Николай Вилков и Пётр Ильичев: золотые звезды курильцев

Материал проекта Вахта Победы, посвященного 80-летию окончания Великой Отечественной войны
Памятник Петру Ильичеву в Петропавловске-Камчатском
Фото: ИА KamchatkaMedia

3 августа. Те, кто живут на Камчатке, помнят имена двух молодых парней, которые во время Курильской десантной операции повторили подвиг Александра Матросова, закрыв своими телами вражеские дзоты. О них много рассказывается и пишется. 27 апреля 1985 года в газете "Камчатский комсомолец" о "Золотых звездах курильцев" писал журналист Виктор Кротких. Приводим этот очерк.

"Сегодня в дни, когда завершается второй этап Всесоюзной вахты советской молодежи в честь 40-летия Великой Победы и XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, мы поименно вспомним тех, кто навечно зачислен в нашем строю, на правом фланге. Списочный состав многих комсомольско-молодежных коллективов Камчатки, в том числе и бригад судоремонта, участвующих в соревновании на приз "Камчатского комсомольца", начинается с имен Героев Советского Союза, получивших это высокое звание во время Курильской десантной операции.

В ходе Курильской десантной операции отличились многие. Но особое место среди созвездия героев занимают старшина первой статьи Николай Вилков и старший матрос Петр Ильичев. Эти имена навечно останутся в памяти людской, и их всегда будут произносить рядом, они одновременно шагнули в бессмертие.


Николай Вилков. Фото: Из фондов КГКУ ГААК

Николай Вилков

Он родился в Ивановской области в 1918 году. Рос обыкновенным мальчишкой. Отличался разве только тем, что если уж играл в футбол, то стремился обязательно сам забить гол. А в мальчишеской потасовке старался не уступить и старшему, более сильному сорванцу. Хорошо учился в школе. Закончив ее, поступил работать на фабрику. Через год успешно сдал вступительные экзамены в Горьковский речной техникум. После получения диплома Николай был призван в Военно-Морской флот.

Война его застала на Камчатке. Много раз писал рапорт командованию о переводе на Запад, где шли бои, но получал отказ. На Дальнем Востоке тоже было неспокойно, в любой момент могли напасть японцы.

— Николай в те годы, — вспоминает его друг, Герой Социалистического Труда, знатный капитан-рыбак К. А. Числов, — много внимания уделял боевой подготовке. С закрытыми глазами разбирал и собирал винтовку, автомат. Очень внимательно, по-братски относился к боевым товарищам. Но был принципиально справедлив. Наши койки стояли рядом в кубрике. Часто, бывало, Николай, познакомившись с событиями на Западном фронте, досадовал, что он не там.

—В те годы он страстно увлекался лыжным спортом, — продолжает рассказ К.А. Числов. — Я как-то подарил ему шерстяные гетры, которые купил во Владивостоке, куда мы ходили за новыми боевыми кораблями. Было это перед началом Курильской операции. Где-то в мае 45-го. Николай как раз вступил в партию. Был возбужденный, посерьезневший. Очень обрадовался моему скромному подарку.

Вскоре началась подготовка к операции. Отрабатывали посадку и высадку на корабли, приемы рукопашной — словом, все то, без чего нельзя рассчитывать на успех. Перед самой операцией Николай попросился в передовой отряд десанта, в группу захвата, как она называлась. Очень ему хотелось быть в первой цепи штурма. Но, а я остался боцманом на одном из боевых кораблей.

Старшина первой статьи коммунист Н. А. Вилков был назначен помощником командира взвода в батальон морской пехоты, входивший в передовой отряд десанта. С каким настроением он шел в бой, хорошо видно из его выступления на митинге перед началом операции. Это выступление напечатала "Камчатская правда" 9 сентября 1945 года.

"Родина и командование, — сказал тогда Н.Вилков, — возложили на нас большую и почетную задачу. Мы идем в бой, чтобы разбить фашистского зверя на Востоке. У каждого человека есть чувство страха, но каждый в силах побороть его, ибо выше всех человеческих чувств является наш воинский долг, наша любовь к Родине, стремление к боевому успеху. Во имя победы над врагом мы, не задумываясь, отдадим свою жизнь!".

Это было сказано не ради красного словца.

Произошло это 18 августа 1945 года в первой половине дня. Начав наступление, передовой отряд закрепился на берегу Шумшу. На некоторых участках наши десантники успешно продвигались вперед, нанося большой урон врагу. А вот рота старшего лейтенанта И. В. Кощея, атакуя один из склонов высоты 171, залегла под шквальным огнем вражеского двухамбразурного дзота. Нужно было обезвредить японскую огневую точку. Вызвался это сделать старшина первой статьи Вилков. Он взял себе в напарники Петра Ильичева. Краснофлотцы запаслись гранатами и поползли к смертельно дышащему дзоту. Вот он рядом. В цель летит одна граната за другой. Пулеметы врага замолкают. Но как только с возгласом "ура!" десантники поднимаются в атаку, японские пулеметы начинают строчить. Николай Вилков, спасая жизнь своих товарищей, грудью бросается на одну из амбразур дзота.


Пётр Ильичев. Фото: Из фондов КГКУ ГААК

Петр Ильичев

Родился в 1927 году, в большой крестьянской семье, в селе Пугачево (ныне Ильичево) Омской области. Невысокий, скромный паренек ничем особым не выделялся среди других. Был исполнительным, дисциплинированным матросом, активным комсомольцем.

Друзья и товарищи по службе впервые с некоторым удивлением посмотрели на Петра Ильичева после его выступления на митинге перед высадкой Курильского десанта "Клянусь тебе, Родина, — сказал Петр Ильичев. — что, пока руки мои будут держать оружие, а глаза видеть, я буду беспощадно бить врагов!".

Он был рядом с Николаем Вилковым. Хорошо видел, как гибнут товарищи под пулями японских пулеметов, изрыгающих смерть сразу из двух амбразур дзота, стоящего на высоте. Как и старшина Вилков, старший матрос Ильичев израсходовал все гранаты, подкравшись к огневой точке сбоку. Но дзот не замолк. Петр прекрасно видел, как одну из амбразур закрыл своим телом Николай Вилков, и сразу понял, что это единственный в сложившихся обстоятельствах способ заставить замолчать огневую точку противника. И он бросился на вторую амбразуру.

После боя на груди у старшины Вилкова было найдено Красное знамя. Он хотел водрузить его на вершине сопки в знак победы. Под окровавленной тельняшкой рулевого катера "МО -253" Петра Ильичева друзья увидели пробитый пулями комсомольский билет и последнее письмо родным, которое Петр не успел отправить.

"Дорогая мама, — писал герой, — сестра Поля и брат Василий! Сегодня мы идем в бой, не беспокойтесь, родные, за меня краснеть не придется. Я выполню свой долг перед любимой Родиной и клятву, которую дал перед боем, сдержу до конца!"".


Памятник Петру Ильичеву в Петропавловске-Камчатском. Фото: ИА KamchatkaMedia

Смотрите полную версию на сайте >>>