Соколиная дипломатия родом с Камчатки (ФОТО)

Единственный в России международный соколиный центр работает в Мильковском районе
Сокол Кашкан
Фото: Ирина Васильева, ИА KamchatkaMedia

5 сентября. Мастера бесшумного полета, грозные хищники и бесценное сокровище для гостей из арабских стран. Все это про самых крупных из птиц семейства соколиных — кречетов. Птиц, которых знают и любят во всем мире, в России разводят в Международном центре реабилитации, репродукции и сохранения редких видов хищных птиц. Это единственный такого рода центр в России. Он расположен в Мильковском районе Камчатки. Зачем всё это, как это работает, сколько кречетов нужно для восстановления популяции и почему кречет — настоящий пернатый дипломат — об этом и многом другом рассказывает ИА KamchatkaMedia.

Камчатский Соколиный центр работает в Мильковском районе с 2021 года. Четыре года назад сюда привезли первых птиц. Теперь в центре проживает около 150 кречетов, более 20 из них уже нашли себе пару и дают потомство.

В Соколином центре созданы все условия для редких пернатых. Помимо многофункционального орнитологического центра, где живут и работают сотрудники центра, есть здесь и настоящее соколиное общежитие — питомник.


Вольеры - это полноценные комнаты с доступом свежего воздуха и возможностью расправить крылья. Фото: Ирина Васильева, ИА KamchatkaMedia

Питомник построен так, чтобы птица не контактировала к людьми. Подача еды и воды организована без прямого контакта человека с птицей. Кроме того, в каждой "комнате" есть большое окно для доступа солнечного света и отверстие в крыше, необходимое для проветривания и попадания осадков внутрь вольера.

В комнатах птицы живут семьями по двое или по одному. По одному в питомниках живут импринты (соколы, с которыми работают люди — прим.ред.) и особи, которым орнитологи подбирают пару.


Сокол Кашкан. Фото: Ирина Васильева, ИА KamchatkaMedia

Брак в соколином обществе дело непростое: самка кречета определяет избранника по множеству факторов. Девушка будет выбирать по качеству и количеству еды, "ремонту" гнезда и характеру кавалера. Придирчивость оправдана: пары формируются на всю жизнь. В списке кавалеров — президентский сокол Шторм. К несчастью, белый красавец пока не нашел общий язык ни с одной дамой, но орнитологи не теряют надежды на появление президентского поколения птиц. 


На плече у Президента России - белый сокол Шторм. Фото: Ирина Васильева, ИА KamchatkaMedia

Еще одни жильцы питомника — импринты. В формировании потомства эти птицы не участвуют, но именно они представляют Соколиный центр на мероприятиях на Камчатке и за ее пределами. У каждого импринта есть персональный тренер. Но об этом немного позже.


Люда обучает своего сокола прилету на руку. Фото: Ирина Васильева, ИА KamchatkaMedia

Молодые птицы, самцы и самки, которые пока не готовы к формированию пары, летом живут в облеточных вольерах. Там для главных обитателей соколиного центра организовано бесконтактное питание по часам, душ с чистой холодной водой и, конечно, место для полетов.


Соколиный центр с высоты облеточной башни. Фото: Ирина Васильева, ИА KamchatkaMedia

Полет сокола проходит в полной тишине — не слышно даже взмаха крыльев. Неудивительно, что ему легко удается охота на самых чутких зверков.


Сокол летит совершенно бесшумно. Фото: Ирина Васильева, ИА KamchatkaMedia


Атласные ленты, свисающие с сетки над облеточными кругами здесь вовсе не для красоты. Они служат ограничителями для птиц — по ним птицы понимают, что дальше дороги нет. Без лент кречеты путались бы в натянутой над их головами сетке. Для кречета такое столкновение может стать фатальным. Птицы-санитары — они от природы награждены иммунитетом к болезням животных, но имеют очень хрупкие кости. По этой же причине в облеточные круги не выпускают живых перепелок и мышей.


Ленты не дают соколам запутаться в сетке. Фото: Ирина Васильева, ИА KamchatkaMedia

Вернемся в сердце соколиного дома — многофункциональный орнитологический центр, где встречаются птицы и люди. Последних здесь работает совсем немного. По коридорам центра можно идти в звенящей тишине и не встретить ни души. Но это спокойствие кажущееся. На территории центра в 150 гектаров всегда кипит работа.


В здании соколиного центра есть всё необходимое для полноценной работы. Фото: Ирина Васильева, ИА KamchatkaMedia

Комфортные блоки для проживания сотрудников, учебные классы, комната отдыха, госпиталь для животных, лаборатория, комната, где орнитологи выкармливают будущее потомство и самое зрелищное — огромная видеостена. На нее ежедневно и круглосуточно транслируется картинка с камер видеонаблюдения. Видеостена — одно из первых мест в центре, которые показывают гостям во время экскурсий.


По выходным в Соколиный центр приезжают туристические группы. Фото: Ирина Васильева, ИА KamchatkaMedia

Летом жизнь кречетов не так интересна. Но все изменится уже в октябре с началом периода токования, подбора пары и гнездования.


Видеостена для круглосуточного наблюдения за птицами. Фото: Ирина Васильева, ИА KamchatkaMedia

Тогда за столом перед экранами появится оператор, который будет 24/7 следить за каждым вольером. В период формирования пар оператор делает отметки на доске о настроениях в соколиных парах и ставит плюсики каждый раз, когда самка в вольере проявила интерес с самцу. Как только отметки станут регулярными — можно говорить о формировании семьи. Если этого не случится, к самке подселят нового самца и всё начнется заново.


Стена для наблюдений за прогрессом отношений в птичьих семьях. Фото: Ирина Васильева, ИА KamchatkaMedia

После того, как пара сформируется, оператор отметит момент копуляции и вместе с молодой мамой будет ждать появления долгожданных яиц с потомством. Но высидеть их самостоятельно он ей не даст. Как только мама отложит яйца, орнитологи через специальное окно подменят их на куриные, забрав оплодотворенные в инкубатор.


Сокол Кашкан. Фото: Ирина Васильева, ИА KamchatkaMedia

Там за ними будут пристально следить и без устали согревать до самого появления птенцов. В первые дни роль заботливой мамы возьмут на себя орнитологи — они будут кормить мылышей свежим мясом, а потом подселят в гнездо.


Яйца пустышки подкладывают маме кречету пока настоящее потомство греется в инкубаторах. Фото: Ирина Васильева, ИА KamchatkaMedia

Но и на этом наблюдение не заканчивается. Оператор продолжает следить за тем, чтобы самка не задавила никого из своих детей, вовремя их кормила и грела. Если что-то пойдет не так — операторы и орнитологи тут же среагируют на ЧП. Именно благодаря этим мерам в центре добились почти 100% выживаемости потомства. 


Красота соколиного полета. Фото: Ирина Васильева, ИА KamchatkaMedia

Видеостену, облеточные вольеры и питомники без птиц показывают гостям центра для представления о том, в каких условиях живут кречеты, во время экскурсий, которые ведут юные сокольники. Для этой работы центр привлекает школьников со всей России.


Сокол Кашкан. Фото: Ирина Васильева, ИА KamchatkaMedia

Сокольники проходят строгий отбор во время собеседования. Но сами ребята говорят, что настоящий экзамен — ритм жизни и работы в центре. Именно на их плечи ложатся подготовка тушек перепелов для кормления соколов, работа с птицами-импринтами, ведение экскурсий, кормежка птиц, уборка и многое другое. По словам сокольника Сафии — нашего экскурсовода — многие из ребят уезжают уже через месяц. А нежные натуры и того раньше — не каждому хватит мужества разделать 100 перепелов чтобы один раз накормить всех пернатых хищников.


Соколиный центр не место для людей с тонкой душевной организацией. Фото: Ирина Васильева, ИА KamchatkaMedia

Весь остальной год Сафия учится в Москве. На лето уже второй раз приезжает в Соколиный центр "Камчатка". Ее подопечный — кречет Кашкан — звезда почти каждой экскурсии и любимчик Сафии.


Экскурсия экскурсией, а душ по расписанию. Фото: Ирина Васильева, ИА KamchatkaMedia

Фотографии с ним есть почти у каждого, кто побывал на экскурсии в соколином центре. Вместе с ним на экскурсиях работает самец белого кречета Шон и его тренер Дарья. Шон — крупный сокол. Орнитологи рассказывают, что из-за размера поначалу приняли его за самку.


Обязательная часть экскурсии - фотосессия с птицами. Фото: Ирина Васильева, ИА KamchatkaMedia

Во время экскурсий сотрудники не только рассказывают о центре, но и отвечают на каверзные вопросы гостей. Один из самых частых — как приобрести кречета, сколько это стоит и куда продают камчатских птиц. Экскурсоводы устало смеются и объясняют:

Соколиный центр не продает птиц. Они здесь не для этого. Эти кречеты — национальное достояние и оказаться за пределами центра могут только как дипломатический подарок. В том числе — в Объединенные Арабские Эмираты. Также мы не знаем сколько стоят кречеты. Могу сказать лишь, что самыми ценными считаются птицы белого окраса.


Воспроизводство кречетов - задача федерального уровня. Фото: Ирина Васильева, ИА KamchatkaMedia


В кругах птицам достаточно места чтобы расправить крылья. Фото: Ирина Васильева, ИА KamchatkaMedia

Помимо молодых сокольников, в центре работают и профессиональные орнитологи. Среди них Константин Моисеев. До прибытия на Камчатку, Константин работал в кыргызском питомнике "Мурас", после — в Доме Правительства России. В Соколином центре на Камчатке он с первых дней работы центра. По словам Константина, каждую птицу он знает по имени:

Для меня они все разные и все одинаково любимые. Каждый кречет уникален. Узнать их легко по возрасту, лапкам, окрасу и, конечно, характеру. У каждого он свой.


Сокол Кашкан. Фото: Ирина Васильева, ИА KamchatkaMedia

Костантин рассказывает, что кречет — северная птица. Мильковский район с полями, горами и без долгой жары — идеальное место для пернатых. Несмотря на то, что в природе соколам свободнее, в питомнике для них стараются создать максимально приближенные к природным условия.


Сокол Кашкан. Фото: Ирина Васильева, ИА KamchatkaMedia

Каждая птица, живущая в центре имеет кольцо или чип на лапках. На кольце — уникальный номер сокола в системе орнитологического учета. В случае, если пернатый улетит — его можно будет отследить.


Сокол Кашкан. Фото: Ирина Васильева, ИА KamchatkaMedia


Сокол Кашкан. Фото: Ирина Васильева, ИА KamchatkaMedia

Не все кречеты в центре подходят для формирования потомства. Людмила со своими подопечными тренирует прилет с ширмы на руку. Здесь все как в обычной дрессировке: еда — лучшая мотивация.


Еда - понятная и доступная мотивация. Фото: Ирина Васильева, ИА KamchatkaMedia


Люда обучает своего сокола прилету на руку. Фото: Ирина Васильева, ИА KamchatkaMedia

Сейчас в центре для гостей работают только экскурсии. В планах — строительство отельного комплекса и организация соколиной охоты на территории Мильковского района. Для этого также планируется использовать приученных к людям птиц, не привлекая к процессу кречетов, занятых воспроизводством популяции.


Сокол Кашкан. Фото: Ирина Васильева, ИА KamchatkaMedia


Сокол Кашкан. Фото: Ирина Васильева, ИА KamchatkaMedia

Также в планах Соколиного центра — выпуск птиц в естественную среду обитания. По мнению орнитолога Константина Моисеева, говорить об этом пока рано.

Для того, чтобы начать работу по выпуску птиц на волю, центру необходимо сформировать 400 пар. Этого будет достаточно для появления 1000 новых птенцов в год. Как только мы доберемся до этой цифры, будет запущена годовая программа по подготовке молодых кречетов к жизни на воле. Сейчас мы пока только в начале пути к этой глобальной цели. Но все шансы есть,

— делится планами Константин.


Сокол Кашкан. Фото: Ирина Васильева, ИА KamchatkaMedia


Сокол Кашкан. Фото: Ирина Васильева, ИА KamchatkaMedia


Сокол летит совершенно бесшумно. Фото: Ирина Васильева, ИА KamchatkaMedia


Сокол Кашкан. Фото: Ирина Васильева, ИА KamchatkaMedia

Краткий словарь соколиных терминов:

Клабук — шапочка, которую надевают на сокола при перевозке

Опутинки — веревочки, которые крепятся к лапками птицы

Должек — птичий поводок, пристегивается одной стороной на опутинки, другой — на перчатку

Ширма — тренажер, необходимый для обучению птицы прилету на руку. Сверху на ширме закреплен валик из специального материала, за который птице удобно цепляться когтями

Перчатка — надевается на руку во время охоты

Импринт — птица, "родителем" для которой стал человек. Импринты используются для соколиной охоты, тренировок, участия в соревнованиях и работы с людьми.


Сокол Кашкан. Фото: Ирина Васильева, ИА KamchatkaMedia

Смотрите полную версию на сайте >>>