Девушка с железным оленем

Интервью с путешественницей Татьяной Никульниковой о севере, страхах и свободе
Татьяна Никульникова в Камчатском клубе имени Глеба Травина.
Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia

11 октября. 10 октября 1928 года из порта Петропавловска-Камчатского во Владивосток вышел пароход, на борту которого был молодой человек 26 лет с велосипедом и фотокамерой. Спустя три года путешественник вернётся на Камчатку, проехав на своём "железном олене", как окрестили велосипед жители севера, 85 тысяч километров вдоль границ Советского Союза, включая арктическое побережье до мыса Дежнёва. Этот человек — работник петропавловской электростанции, турист и велопутешественник Глеб Травин.

Его невероятную одиссею целиком до сих пор никто не смог повторить, хотя многих он вдохновил на путешествия. В их числе, например, Павел Конюхов, который в 1987 году прошёл с небольшой группой единомышленников по арктическому маршруту Травина. Но когда в Арктику отправляются суровые бородатые мужики, это не вызывает такого удивления. Да, чудаки, как когда-то называли и самого Травина. А вот когда этот маршрут решается повторить хрупкая девушка, да ещё и в одиночку, это поражает. 

Недавно у нас на Камчатке побывала известная русская велопутешественница Татьяна Никульникова. В одиночку и вдвоём со своим другом Виктором Поповым она проехала на двух колёсах почти 60 стран на всех континентах, кроме Антарктиды, побывала в самом южном городе Американского континента Ушуайе и в самой северной точке материковой Европы мысе Нордкап в Норвегии.

За её спиной дороги Европы, США, Канады, Норвегии, Кубы, Аргентины, Перу, Новой Зеландии, Исландии. В 2018 — 2020 гг. Татьяна совершила опасные одиночные путешествия на велосипеде по Аляске, пустыне Намиб в Африке, пересекла всю Южную Америку и Новую Зеландию.


Татьяна "в диких условиях" на Аляске: тот самый автобус из фильма по книге Джона Кракауэра.. Татьяна Никульникова



Новый проект Татьяны — экспедиция "Большой северный путь" по маршруту Глеба Травина, точнее, по его северной части, вдоль побережья Северного Ледовитого океана от Кольского до Чукотки. Планов в точности повторить маршрут у Татьяны нет, скорее это путешествие "по мотивам" экспедиции Глеба Травина. Да и сам Травин не всё время ехал на велосипеде — часть пути по Чукотке он преодолел на охотничьих лыжах, собачьей упряжке или пешком.

На Камчатку Татьяна приехала совсем ненадолго. "Нет больше сил годами ехать на велике через всю Арктику на восточный край континента. Терпение лопнуло — телепортировалась," — написала она на своей страничке в ВК (18+). 


Здесь начинается Россия.. Татьяна Никульникова

Корреспонденты ИА KamchatkaMedia встретились с Татьяной и побеседовали с ней о её путешествиях, о севере, страхах и свободе.

— Татьяна, что привело тебя на Камчатку? Что успели здесь проехать и посмотреть?

— На Камчатку привел Глеб Травин и дешевые билеты на самолет (смеётся — прим. ред.). Велопутешественник Глеб Травин прожил в Петропавловске 35 лет, и именно отсюда начался его знаменитый путь вокруг границ СССР в 1928 году. Он любил Камчатку, исследовал ее на велосипеде.

И мне хотелось побывать в тех местах, где он готовился к своему будущему большому путешествию. С Виктором мы успели доехать на велосипедах до Мутновской геотермальной электростанции, посмотреть Дачные горячие источники, подняться к кратерам вулкана Горелый и к подножию Мутновской сопки, искупаться в термальных источниках. Это был небольшой маршрут. Мы понимали, что за неделю невозможно посмотреть многое.

Камчатка — особенное место, которое не терпит спешки. Существует мнение, что Камчатка не для велотуризма, что здесь нет дорог и кататься попросту негде. Но мой заполярный опыт говорит о том, что "дорога" — весьма условное понятие, и часто на велосипеде можно проехать там, где другой транспорт не пройдет.

 Мы лишь прикоснулись к уникальным ландшафтам Камчатки. Конечно же, хочется вернуться сюда и изучить более отдаленные места. 

— Откуда такой интерес к Глебу Травину? Как родилась идея экспедиции "Большой северный путь"?

— Лет десять назад я наткнулась в интернете на статью о Глебе Травине и его путешествии на велосипеде вокруг границ Советского Союза. Тогда у меня уже был небольшой туристический опыт, только я путешествовала в основном по Европе и другим цивилизованным странам, где каждый день есть магазин и гостиница. Я увидела в нем своего единомышленника, но многие вещи удивили меня, вызвали множество практических вопросов.

Это был какой-то недосягаемый уровень человеческой силы и выносливости, упорства и смекалки.


Татьяна и Виктор на краю Европы. Нордкап, Норвегия. Татьяна Никульникова

Особенно поразил его северный участок маршрута через Арктику от Кольского до Чукотки. Я тогда подумала, неужели такое возможно? А смогла бы я так путешествовать? За последние годы я много времени провела за полярным кругом на велосипеде. Проехала всю Норвегию до Нордкапа, в одиночку пересекла Аляску от Анкориджа до Северного Ледовитого океана, доехала от Москвы до Мурманска и побывала на мысе Немецкий — крайней северной точки европейской России. Любовь к Северу только крепла, а к востоку от Немецкого мыса лежали огромные неисследованные мной пространства Русского Заполярья.

И тогда я вернулась к маршруту Травина, ведь он остается фактически единственным человеком, кто проехал в одиночку всю Арктику на велосипеде и с велосипедом. Изучив опыт своего предшественника, я составила свой маршрут по Русскому Северу, только решила разбить его на участки и ехать летом, когда нет полярной ночи и сильных морозов.


Воркута.. Татьяна Никульникова

— Расскажи о твоём маршруте. Сколько уже прошла? Какие самые яркие впечатления?

— Первый этап состоялся в 2021 году, когда я за лето доехала от Карелии до Воркуты 4000 км. В следующем году я продолжила путь от Воркуты через Полярный Урал через весь Ямал и завершила этап в поселке Красноселькуп почти на границе с Красноярским краем. В 2023 я пересекла Енисей и добралась до Северной Эвенкии — Плато Путорана.


Плато Путорана Татьяну не пропустило. Татьяна Никульникова

В этом году пересечь Плато Путорана мне не удалось, но я не теряю надежды продолжить непрерывный путь до Чукотки в следующем сезоне. На сегодня пройдено всего чуть больше 7000 километров по Русской Арктике. Ещё около 6000 осталось до мыса Дежнева. 

"Большой северный путь" — самое сложное и длительное из всех моих путешествий. Это настоящая экспедиция, требующая особой подготовки и смекалки. 

Яркое впечатление оставили поморские села в Архангельской области, Печорский тракт — исчезнувшая дорога, соединявшая некогда Архангельскую область и Коми, 230 километров болот, бродов и полного бездорожья. Часто вспоминаю тундры Полярного Урала и стойбища хантов, где меня угощали олениной и давали кров. 


В начале была Англия.. Татьяна Никульникова

— Почему велосипед? С чего всё началось? 

— Велосипед был со мной всегда с самого детства. Настоящую свободу я обрела, когда купила в 2007 году на первую зарплату "горник". Я выросла в Перми, и велосипед позволил мне постепенно выйти за границы мира провинции. От своего района я направилась за черту города, на природу и в соседние деревни. А потом поняла, что если взять с собой палатку и спальник, то можно уехать еще дальше. Иногда мы собирались с ребятами из городского велофорума и уезжали куда-то. Но обычно у меня не было особой потребности в компании, по характеру я одиночка. 

Страсть к путешествиям проявилась еще в подростковом возрасте. Меня манила романтика дальних дорог, Джон Леннон в плеере, мечты о Ливерпуле. Эти мечты сбылись уже в 2010-ом году. Тогда я проехала от Глазго до Лондона через всю Великобританию и побывала, конечно, в Ливерпуле. Можно сказать, что у меня не было долгого поиска формата путешествий, все произошло естественным образом.

Велосипед и тяга к исследованию мира соединились в одно целое, и страсть к велопутешествиям с годами только росла. 

— По Арктике ты, как и Глеб Травин, путешествуешь одна. Наверное, самый популярный вопрос, который тебе задают, не страшно ли тебе. Были опасные ситуации, когда ты чуть не погибла? Не передумала путешествовать после этого?

— Я привыкла путешествовать в одиночку и проходила через множество сложных и опасных ситуаций, где положиться можно было только на себя.

Я живой человек, и, конечно, мне бывает страшно в определенные моменты. 

Я близко встречалась с медведями, тонула в горной реке, оставалась без воды в пустыне. Но я выжила и приобрела новый полезный опыт, который только поможет в будущих маршрутах. Путешествия на велосипеде по дикой природе связаны с определенными рисками. Я осторожный человек и стараюсь избегать экстремальных ситуаций, стараюсь не попадать в них намеренно. Но я готова преодолевать трудности и принимать свою судьбу. 


"Дикие ночевки в полном уединении — самые прекрасные." Аляска.. Татьяна Никульникова

— Как реагируют на тебя люди? 

— Реагируют обычно с удивлением и любопытством, часто спрашивают, не страшно ли мне одной и есть ли у меня муж. 


"Самое сложное в одиночном путешествии — необходимость везти большое количество снаряжения.". Татьяна Никульникова

— Известная путешественница Марина Галкина в своей книге "Одна на краю света" написала: "На край света можно идти либо только с настоящими друзьями, либо уж в одиночку". Что для тебя самое сложное в одиночном путешествии, а что — в путешествии с партнёром? 

— Самое сложное в одиночном путешествии для меня не психологические сложности и не страхи, а необходимость везти большое количество снаряжения, которым я буду пользоваться одна. В паре можно распределить вес многих вещей (например, палатки и посуды) и облегчить ношу. Когда впереди большой автономный участок, где на многие километры невозможно пополнить запасы еды или пустынные районы, где приходится везти с собой много воды, то "лишний" вес снаряжения становится критичным.


"Каждое путешествие — это личное событие.". Татьяна Никульникова

В парных путешествиях самое сложное — психологическая совместимость. Необходимость постоянно искать компромиссы и подстраиваться друг под друга отнимает много времени и утомляет. Когда ты один, ты отвечаешь только за себя, не отвлекаешься ни на что. Удается достичь большей гармонии с окружающим миром. 

Я считаю, что каждое путешествие — это личное событие. Мне нравится странствовать одной, в этом есть своя философия. Но хоть я по натуре и одиночка, в некоторых путешествиях у меня есть спутник и единомышленник — моя "вторая половинка" Виктор.


Красавец Фицрой, Патагония.. Татьяна Никульникова

— Ты проехала планету от севера (Нордкап) до юга (Ушуайа), побывала на всех континентах, кроме Антарктиды. Где тебе понравилось больше всего?

— Сейчас меня больше всего привлекают северные страны и регионы, расположенные за полярным кругом. Это Норвегия и Канада, Аляска, Россия. Очаровала меня Патагония и Огненная Земля — это такая Арктика наоборот, "север" южного полушария.

На Севере особая атмосфера, там ощущаешь себя первооткрывателем. Вокруг суровый климат, бесконечные дикие просторы и мало людей. Здесь особые правила жизни и природа, в которой все быстро меняется, буквально на глазах. За короткое лето флора и фауна спешит завершить свой жизненный цикл. 


"Северная природа скудная и суровая.". Татьяна Никульникова

— Травина вдохновляли литературные персонажи — Фауст и "романтики с большой дороги" Одиссей и Дон Кихот. А тебя вдохновляет музыка, насколько я поняла. Не зря ведь ты придумала проект "Блюзы новых дорог". Как для тебя звучит Русский Север? 

— Северная природа скудная и суровая. В ней мало звуков, нет громких и резких. Наверное поэтому в музыке северных народов нет мелодики, а только ритмы. Сложно ассоциировать север с творением человека — музыкой, поэтому там я чаще наслаждаюсь редкой для современного мира тишиной

— Какое из твоих путешествий самое запоминающееся?

— Каждое путешествие запоминается по-своему. У многих мест на планете есть своя атмосфера. Иногда у меня бывают неожиданные флэшбэки: всплывают события или встречи, лица людей и ландшафты, о которых я много лет не вспоминала. Чаще всего вспоминаю путешествие по Норвегии в 2014 году. За сорок пять дней мы вдвоем проехали от южной точки Норвегии — маяка Линдеснесс до северной оконечности Европы — мыса Нордкап.

— Были какие-то маршруты/страны, которые тебя разочаровали?

— В моем списке довольно мало стран, в которые я не хотела бы вернуться. Но есть и такие. Например, Иордания. Страна с сильными традиционными мусульманскими ценностями, где женщине на велосипеде не место даже рядом с мужчиной. Мы часто сталкивались с непониманием местных жителей и даже стали жертвами вооруженного нападения подростков с ножами.

— Что посоветуешь тем, кто хочет отправиться в велопутешествие, но не знает, с чего начать?

— Отправиться в велопутешествие несложно. Достаточно собрать минимальный комплект снаряжения, выбрать небольшой маршрут по силам и сделать первый шаг. Не нужно сразу искать сложных приключений, первый опыт должен быть приятным. Выйти из дома — вот это самое сложное. Много раз в последнюю ночь перед очередным путешествием меня накрывала бессонница, накатывал страх. Я лежала и думала: куда же я еду, ведь там будет мокро и холодно! Опять нужно будет тащить велосипед в гору, каждый день ставить палатку и замерзающими пальцами готовить себе ужин. Может, лучше остаться здесь на диване? Ведь это так просто и легко!

Но когда ты уже в пути, дорога сама ведет тебя, преподносит удивительные и приятные сюрпризы. Верьте в себя и свои силы, доверьтесь миру, и он ответит вам взаимностью.

Беседовала Елена Поддубная

Смотрите полную версию на сайте >>>

Узнавай оперативные новости в Телеграм

Подписывайтесь на новости КамчаткаМедиа во ВКонтакте


Следующая новость