Камчатская рыба, курильские приключения и китайская дипломатия Анастаса Микояна

Явные и тайные дальневосточные миссии легендарного сталинского наркома: от вкусной и здоровой пищи до секретов большой политики
Зампредседателя Совета министров СССР, министр внешней торговли СССР Анастас Микоян на только что отвоёванном у Японии южном Сахалине. 1945
Фото: Взято из открытых источников

PrimaMedia, 25 ноября. В возрасте тридцати лет Анастас Микоян (1895-1978), сын неграмотного крестьянина, стал самым молодым в СССР наркомом. Много лет — при Сталине, Хрущёве и Брежневе — он занимал высокие партийные и правительственные посты. О непотопляемом Микояне даже сложили поговорку: "От Ильича до Ильича без инфаркта и паралича". 25 ноября со дня рождения Анастаса Ивановича исполняется 130 лет. О страницах биографии незаурядного человека, связанных с Дальним Востоком, рассказывает Василий Авченко.

1930-е: человек и гастроном

В 1926–1938 гг. Анастас Микоян занимал посты наркома внешней и внутренней торговли, затем — снабжения, ещё позже — пищевой промышленности. Нужно было чем-то кормить полуголодную страну, переживающую коллективизацию и индустриализацию, — и Микоян начал глубокую реформу пищевой отрасли. Он создал систему общепита — сеть столовых с научно рассчитанными порциями и непременным компотом из сухофруктов. Ввёл ГОСТы, придумал гастрономы, построил мясокомбинаты полного цикла. Детище Микояна — бестселлер "Книга о вкусной и здоровой пище". Коммунист и советский патриот, он не видел греха в том, чтобы перенимать нужный опыт у капиталистов; позаимствовал в Штатах кафетерии, мороженое и даже гамбургеры.


А. И. Микоян, 1950. Фото: Взято из открытых источников

Именно Микоян затеял революцию вкусов, решив приучать советский народ к рыбе и морепродуктам, — во-первых, это полезно, во-вторых, мяса всё равно на всех не хватит. Ещё в 1927 году появилось Акционерное Камчатское общество, во главе которого встал Микоян. Годом позже был создан Комитет по делам Камчатки и Сахалина, которым также руководил Микоян. Он развивал рыбные промыслы, создавал консервную промышленность, чтобы тихоокеанская рыба "доплыла" до европейской части страны. В том же 1927 году в Усть-Камчатске запустили первый рыбоконсервный завод. В 1932 году приписанная к Владивостоку флотилия "Алеут" начала промысел китов.

Рыбу и морепродукты при Микояне насаждали, как картошку при Петре. В столовых ввели рыбные дни, в гастрономах — рыбные отделы.

"Селёдка, треска, хек, минтай, килька распространились повсюду. Появились доселе невиданные селёдочные паштеты", — пишет Андрей Рубанов в книге "Анастас Микоян. От Ленина до Кеннеди: история кремлёвского лидера".

С подачи Микояна появился слоган "Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы"… А ведь менять пищевые привычки нации — дело крайне непростое. Не случайно Глеб Жеглов в романе братьев Вайнеров "Эра милосердия" рассуждает: "Конечно, краб, — это не пища… Так, ерунда, морской таракан. Ни сытости от него, ни вкуса" (хотя действие этой книги происходит в далеко не сытом 1945 году). Но прошло каких-то двадцать лет — и краб стал желанным деликатесом и дефицитным продуктом.