Генеральная репетиция балета «Убить дракона». Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
— Ты раньше работала со сценаристами?
— Да, довольно часто. Например, балет "Игра. L’Amour a trois" (16+) — это Сэмюэл Беккет. Для балета "Дела Амурные" (16+) мне помогал писать сценарий Дима Андрюхин, он у нас пишущий человек. "Game Over" (16+) я полностью сама делала, отключилась от всего мира. Но там мне в помощь был Шекспир.
Но всегда у меня есть человек, который меня направляет, помогает. В этот раз мне очень помог Пётр Бьянкин — режиссёр видеороликов, постановщик. В балете идёт очень серьёзная поддержка видео, и Пётр взял на себя огромную часть оформительской работы, чтобы сделать происходящее на сцене чуть-чуть понятнее. Очень мне помогла в этом году художник Екатерина Исаева: она взяла на себя идею и общехудожественное решение костюмов. Меня швыряло от одного в другое, я что-то себе придумывала. Она сказала: "Стоп, делаем вот так, прекращаем ваше мучение, Марина Евгеньевна".
Генеральная репетиция балета «Убить дракона». Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
— Мне кажется, от вас каждый год ждут что-то особенное, вы избаловали зрителей необычными постановками. Лично я каждый раз иду на "Камчатский Арбат", предвкушая услышать новую интересную музыку. Где вы нашли музыку к этому балету?
— Музыка ко мне по-разному приходит. Я вдруг вижу какие-то клипы и понимаю, что мне эта музыка интересна. Я её нахожу в интернете, нахожу этого автора, начинаю у него отслушивать треки и сохраняю понравившиеся в загашнике. Бывает, что по телевизору слушаю какую-нибудь программу и вдруг звучит музыка интересная. А бывает вдруг в телефоне нахожу музыку, которая сама там как-то появилась. В этом году очень много музыки предложила Оксана Шуда.
Генеральная репетиция балета «Убить дракона». Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
— Главный персонаж в балете — доктор, который ведёт приём. Он хороший или плохой? С одной стороны, он помогает справиться с внутренними драконами. С другой — его слова "Чур, я сегодня доктор!" в начале балета звучат угрожяюще.
.— Он, так скажем, трикстер, Джокер, Локи (бог хитрости и озорства в германо-скандинавской мифологии — прим. ред.). Хороший он или плохой? Это никогда не было понятно, с самого того первого момента, как его придумали как персонажа, это так и остаётся тайной. Но это и неважно. Только такой персонаж, как Джокер, может растеребить душу, растормошить, разозлить или уговорить, чтобы человек раскрылся. В моём балете так.
Генеральная репетиция балета «Убить дракона». Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
— У вас получилось растормошить девочек? Они справились? Вытаскивать из себя дракона — это же нужно уметь сыграть. — Надо спросить у них, но я наблюдала, что им временами было непросто. И опять прозвучали реплики такого плана: "Ну вы, Марина Евгеньевна, пророк — со мной случилось кое-что, чего я не ожидала, и это из балета". Может быть это какая-то мистика, но такое бывало и раньше с моими балетами.
— Как они восприняли идею постановки?
— Когда я начала ставить балет и потихонечку, не сразу, раскрывала им смысл, они, конечно, были в хорошем смысле шокированы, их захватывала эта идея постепенно, и мне кажется, что они с удовольствием работают в этом балете и ропщут все: "Я мало танцую, мне надо больше танцевать, вы мне мало дали хореографии!" Все 11 человек, все до единой.
— Удалось им вытащить своих личных драконов?
— Не знаю, надо спросить у них.
Генеральная репетиция балета «Убить дракона». Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
Пока девочки разминались перед репетицией, нам удалось поговорить с героинями балета, которые с помощью Джокера избавляются на сцене от своих воображаемых драконов.
Дарья: "Мне очень нравится новый балет. Каждый год делать новые постановки сложно, но каждый раз безумно интересно вживаться в роли: как это показать телом, как это показать глазами, какую энергию дать. Это настолько захватывает, что тяжесть от процесса уходит назад. Тема с внутренними драконами актуальна, мне кажется, в любые времена. И эти драконы бесконечны: они достаются ежесекундно, ежеминутно, каждый месяц, каждый год. Это наша внутренняя суть, они не кончатся никогда, потому что наш ум постоянно нам новых драконов подкидывает."
Генеральная репетиция балета «Убить дракона». Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
Екатерина: "Марина Евгеньевна как постановщик всегда видит человека, и она всегда нам говорит: даже если это не касается вашей жизни, это всё равно так или иначе проникает в вас и вы это начинаете чувствовать, даже если ещё ничего не понимаете во время репетиции. В балете по сценарию у меня сложные отношения с родителями. Мне в этом плане повезло, в жизни у меня всё хорошо, но я думаю, что это можно рассматривать как, например, какие-то другие трудности в жизни, которые каждого из нас касаются. В том-то и дело, что вот дракон вроде у всех есть, и он общий, но в то же время у каждого свой личный. И у некоторых хороший, у некоторых плохой, и надо понять, какой он у тебя. Но суть в том, что он просто есть, как данность. И с ним приходится жить. И с ним нужно как-то помириться."
Генеральная репетиция балета «Убить дракона». Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia
Светлана: "Особенность этого балета в том, что Марина сразу нам рассказала его суть. Раньше мы узнавали, о чём мы танцуем, не сразу — некоторые идеи рождаются в процессе, первоначальная мысль может трансформироваться, и когда уже всё вырисовывается в картинках, Марина начинает добавлять нам эмоции. А в этом балете нам сразу всё рассказали. Это упростило задачу, потому что мы начали включаться во всё сразу, а не просто повторять движения. Тема драконов очень мне близка, потому что это психология, и историю с драконами можно интерпретировать по-разному: люди, их тени, или юнгианская тень ("тень" — термин, введённый психологом Карлом Юнгом для обозначения тех аспектов личности, которые не нравятся или с которыми человек не хочет ассоциироваться — прим. ред.), которая есть у каждого из нас. И Марина всегда угадывает историю. Мы вообще говорим, что она волшебница — она иногда ставит номера, которые потом сбываются в нашей жизни. У меня в нескольких балетах так было. Интересно."