, добывая морзверя и рыбу. В семье были две девочки, они дичились чужих, а возраст был такой, что пора бы уже и в школу идти. И мама решила их взять под опеку к себе в Палану.
Тогда как раз в законодательстве появилось такое понятие, как приемная семья, и это для детей было, конечно, гораздо лучше, чем вариант, когда их на весь учебный год отдавали в интернат. Сначала этих девочек взяли, потом детей брата Виктора, ещё и ещё, на первый момент было пять детей, потом семь, был момент, когда было даже девять детей.
Все разновозрастные и мама довела каждого до окончания школы и до поступления в институт. Они все поступили по льготным местам в ВУЗы. И кроме Оксаны, которая переехала в Омск, все остальные остались в Корякии. Один из маминых приёмных детей, Григорий, недавно вернулся с СВО.
Вместе с приемными детьми Натальи Александровны Шабалиной, Палана, 1998 год. Фото: Из личного архива Анна Рудковской
Получается, что ваше детство и юность и заложили любовь к Корякии? Сейчас эти знания, навыки, умения, вся эта любовь помогает работе?
— Это движет моей работой, потому что мне не всё равно. Мне очень важно, чтобы всё было хорошо с нашими людьми, с посёлками. Особое место занимает Палана, потому что это мой посёлок.
Второй год Пенжинским районом плотно занимаюсь. Он тоже такой особенный в силу своей отдаленности. Я считаю, к нему нужно особое отношение. Прямо особое.
За Карагинский район у нас душа более-менее спокойна, потому что он не дотационный, сами справляются, глава там замечательный. Олюторский тоже со своими проблемами, но там спасает круглогодичная навигация, это делает всё проще в части доставки. А вот Палана, Тигильский муниципальный округ и Пенжинский район — это три большие проблемы.
И прежде всего в доставке грузов и пассажирских перевозках. Вся южная Камчатка связана автомобильным сообщением. А в Корякию зачастую доставка грузов занимает недели. В Пенжинском районе, если в июнь-сентябрь не успел, пока река Пенжина судоходна. то жди следующего года.
Палана тоже зависит от навигации. Подспорьем был бы зимник, но он работает очень недолго — там не достроен участок с 16 километра дороги Анавгай— Тигиль до самого Тигиля, нужен большой мост через реку Тигиль. А пока его нет, трасса проезжая только с января по конец марта. До этого времени и после ездить там можно только на вездеходной технике, переправляя грузы через реки на моторках. Таким образом, на килограмм любого груза сразу же накручивается цена доставки в 200 рублей!
А вот участок Палана — Тигиль в 180 километров прекрасен, дорога занимает всего два часа. Мы не оставляем надежды, что средства на достройку дороги будут выделены, тогда новая трасса многое изменит на Севере. В том числе и в строительстве — ведь завозить и технику, и оборудование, и строительные материалы пока мы можем только в те периоды, когда возможен проезд или идёт навигация.
К вам, как к депутату, за помощью часто обращаются жители Корякского округа. С какими основными проблемами они к вам приходят?
— Чаще всего просят помочь с приобретением билетов при выезде в больницы или при возвращении. Благо у нас с "Камчатским авиапредприятием" налажено хорошее взаимодействие. Они никогда нам не отказывают, всегда помогают, особенно когда люди после операции летят. Две недели назад был случай: обратилась женщина из Воямполки, это Тигильский район. У нее в Петропавловске выписали мужа с больницы с серьёзным диагнозом. А билеты только на 5 декабря. Мы решили эту проблему, они улетели на следующий день, потом писали, благодарили: "Спасибо вам, что мы дома!"
Есть проблемы с транспортом на север, самолётов не так много, мы зависим и от завезенного топлива, и от погоды, и ещё от множества факторов, включая необходимость ремонта взлетно-посадочных полос, из-за чего многие рейсы становятся комбинированными — куда-то можно долететь только самолётам, а в самые отдалённые поселки прибавляется ещё вертолёт.
Анна Рудковская. Фото: Пресс-служба ЗСКК
А кроме транспорта, на что жалуются?
— На дороговизну продуктов. Спасает программа субсидирования транспортных расходов индивидуальным предпринимателям, которые занимаются завозом продуктов в Корякию. В перечне мука, сахар, соль, растительное масло, говядина, куры, макароны, крупы…
Когда привозят эти субсидированные продукты, люди могут купить их по сниженной цене. Это важно, особенно пенсионерам. Цены фиксированные и определяются минэкономом каждый год отдельно для каждого муниципального образования.
Когда начинали эту программу, была проблема с недостаточной информированностью. Я тогда летала по округу, лишь в Карагинском районе увидела на магазине объявление, что в продаже имеются такие-то субсидируемые продукты. Пришлось всем рассказывать, что есть такая программа. Сейчас она уже практически повсеместно распространилась.
Есть ещё проблемы с выделением квот на медицинские услуги. Недавно обратилась ко мне женщина, её маме 80 лет, болеет, а операция была назначена аж на 2027 год. Я набралась наглости, и сама написала в это лечебное заведение, они вежливо ответили, что запрос должен быть от Минздрава, либо от законных представителей, но срок сдвинули, операцию сделали, и она оказалась удачной.
Как-то встретила в Палане девушку знакомую, смотрю, она с двумя палочками ходит. "Оля, что с тобой?" Говорит, нужна замена тазобедренного сустава, но вот тянут с оформлением документоов на квоту… Подключилась, отправили её на операцию, теперь бегает по посёлку, как заведенная. Очень приятно, когда можешь помочь людям.
У вас есть возможность поздравить жителей Корякии с 95-летием округа
Я от всей души поздравляю всех людей, которые сохраняют свою преданность Корякскому округу, с юбилеем!
Для вас это не просто территория на карте. Для вас это дом, родные места, детство, юность, яркие воспоминания. Здоровья крепкого каждому, мира, добрых вестей, семейного благополучия! Мы с вами. И, конечно же, будем стараться помогать во всем, чем можем.
На заседании Законодательного Собрания Камчатского края, 2025 год. Фото: Пресс-служба ЗСКК
Знаковые законодательные инициативы социальной направленности, принятые Законодательным Собранием Камчатского края в 2024-2025 годах
В 2024-2025 годах Законодательное Собрание Камчатского края приняло значимые законодательные инициативы социальной направленности, особенно касающиеся защиты прав и интересов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (КМНС), проживающих на территории региона.
Закон установил основы правовой защиты КМНС, включая участие представителей в решениях по природопользованию, признание права на приоритетное использование животного мира и дифференцированную государственную поддержку в зависимости от условий жизни и хозяйственной деятельности. Был создан институт Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов, что вплоть до 2025 года стало важным шагом в защите их прав и традиционного образа жизни.
Особое внимание уделено поддержке отрасли северного оленеводства, включая социальные выплаты, медицинское обслуживание, льготное зубопротезирование, компенсации и выплаты молодым специалистам. В Камчатском крае оленеводством занимаются семь хозяйств с более чем 45 тысячами голов оленей. Также коренные малочисленные народы освобождены от транспортного налога на лодки и снегоходы и обеспечиваются компенсирующими мерами для обучающихся.
Для поддержки традиционных видов хозяйственной деятельности КМНС предусмотрены субсидии на развитие рыболовства, охоты, собаководства и сбор дикоросов. В 2025 году около 3,5 млн рублей выделено на компенсацию обучения и проезда студентов из числа КМНС, с дифференциацией размера компенсации по доходам семьи и успеваемости. Правительство Камчатки планирует приравнять старожилов Корякского округа и Алеутских островов к коренным народам для устранения неравенства в правах на биоресурсы.
Также реализуются социально-экономические программы для отдаленных районов, включая субсидирование транспортных расходов на доставку продовольствия в 8 муниципалитетах с объемом поставок более 300 тонн в год и снижением розничных цен на 35–42%. Для Корякского округа дополнительно выделяются суда для грузоперевозок с субсидированием транспортных расходов.
Государственная программа "Социальное и экономическое развитие территории с особым статусом "Корякский округ" с 2014 года поддерживает инфраструктуру, здравоохранение, образование и цифровизацию, в том числе строительство водоводов, ремонт дорог и медицинских учреждений, а также прокладку волоконно-оптической линии связи, что обеспечит высокоскоростной интернет и улучшит доступ к государственным услугам и мобильной связи до конца 2025 года с дальнейшим расширением на 2026-2027 годы.