Камчатка 2 октября: корабль Слава России и начало Берингии

Этот день в истории — листок памятных дат от ИА KamchatkaMedia
Корабль "Слава России"
Фото: Из статьи С. В. Гаврилова "Петропавловск: годы, корабли, люди"

Корабль "Слава России"

Активность иностранных мореходов вблизи русских берегов встревожила российское правительство, которое решило снарядить Северо-Восточную экспедицию (1785—1793 гг.). Ее возглавили приглашенный на русскую службу бывший участник Третьей экспедиции Кука И. И. Биллингс и русский моряк Г. А. Сарычев.

"Слава России" — корабль экспедиции Биллингса — Сарычева — был построен в Охотске в 1787 г. Он имел длину 26,3, ширину 7 и осадку 2,7 м. 1 октября 1789 г. 2 октября 1789 года в гавань зашёл построенный в Охотске корабль "Слава России" с Северо-Восточной астрономической и географической экспедицией И. Биллингса — Г. Сарычева. Её задачей было нанести на карту все вновь открытые земли и юридически закрепить их за Россией. 

В это время в гавани имелось восемь домов: четыре на кошке, у её основания, и четыре на месте первоначального базового лагеря. Жителей насчитывалось тридцать четыре человека, из них двадцать три казака и солдата и одиннадцать камчадалов. 

Оборонительные сооружения состояли из четырёх батарей — на мысе Сигнальном из трёх пушек, около озера — из девяти, южнее кошки (у современных северных ворот порта) — из пяти и на самой кошке, у её основания, — из восьми. На батареях стояли трёх и трёх с половиной фунтовые орудия, шесть медных пушек и два фальконета. В связи с предписанием 1790 г. о приведении Петропавловской гавани в оборонительное положение сюда постоянно назначались отдельные команды. В 1800 г. в Петропавловской роте числился сто один человек.

Отсюда после зимовки в мае 1790 г. она отправилась к берегам Северной Америки. Недостаток продовольствия вынудил моряков 10 сентября 1790 г. вернуться обратно.

3 мая 1791 г. "Слава России" вышла из Петропавловска к Алеутским островам, 1 июля она прибыла на остров Уналашку, 1 августа вошла в Берингов пролив. Летом 1792 г. "Слава России" под командованием Г. А. Сарычева вернулась в Петропавловск. Здесь ее оставили под надзором местных властей, так как ни в одну из существовавших тогда на тихоокеанском побережье отечественных гаваней "Слава России" не могла безопасно входить из-за своих размеров. Стоявшее "без всякого употребления" судно 27 марта 1801 г. затонуло на трехсаженной глубине вместе с находившимися на нем запасами и материалами.

Часть его имущества сохранялась и в последующие годы, принося пользу заходившим в порт морякам и местным жителям. Два гребных баркаса со "Славы России" использовала для доставки балласта команда шлюпа "Надежда", совершавшего первое русское кругосветное плавание. По словам его руководителя И. Ф. Крузенштерна, "сии нами исправленные суда служили потом с пользою для жителей". Они стали существенным подспорьем горожанам: "Бедные жители сего города не имеют никаких других судов, кроме байдар, не способных к перевозу тяжестей. Оные и при мало крепком ветре не могут даже держаться и в заливе".

Спустя много лет остов "Славы России" еще могли наблюдать моряки клипера "Гайдамак", посетившие Петропавловск в 1877 г.


Бриг «Юнона» и тендер «Авось». Из энциклопедии

Бриг "Юнона" и тендер "Авось"

2 октября 1806 года в Петропавловск прибыли на зимовку суда РАК "Юнона" и "Авось" под командованием лейтенанта Г. И. Давыдова и мичмана Н. А. Хвостова. В сентябре этого года "Юнона" и "Авось" погромили японские военные посты на южном Сахалине в заливе Анива по распоряжению Н. П. Резанова. 

В 1807 г., после зимовки в Петропавловске, они ходили к Южным Курилам, где также уничтожили японские военные посты.


Карта Охотско-Камчатского края. Из книги Слюнина Николая Васильевича «Охотско-камчатский край: естественно-историческое описание: (с картой)»

Петропавловск становится главным портом на Дальнем Востоке

Указом императора Николая I от 2 октября 1849 года в Петропавловск было переведено административное управление Охотско-Камчатским краем и передислоцирован охотский воинский гарнизон.


Первые летчики Камчатки: пилот Овчинников, старший инженер Тюбини, пилот Сафанов, 1938 год. Из фондов КГБУ ККОМ

Камчатское управление воздушными линиями

2 октября 1931 года на мысе Сигнальном временно начало действовать Восточно-Камчатское управление воздушными линиями. Начальник управления Притулюк доводил до сведения заинтересованных организаций, что с 5 ноября его контора будет размещаться на улице Ленина.

Для реализации правительственного задания по организации воздушного сообщения с Колымой и Камчаткой в 1931 г. в Николаевске-на-Амуре открывают Камчатское управление воздушными линиями. 

В спешке и без должной проработки технических и организационных вопросов оборудование авиатрассы на Камчатку намечали уже на четвертый квартал этого же года. Однако полная неподготовленность трассы, отсутствие самолетов и квалифицированного летно-технического состава очень быстро заставили отказаться от задуманной затеи.


Вид с Тарьинской сопки, конец XX века. Из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова.

Восхождение на Вилючинскую сопку

2 октября 1934 года состоялось восхождение на Вилючинскую сопку по юго-восточному барранкосу (глубокому оврагу, прорезавшему склон от подошвы до вершины). Это успешно сделала группа ударников-строителей в составе Педченко, Макаренко, Караульного, Вершинина под руководством Коптелова. 

30 сентября они выехали в Тарью. Подъём оказался трудным, приходилось преодолевать скалы, двигаться по льду. На вершину поднялись Коптелов, Педченко и Караульный. Подъём занял девять часов, спуск четыре с половиной. 

После спуска туристы, двигаясь долиной реки Паратунки, посетили одноимённое село и затем вернулись в Тарью для дальнейшего следования в Петропавловск, куда и прибыли 9 октября. 

Высота Вилюйской сопки составляла две тысячи триста метров. На следующий день после спуска она покрылась снегом и стала недоступной для восхождения. В районе Паратунки туристы обнаружили стоянку первобытного человека. Позже выехавший в это селение заведующий областным музеем Смирнов подтвердил открытие. Здесь он намеревался провести раскопки.


Петропавловск-Камчатский, торговый порт, 1960-е. Из энциклопедии

Проблема со снабжением судов водой

27 июня 1940 г. флот заключил договор с воинским подразделением "склад № 786" о постройке последним водохранилища и водопровода. Водопровод должен был подходить к берегу "по указанию АКОфлота для снабжения судов водой в неограниченном количестве круглый год и безвозмездно". 

К 1 октября 1941 года соорудили открытое водохранилище емкостью 250 "кубов", заполнявшееся водой из родников. От него протягивалась труба, не доходившая до берега на 75 м. Выяснилось, что водохранилище заполнялось медленно, а его объем для снабжения пароходов был недостаточен, то есть "вопрос снабжения водой судов отпадает". 

2 октября 1941 года договор расторгли, учитывая, что "подход большинства наших судов к берегу из-за осадки может быть произведен не ближе 200 м, потребуется для приема воды свыше 300 м шлангов, чем не располагают наши суда, а в зимнее время подход судов вообще исключен из-за замерзания бухты".


"Берингия" на Камчатке. Из энциклопедии

Начало "Берингии"

2 октября 1990 года решением Корякского окрисполкома № 103 зарегистрировано малое предприятие "Берингия" для организации и проведения гонок на собачьих упряжках с целью возрождения и развития традиционного вида транспорта.

"Берингия" — традиционная Камчатская гонка на собачьих упряжках. Проводится ежегодно начиная с 1990 года.

С идеей проведения гонок выступил журнал "Северные просторы". При поддержке Всесоюзного Фонда Народов Севера, Сибири и Дальнего Востока первая гонка прошла в январе 1990 года. На трассу протяжённостью 250 километров вышли 8 упряжек.

На следующий год длина трассы составила уже 1980 километров. Эта гонка на собачьих упряжках была занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая протяженная в мире. Самыми массовыми стали гонки 2009 и 2010 годов — на старт вышли по 17 упряжек. Сейчас гонка проводится на трассе длиной 1100 километров и более.

Также в этот день

2 октября 1928 года была образована Елизовская районная больница.

2 октября 1934 года — постановлением президиума Камчатского облисполкома № 307 установлен порядок работы различных экспедиций на Камчатке.

2 октября 1941 года постановлением бюро Корякского окружкома ВКП(б) организован Фонд обороны, сбора тёплой одежды для действующей Красной армии 

2 октября 1945 года образован Камчатский пограничный округ. Ныне — Пограничное управление ФСБ России по восточному арктическому району.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость