Камчатка 6 октября: цунами и экспедиция Джеймса Кука

Этот день в истории — листок памятных дат от ИА KamchatkaMedia
Цунами 1952 года, которое смыло Северо-Курильск, задело многие Камчатские селения западного побережья
Фото: Из фондов КГБУ ККОМ

Цунами 1737 года

История знает случаи, когда море от берегов Камчатки уходило на такое расстояние, что его нельзя было видеть, и на дне морском тогда обнаруживались неизвестные до того горы и скалы. Эта же история повествует, что 6 октября 1737 года во время камчатского землетрясения вода со страшной силой влилась на берега на вышину саженей 30, уничтожив все на своем пути. Тогда во многих местах луга стали холмами, а поля — морскими заливами. 


Село Паратунка, XX век. Из фондов КГКУ ГАКК

Село Паратунка

Первое упоминание о Паратунке можно найти в книге участника Второй Камчатской экспедиции С. П. Крашенинникова "Описание земли Камчатки" 1737 года. Датой образования села Паратунка считается 6 октября 1737 года.

Первые сведения о Паратунских источниках сообщил врач-натуралист Лангсдорф, посетивший Камчатку в составе экспедиции Крузенштерна в 1805 году. В 1819 г. на Паратунских ключах появился матрос Корягин — он стал первым жителем Паратунки. После него начали лечиться в тех водах и многие другие. Об этом стало известно тогдашнему начальнику Камчатки П.Рикорду, и он велел построить здесь купальню, которой и стал заведовать старый матрос Корягин.

В 1822 г. капитан Шабельский первым из исследователей не только посетил Паратунку, но и кратко описал сами источники. Во времена правления А.Голенищева (1805-1830 гг.) на Нижне-Паратунских термах существовала больница для больных сифилисом и прокаженных, в которой успешно лечились и от других болезней.

В течение 1851-1854 гг. на Паратунской земле много раз бывал К.Дитмар, прикомандированный к военному губернатору Камчатки в качестве чиновника для особых поручений по горному делу. Дитмар охарактеризовал увиденные источники, измерив в них температуру воды. Описал, как выглядели изливающиеся струйки в плане. Дал географическую привязку источников на местности, отметив известные названия отдельных ручьев. Все полученные сведения он довел до губернатора Камчатки, который не только с вниманием отнесся к сообщениям, но и стал заботиться о практическом использовании терм. В это время на Паратунских ключах выстроили купальни-бассейны с раздевалками. Для солдат и матросов была открыта лечебница, когда практиковалось лечение тяжелых недугов и кожных заболеваний. Вблизи источников была построена деревянная церковь.

Во второй половине XIX в. пальма первенства в изучении термальных ключей была в руках врачей. Так, в 1879 г. ссыльный врач Б. Дыбовский внес вклад в изучение ключей, в том числе Нижнее-Паратунских, преимущественно в медицинском аспекте. По его инициативе К. Шмидт произвел химические анализы источников.

В 1908 г. на Камчатку прибыла экспедиция Рябушинского, где в первых комплексных исследованиях Камчатки ботанический отряд экспедиции возглавил В. Л. Комаров, известный ботаник. Он в своей книге "Путешествие по Камчатке в 1908-1909 гг.", посвятил целую главу Паратунским ключам: описал природные окрестности долины реки Паратунки, горячие ключи, селение. 

В 1931 году в составе Камчатской экспедиции ЦНИГРИ, а затем экспедиции АН СССР под руководством академика А. Н. Заварницкого, Б. И. Пийп начал изучение молодого и современного вулканизма полуострова и его термальных источников. В 1934 году он получил детальные материалы по 11 группам горячих источников преимущественно в южной части Камчатки, в том числе на современной территории курорта "Паратунка".

Летом 1946 г. по инициативе командира 137-го стрелкового корпуса генерал-лейтенанта А. Р. Гнечко началось строительство первого санатория на Паратунской земле. На окраине с. Паратунки, вблизи горячих источников было выбрано место, заложены деревянные дома.

А в 1950 году на Паратунскую землю прибыла экспедиция, скомплектованная Центральным институтом курортологии и физиотерапии с участием ученых-врачей. Ею руководил гидрогеолог В. В. Иванов. Заключение экспедиции должно было послужить отправной точкой для подтверждения уже известных данных, а главное — дать источникам чисто медицинскую интерпретацию и практические рекомендации по развитию курортного дела на Камчатке, что и было сделано в отчете о работе экспедиции в 1951 году.

После возведения первенца санаторного дела — военного санатория "Паратунка" перспектива создания Паратунской санаторно-курортной зоны была подтверждена в территориальной комплексной схеме охраны природы Камчатки, которую в 1978 г. разработала организация "Ленгипрогор", т.е. получила первое научное обоснование для ограничения площади и ее перспективного развития.

В дальнейшем идею создания курорта продвигала в жизнь группа активистов-энтузиастов, специализирующихся в области охраны природы камчатского региона. В 1977 году Паратунская гидрогеологическая экспедиция довела до сведения 1-го секретаря Елизовского горкома КПСС В. А. Санталова предложения об организации комплексного заказника в бассейне Паратунки.

В 1991 году по заданию Паратунского сельсовета специалистами Паратунской гидрогеологической экспедиции выполнено описание бальнеологических свойств минеральных вод и лечебных грязей озера Утиного.


Карта Сибири и Камчатки, 1750-е годы. Из энциклопедии

Пушной промысел на Камчатке в XVIII веке

В 1750 года иркутский купец Емельян Югов испросил у Правительствующего Сената позволение построить четыре судна и промышлять зверей при островах, против Олюторска лежащих, с тем, что десятину из всех мехов отдает он в казну; но вместо четырех судов построил Югов только один бот, названный "Св. Иоанном", и вышел на оном сам 6 октября 1750 года с экипажем 27 человек в море. 

Первое плавание его было весьма несчастливо: буря прибила бот Иона к камчатским берегам, где он и провел еще зиму. В 1751 году вышел Югов опять в море и, проведя 3 года на разных островах, окончил жизнь свою на Беринговом острове; судно же его возвратилось в июле 1754 года с 790 бобрами, 755 хвостами, 7 044 голубыми песцами и 2 222 морскими котами. 

Кокс говорит, что по возвращении судна сего взят был по указу из Иркутска весь груз в казну. Ослушание Югова принять к себе на судно морского чиновника было виною сей меры. Но вскоре возвратили хозяевам весь промысел, удержав только, по условию, третью часть.

Благополучное возвращение Югова судна и вывезенное на нем богатство послужили новым поощрением для купечества. В Охотске и Камчатке начали строить суда с большою поспешностью; но как о корабельной архитектуре имели в тех местах самое слабое понятие, то до 1760 года совершали сии аргонавты плавания свои на шитиках, шерботах и тому подобных судах, которые обыкновенно строились без железа и были столь слабо укреплены, что едва могли противостоять малейшим усилиям ветра и непостоянству той стихии, на которой они основывали все будущее свое благополучие. 

Ежели исчислить все трудности и препятствия, которые мореплаватели сии должны были переносить, то нельзя не отдать справедливости их истинно геройскому терпению. Во-первых, надобно начать с того, что по собрании охотников или промышленников должны они были строить корабли свои без всякого познания о науке кораблестроения из сырого и только что срубленного леса. Снасти, такелаж или веревки и канаты надобно им было выписывать из Якутска, от куда они привозились развитые. Муку, мясо и прочую провизию закупали они в Киренске и Якутске по высоким ценам. Снарядив таким образом судно свое, должны они были плыть бурным Охотским морем или около берегов камчатских, усеянных множеством подводных камней. Но ежели и миновав сии опасности, достигали они до какого-нибудь острова, то, вытащив корабль на берег, должны были отрядить половину команды на ловлю песцов и лисиц, а с другою, держа меч в руке, приготовлять мясо морских львов и жир китовый для пищи на всю зиму. 

Претерпеваемые сими плавателями трудности едва могли быть достойно вознаграждены самым благополучным промыслом. Миллер говорит, что в 1746 году стоил каждый пуд железа по доставке в Охотск 20 рублей, пенька 15, парусины 25 копеек аршин, прядева 40 рублей пуд. Бобра же продавали в Камчатке от 20 до 40 рублей, а на Кяхте отдавали гуртом в смену от 60 до 70 рублей.


Кратер Авачинского вулкана. Из фондов КГБУ ККОМ

Экспедиция Джеймса Кука

В конце XVIII века Англия решила провести морскую кругосветную экспедицию в северной части Тихого океана. Руководителем был назначен Джеймс Кук. Это было его третье кругосветное плавание. Главной задачей экспедиции было пройти Беринговым проливом и отыскать загадочный северо-западный проход в Атлантику. А перезимовать предполагалось в Петропавловске. Или, по крайней мере, обязательно наведаться туда. К слову, названия Берингово море, Берингов пролив и Командорские острова на географические карты нанесены Джеймсом Куком, который таким образом увековечил имя великого мореплавателя.

29 апреля 1779 года англичане прибыли в Петропавловск. Заправившись припасами, 12 июня эскадра Кларка отправилась через Берингов пролив в Ледовитый океан искать северо-западный проход в Атлантику, но наткнувшись на паковые льды, вынуждена была вернуться в Петропавловск. 22 августа 1779 года при подходе к Авачинской губе Кларк умер. Ему было 38 лет. Он завещал похоронить себя в Паратунке, где находилась церковь "Во имя рождества пресвятой Богородицы". А также пожертвовать 100 рублей на церковь. Священник из Паратунки отказался похоронить лютеранина Кларка вместе с православными, не считая его христианином. Он предложил похоронить Кларка в том месте, где в будущем году должны построить храм святых апостолов, и где похоронен Делиль де ла Кроейр из экспедиции Беринга и Чирикова. "Взяв в расчёт, что людей этих переубедить невозможно, мы согласились с предложением священника". 29 августа с воинскими почестями тело капитана Кларка было предано земле. С кораблей было дано по 12 залпов, солдаты трижды салютовали из мушкетов. 10 октября 1779 года заправившись всем необходимым, экспедиция покинула Камчатку.

Нельзя не отметить ещё два события, которые произошли во время пребывания англичан в Петропавловске. Первое печальное: 17 мая умер от дизентерии плотник с "Резолюшн" Джон Макинтош. Его похоронили по морскому обычаю: опустили в море у входа в гавань. Второе событие курьёзное. Ещё в первое пребывание в Петропавловске пропал молодой барабанщик с "Дискавери" Джереми Холлоуэй. Нашли его перед самым выходом в море. Оказалось, он влюбился в местную девушку-камчадалку и жил с ней в шалаше на берегу ручья в окрестностях Петропавловска. Под конвоем его доставили на корабль. Неизвестно, как они объяснялись, не зная языка друг друга. Во время второго захода в Петропавловск эта история повторилась. Самвелл пишет, что эта женщина-камчадалка пожелала отправиться с барабанщиком в Англию. 

За день до ухода экспедиции с Камчатки, 6 октября 1779 года, англичане стали свидетелями ещё одного извержения Авачи. Вулкан словно устроил гостям прощальный салют.


Чертёж парусного катера "Святой Зотик". Из энциклопедии парусных кораблей России XV-XIX веков

Парусный катер "Святой Зотик"

Парусный катер "Святой Зотик" заложен 22 марта 1806 г., спущен на воду 8 июля 1806 г. Был построен на верфи в Охотске. Эта верфь не имела качественного судостроительного оборудования, а также технически подготовленных или просто опытных судостроителей, поэтому охотское кораблестроение считалось самым низкокачественным военным судостроением России своего времени. 

Корабли строились только для выполнения разовых экспедиций и практически рассчитывались на один-два рейса. Охотская флотилия находилась на последнем месте во флоте и по уровню подготовки личного состава. Лучшие военно-морские офицерские кадры оставались служить в европейской части России. В результате всего этого список разбившихся на мелях и скалах кораблей флотилии рос из года в год. Эта участь не минула и "Святого Зотика". 

В 1807-1811 годах находился в плаваниях между портами Охотского моря. 24 июля 1812 года вместе со шлюпом "Диана" вышел из Охотска и 28 августа прибыл в залив Измены на острове Кунашир, где в японском плену находились командир шлюпа В.М. Головин и 7 матросов. 11 сентября суда вышли в Петропавловский порт, завернув по пути в Большерецк. 

6 октября 1812 года пришвартованный у пристани Большерецк парусный катер "Святой Зотик" во время сильнейшего шторма был сорван с якорей, выброшен на берег и разбит о скалы, но благодаря грамотным действиям капитана экипаж и большая часть груза были спасены.


Лососевый промысел, 40-50-ее гг. Из архива КГБУ ККОМ

Реорганизация АКО

В октябре 1945 г. Акционерное Камчатское общество (АКО) было реорганизовано в "Камчатский государственный рыбопромышленный трест" (КГРТ). Теперь Морлов АКО стал именоваться "Управлением Морского рыболовства КГРТ".

Одним из первых распоряжений по новому управлению стал приказ № 53 от 6 октября 1945 года, признававший, что существовавшее доселе административное деление Морлова себя не оправдало. Управления Морлова и базы работали параллельно, начальники цехов базы по существу оказались лишены самостоятельности, так как их функции выполнял директор, при том что юридическую ответственность с них никто не снимал. Результатом этого стали ненормальные взаимоотношения между руководителями. Отныне бухгалтерии рыбозавода и базы объединялись, холодильник подчинялся главному инженеру, электростанция, мехмастерские, кузница и маломерный флот — механику и капитану флота, коммерческий отдел — директору, строительный отдел — прорабу Морлова.


Камчатский порт. Из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова.

Пароход "Барнаул"

6 октября 1947 года в Петропавловск из Германии прибыл третий трофейный пароход "Барнаул". Грузоподъёмность "Барнаула" была 1200 тонн. Работал он на угле и имел паровую машину мощностью 850 лошадиных сил. Пароход был немецкой сборки, построили его в 1919 году.

Советскому Союзу он достался в качестве трофея уже в 1946, в счет репараций. Принимал плавучий "Барнаул" в Германии капитан дальнего плавания Владимир Зеньков, и в караване еще трех парусно-моторных шхун в 1947 году корабль пришел в порт приписки — Петропавловск-Камчатский. 

Рейс был длительный, караван шел через Панамский канал. Скорость хода шхун составляла шесть с половиной узлов. Когда пароход добрался да Петропавловска, его техническое состояние оценивалось как "весьма плохое" "весь корпус в цементных ящиках, заклёпки сильно корродированы, палубы проржавели на сквозь. Все механизмы и котлы нуждаются в капитальном ремонте, лебёдки, трубопроводы и электропроводку необходимо менять".

После основательного ремонта на Петропавловской судоверфи "Барнаул" стал частью Камчатрыбфлота. Преимущество его было в том, что он имел небольшую грузоподъемность, что позволяло быстро выгрузиться или взять полный груз рыбы.

Также в этот день 

6 октября 1821 года по инициативе П. И. Рикорда (губернатор Камчатки 1817-1825 гг.) было торжественно отмечено столетие со времени издания петровского Морского устава. В праздновании приняли участие моряки шлюпов "Открытие" и "Благонамеренный", а также транспортного судна РАК "Михаил" и судна американского коммерсанта П. Добелла "Сан-Педро". Офицеры всех судов были приглашены на обед к начальнику Камчатки. Моряки по предложению Рикорда организовали сбор средств на памятник основателю Петропавловска В. Й. Берингу. Памятник был заказан в Петербурге и доставлен в Петропавловск в 1826 г.

6 октября 1940 года — на базе простейшего товарищества Аянкинского сельсовета создана сельхозартель "Полярная звезда". Устав сельхозартели зарегистрирован 31.10.1940 г. Пенжинским райисполкомом.

6 октября 1987 года произошло землетрясение, ощущавшееся в Петропавловске-Камчатском как 6–7-балльное.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость